План-конспект занятия по математике кружка «Занимательная математика»
презентация к уроку (4 класс)

Суркашева Светлана Петровна

Учебное занятие проводится в форме деловой игры. Фома организации работы: индивидуально-групповая. Материал  занятия представляет собой    разнообразные  задания развивающего характера  и может быть использован как на уроках  математики, так и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Категория «Начальное общее образование» (1-4-е классы)

Номинация «Внеурочная деятельность».

Аннотация к плану-конспекту   занятия по математике кружка «Занимательная математика» МБОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа» на тему «Математический калейдоскоп»

Данное занятие представляет собой план-конспект занятия по математике кружка «Занимательная математика».        Цель учебного занятия: создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике, развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение занимательных математических задач.  Учебное занятие проводится в форме деловой игры. Фома организации работы: индивидуально-групповая. Материал  занятия представляет собой    разнообразные  задания развивающего характера  и может быть использован как на уроках  математики, так и во внеурочной деятельности в начальной школе.

 Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Такие занятия позволяют учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию, развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. 

Тема занятия:   «Математический калейдоскоп»

Состав учебной группы 4 класса (количество детей, присутствующих на занятии - 12, количество мальчиков - 7, девочек - 5, возраст – 9, 10 лет)

        Цель учебного занятия:

Личностные: воспитание культуры общения, культуры математического мышления.

Метапредметные: развитие познавательной сферы, интуиции, эрудиции, расширение кругозора обучающихся, а также формирования познавательного интереса у учащихся 4 класса посредством включения их в решение занимательных математических задач.

Предметные: создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике, способствование развитию находчивости, смекалки, быстроты реакции.

Задачи:

       - развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности – качество весьма важные в практической деятельности любого человека

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания;

- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

Форма учебного занятия: деловая игра.

Фома организации работы: индивидуально-групповая.

Материально-техническое оснащение занятия (ребусы, компьютер, презентация, карточки).

План занятия. 

     I. Вводная часть занятия

         1. Организационный момент. (3 мин.)

II. Основная часть занятия

         1 конкурс «Задачи в стихах» (3 мин.)

         2 конкурс Задачи на движение (6 мин)

         3  конкурс «Задачи на смекалку» (6 мин)

         4 конкурс «Числа в пословицах и поговорках» (6 мин)

         5 конкурс «Разгадайте ребус» (3 мин)

         6 конкурс «Угадай геометрические фигуры» (3 мин)

         7 конкурс «Лучший счётчик» (6 мин)

         8 конкурс – конкурс  «Найди отличия» (6 мин)

     III. Заключительная часть занятия (3 мин)

  1.   Рефлексия

Ход занятия:

  1. Вводная часть занятия
  1. Организационный момент.

Сегодня у нас состоится математическое состязание 3 команд.


Сегодня с нами те, кто хочет учиться с увлечением. 
Все, кто любит тайны, загадки, приключения. 
Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив!

Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость, смелость. Успехов вам! Начинаем математическое состязание!

В руках игрушка. Мир цветных событий.

А я — кудесник, фокусник, волшебник.

В калейдоскопе — череда открытий

И творчества непонятый учебник. (Е. Барановская)

Интересно, что покажет нам наш математический калейдоскоп.

Повернём наш калейдоскоп и посмотрим задание.

Ознакомьтесь с правилами поведения во время работы нашего занятия.

На слайде появляются строчки. Каждый ученик читает по правилу.

  • Вести себя спокойно.
  • Не выкрикивать.
  • Быть терпеливыми.
  • Не говорить всем сразу.
  • Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
  • Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
  • Нужно уметь договариваться.
  • Нужно слушать и понимать друг друга.
  • Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

       Что это за правила? (Правила дружбы)

  1. Основная часть занятия

1 конкурс «Задачи в стихах»

(задаются по очереди командам.)

1. Посылали молодицу

По холодную водицу.

А водица далеко,

И носить-то нелегко.

Два ведра по десять раз

Получается как раз.

Сколько ведер? Не зевай,

Молодице помогай.

(2 · 10 = 20.)

2. К трем зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по семь морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

(3+3). 7=42

3. Мышка зерна собирала,

По два зернышка таскала,

Принесла уж девять раз.

Каков мышкин стал запас?

(2 · 9 = 18.)

