Конспект урока по кубановедению по теме: Произведения представителей литературы Кубани. «Любовь к родной земле в стихах поэтессы Успенского района Л.М. Рословой»
план-конспект урока (4 класс) на тему

Сергунцова Светлана Юрьевна

Урок  содержит  авторский материал  поэтесы Успеского района  Рословой Л.М.  В котором отражены моменты литературы и искусства Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_kubanovedeniyu_7.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

специальная (коррекционная) школа – интернат,

для детей с ограниченными возможностями  здоровья

ст – цы Николаевской  Краснодарского края


     

Произведения представителей литературы Кубани.

«Любовь к   родной земле в стихах  поэтессы  Успенского района

Л.М. Рословой»

                                                                     Составитель:

                                                                                Сергунцова Светлана Юрьевна

                                                              учитель начальных классов

                                                               ГКСОУ школы - интерната

                                                                       

        2011 год

                                                                   

 Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с  произведениям  писателей  и поэтов Кубани и традицией кубанских народов;

- познакомить с замечательным песенным наследием;

- прививать интерес к художественному слову. Красоте поэтических образов, сравнений.

Коррекционно - развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать связную  речь, словарный запас, кругозор, внимание, мышление, память;

Воспитательные:

 - воспитывать чувство гордости, патриотизма, любви к «Малой родине»;

- воспитывать интерес к произведениям народного искусства;

- воспитывать чувство уважения к нашим предкам;

- воспитывать патриотизм, гордость за свой край;

- воспитывать прилежание, аккуратность.

Тип урока: сообщение новых знаний

Форма урока: мультимедийный урок.

Оборудование:

Надпись «Устное народное творчество».

 Мультимедийный экран, компьютер, диск со слайдами

- Рушники, вещи, вышитые кубанскими мастерицами;

- магнитофон;

-аудиозаписи песен;

- словарные слова на карточках;

иллюстрации к загадкам.

Фотографии Рословой Л.М.

Словарные слова:

Интегрированный

Пословица

Закличка

Потешка

Рушник

Аппликация

                                                              Ход урока:

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Начинать пора урок.

Наш урок – он необычный

Не совсем, для вас привычный

Тут и музыка и пенье

И стихов красивых чтенье

А называется такой урок – интегрированным (трудное слово)

И так, наш дорогой дружок

Готов ли ты начать урок?

Внимание своё настрой!

Ты слушай, отвечай и пой!

На уроке у нас присутствуют гости. Мы улыбнулись вам, и вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы желаем вам, чтобы вы сегодня справились со всеми заданиями, и в конце урока получили хорошие оценки. Этот урок мы проведем вместе с Л.М.Рословой.

2. Речевая гимнастика.

На уроках мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить и петь.

О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и понятной для других?

(надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать при чтении, четко выговаривать звуки).

Для этого необходимо проводить речевые  и музыкальные разминки:

Упражнения на дыхание.

                          «Ах, снежинка, как красива!

                           Кто её слепил на диво?»

Речевая работа: Не по тропе, а около,

                             Катилось «О» и охало»

                             О – охало,

                             О – охало

                            Не по траве, а около

                            Кран обходится без рук,

                            Вместо рук, у крана – крюк.

Музыкальная распевка:

Я иду домой,

Ты идешь со мной, кто из нас быстрей?

3. Проверка домашнего задания.

Речь точная, правильная, выразительная – это красивая речь. Такая речь встречается в литературных произведениях.

Проверим домашнее задание.

4.Вступительное слово учителя.

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир литературы и искусства Кубани, но сначала давайте вспомним, что мы узнали о нашем крае из прошлых уроков.

- Какие моря омывают кубанскую землю? /Чёрное и Азовское /

- Чем богата наша земля? /чернозёмами, полезными ископаемыми …/

- Как называют кубанскую землю? /жемчужиной России/

        Вглядитесь в просторы земли кубанской и вы откроете для себя чудесный мир, дарованный природой и преобразованный трудом и умом человека – труженика- творца.(Слайд №5 – 8)

Звучит   песня  «Песнь о Николаевской»  слова Л.М.Рословой (Слайд№9)

1.Красивая кубанская станица

Раскинулась привольно над рекой.

