Классный час «Кубанские космонавты»
классный час по теме

Гречишкина  Татьяна  Викторовна

Классный час «Кубанские космонавты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час

 «Кубанские  космонавты»

ЦЕЛИ:

Познакомить с космонавтами Кубани;

Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину,  уважение к кубанцам и их достижениям.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы поговорим о наших земляках – кубанцах, которые внесли свой вклад в развитие Космонавтики и покоряли  космические пространства.

II. Цепочка загадок для детей.

- Отгадайте загадки в стихах:

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …

Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

До
Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

У
ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось …

НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам - тепло, хвосты - …

Всё
комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная …

В черных
дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …

Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …

А
галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная -
Эта вся вселенная!

Человеку звезды расти помогают

Хоть недавно совсем  Век Космический начат,

А во многом уже  по - развеялась  тьма.

и  уже мы на многое смотрим иначе,

и  наука свои дополняет тома.

Проникает Земля  (пусть ей светит  удача!)

в мудрый  Космос  (он полон огня и ума!)

и становится с каждой победой сама

необъятней и ярче, сильней и богаче.

Ковш Медведицы — что экскаватора ковш,

он снести может горы  до самых подошв,

на другой материк занести Гималаи...

Как бы ни были звезды от нас далеки,

но их сила вливается в мышцы руки,

человечеству звезды расти помогают!

III. Кубань и космонавтика

«Тысячью нитями связан наш край с историей развития отечественной космической науки и техники. Здесь родились, выросли или трудились многие отечественные ученые, работавшие в области ракетостроения, летчики-космонавты, труженики космодромов Байконур, Плесецк и полигона Капустин Яр. В 1966 году комиссия Академии наук СССР по лунным наименованиям присвоила имена ученых и конструкторов, разрабатывавших пороховые и жидкостные ракетные двигатели, десяти кратерам на обратной стороне Луны. Кратеру № 136 было присвоено имя Н.Г. Чернышева. Так имя казака, рожденное в бескрайних просторах кубанских степей, достигло космических высот. До середины 1980-х годов деятельность ученого — создателя ракетного топлива — было известно лишь в узких кругах специалистов-химиков и ракетчиков. В 1988 году после публикации статьи профессора Т.И. Агаповой «Имя на карте Луны» в газете «Советская Кубань» кубанцы впервые узнали о достижениях своего земляка, фактах из его биографии. Но мало кто знает сегодня о судьбе Чернышева-воина, ушедшего добровольцем на фронт в самом начале Великой Отечественной войны.


Предприятия Кубани еще в советскую эпоху работали на развивающуюся космическую отрасль страны. Краснодарский «Сатурн», например, сейчас производит солнечные батареи, используемые в современной космонавтике.
Десятки космонавтов бывшего СССР, современной России и зарубежья прошли подготовку в Южнороссийском институте мониторинга земель и экосистем, Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков имени А. Серова и Ейском авиационном училище. Первая группа космонавтов СССР проходила предполетную практику в Краснодарском аэропорту. Примечательно и то, что первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин позже передал космическую эстафету кубанским коллегам: в общей сложности, наши земляки дважды Герой Советского Союза В. В Горбатко, дважды Герой Советского Союза В. И. Севастьянов, Герой Советского Союза А. Н. Березовой, Герой Российской Федерации Г. И. Падалка, Герой Российской Федерации С. Е. Трещев почти два года провели в космосе.
Кубань также подарила планете Земля и выдающихся ученых космической эры— Ю. В. Кондратюка, Д. И. Козлова, Н. Г. Чернышева».

Ученик:

Сергей Евгеньевич Трещев – космонавт, Герой Российской Федерации.

Будущий космонавт родился 18 августа 1958г. в селе Красный кустарь,Волынского района, Липецкой области. В 1964 году Трещевы переехали в Краснодарский край. Родители Сергея – Евгений Георгиевич и Нина Давыдовна решились поменять прописку, узнав от родственников, что на Кубани высокие зарплаты и чудесный климат. Глава семейства устроился механизатором в огромной станице Холмская, а мать – кондуктором автобуса.
Первый раз Трещевы поняли, что их сынишка растет неординарным человеком, когда ему исполнилось пять лет. В этом возрасте маленький Сережа пришел учиться в школу. Попытки учительницы выгнать из класса мальчика с пальчик закончились ее полной капитуляцией.

