Программа по выявлению и развитию у обучающихся 1-4 классов способностей к научной(интеллектуальной) ,творческой деятельности ,физкультурно-спортивной деятельности
методическая разработка

Лончакова Галина Николаевна

 «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по выявлению и развитию у обучающихся 1-4 классов способностей к научной(интеллектуальной) ,творческой деятельности ,физкультурно-спортивной деятельности

Актуальность

 «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Проблема выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы детьми в системе дополнительного образования.

Пояснительная записка

Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно         начинаться         уже         в         начальной         школе         на         основе наблюдения, изучения психологических         особенностей,         речи,         памяти,         логического мышления.         Работа         с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальных классов.

Одаренными детьми будем считать тех обучающихся, которые: 

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные    способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.

При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности обучающегося, и одаренной личности в частности. Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными обучающимися, начиная с начальной школы.

Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.

Портрет одаренного ребенка:

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.  
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.  
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.  
  4. Склонен к рискованным действиям.  
  5. Обладает богатой фантазией, воображением.  
  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.  
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.  
  8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.
  9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.  
  10.  Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

 

Цели и задачи работы с одаренными детьми 

Цели: выявление одаренных детей, создание условий для развития и формирования одаренной личности.

 

Для реализации целей необходимо решить следующие задачи: 

  • знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
  •  накопление литературы по данному вопросу;
  • знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
  •  проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих обучающимся проявить свои способности.
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;  
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и способными детьми 

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Работа  с одаренными и способными  детьми в начальной школе (1-4 классы)  считается подготовительным этапом. 

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией обучающихся в начальной школе.  При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении  предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, физическая культура). Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей обучающихся. При проведении предметных недель, конкурсов, олимпиад необходимо постоянно вовлекать обучающихся из начальных классов.

На подготовительном этапе происходит: 

  • формирование навыков научной организации труда;
  • вовлечение в активные формы познавательной деятельности;
  • формирование познавательного интереса;
  • выявление способных обучающихся.

Урочная и внеурочная деятельность строиться таким образом, что обучающиеся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности. 

 

Условия успешной работы с одаренными обучающимися 

  • Осознание важности этой работы учителем и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  • Признание учителем того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Основные мероприятия по реализации программы  Диагностика: 

Изучение диагностических методик, создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей,         изучение         круга         интересов         умственной         деятельности обучающихся         путем анкетирования, изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.  

Развитие         творческих         и         познавательных          способностей:  

Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов, использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов (творческие ответы, выполнение творческих тематических заданий, выполнение проблемных поисковых работ; повышение степени сложности заданий).

Стимулирование         -         поощрение         дальнейшей         творческой         деятельности: 

Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся, отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных линейках.

 

Формы работы с одаренными и способными детьми 

  • Олимпиады;
  • Творческие выставки;
  • Групповые занятия с сильными обучающимися;
  • Проектная деятельность;
  • Предметный кружок;
  • Творческие мастерские;
  • Конкурсы различного уровня;
  • Внеурочная деятельность;

Работа с родителями.

Важным         моментом         работы         с         одаренными         детьми         следует признать         комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей. Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей. Укрепление сотрудничества родителей с учителем.

Формы работы с родителями: 

  • Творческие и проблемные родительские собрания;
  • Групповые и индивидуальные консультации;
  • Привлечение родителей к проведению мероприятий;
  • Выполнение рекомендаций литературы.

Выявление способностей обучающихся

Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности

Научной

Творческой

Спортивной

Мониторинг предшкольного образования, карта первоклассника

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики

О. А. Ореховой

Анкеты для обучающихся начальных классов и их родителей "Диагностика здоровья"

Стартовая психолого-педагогическая диагностика первоклассников Е.Э.Кочурова, М.И.Кузнецова

Тест на отношение к школе и учению

(Т.А. Нежнова)

 и определение мотивов учебной деятельности

(М.Р. Гинзбурга).

Листы наблюдений за формированием УУД, модификация методики Дембо-Рубенштейн

Диагностика отношения ребенка к здоровью и здоровому образу жизни

Методики для выявления уровня интеллектуального развития

Методика

«Карта одаренности», 

А. Н.  Савенков

Методика

«Палитра интересов»

Н.А. Савенков

Диагностика здоровья по почерку. Оценка социального благополучия и личностной устойчивости 

(тест А. Антоновского)

Диагностика

«Тип темперамента и диагностика «Типы мышления»

(по Л.А.Сиротюк)

Диагностика

«Кем я хочу стать. Почему?»

Тест-тренинг «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

Методика диагностики одаренности младших школьников

«Карта одаренности», Савенков Н.А. на основе методики

Д. Хаана и М. Каффа

Развитие способностей обучающихся

Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности

Научной

Творческой

Спортивной

Наблюдения, беседы, предметные недели

Беседы, дискуссии, игры, факультативы

Уроки здоровья, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни; спортивные праздники, для родителей и детей

Проектная деятельность

поисковые эксперименты

Тематические викторины по предметам, наблюдения, театрализованные праздники,

Классные часы, организация  внеурочных спортивных мероприятий;

Опытно – экспериментальная деятельность, викторины, презентации

Экскурсии познавательной направленности

Конкурсы, олимпиады, творческие выставки

«Виртуальные» экскурсии

Дни Здоровья, кружок спортивно-оздоровительного направления

Участие в месячнике военно-спортивных мероприятий

Факультативы, олимпиады, конкурсы

Экскурсии в библиотеки и музеи, индивидуальные занятия

Весёлые старты, конкурс рисунков и плакатов, проект «Здоровье».

Интеллектуального потенциала П. Ржичан, «Установление аналогий» Н. Я. Семаго.

Тест креативности Торранса «Закончи рисунок».

Ожидаемые результаты 

  1. Формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;
  2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
  3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;
  4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
  5. Повышение показателей успешности детей на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

6. Повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

Педагогические методики: 

  • Метод проектов Л.С. Выготский,
  • метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, Г.А. Китайгородская,
  •          личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская.

Литература:

  1. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова  // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.  
  2. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К.

Сатынская  

// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.  

  1. Афанасьева В.Н.Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев  // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.  
  2. Нурахметова К.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.  
  3. Антонова И.Г.Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.  
  4. Абатурова В.В.    Олимпиадное движение как средство выявления и развития интеллектуальной одаренности школьников / В. В. Абатурова  // Вестн. Всерос. олимпиады школьников. - 2011. - № 4. - С. 2-9.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».

Программа «Выявление и развитие у обучающихсяинтеллектуальных и творческих способностейв начальных классах»....

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах»....

Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности

Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности...

Программа по выявлению и развитию способностей обучащихся 1-4 классы

Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природн...

Программа «Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в начальных классах».

Выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логичес...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Иванюженковой Ольги Александровны

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное и...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя начальных классов Бурченковой Любови Александровны

Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность пе...