Ну, как станицей нашей ни гордиться –

С судьбою удивительной такой71

Живут тут люди честный, прямые,

С открытою и щедрою душой,

Готовые за матушку – Россию

Пожертвовать своею головой.

Припев: Непокорная, непокладистая

Наша гордая – Николаевская!

2.В сороковые черная лавина

Пыталась хлеб кубанский потоптать.

Дошли герои наши до Берлина,

Заставив зверя в логове дрожать.

И честь, и дружбу мы беречь умеем,

Кто с миром – гость для нас родной,

А если вдруг обидеть, кто посмеет –

Узнать цену шашечки литой.

Припев:

3.Традиции казачьи сохраняем,

И заповеди прадедов мы чтим,

И свадьбы по обычаем справляем,

И в храме Божьем деток мы растим.

Красивая кубанская станица

Раскинулась привольно над рекой.

Ну, как станицей нашей не гордиться –

С судьбою удивительной такой?!

5.Обобщение изученных произведений..

Кубань начинается с поля – раздольного и неоглядного. От донских степей до хребтов Кавказа, словно чаша, слегка наклонённая навстречу влажным ветрам Черноморья, раскинулись просторы хлебного поля. Кубань богата не только широкими нивами, быстрой и своенравной рекой, давшей имя своему краю, лесами, горами, но и замечательными людьми, среди которых есть писатели и поэты,

композиторы, художники. Именно они воспевали и продолжают воспевать в своих произведениях наш любимый, родной край. (Слайд №10)

  Уголок земли – так называет поэтесса свою «малую родину», где она росла, познавала мир, училась и работает.

3.Основная часть.  (Слайд №11 -13)Детские

Любовь Михайловна Рослова родилась в селе Маламино Успенского района. В детстве была любознательной и музыкальной девочкой. Любила  музыку и песни и

пела всегда: и в детском саду и в школе. Мама отдала её учится в Успенскую музыкальную школу, по классу баяна. Училась Люба охотно и часто, уже наигрывала на музыкальном  инструменте пела вместе со своими одноклассниками. (Слайд №10)

     

         Закончив школу, в 1975 году Люба пришла работать в Николаевскую специальную школу – интернат пионер – вожатой и музыкальным работником. Дети сразу же полюбили её и охотно занимались с ней музыкой.

     Стихи Люба начала писать ещё в школе. А, работая, с детьми интерната, литературные способности помогали ей составить сценарий, придумать песенку для того, или иного персонажа.

 В 1990 году она заканчивает Ставропольское училище культуры и искусств по классу академического пения и продолжает работать в школе учителем музыки. (Слайд№14)  

     Особенно любит Любовь Михайловна – кубанские казачьи песни. Их она распевает со своими питомцами, а так же сама пишет песни о станице, казак и казачка, Успенском районе.

      Когда в нашу школу приехал известный композитор Кубани, Виктор Гаврилович Захарченко, он одобрил творчество Любовь Михайловны и с удовольствием принял от неё в подарок её авторский сборник стихов и песен. (Слайд№15 -16)

     Славная телепередача «Играй, гармонь!» возрождает по всей нашей матушке России народное пение, игру на гармонике, балалайке и других народных инструментах. Ведут эту передачу замечательные музыканты Настя и Захар Заволокины, да ансамбль народной песни «Частушка».  Съёмки этой передачи прошли недавно и на земле легендарной Тамани и в них приняла участие наша землячка Людмила Ефимовна Масякина, где она исполнила песню Л.М. Рословой «Играй, гармонь». Фрагмент этой передачи мы с вами сейчас и посмотрим.

(показ передачи «Играй, гармонь»)(Слайд №17)

      Любовь Михайловна является Почетным работником общего образования Российской федерации и уважаемым человеком в станице.

4.Знакомство со стихами.(Слайд№18)

Учитель:  В ее стихах звучит любовь  к родной земле, к родному краю. Одно из своих стихотворений она назвала  «Я казачонок». Послушайте его.

