Рабочая программа по "Нижегородской стороне" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

Рабочая программа по Нижегородской стороне составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4 классы. – Москва: АСТ: Астрель, 2011 год «Планета знаний». Программа курса Нижегородская сторона. Автор: Одегова В.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nizh_storona.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородская сторона. 3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по Нижегородской стороне составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.1-4 классы. – Москва: АСТ: Астрель, 2011 год «Планета знаний». Программа курса Нижегородская сторона. Автор: Одегова В.Ф. 

Наша малая родина - Нижегородский край.

Каждому, кто родился, вырос и состоялся в этом славном уголке России, должно быть присуще чувство гордости за принадлежность к героическим страницам Нижегородчины и за сопричастность к свершениям прошлого и настоящего.

Нижегородцам есть, чем гордиться, есть, что любить. Надо лишь соблюдать одно условие: знать предмет гордости. Знать историю своего края, культуру, национально-этнические традиции, богатства человеческих и природных недр.

Нижегородское Поволжье - историческое место, где на протяжении многих веков формировалась российская государственность.

Нижегородское Поволжье - героический и легендарный край, который был свидетелем отчаянного и беззаветного сопротивления народов России против своих многочисленных врагов на всех этапах её исторического развития. Подтверждение тому - былины и сказы, народные песни, легенды и сказания. Это героический эпос о невидимом граде Китеже, который не захотел преклонить колени перед Золотой Ордой, гордо покрыл себя водами загадочного озера Светлояр, находящегося в Воскресенском районе.

Или о том, как над древним Городцом таинственным оберегом витает душа великого полководца, славного имени России - Александра Невского, причисленного ныне к лику святых. А вековые дубы хранят память о страданиях умирающего князя, блестяще владевшего не только мечом, но и искусством дипломатии ради спасения Отечества.

Нижегородское Поволжье - благодатный край, подаривший миру не только самоучку-изобретателя Ивана Кулибина, но и плеяду замечательных ученых и изобретателей: биологов, лингвистов, историков, химиков, математиков, радиофизиков и др., обогативших мировую науку блестящими открытиями.

Нижегородское Поволжье - край российской духовности с многочисленными монастырями и храмами. Он подарил России будущего патриарха Никона, протопопа Аввакума. Нижегородские корни имеет и нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Со всего мира едут паломники в Дивеево, чтобы поклониться четвертому уделу Матери Божьей и святым мощам преподобного Серафима Саровского.

На всю Россию прославило себя нижегородское купечество щедрым размахом благотворительности и меценатства.

Наш главный город - Нижний Новгород , являющийся не только «карманом России» с его знаменитой ярмаркой, но  и административной и культурной столицей Поволжья с множеством академий, университетов, библиотек, музеев, выставочных и киноконцертных залов, театров.

Только тот человек может достойно жить, быть свободным и независимым и пользоваться заслуженным уважением, кто знает свои истоки: историю своего рода и своей фамилии, традиции, обычаи, культуру, богатства родного края, гордится всеми этими ценностями, любит свою многострадальную и героическую малую родину - Нижегородчину, ощущает свою сопричастность к ее судьбе.

В настоящее время осознается острая необходимость в возврате утраченного, в восстановлении в нашем сознании сложившейся на протяжении многих веков системы нравственных ценностей, отношений человека с природой, историей, с глубинами национальной культуры, основанной на народном творчестве, на культурном наследии своего родного края и т.п.

Основная цель, стоящая перед курсом «Нижегородская сторона» - духовно-нравственное развитие личности и патриотическое воспитание младшего школьника как результат  интериоризированных этических норм в процессе и на основе восприятия литературных текстов краеведческой направленности, формирование образа Нижегородского края и его центра - города Нижнего Новгорода, элементарного знакомства на доступном уровне с жизнью современной Нижегородчины и её славным прошлым.

Цель, сформулированная выше, реализуется через ряд задач.

