исследовательский проект "Как рождалось имя "
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Лушкова Вера Александровна

Исследовательский проект по предмету "Окружающий мир" на тему "Как рождалось имя". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_kak_rozhdalos_imya.docx348.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад» пст. Бортом

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ

«Как рождалось имя»

Работу выполнили учащиеся 3 класса:                   Зайцева Эстэлла

                                                                                   Максимова Виктория

                                                                                   Наумович Анна

                   

Руководитель:                                             Лушкова Вера Александровна

 2015 год

Введение

    Каждый год учащиеся разных школ защищают  на районном уровне проектные  работы. В начале учебного года в школу прищло  «Положение о защите учащимися начальных  классов ученических проектных и исследовательских работ». На уроках  окружающего  мира  мы  выбрали нас интересующую тему. Нам стало интересно, о чём думают родители, когда дают ребёнку имя? А почему нас так назвали?  Нам захотелось узнать больше о наших именах. Наша работа покажет, что означают и от какого языка происходят  имена нашей школы, какие значения цветов преобладают для наших имен.

Общий план   проекта

№ п/п

Что делаем?

С  кем?

Сроки

С учебника «Окружающий мир» прочитали текст «Как рождалось имя?»

Самостоятельно

Урочное время

2.

Нашли в интернете   значения и происхождения имен учащихся нашей школы.

С учителем

1 день

3.

Создали таблицу «Значение и происхождение имён»

Самостоятельно

1 день

4.

Анкетирование учащихся «Почему тебя так назвали?»

Самостоятельно

2 дня

5.

Работа над анкетами

С учителем

1 день

6.

Подготовить материал для поделки

С родителями

1 день

7.

Оформление поделки

С учителем

3 дня  

8.

Оформление проектной работы на бумажный носитель

С учителем

2 дня

9.

Оформление проектной работы на электронный носитель

Учитель и учащаяся

1 день

10.

Защита проекта

С учителем, и перед четвероклассницами

1 день

Цели проекта:

 1. Изучить и познакомиться со значениями  имён учащихся нашей школы.
2.Изготовить эмблемы на магнитиках   со значением и происхождением имён учащихся нашей школы.

Задачи проекта:

  1. Прочитать научно-познавательный материал с учебника «Окружающий мир».
  2. Изучить происхождение и значение имён учащихся нашей школы.        
  3. Развивать исследовательские качества, творческие способности, любознательность.
  4.  Научиться оформлять полученные результаты в таблицы.

Банк идей и предложений

   На уроке окружающего мира мы начали проектную работу на тему «Как рождалось имя». Мы выбрали эту тему не случайно. Сейчас в интернете есть много информации об именах. Но учащиеся нашей школы не все знают о своих значениях и происхождениях имен. Мы решили ответить на вопрос: «Какое значение и происхождение имеют имена  учащихся нашей школы?»  
Мы сначала решились выпустить книгу «Значение и происхождение имён учащихся нашей школы». Но ведь книга полежит в школе и может затеряться. Потом решились сделать маленькие буклетики, но их ребята могут положить в укромное место и забыть про них. А без чего нелегко вообразить нынешний холодильник? Само собой разумеется, без магнитиков. Поэтому мы решились сделать эмблемы на магнитиках.  Сейчас очень модно клеить разнообразные именные магнитики  на холодильник. Магнитик  не потеряется и каждый день будет напоминать  о своём имени. И фон  именного магнитика  мы сделаем соответствующим цветом каждому имени человека.

Основная часть

Для работы нам понадобилось:C:\Users\Вера\Pictures\2015-03-05 проект\проект 011.JPG

-бумага формата А3 (2 листа)

-цветной картон; 

-магнит на бумажной основе;

-клей бумажный;

-простой карандаш;

-ножницы;

-линейка.

Ход работыC:\Users\Вера\Pictures\2015-03-05 проект\проект 007.JPG

1.На лист А3 прикладываем ладошку и простым карандашом аккуратно обводим её.

 

2

C:\Users\Вера\Pictures\2015-03-05 проект\проект 014.JPG

2.Обведённую ладошку вырезаем с помощью ножниц.

3.Выбираем цветную бумагу для каждого учащегося (его значение цвета имени) и вырезаем по контуру шаблона  цветные ладошки.C:\Users\Вера\Pictures\2015-03-11 проект\проект 005.JPG

                                                   4.Магнит на бумажной основе разрезаем на 12 частей.

                   C:\Users\Вера\Pictures\2015-03-05 проект\проект 015.JPGC:\Users\Вера\Pictures\2015-03-05 проект\проект 012.JPG

                                         

C:\Users\Вера\Pictures\2015-03-05 проект\проект 016.JPG

5. Клей  «Мастер» наносим на готовые кусочки магнита.

