Задачи и практическая методика опытно-экспериментальной работы с использованием кейс-технологии
материал (3 класс)

Тимофеева Дарья Павловна

Задачи и практическая методика опытно-экспериментальной работы с использованием кейс-технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи и практическая методика опытно-экспериментальной работы с использованием кейс-технологии

Опытно-экспериментальная работа предполагает решение следующих задач:

1) диагностировать и проанализировать полученные результаты уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся 3 класса на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы;

2) разработать блок технологических карт уроков литературного чтения для 3 класса (УМК «Начальная школа 21 века») с включением кейс-технологии, направленной на формирование читательской грамотности у обучающихся третьего класса;

3) провести опытно-экспериментальную работу по определению эффективности применения кейс-технологии для формирования читательской грамотности у обучающихся 3 класса;

4) диагностировать уровень сформированности читательской грамотности у обучающихся 3 класса на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы;

5) обобщить результаты опытно-экспериментальной работы и обосновать эффективность применения кейс-технологии при формировании читательской грамотности у обучающихся 3 класса.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в три этапа:

Первый этап – констатирующий – выявление исходного уровня сформированности читательской грамотности у испытуемых.

Второй этап – формирующий – опытно-экспериментальная работа по внедрению блока технологических карт уроков литературного чтения для 3 класса с целью формирования читательской грамотности.

Третий этап – контрольный – повторная диагностика на выявление сформированности читательской грамотности младших школьников, сравнительный анализ исходных и итоговых диагностических данных.

 Технологическая карта практической деятельности опытно-экспериментальной работы отражает тему, задачи, средства практической деятельности на уроке.

Таблица 2 – Технологическая карта практической деятельности в педагогическом эксперименте: опытно-экспериментальная работа (независимый эксперимент).

Сроки проведения опытно-экспериментальной работы: «7» марта - «17» мая 2025 г.

Дата

урока

Тема

урока

Задача урока по практической части ВКР

Методическое средство практической деятельности на уроке

Этап

эксперимента

Средство выявления показателей эксперимента

07.03.2025

1. Диагностическое занятие.

Выявление уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся третьего класса.

Диагностика №1 по методике О.П. Панковой. Работа по тексту Н. Сладкова «Медовый дождь».

(Приложение А)

Констатирующий этап

Диагностика № 1

(Приложение А)

21.04.2025

2. Л. Пантелеев. «Камилл и учитель».

1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста (отвечать на вопросы).

2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию.

3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста.

Применение кейс-технологии по рассказу Л.Пантелеева «Камилл и учитель». Метод дискуссии: «Изгнание и позор – достойное наказание для того, кто забыл о совести?» Выявление наиболее верной поведенческой модели.

Формирующий этап

(наблюдение, беседа с учителем, с обучающимися экспериментальной группы)

24.04.2025

3. А.П. Гайдар. «Горячий камень».

1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста (отвечать на вопросы).

2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию.

3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста.

Применение кейс-технологии по рассказу А.П. Гайдара «Горячий камень». Метод: ситуационно-ролевая игра. Инсценировка. Коллективное обсуждение.

Формирующий этап

(наблюдение, беседа с учителем, с обучающимися экспериментальной группы)

25.04.2025

4. А.П. Гайдар. Повесть «Тимур и его команда».

1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста (частичный пересказ).

2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию.

3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста.

Применение кейс-технологии по рассказу А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Кейс-стади: решение задач-ситуаций по заданному тексту.

Формирующий этап

(наблюдение, беседа с учителем, с обучающимися экспериментальной группы)

Продолжение таблицы 2

Дата

урока

Тема

урока

Задача урока по практической части ВКР

Методическое средство практической деятельности на уроке

Этап

эксперимента

Средство выявления показателей эксперимента

28.04.2025

5. М.М.Пришвин 

«Жаркий час».

1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста (отвечать на вопросы).

2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию.

3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста.

Применение кейс-технологии по рассказу.

Метод дискуссии: Почему этот час оказался «страшным для зверей и птиц? Коллективный выбор ответа.

Работа с кейсом № 5.

Формирующий этап

(наблюдение)

5.05.2025

6. М.М.Пришвин 

«Книжная полка».

1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста.

2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию.

3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста.

Применение кейс-технологии по рассказу.

«Восстановление психологического портрета автора: М.М. Пришвина». Коллективное обсуждение.

Формирующий этап

(беседа с учителем)

6.05.2025

7. М. М. Пришвин. Очерк «Моя Родина».

1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста.

2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию.

3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста.

Применение кейс-технологии по рассказу М.М. Пришвина «Моя Родина». Метод дискуссии. Коллективный выбор наиболее правильного ответа на вопрос: «Охранять природу – значит охранять Родину?»

Формирующий этап

(наблюдение, беседа с учителем, с обучающимися экспериментальной группы)

12.05.2025

8. М.М. Пришвин. «Двойной след».

1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста.

2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию.

3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста.

Применение кейс-технологии по рассказу М.М. Пришвина «Двойной след». Метод дискуссии. Работа по кейсу № 7. Выявление общего между кейсом и произведением.

Формирующий этап

(наблюдение, беседа с учителем, с обучающимися экспериментальной группы)

Продолжение таблицы 2

Дата

урока

Тема

урока

Задача урока по практической части ВКР

Методическое средство практической деятельности на уроке

Этап

эксперимента

Средство выявления показателей эксперимента

13.05.2025

9. М.М. Пришвин. «Выскочка».

1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста (отвечать на вопросы, использовать цитирование).

2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию.

3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста.

Применение кейс-технологии по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка». Метод ситуационно-ролевой игры (в виде инсценировки поведения сорок и Выскочки и Вьюшки и Выскочки). Коллективное обсуждение.

Формирующий этап (наблюдение, сравнение, анализ умения интерпретировать текст и обобщать информацию)

15.05.2025

10.

Диагностическое занятие.

Определение уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся третьего класса.

Диагностика №2 по методике О.П. Панковой. Работа по тексту М. Пришвина «Золотой луг».

Контрольный этап

Диагностика №2

В ходе опытно-экспериментальной работы по внедрению блока технологических карт уроков литературного чтения с включением диагностик читательской грамотности у младших школьников было проведено 8 уроков в третьем классе. Для работы был использован подобранный дидактический материал с учетом возрастных особенностей обучающихся.