План-конспект занятия по математике кружка «Занимательная математика»
презентация к уроку (4 класс)
Учебное занятие проводится в форме деловой игры. Фома организации работы: индивидуально-групповая. Материал занятия представляет собой разнообразные задания развивающего характера и может быть использован как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 167.23 КБ | |
| 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Категория «Начальное общее образование» (1-4-е классы)
Номинация «Внеурочная деятельность».
Аннотация к плану-конспекту занятия по математике кружка «Занимательная математика» МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа» на тему «Математический калейдоскоп»
Данное занятие представляет собой план-конспект занятия по математике кружка «Занимательная математика». Цель учебного занятия: создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике, развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение занимательных математических задач. Учебное занятие проводится в форме деловой игры. Фома организации работы: индивидуально-групповая. Материал занятия представляет собой разнообразные задания развивающего характера и может быть использован как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Такие занятия позволяют учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию, развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Тема занятия: «Математический калейдоскоп»
Состав учебной группы 4 класса (количество детей, присутствующих на занятии - 12, количество мальчиков - 7, девочек - 5, возраст – 9, 10 лет)
Цель учебного занятия:
Личностные: воспитание культуры общения, культуры математического мышления.
Метапредметные: развитие познавательной сферы, интуиции, эрудиции, расширение кругозора обучающихся, а также формирования познавательного интереса у учащихся 4 класса посредством включения их в решение занимательных математических задач.
Предметные: создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике, способствование развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.
Задачи:
- развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности – качество весьма важные в практической деятельности любого человека
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания;
- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
Форма учебного занятия: деловая игра.
Фома организации работы: индивидуально-групповая.
Материально-техническое оснащение занятия (ребусы, компьютер, презентация, карточки).
План занятия.
I. Вводная часть занятия
1. Организационный момент. (3 мин.)
II. Основная часть занятия
1 конкурс «Задачи в стихах» (3 мин.)
2 конкурс Задачи на движение (6 мин)
3 конкурс «Задачи на смекалку» (6 мин)
4 конкурс «Числа в пословицах и поговорках» (6 мин)
5 конкурс «Разгадайте ребус» (3 мин)
6 конкурс «Угадай геометрические фигуры» (3 мин)
7 конкурс «Лучший счётчик» (6 мин)
8 конкурс – конкурс «Найди отличия» (6 мин)
III. Заключительная часть занятия (3 мин)
- Рефлексия
Ход занятия:
- Вводная часть занятия
- Организационный момент.
Сегодня у нас состоится математическое состязание 3 команд.
Сегодня с нами те, кто хочет учиться с увлечением.
Все, кто любит тайны, загадки, приключения.
Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив!
Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость, смелость. Успехов вам! Начинаем математическое состязание!
В руках игрушка. Мир цветных событий.
А я — кудесник, фокусник, волшебник.
В калейдоскопе — череда открытий
И творчества непонятый учебник. (Е. Барановская)
Интересно, что покажет нам наш математический калейдоскоп.
Повернём наш калейдоскоп и посмотрим задание.
Ознакомьтесь с правилами поведения во время работы нашего занятия.
На слайде появляются строчки. Каждый ученик читает по правилу.
- Вести себя спокойно.
- Не выкрикивать.
- Быть терпеливыми.
- Не говорить всем сразу.
- Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
- Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
- Нужно уметь договариваться.
- Нужно слушать и понимать друг друга.
- Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
Что это за правила? (Правила дружбы)
- Основная часть занятия
1 конкурс «Задачи в стихах»
(задаются по очереди командам.)
1. Посылали молодицу По холодную водицу. А водица далеко, И носить-то нелегко. Два ведра по десять раз Получается как раз. Сколько ведер? Не зевай, Молодице помогай. (2 · 10 = 20.) 2. К трем зайчатам в час обеда Прискакали три соседа. В огороде зайцы сели И по семь морковок съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? (3+3). 7=42 3. Мышка зерна собирала, По два зернышка таскала, Принесла уж девять раз. Каков мышкин стал запас? (2 · 9 = 18.) 4. Пять зайчат сидят в углу, Чистят репу на полу. Насчитали 20 штук, Как делить забыли вдруг. Мамы с папой нет нигде… Помогите им в беде! (20 : 5 = 4) 5. На птичьем дворе гусей кормили, Целыми семьями их выводили. Всего было 5 гусиных семей. В каждой семье по 12 гусей. Сколько гусей собралось за обедом? Ты нам ответь, торопись с ответом! (12 · 5 = 60.) | 6. Мы только с парохода, Мы только из похода, Четырнадцать недель Гостили на воде. А сколько это дней? Скажи-ка поверней! (7 · 14 = 98.) 7. Индюшат, их 240, Водит Катя на пригорок. А на речке уток 200. Как закрякают все вместе! Хороши все птицы эти! Сколько их? Считайте, дети! (240 + 200 = 440.) 8. Дарит бабушка-лисица Трем внучатам рукавицы: «Это вам на зиму, внуки, Рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте». Сколько всех? Пересчитайте! (2 · 3 = 6.) 9. Три бельчонка маму-белку Ждали около дупла. Им на завтрак мама-белка Девять шишек принесла. Разделила на троих – Сколько каждому из них? (9 : 3 = 3.) 10. Если 6 на 7 умножить, А затем прибавить 5, Сколько будет же в итоге? Кто мне может подсказать? (6 · 7 + 5 = 47.) |
2 конкурс «Задачи на движение»
Повернём калейдоскоп. Не иначе в гостях у нас на движение задачи? Я называю скорость движения, а вы попробуйте догадаться, кто из животных двигается с такой скоростью.