4. Пять зайчат сидят в углу,

    Чистят репу на полу.

    Насчитали 20 штук,

    Как делить забыли вдруг.

    Мамы с папой нет нигде…

    Помогите им в беде!

    (20 : 5 = 4)

5. На птичьем дворе гусей кормили,

    Целыми семьями их выводили.

    Всего было 5 гусиных семей.

    В каждой семье по 12 гусей.

    Сколько гусей собралось за обедом?

    Ты нам ответь, торопись с ответом!

    (12 · 5 = 60.)

6. Мы только с парохода,

    Мы только из похода,

    Четырнадцать недель

    Гостили на воде.

    А сколько это дней?

    Скажи-ка поверней!

    (7 · 14 = 98.)

7. Индюшат, их 240,

    Водит Катя на пригорок.

    А на речке уток 200.

    Как закрякают все вместе!

    Хороши все птицы эти!

    Сколько их? Считайте, дети!

    (240 + 200 = 440.)

8. Дарит бабушка-лисица

    Трем внучатам рукавицы:

    «Это вам на зиму, внуки,

    Рукавичек по две штуки.

    Берегите, не теряйте».

    Сколько всех? Пересчитайте!

    (2 · 3 = 6.)

9. Три бельчонка маму-белку

    Ждали около дупла.

    Им на завтрак мама-белка

    Девять шишек принесла.

    Разделила на троих –

    Сколько каждому из них?

    (9 : 3 = 3.)

10. Если 6 на 7 умножить,

      А затем прибавить 5,

      Сколько будет же в итоге?

      Кто мне может подсказать?

      (6 · 7 + 5 = 47.)

 2 конкурс «Задачи на движение»

Повернём калейдоскоп. Не иначе в гостях у нас на движение задачи? Я называю скорость движения, а вы попробуйте догадаться, кто из животных двигается с такой скоростью.

100 км/ч, 30 км/ч,  55 км/ч, 50м/мин; 6 см/мин

Сколько метров проползёт улитка за 3 мин? (16см)

Какое расстояние преодолеет мышь за 5 мин? (250м)

Сколько километров пролетит сокол за полчаса? (50 км)

3 конкурс «Задачи на смекалку»

Калейдоскопа корпус повернём – новое задание найдём!

1 команда

Шла девочка в Москву и повстречала трёх мальчиков. Каждый из них нёс по мешку. В каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?

Ответ: 1 девочка

Две сардельки варятся

6 минут. Сколько времени

варятся 8 таких сарделек?

Ответ: 6 минут

2 команда

Сколько ушей у шести мышей?

Ответ: 12 ушей

Сколько рогов у семи коров?

Ответ: 14 рогов

3 команда

Мог ли человек написать о себе так: “У меня пальцев двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на ногах десять?”

Ответ: может, если поставит запятую после слова двадцать.

Можно ли число I88 разделить пополам так, чтобы в каждой половине получилось по 100?

Ответ: да, провести горизонтальную линию

 

4 конкурс «Числа в пословицах и поговорках»

Калейдоскопа корпус повернём – новое задание найдём!

Командам даётся 5 минут. За это время каждая команда должна написать на листочках как можно больше пословиц и поговорок, в которых встречаются числа.

Один пашет, а семеро руками машут

Два медведя в одной берлоге не уживутся

Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, одевался сутки

Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года

Без четырех углов изба не рубится
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается

Как свои пять пальцев
Пятое колесо в телеге

У него 6 хитростей и пять обманов
Лапти растеряли, по дворам искали: было 5, а стало 6

Семеро одного не ждут
Семь бед — один ответ
Семь верст до небес и все лесом

Весна да осень — на дню погод восемь

Девять человек — все равно, что десяток

Одно срубишь дерево — десять посади и т.д.

5 конкурс «Разгадайте ребус»

Калейдоскопа корпус повернём – новое задание найдём!

Участникам команд дается 3 минуты на решение математических ребусов.

   

ПЛЮС                                            РОМБ                        УГОЛ

        ЧИСЛО

6 конкурс «Угадай геометрические фигуры»

Калейдоскопа корпус повернём – новое задание найдём!

Игра «Геометрическая шкатулка» Загадки в стихах.

Тело может быть объемным,

 Круглым или трехсторонним.

