Конспект занятия "История моего села"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Это занятие даёт возможность познакомить детей с историческим прошлым и достопримечательностями  села Фоминки.  Создать условия для формирования чувства гордости за своё село и уважения к истории родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_moego_sela.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фоминская средняя общеобразовательная школа»

Гороховецкого района Владимирской области

Факультативное занятие

для учащихся 2 класса

«История моего села»

                                       

          План урока

1. Организация учащихся.

2. Введение в тему

      а) работа с картой Владимирской области и Гороховецкого района.

3. Изучение нового материала

       а) рассказ учителя;

       б) демонстрация фотографий ;

       в) чтение детьми стихов о селе.

4. Физкультминутка

5 .Итог

6. Домашнее задание.

                  Тема:    История моего села.

               Цель:

              1. Систематизировать и расширить представления   учащихся  об истории родного села.

                 Задачи:

              1. познакомить детей с историческим прошлым и достопримечательностями  села Фоминки.

               2. создать условия для формирования чувства гордости за своё село и уважения к истории родного края.

             Оборудование:

             1. Карта  Владимирской области;

             2. Карта Гороховецкого района;

             3. Фотографии исторических мест села.

            4. Словарь В.И.Даля.

            5. Рисунки детей на тему «Село моё родное»

                                    Словарная работа

             ( используя словари , дети узнавали значение слов)

   «летопись» - описанье событий, присшествий, год по году,

                                   с показанием времени

   «изба» - крестьянский дом;

  «княгиня» - жена князя; почётное звание некоторых дворянских   родов;

   «усадьба» - господский дом на селе, со всеми строениями, садом и    

                                 огородом;

   «пустошь» - незаселённая земля;

   «крепостные» -  рабы (невольники), лишённые права свободного

                                       перехода

   «плотина» - земляной вал поперёк речки, для удержания воды;

   «архитектор» - специалист по строительству;

                      Ход урока:

              1. Организация учащихся

                   Фоминки, Фоминки, Фоминки,

                   Село наше с именем звонким,

                   Так нигде не поют на земле,

                   Только здесь, на родимой сторонке.

             2. Введение в тему урока

У.- Ребята, в какой стране мы с вами живём?

Д.- Россия.

У.- Какой город является столицей нашей Родины?

Д.- Москва.

У.- А кто знает, как называется главный город нашей области?

Д.- Владимир

У.- Правильно, молодцы!

( на доске открывается карта Владимирской области)

У.- Все мы с вами жители Владимирской области. Перед вами карта нашей области, на которой  мы можем увидеть расположение нашего района.

(учитель показывает детям на карте расположение Гороховецкого района)

              Родина. Край, где родился. Такие простые понятные слова.       Но как дороги, как много значат они для каждого из нас! Ибо, по    словам К.Паустовского, «родная земля – самое великолепное, что нам надо для жизни».

( на доске открывается карта Гороховецкого района)

А это карта Гороховецкого района, на которой мы можем найти наше село Фоминки,а Фоминки это наша малая родина.

(учитель показывает детям, где на карте находится село Фоминки  )

У. – Сегодня мы отправимся в путешествие в далёкое      прошлое нашего села.

                      (на доске открывается тема урока)

                                          История моего села.

                3. Изучение нового материала.                   

                    

Рассказ  учителя.    

    Давно это было, ох давно…    Впервые о нашем фоминском крае (о малой родине) мы узнаём из летописи приблизительно  около 1550 года.  А было это так…

Стояла среди пустоши (незаселённой земли), которая называлась Фоминской,   деревенька,  состоявшая   из нескольких крестьянских изб, а вдоль неё протекала невзрачная болотистая речушка. Эта деревенька называлась- Погорелое-Погорелка, из-за частых пожаров. Входила Фоминская пустошь в Замотринскую волость, которая принадлежала царю ИвануГрозному.

 И жила в те далёкие времена, близ этой деревеньки, светлая княгиня Долгорукова.   И решила она вдруг перенести свою усадьбу из сельца Расстригино в Фоминскую пустошь, где всё ей приглянулось: и место высокое,  сухое, и леса дремучие рядом, но портила вид лишь болотистая речушка. И вот, по приказу княгини, руками крепостных строится высокая плотина, и невзрачная речушка превращается в большое чистое озеро.

(подготовленные дети читают стихи)

1 ученик:          Хорошо ты, озеро ,утром,

                   Когда первый солнца луч

                   Проникает в зеркальную воду

                   Отдохнуть, освободившись от туч.

