Статья на тему "Дисграфия: диагностика и коррекция"
статья

Головнева Марина Александровна

В этой статье описаны основные признаки дисграфии и отлияие дисграфии от дизорфографии. Диагностика и коррекция дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya.docx178.88 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия: диагностика и коррекция

Дисграфия — это стойкое нарушение письма, которое не связано с интеллектом.

Стоит отметить, что когда мы говорим про трудности письма, подразумеваем не только дисграфию, но и дизорфографию.

Т.е. дисграфия — это трудности овладения графикой, где встречаются стойкие ошибки, которые не связаны с освоением орфографических правил.

Дизорфография - трудности овладения орфографией, т.е. правописанием.

Дисграфию мы можем увидеть у учеников второго класса, а дизорфографию у учеников 3 класса, т.к. в этом периоде правила встречаются чаще.

Для того, чтобы диагностировать дисграфию важно учесть следующие критерии:

  • много ошибок;
  • много ошибок продолжительное время.

При этом у ребенка сохранный интеллект, отсутствуют анализаторные нарушения, посещение школы является регулярным, школьное обучение адекватно и соответствует возрасту.

На диагностике при дисграфии мы увидим:

  • пропуск букв;
  • перестановки;
  • повторы;
  • смешения букв;
  • отсутствие точки и заглавной буквы;
  • слитное написание слов.

На диагностике при дизорфографии мы увидим ошибки направила:

  • корневых орфограмм;
  • правописания приставок и суффиксов;
  • безударных окончаний;
  • словарных слов.

Пропуски слогов, букв встречаются очень часто. В основе этого могут лежать речевые нарушения, т.е. ребенок имеет трудности переработки слухоречевой информации, трудности звукового анализа, он не может определить количество звуков в слове. Возможны сложности со слухоречевой памятью, т.е. он все определил, но не может это передать.

Также на пропуски букв и слогов влияют особенности внимания, регуляторные трудности. Например: начал писать, отвлекся, продолжил, но не с того места, на котором остановился, а с другого.

Моторные        трудности,        а                именно                проблемы                организации        серии движений. Написание слов—это длинная моторная программа, нужно переключаться от одного слова к другому. Если имеются трудности серийной организации движений, на языке                нейропсихологии        -это кинетический праксис,                как        в        этом        случае                ребенок        себя        проявит?        Будет        упрощать программу, соответственно пропустит слова или слоги, т.е. элементы письма. Смешение графически сходных букв. Смешение всех букв, которые состоят из похожих элементов и имеют общую точку старта. В литературе вы можете        встретить        кинетически                сходных                букв,        это                про        одно                и                тоже. Например,у-и,г-р,б.-д,т.е.ребенокнапишет«людит»,вместо«любит»ит.д. Ребенок пишет первый элемент далее не может дифференцировать тонкие движения руки и либо ошибочно пишет лишние или недостающие элементы, либо выбирает неверно последующий элемент. При дисграфических ошибках мы будем работать над дифференциацией букв, а при орфографических, над правилами. Орфографические, например, правило жи -ши, где ребенок пишет

«жыр»,«камышы»ит.д.

Смешение графически сходных букв могут возникать из-за:

  • оптических трудностей;
  • нарушения внимания;
  • моторных трудностей.

Акустические смешения парных согласных.

Например, при написании предлога«под» мы четко слышит«д»,

ребенок напишет:

При орфографических ошибках следующее:

Смешение        свистящих        шипящих:        при        дисграфических        ошибках:

«жабор»        вместо        «забор»,        при        дизорфографических        «щастье»        вместо

«счастье».

При дисграфических различаем звуки и в коррекции делаем упор на это, при орфографических заучиваем словарные слова.

Смешение ц-ч, ц-т, ц-с, ч-щ, ч-ть, например при дисграфии «пищу» вместо «пишу».

Пример орфографических ошибок «синитца»,«одеваеца»ит.д.

Смешение гласных о-у, ё-ю, например, «топлый» вместо «тёплый». В этом случае слово под ударением, также работаем над дифференциацией звуков.

Орфографические ошибки случаются в слабой безударной позиции, здесь необходимо заучивание слов со-у,ё-ю, например,«голобь»вместо

«голубь».

