Наставничество
рабочая программа (1 класс)
Программа работы со слабоуспевающими детками.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
индивидуальной работы
со слабоуспевающими учениками
«Ситуация успеха в начальной школе»
2024 г.
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка, отсюда затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья:
- занятие спортом;
- какими-либо видами художественного творчества;
- неблагоприятная обстановка в семье.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель программы
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку, математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику;
- пробуждение природной любознательности;
- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
Получение знаний за курс класса.
Выбор форм получения знаний.
Родителей:
В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания
- вовлечение в групповую работу
- вовлечение в проектную деятельность
Формы контроля:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- контрольные работы;
- предметные тесты;
- собеседования.
Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
4. Указание алгоритма решения или выполнения.
5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
10. Выдача ответа или результата выполнения задания.
11. расчленение сложного задания на элементарные составные части.
12. Постановка наводящих вопросов.
13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими учениками
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,
разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться
к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными
пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать
материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых
ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера
благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников
концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы,
учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания
учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов,
раскрывающих суть изученного, стимулирует вопросы учеников при
затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются
упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах
или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для
стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и
указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным раз-
витием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников
подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится
подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных
затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются
задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой
темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить
перегрузки школьников.
Работа с родителями
1. Организация индивидуальной беседы родителей и учителя.
2. Родительское собрание. Подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом. Рекомендация методической литературы по отдельным предметам.
3.Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.
4.Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.
5.Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.
6. Создание Папки - Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)
Этапы работы со слабоуспевающими учениками:
1. Наметить учащихся со слабой успеваемостью.
2. Составление плана работы с детьми.
3. Реализация плана в течение учебного года.
4. Подведение итогов работы.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся |
|
При изложении нового материала
|
|
При организации самостоятельной работы |
|
В ходе самостоятельной работы на уроке |
|
1. При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах:
- отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; -
- отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения;
- оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок:
- проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания;
- при необходимости предлагаются карточки консультации;
- даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Краткая характеристика слабоуспевающих учеников
1. Муратов Юсуф (чтение, русский, математика)
2. Черноусова Маргорита (математика, русский, чтение)
3. Украинцев Кирилл (разговорная речь)
4. Курбанова Марьям ( чтение, русский)
5. Амиршаев Юсуфали (математика)
Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Список слабоуспевающих обучающихся в 2024-2025 учебном году
№ п/п | ФИ ученика | Примечание (пед.запущенноть, болезнь и пр. | Результат на конец четверти (успевает, не успевает, по каким предметам) | Итог учебного года | |||
1 чт | 2 чт | 3 чт | 4 чт | ||||
1 | Амиршаев Юсуфали | Отсутствие навыков самостоятельности в работе, недостаточная домашняя подготовка. | Слабая успеваемость | ||||
Математика | |||||||
2 | Курбанова Марьям | Низкие способности, недостаточная домашняя подготовка. (медлительность) | Слабая успеваемость | ||||
Русский Чтение | |||||||
3 | Муратов Юсуф | Низкие способности, недостаточная домашняя подготовка. Нарушение орфографической зоркости. Проблематика математических вычислений. Плохая память. | Слабая успеваемость | ||||
Математика Русский Чтение | |||||||
4 | Украинцев Кирилл | Нарушение речи. (Стеснительность) | Слабая успеваемость | ||||
Разговорная речь. | |||||||
5 | Черноусова Маргорита | Низкие способности, недостаточная домашняя подготовка. Нарушение орфографической зоркости. Проблематика математических вычислений. Плохая память. | Слабая успеваемость | ||||
Математика Русский Чтение | |||||||
План работы со слабоуспевающими учащимися
на 2024- 2025 учебный год.
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | 1 полугодие |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | 1 полугодие |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | В течении года. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. | В течение учебного года. |
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. Лучше бы вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года.
|
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.
| В течение учебного года. |
7. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися | В течение учебного года. |
№ | Содержание работы | сроки |
1. | Взять на учёт всех учащихся, имеющих отклонения в обучении. | 1 класс |
2. | Проводить собеседования с такими учащимися, проверять запись д/задания в дневнике, контролировать посещение уроков. | Постоян. |
3. | Анализ успеваемости учащихся. | Еженед. |
4. | Учёт (примерных) промежуточных результатов. | 1 раз в месяц |
5. | Учёт проделанной учителем работы. | 1 раз в месяц |
Прогнозируемый результат
Учащиеся должны знать:
уметь:
- применять правила правописания на изученные орфограммы;
- различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел; выполнять вычитание, используя таблицу сложения;
- решать задачи в одно действие;
- выполнять письменное сложение и вычитание.
Работа со слабоуспевающими детьми
Тематическое планирование (1 класс)
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1-2 |
| Математика. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. | 2
|
3-4
| Русский язык. Ударение. Деление на слоги. | 2 | |
5-6 | Чтение сказок и пересказ. | 2 | |
7-8 | Математика. Таблица +1. | 2 | |
9-10 | Русский язык. Ударение. | 2 | |
11-12 | Математика. Сложение и вычитание +1. | 2 | |
13-14 | Чтение. Составление рассказа «Моя семья» | 2 | |
15-16 | Русский. Написание изученных букв. | 2 | |
17-18 | Математика. Сложение и вычитание +4 | 2
| |
19-20 | Русский язык. Составление текста по картинке. | 2 | |
21-22 | Математика. Работа с палочками. | 2 | |
23-24 | Русский язык. Письмо букв. | 2 | |
25-26 | Математика. Решение задач по рисунку | 2 | |
27-28 | Математика. Решение текстовых задач. | 2 | |
29-30 | Русский язык. Запись изученных букв. | 2 | |
31-32 | Математика. Таблица +6. | 2 | |
33-34
| Русский язык. Восклицательный знак. | 2
| |
35-36
| Математика. Сложение и вычитание на +и - 7. | 2
| |
37-38
| Чтение. Составление текста по картинке | 2
| |
39-40 | Математика. Геометрические фигуры. | 2 | |
41-42 | Русский язык. Пишем имена. | 2 | |
43-44 | Чтение. Заучивание стишков. | 2 | |
45-46
| Русский язык. Гласные буквы. | 2
| |
47-48 | Математика. Диктант по клеточкам. | 2 | |
49-50 | Русский язык. Согласные буквы. | 2 | |
51-52 | Чтение. Читаем рассказ. | 2 | |
53-54 | Чтение. Пересказ. | 2 | |
55-56 | Математика. Решение задач. | 2 | |
57-58 | Русский язык. Слова под диктовку. | 2 | |
59-60 | Чтение. Выразительное чтение стихотворений. | 2 | |
61-62 | Русский язык. Слова под диктовку. | 2 | |
63-64
| Математика. Решаем примеры. Переход через 10. | 2
| |
65-66 | Русский язык. Правописание правил. | 2 | |
67-68 | Чему я научился за этот год. | 2
|
Учитель 1 класса: Покладова Ю.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по наставничеству.
НаименованиеОсновные цели программыСроки реализации программыСтруктура программыУчастники программы...

Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год.
ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год. Наставник: воспитатель ГПД Фадеева Валентина Федоровна Молодой ...
Современные формы и технологии педагогического наставничества
Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профес...

Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год
В данной папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования
Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования...