2 ученик:          

                   И прекрасно ты в полдень знойный,

                   Когда жар нестерпимо парит.

                   Когда солнце, отражаясь, играет ,

                   И вода, переливаясь, блестит.

       

 3 ученик:          

                   Но всех лучше ты вечером поздним,

                   Гладь воды алым светом блестит

                   И, погрузившись в седую дымку,

                   Клочок заходящего солнца горит.

4.Физкультминутка.

 Продолжение работы над темой урока.

Рассказ учителя.

    Скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается. Перенеся усадьбу и построив деревянную церковь, княгиня превратила маленькую невзрачную деревеньку  в село Фоминка   ( только во второй половине 19 века после отмены крепостного права село стало называться Фоминки). Постепенно в это село стали съезжаться знатные люди, вместе со своими крестьянами.

 И вот, в 1797 году, графиня О.А.Жеребцова закладывает в селе большой парк. А в 1851 году последний Фоминский крепостник, князь Орлов, приглашает из столицы архитектора, Петра Садовникова, для большого строительства. Готовясь к приезду царя на охоту, «свободный художник»  сделал проект барской усадьбы: была насыпана плотина для искусственного пруда (Барское озеро в парке), а на противоположном берегу вырос господский дом и службы ( хозяйственные постройки) в «русском стиле». Сам парк был затейливо украшен фонтанами и беседками. Но не приехал царь на охоту к графу, как и не пощадили огонь и время творение Петра Садовникова.

    В настоящее время от былого величия парка мало что осталось, но старинные аллеи лиственниц  до сих пор напоминают нам о том далёком времени, когда в парке была слышна приглушённая французская речь, а по шикарным аллеям гуляли нарядно одетые дамы и господа.

   (подготовленные дети)

1 ученик.

                Дела давно минувших дней,

                Преданье старины глубокой,

                Мы гимн любви поём тебе,

                О, парк Фоминский, хоть далёко

                Твоя седая старина тебя  взлелеяла, взрастила,

                И чья-то добрая рука

                На радость людям заложила.

2 ученик.

                Ты подрастал и зеленел,

                В озёрной глади отражаясь,

                И годы шли, и ты взрослел,

                В лучах любви людской купаясь.

3 ученик.

               И зодчий посетил тебя,

               И приукрасить попытался.

               Чтобы порадовать царя,

               Орлов – вельможа постарался:

               Руками местных крепостных

               Высокую возвёл плотину,-

               И пруд искусственный возник,-

               А довершили ту картину

               Усадьба барская и храм,

               Аллеи лиственниц и клёнов,

               И представители дубрав… Знакомо

               Нам это с самых ранних лет,

               Всё, что в наследство нам досталось.

4 ученик.

                   Так сохраним его от бед,

              В веках, чтоб  чудо  то осталось.

              И он не канул в Лету, нет ,

              Нам это просто показалось,-

              Ему уж 200 с лишним лет,

              В нём всё текло и всё менялось.

              И юбиляров красота

              Назло векам, как прежде,- двое!

              От них отринули века:

              Фоминский парк и озеро Большое!  

Н.А.Некрасов в 1853 году, проезжая из Санкт-Петербурга в своё имение Алешунинское  на охоту, остановился в Фоминках передохнуть. Он был удивлён тем, что почти все избы в селе были новые.  В те времена пожар был самым страшным врагом, он сметал всё на своём пути. Фоминских погорельцев, побиравшихся с сумой за плечами, знали и в губернском городе Владимир, встречали в обеих столицах.

И вот в 1890г. в селе была организована добровольная пожарная дружина, организаторами которой были братья Иван и Афанасий Чекуновы. Эта дружина была не только первой, но и лучшей в губернии, насчитывала до 400 дружинников.

В 1901 г. Фоминки обогатились каменным зданием пожарного депо, где  в наши дни располагается пожарная часть  № 39, служба МЧС.

    

 

5. Итог:         

 В этом году Фоминскому парку исполняется 210 лет. Парк и центральный пруд села являются памятниками природы областного значения и находятся под охраной государства. Останутся ли они потомкам – зависит только от нас, сумеем ли мы сберечь то, что когда-то было создано трудом и фантазией наших далёких предков.  

             Уже два века они вместе,

             Их друг у друга не отнять,

             Они в фольклоре, в русской песне,-

             Мы не должны их потерять!