Далее разберем механизмы акустических смешений:

  • нарушение фонематического восприятия, это может подтвердить нейропсихологическая и логопедическая диагностика. Но для начала необходимо проверить физический слух, нет ли каких-либо особенностей или нарушений.

Также необходимо исключить билингвизм, он может быть виной акустических ошибок, часто происходят так называемые «ослышки».

Нарушение обозначения мягкости согласных. Например, «плушка» вместо «плюшка», это при дисграфических ошибках, необходимо закреплять обозначение мягкости согласных. При орфографических ошибках мы увидим, например, «сьнести» вместо «снести», в этом случае необходимо заучивать слова с СН, СТ, о-ё после шипящих, ь - как грамматический показатель.

Такие ошибки чаще всего регуляторные, т.е. ребенку не хватило времени, чтобы освоить программу.

Перестановки букв, повторы букв, вставки.

Чаще это дисграфические ошибки и необходимо проводить развитие звукового анализа, произвольной регуляции. Пример таких ошибок:

«пололоса»вместо«полоса»,«тава»вместо«вата».

При орфографических ошибках также необходимо заучивать словарные слова и правила, как и в остальных случаях. Например,

«будующее».

Повторы, перестановки, а также вставки букв могут случатся из-за:

  • нарушений        речевых        функций,        например,        особенности        звукового анализа;
  • нарушений внимания, регуляторные трудности;
  • моторных трудностей, двигательные, трудности переключения.

Зеркальные ошибки письма

При таких ошибках в коррекции мы закрепляем образ буквы.

Как правило, в основе лежат нарушения зрительно-пространственных функций.

Нарушения обозначения границ предложения и слова

слов.


В коррекции мы сделаем акцент на обозначение границ предложений и

 

В основе этого процесса может лежать нарушение речевых функций, а

также нарушение внимания, т.е. регуляторные функции.

Если проанализировать выше предложенные ошибки, которые встречаются при дисграфиях, можно сделать вывод, что нет единственного механизма, который приводит к данному нарушению. Как правило, это комплекс механизмов.

В наглядных материалах у Вас будет предложена подробная таблица структурных компонентов письма.

Далее приведен список проб нейропсихологической диагностики письма.

Энергетический блок головного мозга. Оценку его состояния смотрим на протяжении всего обследования, отмечаем колебания внимания, истощаемость, микро и макрографию.

Блок приема, переработки и хранения информации: кинестетический праксис, обработка слуховой информации, обработка зрительной информации, обработка зрительно-пространственной информации.

Блок программирования, регуляции и контроля: серийная организация движений, программирование и контроль произвольных действий.

Литература:

  1. Дислексия и дисграфия как причины снижения школьной успеваемости: учебно-методическое пособие / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора Д. З. Ахметовой. – Казань : Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2021. – 72 с.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.— М.: Национальный книжный центр, 2015.— 320 с.
  3. Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – ч. i. – М. : Редкая птица, 2017. – 128 с.
  4. Воронина Т.П. Дислексия, или Почему ребенок плохо читает? / Т.П. Воронина. — Изд. 3-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2015. — 95 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия. Диагностика и коррекция в таблицах

Данная презентация поможет молодым специалистам (логопедам, учителям начальных классов) точно определить ошибки относящиеся к логопедическим и спланировать коррекционную работу. Этот материа...

Обобщение опыта работы по теме:«Диагностика и коррекция как методы успешного формирования навыка чтения»

Некоторые приемы и виды диагностических работ по чтению, приемы формирования навыка чтения,упражнения для коррекции навыка чтения....

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Диагностика и коррекция психологических процессов младших школьников

В докладе приведена таблица наиболее часто встречающихся "трудностей" обучения детей. А также причины этих трудностей, т.е. несформированности тех или иных психических процессов. Даны рекомендации по ...

ДИСГРАФИЯ. Диагностика и коррекция

Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, учавствующих в процессах письма....

Дисграфия. Диагностика и коррекция.

Данная статья предназначена для учителей и родителей начальных классов. В ней четко прописана этиологоия, симптоматика, механизмы и классификация дисграфии....

Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников

Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию "Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников", 2009 год...