C:\Users\Вера\Pictures\2015-03-05 проект\проект 017.JPG

6.Заклеиваем магнитики на основу эмблемы с изнаночной стороны.

C:\Users\Вера\Pictures\2015-03-11 проект\проект 009.JPG

7. Берём готовые ладошки (на картонной основе и на цветной основе) и заклеиваем бумажным клеем.

C:\Users\Вера\Pictures\2015-03-18 готовые ладошки\готовые ладошки 002.JPG

    8. Работа готова!

Экономическая оценка работы

На 11 магнитов  потребовалось:

Бумага акварельная А3 – 0 рублей

Цветная бумага – 30 рублей

Клей бумажный -30 рублей

Клей «Мастер» - 80 рублей

Магнитики на бумажной основе – 0 рублей

Итого: 20 рублей

Экологическая оценка.

Изделие изготовлено аккуратно. Мы использовали достаточно экологически чистые материалы. Оно безопасно для окружающих и в то же время ежедневно будет радовать глаза и напоминать об имени своём. А предками магнитиков были переводные картинки, предназначавшиеся для сокрытия неровностей и дефектов холодильника. Тем не менее, они имели свои недостатки... Наклеил один раз – и терпишь всю жизнь. Другое дело магнит – в любое время можно переместить на новое место. Он не портит поверхность, не стирается, не изнашивается.

Заключение

  Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас. Работая над проектом мы  достигли своей цели – изучили, познакомились  со значениями  имён учащихся нашей школы. Изготовили  именные  магнитики  для каждого  учащегося нашей школы.   Работа над проектом  показала, что  имя   влияет на личность, определяет его характер, судьбу. Люди с одинаковыми именами имеют во многом схожие характеры. Значение имени  дается  только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

Литература

1)Учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть Виноградова Н.Ф. М. Издательский центр «Вентана - Граф» 2012г.

2)Интеренет ресурс  http://imena.guru.ua/name/

Приложение

Как   рождалось имя.

Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого, например: Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава; что-либо из окружающей среды: Дуб, Бык, Щука, Топор; отношения родителей Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.

           Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым ,например, :Клара – ясная, светлая– значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.

         Прежде всего имя отражало радость родителей по случаю рождения дитяти-
Ждан, Любим, Любава, Милуша.
        Имя часто подчёркивало особенность внешности и характера ребёнка-
Неупокой, Бессон, Хорош, Злоб, Мил.
       Имя могло обозначать «порядковый номер» ребёнка в семье-
Третьяк, Пятыш, Семушка, Вторак.  Младенцу давали имя-оберег,  которое охраняло, оберегало  дитя от дурного глаза  -  Опухло, Ончутка (черт). При этом родители считали так: «Если злой дух придет за нашим ребёнком,  вряд ли ему понравится   такое имя».
      Имя могли дать по цвету волос (Черыш, Беляй),по росту(Мал, Верзила) или в честь зверей, птиц, рыб –Заяц, Кот, Гусь, Орёл, Щука, Ерш.
      Имя могло указывать на время и появление ребенка на свет (Суббота, Зима, Дорога) или говорило о профессии родителей (Сом, Пушкарь, Муковоз).

   Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
  Существует даже специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.
  Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

Результаты анкетирования

Имя уч-ся

№ 1

№ 2

№3

№4

1.Анна

Да

Нет

-

Красный

2.Виктория

Да

Да

Понравилось имя

жёлтый

3.Виолетта

Да

Нет

-

красный

4.Марселина

Да

Нет

У мамы в честь знакомой по палате в роддоме

Оранжевый, фиолетовый

5.Мирослав

Нет

Нет

-

Белый

6.Арина

Нет

Да

Понравилось имя

-

7.Хафиз

Да

Да

В честь папы

красный

8.Эстэлла

Да

Да

Понравилось имя

Бежевый

9.Марна

-

-

-

-

10.Роман

-

-

-

-

11.Ринат

-

-

-

-

Анкета

1. Знаешь ли ты значение своего имени
А)Да                     Б)нет
 2.  Знаешь ли ты происхождение своего имени?
А)Да                      Б)нет
 3. Почему или в честь кого тебя так назвали?
 4. Какой цвет соответствует твоему имени?

Итог:
На 1 вопрос дали ответ 6 человек.
На 2 вопрос дали ответ 4 человека.
На 3 вопрос дали ответ 5 человек.
На 4 вопрос дали ответ 7 человек, из них 2 человека  неправы.

Редкие имена нашей школы:

Девочки

Мальчики

Арина, Виолетта, Марселина, Эстэлла

Мирослав, Ринат, Хафиз,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения  - то, что, пож...