Со второй попытки в 1976 году поступил в Московский  энергетический институт (МЭИ), который успешно закончил в 1982, получив специальность «инженера-преподавателя электроэнергетических дисциплин». После два года служил в Советской Армии в должности техника группы регламентных работ по авиационному оборудованию в расквартированной в городе Овруч Житомирской области. С 29 августа работал мастером по энергооборудованию на заводе экспериментального машиностроения .

Награды

  1. Ученик:

Севастьянов Виталий Иванович.

Севастьянов Виталий Иванович (р. 8.7.1935, Красноуральск Свердловской области), лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (3.7.1970, 27.7.1975). Член КПСС с 1963. В 1959 окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе и начал работать в КБ. Кандидат технических наук (1965). В отряде космонавтов с 1967. 1—19 июня 1970 совершил (совместно с А. Г. Николаевым) полёт на космическом корабле "Союз-9" в качестве бортинженера. Корабль сделал более 286 оборотов вокруг Земли за 424 ч 59 мин, пролетев около 11,9 млн. км. 24 мая — 26 июля 1975 совместно с П. И. Климуком совершил полёт на космическом корабле "Союз-18" в качестве бортинженера. 26 мая 1975 "Союз-18" произвёл стыковку с находившейся на орбите с 26 декабря 1974 научной станцией "Салют-4". Общее время полёта около 63 сут. Находясь в космических полётах (всего 80 сут 15 ч 59 мин), С. выполнял программу научно-технических и медико-биологических исследований, а также отрабатывал методику проведения прикладных работ по исследованию природных ресурсов Земли. Действительный член Международной академии астронавтики. Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями.

Летчик-космонавт Виталий Иванович Севастьянов скончался 5 апреля 2010 года на 75-м году жизни в Москве после тяжелой продолжительной болезни. Похоронен на  Останкинском кладбище 8 апреля рядом с могилой жены.

 В 1970 году В. Севастьянов и А.Николаев на корабле «Союз-9″ осуществили рекордный на то время по продолжительности 18-суточный полет вокруг Земли. Это был 16 запуск советского космического корабля с космонавтами на борту.

2.Ученик:

 Березовой Анатолий Николаевич.

С 1970 года  в отряде космонавтов под порядковым номером 107.Единственный полёт совершил с 13 мая по 10 декабря 1982 года на станции Салют-7 (командир экспедиции), взлёт — Союз Т-5, посадка — Союз Т-7. Продолжительность полёта — 211 суток 09 часов 04 минуты 31 секунда. Число выходов в открытый космос — 1. Продолжительность работ в открытом космосе — 2 часа 33 минуты. Отчислен из отряда космонавтов 31октября 1992 года в связи с увольнением из вооружённых сил по возрасту.

Имеет многочисленные награды:

3.Ученик: 

Александр Владимирович Щукин.

Родился 19 января 1946 года в городе Вен , Австрия, в семье военнослужащего.

В связи с постоянными переводами отца по службе учился в различных школах, в том числе в городах Петропавловск-Камчатский и Ленинград.

С 1962 по1964 г. обучался в средней политехнической общеобразовательной трудовой школе №60 с производственным обучением г. Краснодара. По окончании которой, получил свидетельство о присвоении профессии радиомонтёра по ремонту наземной авиаэлектрорадиоаппаратуры.

В 1980 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе, получив специальность инженер-механик.

Профессиональная деятельность:

Работал слесарем-монтажником, электрослесарем.

В 1966 году работал радиомехаником Краснодарского авиаотряда.

Погиб 18 августа 1988 года в испытательном полете на спортивном самолете Су-26М. Похоронен на Быковском кладбище в г.Жуковском Московской области.

4. Ученик:

Герой Российской федерации летчик-космонавт Геннадий Падалка.

Геннадий Иванович Падалка закончил Ейское военное авиационное училище в 1979 году. Женат, отец трех дочерей. В свободное время увлекается театром, парашютным спортом и дайвингом.

Порядковый номер – 384 (89)
Количество полетов – 3

Общая продолжительность – 585 суток 06 ч 29 мин 53 с
Число выходов в открытый космос – 8
Продолжительность работ в открытом космосе – 27 ч 14 мин

Дата и место рождения: 21 июня 1958 года, город Краснодар, СССР.

Семейное положение: жена – Ирина Анатольевна, дочери – Юлия, Екатерина, Софья.

Образование: высшее.