Ученик 1:

     Я Казачонок

Давным – давно была война

Где дед мой воевал

Дымилась, корчилась земля,

И плавился металл.

Играя шашкой, мчался полк,

Круша фашистов смело.

Вручил папаху генерал

За доблестное дело.

Папаху дед берег всю жизнь –

Реликвия святая.

Казачья доблесть, смелость, честь –

Наука не простая.

Вот потому я и решил,

Что стану казачонком.

И что не буду никогда

Капризным я ребенком.

Мой дед тому меня учил:

«Вперед и не сдаваться!»

И от геройства своего никак не зазнаваться.

Я ездить научусь верхом

И шашкой овладею.

Для счастья Родины своей

Я сил не пожалею!

Цвети, родимая Кубань!

Будь щедрой и богатой.

Ведь за тебя стоят всегда

Стеною казачата!

5.Беседа по содержанию стихотворения

Учитель:  

Как называет родную землю поэтесса? (Она говорит: цвети родимая Кубань.)

Что представляет Любовь Михайловна Рослова, когда говорит о родной земле?

Почему она пишет, ведь за тебя стоят всегда. Стеною казачата!  

Что слышится постоянно в этом стихотворении?  (Любовь к родине, родной земле.)

     Поэзия Любовь Михайловны Рословой разнообразна. Она творческий человек. Но сколько в ее стихах любви к людям, природе.  В стихотворении поэтессы  звучит надежда на лучшую жизнь. (Слайд№19)

(Звучит музыка и запись.)

Победная.(слова Л.М.Рословой)

1.Едут, едут кони

По родной станице

С выправкой гвардейской

Едут казаки

Пыль за ними следом

Клубится, клубится

Едут, едут кони, кони

Степняки

2.Распрягают коней

Гривы им расправят

Да душистым сеном

Станут их кормить

Да в казачьих песнях

Удаль будут славить

Потому, что битв кровавых

Не забыть

3.Кровушку пролили

За Кубань родную,

За поля пшеницы,

За родимый край.

На знаменах принесли

Славу удалую.

Расцветай и здравствуй

Наш победный май!

4.Едут, едут кони

По родной станице

С выправкой гвардейской

Едут казаки

Пыль за ними следом

Клубится, клубится

Едут, едут кони, кони

Степняки.

Ученики 2:

                        Былое

Вошли в истории немеркнущей страницей

Героев подвиги, родившихся в станицах

Казаки вольные вовек не знали рабства,

Пример достойный мужества и братства.

И отец, и дед, и прадед,

Поголовно все без льгот,

Несли воинскую службу

За Россию и народ.

Все традиции хранились,

И героями гордились,

И на стенах куреней

Фотографии висели казаков да их коней.

Поименно все их звали,

Про них пели, поминали,

А про удаль казака

Слава шла во все века.

Башлык и бурка, да сверкающий клинок,

Стремительная конная атака,

За курень родной, за простор полей –

Удалая лихая драка.

Он вырыл лунку, обложил кураем,

И до последнего патрона дрался,

И никогда ни под каким огнем,

Ни под каким обстрелом не сдавался!

И на Кубани враг увидел силу,

Способную загнать его в могилу.

Солдат немецкий так домой писал:

Все то что я о казаках слыхал,

Совсем бледно пред ужасом сегодня.

Казаки, шашки, крики, кони –

Все заставляет нас дрожать,

И хочется одно: бежать, бежать!

Казак, как вихрь, сметающий преграды,

И, как возмездие, его бояться надо!»

Возвращались войны в станицы,

Ад пройдя, от смерти уцелев,

Им цветы бросали девки – озорницы,

Матери и жены подавали хлеб.

И с родней, у куреней родимых

Заводили долгий разговор.

Согреваясь  у сердец любимых,

Слушали гармошек перебой.

Беседа по содержанию  (Слайд№11)

 Учитель:

-  Как описывает казаков в стихотворении поэтесса?

- В чем восхваляет писательница казаков?

- Что они делают на земле? (Они несли воинскую службу)

- О чем предупреждает она? Найдите в тексте и прочитайте.

- Прочитайте слова, где звучит призыв к разуму, к миру.

- Понравилось вам  это стихотворение?

