Формы и методы оценивания в современной начальной школе
методическая разработка
Главная функция оценки – установление определенной меры персональной ответственности всех участников процесса обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы оценивания в современной начальной школе
Главная функция оценки – установление определенной меры персональной ответственности всех участников процесса обучения. С помощью оценки идет огласка общественности: учеников, родителей, педагогического коллектива:
-каков уровень образования в учреждении;
-каков уровень обученности и развития каждого школьника.
Анализ результатов обучения показывает:
-правильность организации учебно-воспитательного процесса, что прочно усвоено, а что требует повторения;
-какое содержание обучения расширить, какое удалить;
-какие способы обучения удачны, какие нужно корректировать;
- что изменить, чтобы улучшить результаты. Правильно организованная деятельность контроля позволяет оптимистично подходить к каждому ученику, укреплять веру в его силы и возможности. Неправильная контролирующая деятельность воспитывает негативное отношение к обучению.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- уровневый подход к разработке инструментария оценивания;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
- использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки; интегральную оценку, в том числе – портфолио,
- различие оценки (словесной характеристики любых действий) и отметки (знака за решение учебной задачи.
Оценивание в форме отметок: что нужно помнить
Выставление текущих и итоговых отметок остается пока наиболее распространенной формой оценивания. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим показателем. Ее следует выставлять с учетом фактического уровня подготовки, которого достиг ученик к концу определенного периода. При этом у школьника есть право исправить плохую отметку, чтобы получить более высокие итоговые баллы и повысить свою успеваемость.
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяется так называемый
«Светофор». В классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Вместо цветных огоньком можно использовать «Говорящие рисунки».
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
Так же для самооценивания своего самочувствия на каждом этапе урока можно использовать прием «Солнышко»
В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.
Для оценивания кратких ответов с места, дополнений, удачных реплик и вопросов можно использовать прием своя валюта. В классе вводится своя денежная единица: например, звездочка. Чтобы перевести валюту в отметку нужно набрать определенное количество звездочек.
Прием можно использовать в любом возрасте и на любом уроке для организации активной работы учащихся.
На этапе первичной проверки понимания нового материала можно использовать «Карточки сомнений»
+ «Я понял все»;
- «Не совсем усвоил, сомневаюсь»
? – «Не понял».
Прием оценивания «Ладошки» можно использовать с первых дней обучения ребенка в школе.
С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку.
Очень хорошо – карандаш у кончиков пальцев.
Испытывает затруднения – на уровне большого пальца.
Нужна помощь – карандаш внизу ладошки.
Прием «Оценка – не отметка» -это оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.
«Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!» - фразы, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке.
«Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно. Наверное, ты неважно себя чувствовал» - фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха.
Итоги урока можно подводить на «Дереве знаний». После урока дети прикрепляют на дерево яблоки: зеленое – все удалось ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, желтое – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, красное – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Так же итоги урока можно подводить на «Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Как оценивать устные ответы учеников
Когда вызываете школьников к доске или опрашиваете с места, выставляйте отметки с учетом следующих критериев.
Отметка «5». Ответ ученика полный, правильный и самостоятельный. Школьнику вы не помогали и не задавали наводящих вопросов. Он ориентируется в терминологии, находит причинно-следственные связи между различными объектами и явлениями, разбирается в конкретных фактах и т. д.
Отметка «4». Ответ правильный и полный, но при этом допущены две-три негрубые ошибки. У школьника есть общее представление об объектах и явлениях, он умеет находить причинно-следственные связи. Свои ошибки ученик исправляет по вашему требованию.
Отметка «3». Ответ неполный и несвязный или при ответе допущена грубая ошибка. У ученика есть общее представление о теме, по которой вы его проверяете, но в отрывочном состоянии. Он умеет искать причинно-следственные связи, но не умеет опираться на факты.