             Когда-то добрая рука

             Нам их на радость заложила,

             Природы сущность на века

             Для нас в прекрасном воплотила!  

6. Домашнее задание: сочинение-миниатюра на тему « Село моё родное».      

         

Экскурсия по

историческим местам

села

Цель:    Практическое  закрепление  знаний  истории  села.

                           ПЛАН

1. Организационный момент. Инструктаж.

2. Посещение исторических мест.

3. Подведение итогов

1. Организационный момент. Инструктаж.  

У.- Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили…?

Д.- Об истории нашего села.

У.- Совершенно верно. Сегодня мы отправимся с вами  в путешествие по историческим местам нашего села. И сможем лично рассмотреть всю их прелесть . А что это за места, вы мне скажите сами.

Д- Озеро Большое, пожарная часть, парк, озеро Барское.

У.- Молодцы!  Итак, отправляемся в наше путешествие.

(дети выходят из школы и идут по улице Ленина до пожарной части)

2. Посещение исторических мест

У.- Первой нашей остановкой будет  - Пожарная часть.  Ребята, скажите, кто и когда организовал первую пожарную дружину в с. Фоминки?

Д.- Первую пожарную дружину организовали братья Чекуновы в 1890году.

У.- Для каких целей была она организована?

Д.- Так как были частые пожары.

У.- Ребята, кто из вас может сказать, сколько лет пожарной охране?

Д.- В этом году исполнится 117 лет.

У.- В каком месте построено здание пожарного депо?

Д.- На берегу озера.

У.- Почему?

Д.- Чтобы близко было брать воду.

У.-Правильно, молодцы! А на берегу какого озера находится пожарное депо?

Д.- На берегу озера Большое.

У.- А что мы знаем о возникновении озера Большое?

Д.- Очень давно на месте озера была маленькая речушка. Однажды , княгиня Долгорукова, перенеся свою усадьбу, построила на этой речушке плотину, так вот и появилось озеро.

У.- Молодцы! А сейчас мы с вами прогуляемся по правому берегу нашего озера.

( Ребята идут вдоль озера , по улице Первомайской, на противоположную сторону и делают там остановку)

У.- Ребята, кто знает, почему мы здесь остановились?

( ответы детей)

У.- Как называется улица, на которой мы находимся?

Д.- Почтовая.

У.- Правильно. По отношению к улице Первомайской, где находится улица Почтовая?

Д.- На горе. (На бугре, на возвышенности).

У.- А что мы знаем о высоком месте, вдоль которого протекала невзрачная речушка, впоследствии ставшая  прекрасным озером?

Д.- Это место называлось Погорелое-Погорелка.

У.- Совершенно верно. Это то самое место: бывшее поселение Погорелое-Погорелка, а ныне одна из улиц с. Фоминки – Почтовая. Именно это место и облюбовала княгиня Долгорукова.

У.- Дальше мы пройдём вдоль улицы вниз и поднимемся на следующую возвышенность.

(Дети идут в парк)

У.- Следующая остановка называется…?

Д.- Парк!

У.- Правильно. Почему мы здесь остановились?

Д.- Потому что это тоже место, которое связано с историей нашего села.

У.- А что вы знаете об истории возникновения парка?

Д.- Его заложила графиня Жеребцова, а много лет спустя, князь Орлов пригласил из столицы архитектора, который украсил парк беседками и фонтанами. Рядом с парком был заложен пруд и построен господский дом.

У.- Молодцы! А для чего князь Орлов это всё затеял?

Д.- Он ждал на охоту царя.

У. – Давайте пройдёмся по аллеям парка и представим себе, будто бы мы перенеслись на 210 лет назад. Постарайтесь услышать его своеобразную « музыку».

( Дети идут по аллеям и доходят до Барского озера)

У. – Ну вот мы и пришли к бывшей усадьбе князя Орлова, которую выстроил Пётр Садовников. Вот тот самый пруд и барский дом, находящийся на противоположном берегу пруда. Конечно, от былого величия мало что осталось, но несмотря на минувшие годы,  они существуют до сих пор.

3. Итог

На этом месте наше путешествие заканчивается. Сегодня мы с вами побывали в « прошлом» нашего села. И это прошлое хранит в себе маленький огонёчек, который при желании может  разгореться в большое пламя. И я надеюсь, что теперь, проходя мимо этих мест, вы будете помнить всё то тепло, которое в них хранится.