- Что в нем вам понравилось?

(Тем, что призывает любить и беречь свою землю, жить в мире.)

Учитель: Волнует Любовь Михайловну Рослову  и то, что происходит на планете. В своем стихотворении «Шиповник» она обращается к людям. Призывает задуматься над тем, что происходит на Земле. Предупреждает о том, что Земля может отомстить, если не остановить происходящее на Земле зло. Она призывает к разуму человека. В своем стихотворении она пишет: «Шиповник».  Она говорит.  Что нужно жить в согласии и мире. Давайте послушаем это стихотворение.

     Ученик3:  Шиповник

Красавица казачка в станице прожила,

От глаз её прекрасных немели все, бывало.

Пришла любовь к дивчине, влюбилась в казака

- Простого и сердечного степного паренька.

Два сердца полыхали от счастья и огня,

Беда не миновала, и, оседлав коня,

Ушел казак на службу, с невестою постясь.

И плакали старушки, украдкою  крестясь.

Невесте на прощанье кинжал он подарил:

- Дождись меня, родная, любимой говорил.

Лишь только пыль осела,  и конь невидим стал,  

Как атаман станичный к дивчине той пристал.

Мол, будь моей женою, укутаю парчой,

Но гордо отказала казачка в свадьбе той

И злоба захлестнула богатого сынка

Похитил он дивчину, подговорил дружка.

Назначили день свадьбы, пирушка уж была.

Но девушка сбежала от свадьбы, от стола.

В слезах простясь с любимым, упала на кинжал.

И ручеек багряный на землю побежал.

На том же самом месте огромный вырос куст

Наряден, как невеста, прекрасен, свеж и густ

Атаман увидел, хотел его сломить,

Но руку уколовши, о том решил забыть.

А осенью покрылся куст ягодой рясной.

Бродила там старушка нехоженой тропой.

Вдруг слышит, кто – то шепчет: ты ягоду сорви,

И немощь и болезни ты ею утоли!

Шипов моих не бойся, они от злых людей

Настой из этих ягод – волшебный чародей.

Так и растет шиповник в степях и у дорог,

И всем он помогает, кто слаб и занемог:

Не знаю, быль иль сказку тут сочинил народ…

Печальна та легенда и за душу берет.

Беседа по содержанию.

Учитель:

-Как описывает казачку в стихотворении поэтесса?

(красавица казачка. Все немели от её красоты)

-В чем упрекает писательница людей?

Что они плохое делают на земле?

( От злых людей,  убивают друг друга.)

-О чем предупреждает она? Найдите в тексте и прочитайте.

-С кем сравнивает землю Любовь Рослова? (С человеком, которому трудно дышать)

-Понравилось вам  это стихотворение?

-Что в нем вам понравилось? (Тем, что призывает любить и беречь свою землю, жить в мире.)

     На стихи Любовь Михайловны Рословой  написана музыка, и поются песни.

« Успеночка» - одна из таких песен. В ней ярко выражено любовь к родному району.

(Исполняется песня Успеночка.)

«Успеночка» (слова Л.М.Рословой)

1.На границе Ставрополья

Наш район живет;

Хлебных тут полей раздолье,

Славный тут народ.

И в аулах, и в станицах

Прославляют труд.

А какие песни наши казаки поют!

Припев:

Успеночка, успеночка.

Родимая сторонка.

Тут казачата бравые,

Задорные девчонки!

2.расцветают пышным цветом

По весне сады.

И роднее места нету

Этой красоты.

Возрождается Россия –

Православный край.

Наши корни, наша сила –

Матушка Кубань!

Припев:

7.Итог урока:

С произведениями какой кубанской поэтессы мы познакомились? (Л,М,Рословой)

О чем или о ком ее стихи? (о природе, о жизни, о земле,  о казаках и казачках и т.д.)

Понравились вам стихи?

Что в них понравилось?

 8. Заключение:

 В своем творчестве поэтесса, верно, уловила ритм и поэзию народной песни Кубани.

 Кубань ей даёт радость и светлость, душевную теплоту. Духовная сила казачьего края постоянно ощущается в ее стихах.