Внеклассное мероприятие «Круглый стол» «Мы не безучастны к делам и заботам своей Родины»
план-конспект занятия по теме

Внеклассное мероприятие «Круглый стол»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Круглый стол»

«Мы не безучастны к делам и заботам своей Родины»

Цель:

Воспитывать

  • чувство патриотизма, любви к родном краю через познание себя и природы;
  • желание быть достойным гражданином своей малой родины;
  • ответственность за порученное дело.
  • Развивать:
  • любознательность;
  • стремление к знаниям;
  • память;
  • речь учащихся.

Оформление: отрывок из рассказа Пришвина «Кладовая Солнца», плакат «Мы не безучастны к делам и заботам соей Родины», видеофильм «Птичья столовая», кормушки для птиц, сказка-быль Н. Лумповой «Волшебная роща».

Ход мероприятия Ведущий.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы начинаем наш «круглый стол». Я рада представить гостей нашей встречи: эколог, психолог, родители.

Наша встреча сегодня проходит не случайно. Ученики на уроках Кубановедения и во внеурочной деятельности изучают историю родного края, своего села, в частности природу, экологию, животный мир, труд людей... Я призываю уважаемых гостей, а также вас, дорогие ребята, принять активное участие в нашем разговоре. Разрешите провести небольшое интервью.

  • Наш «круглый стол» будет проходить под девизом «мы не безучастны к делам и заботам своей Родины» (запись на доске)
  • Я задам всего два вопроса:
  • Какой смысл вы вкладываете в эти строки?
  • С чего начинается Родина?

(дети дают и аргументируют свой ответ)

Ведущий. Спасибо! Но все ваши, даже самые высокие мысли, самые вдохновенные чувства будут бесплодны, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо постоянно творить его.

Мы должны принимать посильное участие в том, чтобы сделать наш край, село, а значит и большую Родину, богаче и прекраснее. А лучшей мастерской в воспитании прекрасного является сама природа, где мы учимся трудиться, выращивать деревья и цветы для других. Сейчас остро встал вопрос по охране природы.

Какие же посильные дела по охране природы мы можем сделать?

Эколог.

- Я хочу прочитать прекрасные слова М. Пришвина «Мы - хозяина нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах разные животные - будем охранять леса. Рыба - вода, птица - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу, значит охранять Родину».

- Начинать доброе дело никогда не рано и никогда не поздно.

- Какое сейчас время года? (ответы детей)

- Зима и хочется всю работу отложить до весны, когда пробуждается природа и начинает властно привлекать к себе. И все-таки не будем откладывать на потом то, что можно начать сейчас.

- Что мы можем сейчас сделать для птиц?

Ведь как известно, в зимнюю стужу, птицы погибают не от холода, а от голода.

(ответ детей)

повесив за окном кормушку, вы увидите сколько радости она принесет всем.

Родители.

Дорогие ребята, мы сделаем всем сюрприз, сделав фильм «Птичья столовая» и изготовив кормушки, которые вы можете повесить в своем саду.

После просмотра фильма, дети делятся впечатлениями, приходят к определенным выводам.

- Кто же стал гостями нашей столовой?

- Кто какие лакомства любит?

- Опишите повадки птиц.

- Попытайтесь распознать птиц по голосам.

Вывод. Мы надеемся, что этот фильм не позволить вам забывать о том, что ваш долг - помочь перезимовать пернатым друзьям. Постоянно следите за кормушками и знайте, что это не только доброе дело, но и отныне это ваша обязанность, которую надо выполнять хорошо.

Ведущий. С приходом весны птицы отблагодарят вас за добро и заботу.

- В чем же будет выражаться их благодарность? (ответы учащихся)

  1. Потрудились хлопотливые птички - хороший урожай. Птицы низко летают - быть дождю. С утренней зари и вечернего заката мы наслаждались их пением.
  2. Природа гармонична. В ней все взаимосвязано, сплетено, подчинено единым законом.

Психолог.

Ребята, как вы поступите , если проходя мимо, увидите, что кто-то просто так из озорства или потому, что понадобилось лично ему, обламывает кусты сирени? (ответы детей)

- Сейчас я вам расскажу сказку-быль «Волшебная роща» Н. Лумповой (приложение № 1) после прослушивания сказка рисуется и обсуждается.

- Почему мальчик больше не обижал слабых?

- За что его стали все уважать?

- Какое полезное дело, с друзьями, он сделал для своей рощи, а затем для Родины?

Ведущий.

Полезных и посильных дел для ребят хватает на весь год, скоро весна и будут вестись работы по озеленению нашего села и здесь нам найдется посильное дело, (дети вместе с родителями обсуждают свое участие в данном мероприятии).

Например: выращивают цветочную рассаду, делят её на несколько частей: для школы, для своих друзей, для улицы, и наконец, для себя).