Как часть литературного чтения, курс «Нижегородская сторона», прежде всего, создает условия для более успешного решения типичных предметных задач, стоящих перед любым курсом по литературному чтению. К ним следует отнести задачи совершенствования навыка чтения, организации понимания читаемого на уровне подтекста и идеи, расширения круга чтения, освоения культуры речи, формирования отношения к художественной литературе как к искусству.

Как курс, соединивший в себе литературное чтение и краеведческое содержание, «Нижегородская сторона» реализует стоящую     перед     ним     цель     через       триаду     специфических     по содержанию задач:

развивать:

• познавательный интерес к своей малой родине через содержание текстов о родном крае и различные формы работы с ними;

• представления о достопримечательностях Нижегородского края;

• эстетические и патриотические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегородского Поволжья;

• воображение на основе восприятия текстов краеведческого содержания;

• историческое    и    образное    мышление      на    основе    осознания содержания изучаемого краеведческого материала;

учить (на   основе  внедрения здоровьесберегающих технологий):

осознанному восприятию содержания краеведческого материала в процессе слушания и чтения;

•дифференциации научно-познавательных и художественных текстов;

• способам действий при работе над текстом и при выполнении практических упражнений творческого характера;

• умению   работать   с   краеведческим   материалом   учебников   для второго, третьего и четвёртого классов;

воспитывать/ формировать:

• духовно-нравственные   качества    младшего школьника;

• потребность к духовно-нравственному совершенствованию при создании необходимых условий и факторов в процессе восприятия краеведческих текстов;

• бережное отношение к этнокультурному наследию родного края;

• патриотическое отношение к своей малой родине;

• положительные привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации системно-деятельностного подхода в процессе урочной и внеурочной деятельности;

• творческую личность в процессе осуществления различных видов деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Ожидаемые  результаты реализации образовательной

программы по литературному краеведению «НИЖЕГОРОДСКАЯ СТОРОНА» в свете требований ФГОС НОО

Занятия по программе обеспечивают достижение личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий) и предметных результатов, сформулированных ФГОС НОО.

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции на основе восприятия произведения;
  • эмпатия: умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного: умение воспринимать красоту природы, бережное отношение ко всему живому; чувство красоты художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к малой родине, ее культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к языку, к ведению диалога с автором текста; потребность в самообразовании через чтение текстов краеведческого содержания;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;
  • этические чувства, как регуляторы морального поведения (совесть, вина, стыд и др.)
  • выражение своего отношения к родному краю, его ценностям в конкретных поступках;
  • работа с различными материалами с применением мотивов и элементов народного творчества Нижегородской области;
  • соблюдение правил поведения в музеях и театрах;
  • проявление толерантности по отношению к людям разного возраста, разных религиозных взглядов и убеждений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» являются является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• самостоятельное формулирование темы и цели урока;

• составление клана решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;

• в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

• организация досуга с использованием нижегородских народных игр и забав в помещении и на улице;

• умение     видеть     вокруг     проблемы     социального     характера, формулировать их и преодолевать в процессе проектной деятельности

Познавательные УУД:

• умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

• использование разных видов чтения: изучающего, просмотрового, выборочного, ознакомительного;

• извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

• переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, модель);

• умение пользоваться словарями, справочниками;

• осуществление анализа произведений краеведческого содержания с помощью различных технологических приемов, в том числе -моделирования;

• установление причинно-следственных связей;

• построение рассуждения;

• знание достопримечательностей Нижнего Новгорода, области и своего района;

• знание и уважение национальных традиций и обычаев   народов и народностей, проживающих в   Нижегородской области;

Коммуникативные УУД:

• оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

• адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи.

• высказывание и обосновывайте своей точки зрения;

• умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• умение задавать вопросы.

