Программа по выявлению и развитию у обучающихся 1-4 классов способностей к научной(интеллектуальной) ,творческой деятельности ,физкультурно-спортивной деятельности
методическая разработка
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по выявлению и развитию у обучающихся 1-4 классов способностей к научной(интеллектуальной) ,творческой деятельности ,физкультурно-спортивной деятельности
Актуальность
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе дополнительного образования.
Пояснительная записка
Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальных классов.
Одаренными детьми будем считать тех обучающихся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.
При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности обучающегося, и одаренной личности в частности. Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными обучающимися, начиная с начальной школы.
Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.
Портрет одаренного ребенка:
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
- знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
- накопление литературы по данному вопросу;
- знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих обучающимся проявить свои способности.
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Работа с одаренными и способными детьми в начальной школе (1-4 классы) считается подготовительным этапом.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией обучающихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, физическая культура). Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей обучающихся. При проведении предметных недель, конкурсов, олимпиад необходимо постоянно вовлекать обучающихся из начальных классов.
На подготовительном этапе происходит:
- формирование навыков научной организации труда;
- вовлечение в активные формы познавательной деятельности;
- формирование познавательного интереса;
- выявление способных обучающихся.
Урочная и внеурочная деятельность строиться таким образом, что обучающиеся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности.
Условия успешной работы с одаренными обучающимися
- Осознание важности этой работы учителем и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- Признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Основные мероприятия по реализации программы Диагностика:
Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей, изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования, изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
Развитие творческих и познавательных способностей:
Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов, использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов (творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ; повышение степени сложности заданий).
Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся, отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных линейках.
Формы работы с одаренными и способными детьми
- Олимпиады;
- Творческие выставки;
- Групповые занятия с сильными обучающимися;
- Проектная деятельность;
- Предметный кружок;
- Творческие мастерские;
- Конкурсы различного уровня;
- Внеурочная деятельность;
Работа с родителями.
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей. Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей. Укрепление сотрудничества родителей с учителем.
Формы работы с родителями:
- Творческие и проблемные родительские собрания;
- Групповые и индивидуальные консультации;
- Привлечение родителей к проведению мероприятий;
- Выполнение рекомендаций литературы.
Выявление способностей обучающихся
Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности | ||
Научной | Творческой | Спортивной |
Мониторинг предшкольного образования, карта первоклассника | Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики ”О. А. Ореховой | Анкеты для обучающихся начальных классов и их родителей "Диагностика здоровья" |
Стартовая психолого-педагогическая диагностика первоклассников Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова Тест на отношение к школе и учению (Т.А. Нежнова) и определение мотивов учебной деятельности (М.Р. Гинзбурга). | Листы наблюдений за формированием УУД, модификация методики Дембо-Рубенштейн | Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни |
Методики для выявления уровня интеллектуального развития Методика «Карта одаренности», А. Н. Савенков | Методика «Палитра интересов» Н.А. Савенков | Диагностика здоровья по почерку. Оценка социального благополучия и личностной устойчивости (тест А. Антоновского) |
Диагностика «Тип темперамента и диагностика «Типы мышления» (по Л.А.Сиротюк) | Диагностика «Кем я хочу стать. Почему?» | Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» |
Методика диагностики одаренности младших школьников «Карта одаренности», Савенков Н.А. на основе методики Д. Хаана и М. Каффа | ||
Развитие способностей обучающихся
Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности | ||
Научной | Творческой | Спортивной |
Наблюдения, беседы, предметные недели | Беседы, дискуссии, игры, факультативы | Уроки здоровья, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни; спортивные праздники, для родителей и детей |
Проектная деятельность поисковые эксперименты | Тематические викторины по предметам, наблюдения, театрализованные праздники, | Классные часы, организация внеурочных спортивных мероприятий; |
Опытно – экспериментальная деятельность, викторины, презентации Экскурсии познавательной направленности | Конкурсы, олимпиады, творческие выставки «Виртуальные» экскурсии | Дни Здоровья, кружок спортивно-оздоровительного направления Участие в месячнике военно-спортивных мероприятий |
Факультативы, олимпиады, конкурсы | Экскурсии в библиотеки и музеи, индивидуальные занятия | Весёлые старты, конкурс рисунков и плакатов, проект «Здоровье». |
Интеллектуального потенциала П. Ржичан, «Установление аналогий» Н. Я. Семаго. | Тест креативности Торранса «Закончи рисунок». | |
Ожидаемые результаты
- Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;
- Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
- Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;
- Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
- Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
6. Повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.
Педагогические методики:
- Метод проектов Л.С. Выготский,
- метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
- личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.
Литература:
- Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
- Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К.
Сатынская
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
- Афанасьева В.Н.Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
- Нурахметова К.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.
- Антонова И.Г.Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
- Абатурова В.В. Олимпиадное движение как средство выявления и развития интеллектуальной одаренности школьников / В. В. Абатурова // Вестн. Всерос. олимпиады школьников. - 2011. - № 4. - С. 2-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».
Программа «Выявление и развитие у обучающихсяинтеллектуальных и творческих способностейв начальных классах»....

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».
Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах»....

Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности
Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности...
Программа по выявлению и развитию способностей обучащихся 1-4 классы
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природн...

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».
Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логичес...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Иванюженковой Ольги Александровны
Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное и...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность пе...