100 км/ч, 30 км/ч, 55 км/ч, 50м/мин; 6 см/мин
Сколько метров проползёт улитка за 3 мин? (16см)
Какое расстояние преодолеет мышь за 5 мин? (250м)
Сколько километров пролетит сокол за полчаса? (50 км)
3 конкурс «Задачи на смекалку»
Калейдоскопа корпус повернём – новое задание найдём!
1 команда | Шла девочка в Москву и повстречала трёх мальчиков. Каждый из них нёс по мешку. В каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? Ответ: 1 девочка | Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени варятся 8 таких сарделек? Ответ: 6 минут |
2 команда | Сколько ушей у шести мышей? Ответ: 12 ушей | Сколько рогов у семи коров? Ответ: 14 рогов |
3 команда | Мог ли человек написать о себе так: “У меня пальцев двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на ногах десять?” Ответ: может, если поставит запятую после слова двадцать. | Можно ли число I88 разделить пополам так, чтобы в каждой половине получилось по 100? Ответ: да, провести горизонтальную линию |
4 конкурс «Числа в пословицах и поговорках»
Калейдоскопа корпус повернём – новое задание найдём!
Командам даётся 5 минут. За это время каждая команда должна написать на листочках как можно больше пословиц и поговорок, в которых встречаются числа.
Один пашет, а семеро руками машут
Два медведя в одной берлоге не уживутся
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, одевался сутки
Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года
Без четырех углов изба не рубится
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается
Как свои пять пальцев
Пятое колесо в телеге
У него 6 хитростей и пять обманов
Лапти растеряли, по дворам искали: было 5, а стало 6
Семеро одного не ждут
Семь бед — один ответ
Семь верст до небес и все лесом
Весна да осень — на дню погод восемь
Девять человек — все равно, что десяток
Одно срубишь дерево — десять посади и т.д.
5 конкурс «Разгадайте ребус»
Калейдоскопа корпус повернём – новое задание найдём!
Участникам команд дается 3 минуты на решение математических ребусов.
ПЛЮС РОМБ УГОЛ
ЧИСЛО
6 конкурс «Угадай геометрические фигуры»
Калейдоскопа корпус повернём – новое задание найдём!
Игра «Геометрическая шкатулка» Загадки в стихах.
Тело может быть объемным,
Круглым или трехсторонним.
В руки тело можно взять,
А фигуры – рисовать
Сможем мы, иль начертить
И на плоскость разместить.
Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - ... (треугольник) | Египтяне их сложили И так ловко смастерили, Что стоят они веками. Догадайтесь, дети, сами Что же это за тела, Где вершина всем видна? Догадались? Из-за вида Всем известна… (пирамида). |
Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат). | С ним в лото сыграть мы сможем, Только будем осторожны: Он не ласков и не груб Потому что это… (куб).
|
Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат… (прямоугольник). | Это, вроде бы, ведро, Но совсем другое дно: Не кружок, а треугольник Или же шестиугольник. Очень тело уж капризно, Потому что это… (призма). |
Эта форма у клубка, У планеты, колобка, Но сожми ее немножко, И получится лепёшка. (круг) | Присмотрись, стоит ведро - Сверху крышка, снизу дно. Два кружка соединили И фигуру получили. Как же тело называть? Надо быстро отгадать. (Цилиндр). |
7 конкурс «Лучший счётчик»
На доске записан ряд чисел: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27, 18.
К доске выходят 2 ученика из разных команд. По сигналу учителя один ученик слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первый дойдёт до середины и верно выполнит задание, считается победителем.
8 конкурс – конкурс «Найди отличия». Какая команда справится быстрее.
III. Заключительная часть занятия
1.Рефлексия
Какие из заданий не вызвали трудностей?
Что бы вы хотели взять на занятие в другой раз?
- Вручение наград.
Источники литературы и Интернет - ресурсов:
1. Жикалкина Т.К. Математика. Учебник – тетрадь №3 для 3 класса четырехлетней начальной школы. М., Просвещение, 1993.
2. Галиуллина Е.Н. Математический КВН // Уроки в начальной школе: Когда закончились уроки. Пособие для учителя. М., Начальная школа, 2004.
3. Интернет ресурсы: https://nsportal.ru, http://открытыйурок.рф, https://infourok.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В руках игрушка. Мир цветных событий. А я — кудесник, фокусник, волшебник. В калейдоскопе — череда открытий И творчества непонятый учебник. (Е. Барановская)
Вести себя спокойно. Не выкрикивать. Быть терпеливыми. Не говорить всем сразу. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего. Нужно уметь договариваться. Нужно слушать и понимать друг друга. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
6. (7 · 14 = 98.) 1. (2 · 10 = 20.) 2. (3+3). 7=42 3. (2 · 9 = 18.) 4. (20 : 5 = 4) 5. (12 · 5 = 60.) 7. (240 + 200 = 440.) 8. (2 · 3 = 6.) 9. (9 : 3 = 3.) 10. (6 · 7 + 5 = 47.) «Задачи в стихах»
«Задачи на движение»
188 «Задачи на смекалку»
Пятое колесо в телеге Семеро одного не ждут Девять человек — все равно, что десяток «Числа в пословицах и поговорках»
«Разгадайте ребус»
«Угадай геометрические фигуры»
24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27, 18 . «Лучший счётчик»
«Найди отличия».
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Занимательная математика"
Программа кружка "Занимательная математика" для 3 класса...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
Предоставлена программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 1 класса,щанимающихся по УМК "Школа2100"...
План работы кружка "Занимательная математика" (для учащихся 4 классов)
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа поз...
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...
Программа кружка "Занимательная математика"
Данная программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших...
Статья: Развитие логического мышления на уроках математике и внеурочных занятиях кружка "Занимательная математика"
В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...