5.Ученик:

В 1979 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) имени В. М. Комарова по специальности «Командно-тактическая истребительно-бомбардировочная авиация».

В 1994 года окончил Международный Центр обучающих систем ЮНЕСКО на факультете «Аэрокосмоэкология» Государственной академии нефти и газа, присвоена квалификация «инженер-эколог» и степень магистра экологического менеджмента.

В 2009 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление», специализация «Государственное управление и национальная безопасность».

Опыт работы: после окончания авиационного училища с декабря 1979 года  по апрель 1989 года проходил службу в качестве военного лётчика в частях Военно-Воздушных Сил МО СССР.

К моменту зачисления в отряд космонавтов освоил самолёты Л-29, МиГ-15УТИ, МиГ-17, Су-7Б, Су-7У, Су-7БМ, Су-24. Общий налёт составлял около 1200 часов.

22 апреля 1989 года приказом МО был зачислен кандидатом в космонавты-испытатели в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК.

С июня 1989 по январь 1991 года проходил обще-космическую подготовку в ЦПК. 1 февраля 1991 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С апреля 1991 по февраль 1996 года проходил подготовку по программе полетов на ОК «Мир» в составе группы.

9 февраля 1996 года был назначен командиром дублирующего экипажа по программе 24-й экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-24) и командиром основного экипажа 26-й экспедиции (ЭО-26).

С сентября 1996 по июль 1997 года проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа Э0-24 вместе с Сергеем Авдеевым и Жан-Пьером Эньере (Франция).

С октября 1997 года приступил к подготовке в составе основного экипажа Э0-26 вместе с Сергеем Авдеевым. 23 марта 1998 года к подготовке в этом экипаже приступил космонавт-исследователь Юрий Батурин.

6. Ученик:

Первый полёт: с 13 августа 1998 по 28 февраля 1999 года в качестве командира корабля «Союз ТМ-28» и командира 26-основной экспедиции (ЭО-26) на ОК «Мир». Стартовал с Сергеем Авдеевым и Юрием Батуриным. Посадку совершил с Иваном Беллой (Словакия).
Позывной: «Альтаир-1».

Во время полета выполнил один выход в открытый космос и один выход в разгерметизированный модуль «Спектр».

Продолжительность полета составила 198 суток 16 часов 31 минута 20 секунд.

3 февраля 1999 года решением коллегии РКА был назначен командиром дублирующего экипажа 29-й экспедиции на ОК «Мир» (ЭО-29) вместе с Сергеем Трещёвым. 1 июня 1999 года Советом главных конструкторов было принято решение о переводе с августа 1999 года ОК «Мир» в беспилотный режим полета. Экипажи ЭО-29 были расформированы.

15 июня 1999 года приступил к подготовке в ЦПК имени Ю.А.Гагарина в качестве командира основного экипажа по программе «МКС-1R» («МКС-спасатель») вместе с Николаем Будариным. Предполагалось, в случае срыва автоматической стыковки служебного модуля «Звезда» со связкой ФГБ «Заря»/Node-1, отправить на орбиту экипаж для проведения стыковки в ручном режиме. Проходил подготовку до 6 июля 2000 года. 26 июля 2000 года автоматическая стыковка была выполнена успешно.

В июле 1999 года был назначен командиром дублирующего экипажа 4-й экспедиции на Международную космическую станцию (МКС-4Д). С ноября 2000 года приступил к подготовке к полёту в качестве командира дублирующего экипажа МКС-4Д, вместе с Майклом Финком (США) и Стивеном Робинсоном (США).

7. Ученик:

С декабря 2001г. по апрель 2002г. вместе с Кононенко О. Д. проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа ТПК  “Союз ТМ-34” третьей экспедиции посещения на МКС.

В марте 2002 года был назначен командиром экипажа 9-й основной экспедиции на МКС (экипаж МКС-9 – Геннадий Падалка, Майкл Финк, Олег Кононенко). В феврале 2003 года, после катастрофы шаттла Columbia в связи с изменением в программе полёта МКС экипажи были переформированы.
В декабре 2003 года был назначен командиром дублирующего экипажа 9-й экспедиции на МКС (МКС-9Д) и командиром основного экипажа 10-й экспедиции на МКС (МКС-10), вместе с Майклом Финком. Однако после того как в январе 2004 года бортинженер основного экипажа МКС-9 Уилльям МакАртур был отстранен от подготовки по медицинским показателям, после нескольких перестановок в составе экипажей, 28 января 2004 года было принято решение назначить дублирующий экипаж (Геннадий Падалка, Майкл Финк) основным экипажем 9-й экспедиции МКС. В связи с тем, что до полета оставалось всего 2,5 месяца, экипаж МКС-9 приступил к подготовке в тот же день, не дожидаясь официального решения МСОР. Вместе с ними по программе экспедиции посещения проходил подготовку голландский астронавт Андрэ Кейперс.