Ведущий. Наша встреча подошла к концу. Я думаю, что вы не остались равнодушными к тем проблемам, о которых шла сегодня речь. Надеюсь, вы почувствовали, как приятно своим трудом и вниманием к ближнему приносить радость людям. И невольно вновь и вновь возвращаться к той мысли, что любовь к родному краю, к Родине начинается с березки, которая растет у родного дома или школы.

Для повышения эффективности данного мероприятия следует привлечь учащихся и родителей к практической деятельности по реализации данной темы. Создать краеведческий уголок, в котором должно найти отражение все то, что они узнали о природе и труде людей своего края, района. Сделать поделки для детского дома.

Приложение

Сказка-быль «Волшебная роща» (Н. Лупповой).

Жил-был мальчик. Как его звали? Да не все ли равно? Просто мальчик. Как и все дети, он ходил в школу, катался на санках зимой и на коньках. Летом ездил с бабушкой и дедушкой на дачу, ходил с ними в лес по грибы, купался в пруду. Но вот беда, чтобы он ни делал - всегда получалось плохо. И его очень часто ругали, называли хулиганом. Например, на уроке родного языка учительница рассказывала ребятам об именах существительных. И вдруг солнечный лучик пробился из-за туч, скользнул через окно по стенам класса и заблестел золотом на волосах Юльки Степашиной, что сидела за партой прямо перед ним. И рыжие Юлькины волосы засверкали, заискрились... У мальчика аж дух перехватило. Он резко выдернул один Юлькин Волосок из золотой копны и завопил на весь класс: «Золото, подаю золото!» Что тут было! Шум, гвалт. Учительница рассердилась, сказала, что не может больше терпеть такого безобразия: «устраивать торговлю, как на базаре», посреди урока, посвященного изучению «великого и могучего» русского языка, языка, на котором писали такие великие поэты, как Пушкин и Лермонтов. В общем, «чаша её терпения переполнилась», и она в очередной раз вызвала в школу родителей. Мальчик шел домой угрюмый и сердитый. Все было не мило. Яркий свет солнца раздражал. Как на зло, все люди вокруг были посему-то очень счастливы, улыбались, радовались раннее весне, молодым листочкам, проклюнувшимся на оттаявших после зимы ветках деревьев. Мальчик вошел в небольшую рощицу, которая отделяла школу от его дома. Такие рощицы остались кое-где в городе от старых пригородных лесов, на месте которых возводились новые жилые микрорайоны. Мальчик споткнулся о сухую ветку, лежавшую поперек тропинки, протоптанной пешеходами. Он поднял ветку и резко взмахнул ею. Раздался свист рассекаемого воздуха, и ветка сломалась. Мальчик совсем рассердился.

Рядом рос большой куст орешника. Мальчик грубо обломил новейшую низко над землей ветку. И стал размахивать ей вокруг себя, представляя её острой саблей, разящей всех его невидимых врагов. Под ударом «сабли» поникли свежие побеги молодой травы, головки распустившихся утром желтеньких цветочков мать-и-мачехи, зазвенел, как натянутая струна ствол юной березки. Вдруг мальчику показалось, что кто-то стонет чуть слышно, но очень жалобно. Он остановился и стал прислушиваться. Стон исходил прямо от березки и орешника, растущего возле неё. Вокруг было тихо, как будто и не было совсем рядом большого города. И эту тишину пронизывал тихий шёпот - стон орешника: «Больно!.. Как мне больно, сестрица березка. Вот уже много лет живу я в этой роще. Много людей ходят по этой тропинке мимо меня, и каждый норовит то ветку отломить, то ногой ударить. И этот вот мальчишка сломал мою лучшую ветку. Осенью на ней было бы больше всего орешков...» И орешник заплакал. Мальчик сразу понял почему -то, что прозрачные капли влаги, скопившиеся на свежем изломе, - это слезы. Березка зашевелила своими тонкими веточками, протянула их к орешнику и, как бы обнимая его ими, зашептала-застонала в ответ: «Да, милый братец, и мне очень больно. Посмотри, как изрезали мой ствол, обломали мои ветвей. Что нам, деревьям, делать? Если бы были у нас ноги, как у людей, ушли бы отсюда, куда глаза глядят. А так - засохнем раньше времени». И мальчик увидел, как по стволу березки из прорезов в коре потекли тонкие струйки - слезы. У мальчика перехватило дыхание. Говорящие деревья! Он подошел к березки совсем близко и потрогал рукой её шершавую кору. И ему показалось, что по стволу пробежала дрожь. Тогда мальчик прошептал: «Не бойся, березка, я тебя больше не трону. Но ты и вправду живая, и тебе больно?» «Конечно, - ответила березка, - так же больно, как и тебе, когда ты поранишься. Мы все живые: деревья, кусты, цветы, трава... Мы рождаемся из семян, растем, по нашим каналам-жилам текут живительные соки, как по вашим жилам - кровь. Когда приходит время, мы даем плоды, которые вам, людям, приносят радость. Яблони дарят вам вкусные ароматные яблоки, орешник дает вам орехи, липа - прекрасный липовый цвет, помогающий от многих болезней, дуб защищает вас своей кроной от ветра и палящих лучей солнца, мы, березы, радуем глаз нежной зеленью листвы. Обо всех сразу и не расскажешь. Нас ведь очень много. А приходит пора - и мы умираем, как люди. Умираем тихо и незаметно. Но и засохшие, мы можем приносить пользу людям. Засохшие деревья срубают и используют на дрова, и сохранившаяся в нас энергия дает тепло. Добрые люди знают это, любят нас и берегут». «Я тоже люблю вас, - сказал мальчик, - просто у меня сегодня неприятности. Я не хотел сделать вам больно. Я не знал».