 В руки тело можно взять,

 А фигуры – рисовать

 Сможем мы, иль начертить

 И на плоскость разместить.

Три вершины тут видны,

 Три угла, три стороны, -

 Ну, пожалуй, и довольно! -

 Что ты видишь? - ...

(треугольник)

Египтяне их сложили

 И так ловко смастерили,

 Что стоят они веками.

 Догадайтесь, дети, сами

 Что же это за тела,

 Где вершина всем видна?

 Догадались? Из-за вида

 Всем известна… (пирамида).

Я фигура – хоть куда,

 Очень ровная всегда,

 Все углы во мне равны

 И четыре стороны.

 Кубик – мой любимый брат,

 Потому что я…. (квадрат).

С ним в лото сыграть мы сможем,

 Только будем осторожны:

 Он не ласков и не груб

 Потому что это… (куб).

 

Растянули мы квадрат

 И представили на взгляд,

 На кого он стал похожим

 Или с чем-то очень схожим?

 Не кирпич, не треугольник -

 Стал квадрат… (прямоугольник).

Это, вроде бы, ведро,

 Но совсем другое дно:

 Не кружок, а треугольник

 Или же шестиугольник.

 Очень тело уж капризно,

 Потому что это… (призма).

Эта форма у клубка,

 У планеты, колобка,

 Но сожми ее немножко,

 И получится  лепёшка.

(круг)

Присмотрись, стоит ведро -

 Сверху крышка, снизу дно.

 Два кружка соединили

 И фигуру получили.

 Как же тело называть?

 Надо быстро отгадать. (Цилиндр).

7 конкурс «Лучший счётчик»

На доске записан ряд чисел: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27, 18.

К доске выходят 2 ученика из разных команд. По сигналу учителя один ученик слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первый дойдёт до середины и верно выполнит задание, считается победителем.

8 конкурс – конкурс  «Найди отличия». Какая команда справится быстрее.

III. Заключительная часть занятия

1.Рефлексия

Какие из заданий не вызвали трудностей?

Что бы вы хотели взять на занятие в другой раз?

  1. Вручение наград.

Источники литературы и Интернет - ресурсов:

1. Жикалкина Т.К. Математика. Учебник – тетрадь №3 для 3 класса четырехлетней начальной школы. М., Просвещение, 1993.

2. Галиуллина Е.Н. Математический КВН // Уроки в начальной школе: Когда закончились уроки. Пособие для учителя. М., Начальная школа, 2004.

3. Интернет ресурсы: https://nsportal.ru, http://открытыйурок.рф, https://infourok.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА Математический калейдоскоп.

Слайд 2

В руках игрушка. Мир цветных событий. А я — кудесник, фокусник, волшебник. В калейдоскопе — череда открытий И творчества непонятый учебник. (Е. Барановская)

Слайд 3

Вести себя спокойно. Не выкрикивать. Быть терпеливыми. Не говорить всем сразу. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего. Нужно уметь договариваться. Нужно слушать и понимать друг друга. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

Слайд 4

6. (7 · 14 = 98.) 1. (2 · 10 = 20.) 2. (3+3). 7=42 3. (2 · 9 = 18.) 4. (20 : 5 = 4) 5. (12 · 5 = 60.) 7. (240 + 200 = 440.) 8. (2 · 3 = 6.) 9. (9 : 3 = 3.) 10. (6 · 7 + 5 = 47.) «Задачи в стихах»

Слайд 5

«Задачи на движение»

Слайд 6

188 «Задачи на смекалку»

Слайд 7

Пятое колесо в телеге Семеро одного не ждут Девять человек — все равно, что десяток «Числа в пословицах и поговорках»

Слайд 8

«Разгадайте ребус»

Слайд 9

«Угадай геометрические фигуры»

Слайд 10

24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27, 18 . «Лучший счётчик»

Слайд 11

«Найди отличия».

Слайд 12

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружка "Занимательная математика" для 3 класса...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

Предоставлена программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 1 класса,щанимающихся по УМК "Школа2100"...

План работы кружка "Занимательная математика" (для учащихся 4 классов)

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа поз...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...

Программа кружка "Занимательная математика"

Данная    программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших...

Статья: Развитие логического мышления на уроках математике и внеурочных занятиях кружка "Занимательная математика"

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...