8. Ученик:

Второй полет: с 19 апреля по 24 октября 2004 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-4» и командира 9-й основной экспедиции МКС. Во время полета выполнил четыре выхода в открытый космос.

Продолжительность полета составила 187 суток 21 час 16 минут 09 секунд.

В августе 2007 года был назначен командиром основного экипажа 19-й экспедиции на МКС (МКС-19А, с июля 2008 года обозначается просто МКС-19).

В январе 2008 года начал подготовку по программе 19-й экспедиции на МКС. В мае 2008 года, после перевода командира дублирующего экипажа МКС-18 Юрия Лончакова в основной экипаж, был включен на его место в дублирующий экипаж (МКС-18Д) и приступил к подготовке вместе с Майклом Барратом (США) и членом экспедиции посещения космическим туристом Ником Халиком.

После дублирования продолжил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе 19-й и 20-й экспедиций на МКС вместе с астронавтом НАСА Майклом Барратом и членом экспедиции посещения, космическим туристом Чарльзом Симони.

9. Ученик:

Третий полет: с 26 марта по 11 октября 2009 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-14» и командира 19-й и 20-й основных экспедиций на МКС.

Во время полета выполнил два выхода в открытый космос.

Продолжительность полёта составила 198 суток 16 часов 42 минуты 22 секунды.

Классность: военный лётчик 1-го класса. Инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса.

Почетные звания и награды:

Герой Российской Федерации (05.04.1999).

Летчик-космонавт РФ (05.04.1999).

Награжден медалью «Золотая звезда» Героя РФ (05.04.1999), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (23.02.2005), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (02.04.2010), лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

- Из интервью Падалки:

 « Космос и невесомость – особая среда обитания, и обычные земные приспособления там не годятся. Поэтому все, что есть на МКС, сделано специально для нее. Одежда, пища и приспособления для ее приема, средства личной гигиены, средства фиксации космонавта для работы в невесомости внутри и снаружи станции, системы обеспечения жизнедеятельности в космосе – все они уникальны, и земных аналогов у них нет. Вот, к примеру, российская система регенерации воды из конденсата, которая используется для удаления влаги из атмосферы станции с последующей ее очисткой. Это та влага, которая выделяется при дыхании, через кожу либо остается в атмосфере станции при приеме водных процедур. Так вот: после сбора и очистки она вновь насыщается солями и минералами и делается пригодной для питья. Это порядка полутора литров ежедневно на каждого оператора. Некий круговорот воды в объеме комплекса. Это позволяет нам уменьшить поставки воды на станцию на грузовых кораблях»

10. Ученик:

Ученик: Горбатко Виктор Васильевич

Горбатко родился 3 декабря 1934 года в поселке Венцы-Заря  Гулькевичского района Краснодарского края. После окончания средней школы в 1952 году он поступил и в 1953 году окончил военную авиационную школу первоначального обучения пилотов, а в 1956 году Батайское военное авиационное училище им. А.К. Серова. Далее служба в истребительном авиационном полку 48-й Воздушной армии Одесского военного округа, откуда в 1959 году по собственному желанию был направлен в Москву для отбора в отряд космонавтов. Пройдя все этапы отбора, Виктор Васильевич был зачислен в отряд 7 марта 1960 года на должность слушателя-космонавта Центра подготовки космонавтов ВВС в числе космонавтов первого, "гагаринского" набора. Начались этапы общекосмической и предполетной подготовки.

В 1968 году без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов он окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского.

Свой первый полет в космос В.В. Горбатко совершил 12-17 октября 1969 года по программе группового полета трех кораблей "Союз-6", "Союз-7", "Союз-8" на КК "Союз-7" в качестве инженера-исследователя (позывной "Буран-3") в экипаже: командир корабля А.В. Филипченко, бортинженер В.Н. Волков.