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения интегрированного курса литературною краеведения «Нижегородская сторона» являются  сформированность следующих умений:

• умение работать с позицией автора, иллюстрацией, ключевыми словами;

• самостоятельно осваивание незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

• деление текста на части, составление простого и сложного плана;

• самостоятельное формулирование главной мысли текста;

• нахождение в тексте материала для характеристики героя;

• подробный и выборочный пересказ текста; приемы работы над кратким пересказом;

• самостоятельная характеристика героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою), обобщенный образ нижегородца-патриота;

• составление устных и письменных описаний;

• по ходу чтения представление картин и умение устно их выражать;

• высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

• определение жанра рассказа, повести, пьесы, басни, былины, оды, поэмы по определённым признакам;

• умение видеть языковые средства, использованные автором;

• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Определение результативности реализации программы духовно-нравственного и патриотического становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями трех уровней.

Первый уровень - усвоение младшими школьниками базовых знаний предметного и нравственного характера.

Второй уровень - приобретение опыта позитивного отношения к базовым знаниям предметного и нравственного характера в процессе контролируемой деятельности.

Третий уровень - самостоятельное творческое применение базовых ценностей - коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий и предметных знаний в организации межличностных отношений с людьми разного возраста, гуманного отношения ко всему живому, отношения к малой и большой Родине, объективной оценки поступков и уровня компетентности других людей и своих собственных.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 3 КЛАСС (34 ЧАСА)

Найдешь ли краше и мудрее (10 часов)

Взаимодействие природы и человека в стихах нижегородских поэтов и писателей:

В. Карпочев. Среднерусская полоса. Н. Рачков. Родное. М. Тимонин. Три стихотворения. Г.Серебряков. Дорога на Болдино. Н.Худяков. Осень.

В.Автономов. Росою ли, солнцем умытая... С.Жуков. Суглинком полевых дорог... А.Люкин. Человек.

И.Симаненков. Загрустило поле в тишине... А.Чеботарев. Волга! Волга! Б.Пильник. Чай.

Ю.Адрианов. Сяду у обочины. У стен Китеж-града.

Это полезно; Научно-познавательные рассказы и зарисовки о лекарственных растениях нашего края.

По Н.М. Лапутину. Растения лечат. Аптека под ногами. Доктор поневоле. Василек синий. Зверобой продырявленный. Калган. Лесная, целебная. Чай с поляны. Зелёная Золушка. Непризнанный сорняк. Золотое ожерелье. Колючий лекарь. Ромашка. Чистотел. Пустырник.

Были и небывальщина (9 часов) Устное народное творчество нижегородского края: Колыбельные песни.

Солдатские песни. Не кукуй-ка ты, моя кукушечка. Ой да ты, калинушка. Как под деревом развестным. Вниз по Волге-реке. Долина моя, долинушка.

Нижегородские, народные сказки.    Ель    (в сопоставлении    со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и  рыбке»). Как  барин в котле женился. Про солдата и царицу Екатерину. Дочь-семилетка. Сказка о лисе и волке. Волк-раскачня. Сказка о жильце. Авторские сказки:

М.Горышй. Случай с Евсейкой.   Самовар А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

В Оке и Волге   отражаясь... (12 часов)

М.Уразов. Мой город.

Ю. Паркаев. Песня про Нижний Новгород.

Ю.Адрианов. Ода первому венцу. Щит солнца   сквозь сумерки алые...

Старый Нижний.

Предание об основании Нижнего Новгорода.

Повествование о великом князе Юрии Всеволодовиче.

Летопись о жизни благоверного князя Георгии Всеволодовиче

А.С.Гациский.  Гимн основателю Нижнего Новгорода великому князю

Георгию Всеволодовичу.

В.С.Лихачев. Гимн в честь святого благоверного великого князя Георгия

Всеволодовича.

По А.Еремину. Город земли Низовской (отрывок из повести «Волжская

крепость»)

А.Навроцкий. Из волжских преданий

А.Акчурин. Почайна.

Легенды о Дятловых горах.

Речка Почайна.

Мастер-чародей.

Произведения научно-познавательного характера. Откуда пошла нижегородская земля? Строительство Нижегородского кремля. Зарисовки о домашнем обиходе Нижегородской старины.

