Задачи и практическая методика опытно-экспериментальной работы с использованием кейс-технологии
материал (3 класс)
Задачи и практическая методика опытно-экспериментальной работы с использованием кейс-технологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задачи и практическая методика опытно-экспериментальной работы с использованием кейс-технологии
Опытно-экспериментальная работа предполагает решение следующих задач:
1) диагностировать и проанализировать полученные результаты уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся 3 класса на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы;
2) разработать блок технологических карт уроков литературного чтения для 3 класса (УМК «Начальная школа 21 века») с включением кейс-технологии, направленной на формирование читательской грамотности у обучающихся третьего класса;
3) провести опытно-экспериментальную работу по определению эффективности применения кейс-технологии для формирования читательской грамотности у обучающихся 3 класса;
4) диагностировать уровень сформированности читательской грамотности у обучающихся 3 класса на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы;
5) обобщить результаты опытно-экспериментальной работы и обосновать эффективность применения кейс-технологии при формировании читательской грамотности у обучающихся 3 класса.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в три этапа:
Первый этап – констатирующий – выявление исходного уровня сформированности читательской грамотности у испытуемых.
Второй этап – формирующий – опытно-экспериментальная работа по внедрению блока технологических карт уроков литературного чтения для 3 класса с целью формирования читательской грамотности.
Третий этап – контрольный – повторная диагностика на выявление сформированности читательской грамотности младших школьников, сравнительный анализ исходных и итоговых диагностических данных.
Технологическая карта практической деятельности опытно-экспериментальной работы отражает тему, задачи, средства практической деятельности на уроке.
Таблица 2 – Технологическая карта практической деятельности в педагогическом эксперименте: опытно-экспериментальная работа (независимый эксперимент).
Сроки проведения опытно-экспериментальной работы: «7» марта - «17» мая 2025 г.
Дата урока | Тема урока | Задача урока по практической части ВКР | Методическое средство практической деятельности на уроке | Этап эксперимента Средство выявления показателей эксперимента |
07.03.2025 | 1. Диагностическое занятие. | Выявление уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся третьего класса. | Диагностика №1 по методике О.П. Панковой. Работа по тексту Н. Сладкова «Медовый дождь». (Приложение А) | Констатирующий этап Диагностика № 1 (Приложение А) |
21.04.2025 | 2. Л. Пантелеев. «Камилл и учитель». | 1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста (отвечать на вопросы). 2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию. 3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста. | Применение кейс-технологии по рассказу Л.Пантелеева «Камилл и учитель». Метод дискуссии: «Изгнание и позор – достойное наказание для того, кто забыл о совести?» Выявление наиболее верной поведенческой модели. | Формирующий этап (наблюдение, беседа с учителем, с обучающимися экспериментальной группы) |
24.04.2025 | 3. А.П. Гайдар. «Горячий камень». | 1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста (отвечать на вопросы). 2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию. 3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста. | Применение кейс-технологии по рассказу А.П. Гайдара «Горячий камень». Метод: ситуационно-ролевая игра. Инсценировка. Коллективное обсуждение. | Формирующий этап (наблюдение, беседа с учителем, с обучающимися экспериментальной группы) |
25.04.2025 | 4. А.П. Гайдар. Повесть «Тимур и его команда». | 1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста (частичный пересказ). 2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию. 3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста. | Применение кейс-технологии по рассказу А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Кейс-стади: решение задач-ситуаций по заданному тексту. | Формирующий этап (наблюдение, беседа с учителем, с обучающимися экспериментальной группы) |
Продолжение таблицы 2
Дата урока | Тема урока | Задача урока по практической части ВКР | Методическое средство практической деятельности на уроке | Этап эксперимента Средство выявления показателей эксперимента |
28.04.2025 | 5. М.М.Пришвин «Жаркий час». | 1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста (отвечать на вопросы). 2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию. 3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста. | Применение кейс-технологии по рассказу. Метод дискуссии: Почему этот час оказался «страшным для зверей и птиц? Коллективный выбор ответа. Работа с кейсом № 5. | Формирующий этап (наблюдение) |
5.05.2025 | 6. М.М.Пришвин «Книжная полка». | 1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста. 2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию. 3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста. | Применение кейс-технологии по рассказу. «Восстановление психологического портрета автора: М.М. Пришвина». Коллективное обсуждение. | Формирующий этап (беседа с учителем) |
6.05.2025 | 7. М. М. Пришвин. Очерк «Моя Родина». | 1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста. 2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию. 3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста. | Применение кейс-технологии по рассказу М.М. Пришвина «Моя Родина». Метод дискуссии. Коллективный выбор наиболее правильного ответа на вопрос: «Охранять природу – значит охранять Родину?» | Формирующий этап (наблюдение, беседа с учителем, с обучающимися экспериментальной группы) |
12.05.2025 | 8. М.М. Пришвин. «Двойной след». | 1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста. 2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию. 3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста. | Применение кейс-технологии по рассказу М.М. Пришвина «Двойной след». Метод дискуссии. Работа по кейсу № 7. Выявление общего между кейсом и произведением. | Формирующий этап (наблюдение, беседа с учителем, с обучающимися экспериментальной группы) |
Продолжение таблицы 2
Дата урока | Тема урока | Задача урока по практической части ВКР | Методическое средство практической деятельности на уроке | Этап эксперимента Средство выявления показателей эксперимента |
13.05.2025 | 9. М.М. Пришвин. «Выскочка». | 1. Формирование умения ориентироваться в содержании текста (отвечать на вопросы, использовать цитирование). 2. Формирование умения интерпретировать текст и обобщать информацию. 3. Формирование умения анализировать форму и содержание текста. | Применение кейс-технологии по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка». Метод ситуационно-ролевой игры (в виде инсценировки поведения сорок и Выскочки и Вьюшки и Выскочки). Коллективное обсуждение. | Формирующий этап (наблюдение, сравнение, анализ умения интерпретировать текст и обобщать информацию) |
15.05.2025 | 10. Диагностическое занятие. | Определение уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся третьего класса. | Диагностика №2 по методике О.П. Панковой. Работа по тексту М. Пришвина «Золотой луг». | Контрольный этап Диагностика №2 |
В ходе опытно-экспериментальной работы по внедрению блока технологических карт уроков литературного чтения с включением диагностик читательской грамотности у младших школьников было проведено 8 уроков в третьем классе. Для работы был использован подобранный дидактический материал с учетом возрастных особенностей обучающихся.