Тут заговорил молчавший до сих пор куст орешника: «Эх, березка-сестрица, что ты с ним разговариваешь. Ведь этот мальчик любит только себя одного, только собственные беды его волнуют. Знаю я таких. Он делает только то, что ему хочется, не думая о последствиях. Я давно живу здесь и видел этого мальчика и многих других. Помню, как они повесили за хвост кота к соседнему дереву только потому, что им было скучно и интересно было посмотреть, как он будет выпутываться из пеленок. Ведь слабых обидеть легко, а сколько раз я слышал их разговоры о том, как они балуются на уроках, доводят чуть не до слез своих учителей. Им кажется, что они герои, смельчаки. А на самом деле они просто лентяи, не выучившие урок. Они ничего не умеют, ничего не знают. И единственный способ обратить на себя внимание - это совершить что-либо необычное. Чаще - злое, так как тут особого ума не требуется, а для добрых дел надо иметь доброе сердце и ум». Сказав это, орешник подобрал свои ветки, брезгливо отворачиваясь от мальчика.

У мальчика от обиды горло сдавило. И он вновь было взмахнул веткой, чтобы обрушить удар на орешник.

Но тут зашелестела всеми своими листочками березка и быстро - быстро зашептала: «Не делай этого, мальчик. Вначале подумай. Ведь для того и дали вам, людям, разум, чтобы вы думали». Мальчик застыл с поднятой рукой. А березка продолжала: «Подойди ко мне, прижмись к моему стволу и послушай».

Мальчик подошел к березке, обхватил её ствол руками, прижался к ней всем телом и стал слушать. Ему показалось, что он слышит, как дышит береза, как бегут по её каналам-жилам живительные соки... И ещё ему показалось, что сила этих соков, тепло дыхания березки передаются ему. Мальчику стало хорошо и спокойно, душу наполнила необъяснимая радость. Мальчик не знал, сколько он так простоял, словно в забытьи.

Очнувшись, он обнаружил, что стоит, обнимая березку, вокруг щебечут птички, шелестят листвой деревья, где - то за рощицей шумит город. Рядом орешник со сломанными ветками.

Мальчик чуть заметно помахал рукой своим неожиданным собеседникам и сказал: «Спасибо вам большое, деревья, я кое-что понял. Я не буду обижать слабых и очень постараюсь поумнеть. А вы мне поможете?» С тех пор мальчик часто приходил в рощицу. Мысленно разговаривал со своими деревьями-друзьями, гладил их стволы, делился с ними радостью и горестями. Он больше не обижал слабых, и хотя мальчик теперь не дрался, не проказничал на уроках, все равно его все знали и уважали, потому, что он стал много читать и хорошо учиться, а еще он со своими друзьями мальчишками организовал дружину по охране природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по толерантности "Другу ты отдать сумей всё тепло души своей".

Занятие «Другу ты отдать сумей всё тепло души своей» проводится с участием родителей, воспитателей ГПД, учителей. Направлено на развитие толерантного отношения к окружающим людям. Проводится в форме и...

Что такое "круглый стол"?Как организовать круглый стол для дискуссий.

Переговоры и совещания в формате "круглого стола" популярны еще со времен Средневековья. Тогда рыцари собирались именно за круглым столом. Ведь только так все чувствуют себя равноправными и равными по...

Сценарий внеклассного мероприятия "Круглый стол "Чем я помогу планете"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы с использованием пособия «Климатическая шкатулка» - комплекта учебно-игровых материалов для школьников по теме «Изменение климата»...

Круглый стол "Моя малая родина"

Мероприятие входит в систему краеведческих занятий , осуществляемых на протяжении всего учебного года. Краеведческий материал достаточно  сложен для восприятия учащихся начальных классов, поэтому...

Внеклассное мероприятие на тему: «Жизнь дана на добрые дела»

Доброта - вещь удивительная, она сближает как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одино...

Методическая разработка внеклассного мероприятия патриотической направленности, основанное на краеведческом материале на тему: "Северная тундра – Родина моя!"

Историческое краеведение – это система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленная на познание исторических культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразры...

Технологическая карта внеклассного мероприятия: французская мастерская «Жизнь дана на добрые дела»

Системно-деятельностный подход технологии педагогической мастерской  обеспечивает учащимся формирование  и развитие мышления через обучение деятельности: учение адаптироваться внутри определ...