Отметка «2». Ученик не понимает основной материал или допускает грубые ошибки при ответе. Исправить их самостоятельно он не может, даже если вы задаете наводящие вопросы. У школьника нет даже общего представления о теме, по которой вы его спрашиваете. Он не умеет искать причинно-следственные связи, не ориентируется в фактах.
Как оценивать результаты тестовых заданий
Тест – это один из самых объективных методов оценки знаний. Когда выставляете оценки за тесты, в том числе компьютерные, желательно придерживаться общепринятых соотношений:
До 50% верных ответов – отметка «2»;
50–70% верных ответов – отметка «3»;
71–85% верных ответов – отметка «4»;
86–100% верных ответов – отметка «5».
Как оценивать результаты практических и контрольных работ
Когда проверяете письменные работы учеников, ориентируйтесь на следующие критерии.
Отметка «5». Ученик выполнил работу полностью, сделал правильные выводы.
Отметка «4». Работа сделана правильно, но есть две-три негрубые ошибки или два-три недочета. Ученик может самостоятельно исправить эти погрешности по вашему требованию.
Отметка «3». Школьник правильно выполнил минимум половину работы или допустил одну грубую ошибку.
Отметка «2». В работе ученика есть две и более грубых ошибки. Исправить их самостоятельно он не может, даже если вы пытаетесь помочь.
Существует оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее заключается в отношении учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметку ставят как дополнительную.
Пример
Как выглядит оценка за впечатление от письменной работы
В тетрадь и в дневник учитель выставляет две отметки, например, 5/3. Первая отметка – за правильность выполнения учебной задачи. Вторая – за общее впечатление от работы.
Снизить отметку «за общее впечатление от работы» можно, если:
– школьник допустил в работе не менее 2 неаккуратных исправлений;
– работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Двойная оценка за работу позволяет учителю развести ответы на вопросы:
– чего достиг ученик?
– какой уровень прилежания и старания ученика?
Что характерно для словесных оценок, или словесных суждений
Словесная оценка – это краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Она позволяет раскрыть перед ребенком динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик школьника.
Пример
Как выглядят правильные и неправильные словесные оценки
Неправильные словесные оценки: «ленив», «невнимателен», «не старался».
Правильные словесные оценки: «прекрасно справился с заданием», «хорошо разобрался в теме», «оригинально, а вот здесь неточно, потому что...»
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, которое раскрывает как положительные, так и отрицательные ее стороны. Также с помощью словесных оценок к школьнику приходит понимание, как устранить ошибки и недочеты.
В свете требований обновленных ФГОС школьники должны уметь адекватно оценить свою деятельность, делать правильные выводы, анализировать ошибки, определять способы улучшения своих результатов. В этом им помогает оценочный лист. Лист самооценки на уроке в начальной школе нацелен именно на личностное развитие детей. При оценивании самостоятельной, парной, групповой деятельности ребёнок даёт оценку в первую очередь себе, и лишь частично одноклассникам. Именно в это время ребёнок воспринимает себя личностью, понимает важность своей работы в классе. У него впервые формируется умение учиться. Благодаря оценочным листам из уроков вытесняются стрессовые моменты. Зато появляется положительное отношение к контролю своих знаний, заинтересованность в их получении и углублении. В дальнейшем, благодаря умению себя оценивать, школьники быстрее научатся ставить перед собой цели, повышать мотивацию, формировать необходимую для успешной учёбы модель поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы оценивания в современной начальной школе.
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей образовательного процесса. Методы и приемы оценивания должны иметь универсальный характер и быть адаптиров...

Формы и методы оценивания в современной начальной школе.
Данный материал содержит примеры оценочных листов по предметам начальной школы....

Особенности рейтингового оценивания в современной начальной школе
Проблема оценивания знаний учащихся встает перед каждым учителем современной школы. В настоящее время требования к качеству знаний заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности си...

Современные формы и методы на уроках в начальной школе
Выступление на Методическом обьединение учителей...

Современные формы и методы на уроке в начальной школе
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения.Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, в...

Формы и методы оценивания в современной начальной школе
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей бразовательного процесса. Данный материал содержит прмеры критериальных моделей оценивания: самооценивание, взаимооцен...
Современные формы и методы на уроке в начальной школе
В статье раскрыты основные формы и методы, от которых зависит успешность современного урока. Различные формы и методы работы должны присутствовать на современном уроке. Урок должен стать, прежде всего...