Экскурсии:    1 .Государственный        историко-архитектурный        музей-заповедник (или местный краеведческий музей). 2.Музей         истории         художественных         промыслов Нижегородской    области

Нижегородские левши (1-2 часа)

Изделия   из   металла:   мастерство   павловских   умельцев,   казаковская филигрань. Каменные фигурки. Лозоплетение.

Народные традиции   нижегородцев (1-2 часа) Национальные традиции. Кулинарные традиции. Народные гуляний.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗУЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ СТОРОНЕ

  • Одегова В.Ф. Нижегородская сторона. Учебник в 2 частях. – Н.Новгород, 2013.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Нижегородская сторона»

по учебнику В.Ф. Одеговой на 2013-2014 учебный год

 3 класс

п./п.

 Темы:

кол-во

дата

I четверть (9 часов)

1.

Нижегородье - жемчужина России. Н. Рачков. Родное. А.Чеботарёв. Волга, Волга!

Галерея славных имен.

1

2.

Истоки душевной красоты нижегородцев. 

А. Люкин. Человек.  

В. Карпочев. Среднерусская полоса.

И. Симаненков. Загрустило поле в тишине...

1

3.

Природу-мать умей уважать.

М. Тимонин. С дубовой рощей…

М. Тимонин. За зеленым перекатом…

С.Жуков. Суглинком полевых дорог...

1

4.

Неподражаемый юмор нижегородцев.

Б. Пильник. «Чай».

1

5.

Природу-мать учись воспевать. 

В.Автономов. Росою ли, солнцем умытая... Н.Худяков. Осень.

1

6.

Наша сила и слава - в памяти о прошлом. Ю.Адрианов. Сяду у обочины. У стен Китеж - града.

Г.Серебряков. Дорога на Болдино.

1

7.

Человек-это звучит гордо!

М. Горький. Самовар. Случай с Евсейкой.

2

8.

Народные песни Нижегородчины.

Колыбельные песни. Солдатские песни.

1

II четверть. (8 час.)

1.

Ума за деньги не купишь.

Про солдата и царицу Екатерину.

Дочь- семилетка.

2

2.

О глупом и коварном волке.

Сказка о лисе и волке.

Сказка о жильце. Волк- раскачня.

2

3.

Жадность до добра не доводит.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка. Ель.

1

4.

Нижегородские левши. Казаковская филигрань.

Павловские умельцы.

1

5.

Нижегородские сокровища. Народные гуляния.

Народные традиции. Игры, кухня.

1

6.

Обобщающий урок. Тест «Проверяю себя»

    1

III четверть. ( 10 час.)

1.

Легенды о Нижнем Новгороде.

Ю. Паркаев. Песня про Нижний.

Ю.Андрианов. Старый Нижний. Мастер Чародей.

1

2.

Появление славян у Дятловых гор.

Предание об основании Нижнего Новгорода.

1

3.

Основатель Нижнего Новгорода.

Летопись о  князе Юрии Всеволодовиче.

1

4.

Восславление основателя Нижнего Новгорода.

А.С. Гациский. Гимн  основателю Нижнего Новгорода.

1

5.

Решение об основании Нижнего Новгорода.

По А.Ерёмину. Новгород земли Низовской.

3

6.

Как строился Нижний Новгород. 

По А.Ерёмину. Новгород земли Низовской.

2

7.

Обобщающий урок. Ю.Андрианов. Ода первому венцу. А. Навроцкий. Из Волжских преданий.

1

IV четверть. (7 час.)

1.

Нижегородские левши. Каменные фигурки. Лозоплетение.

1

2.

Народные традиции нижегородцев. Песни.

1

3.

Народные традиции нижегородцев. Кушанья.

1

4.

Это интересно. Растения лечат. Аптека под ногами.

1

5.

Это интересно. Лесная, целебная. Чай с поляны.

1

6.

Обобщающий урок.  Тест «Проверяю себя»

1

7.

Праздник « Люблю тебя, мой край родной»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...