Второй космический полет В.В. Горбатко совершил с 7 по 25 февраля 1977 года по программе "Алмаз" в качестве командира экипажа КК "Союз-24" и орбитальной станции "Салют-5" (позывной "Терек-1") вместе с бортинженером Ю.Н. Глазковым.

23-31 июля 1980 года В.В. Горбатко в качестве командира международного экипажа корабля "Союз-37" (позывной "Терек-1") вместе с космонавтом-исследователем, гражданином Социалистической Республики Вьетнам Фам Туаном совершил свой третий космический полет на орбитальную станцию "Салют-6" по программе экспедиции посещения.

После того как экипаж «Союз – 37″ перешел в помещение станции и немного отдохнул, начался эксперимент «Азола». Азолла, вьетнамский водяной папоротник, самое мелкое из высших растений. Это делает его удобным для опытов по влиянию невесомости на процессы роста и развитие растений, ведь в исследовательский прибор можно было поместить до 20 азол, что повышало достоверность получаемых данных. Кроме того, азолла быстро размножается, и за короткий срок можно исследовать полную смену поколений этих растений. Азолла, растущая на полях, повышает плодородие почвы. Это происходит оттого, что в воздушных пазухах живет одна их разновидностей синезеленой водоросли, которая может связывать атмосферный азот, переводить его в соединения, пригодные для питания растений. Такие качества могут позволить применять азоллу на долговременных станциях для создания экологических систем.

В рамках подготовки к полетам в космос летал на самолетах Як-11, УТИ МиГ-15бис, Л-29, МиГ-17, Ил-14, вертолете Ми-8.

Виктор Васильевич награжден двумя медалями "Золотая Звезда" Героя Советского Союза (1969, 1977), тремя орденами Ленина (1969, 1976, 1980), орденом Красной Звезды (1961), медалью "Золотая Звезда" Героя Монгольской Народной Республики (1971), медалью "Золотая Звезда" Героя Социалистической Республики Вьетнам (1981), орденами и медалями МНР, СРВ, НРБ, ГДР, ПНР, КНДР. Звание "Летчик-космонавт СССР" он получил в 1969 году после первого полета в космос.

Суммарный налет – 30 сут 12 час 48 мин.
Виктор Васильевич женат, имеет двух дочерей.

11. Учениик.

1969 год:  12-17 октября Детство мое проходило на Кубани в годы Великой Отечественной войны. Полгода я проживал на оккупированной территории. Что особенно запомнилось мне в то время? Помню, когда наши войска отступали – а рос я на конном заводе «Восход», – бросали все, в т.ч. и табуны лошадей. Я наблюдал, как немецкие летчики заходили над табуном и расстреливали его. Если бы это была кавалерия – тогда понятно, но расстреливать мирный табун лошадей… Это произвело на меня ужасающее впечатление. Помню бои между нашими и фашистскими истребителями, которые проходили в небе над Кубанью. В то время я еще не знал, что именно в небе Кубани наша авиация впервые достигла превосходства в воздухе.

Не раз приходилось слышать, что самая земная профессия в мире — космонавт. Виктор Горбатко тоже так считает. Дважды Герой СССР, награжденный тремя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, золотой медалью им. К. Э. Циолковского, Герой Монголии и Республики Вьетнам, почетный гражданин Краснодара, Армавира, Калуги, других городов России, Казахстана, Болгарии и Монголии. Человек Вселенной… Его дорога к звездам начиналась с Млечного Пути. Того, который пролился в кубанском небе теплой летней ночью. Когда кобылы в полудреме мирно щиплют траву, а Кубань дымится паром, словно подогретое молоко.

12. Ученик.

Знакомство в больнице

Виктору Горбатко посчастливилось попасть в первый, «гагаринский» набор. Вышло так, что в больницу, куда претенденты на звание «космонавта N 1″ легли для обследования, первым пришел именно он.
- Как сейчас помню: провел в больнице весь день и был в палате совершенно один. Лежу на кровати, и тут открывается дверь и заходит молодой человек. «Старший лейтенант Гагарин», – просто представился он. Потом пришли и другие ребята. В группу нас попало 6 человек одного возраста. Мы дружим до сих пор. Всем в этом году исполняется 70 лет. Очень жаль, что Юра не отметит с нами замечательный юбилей.
Вместе летчики провели 45 дней, затем начались совместные тренировки. Они мечтали о том, как поднимутся над землей, и надеялись, что когда-нибудь полеты в космос будут доступны всем.

Пройдя специальную подготовку, все космонавты «гагаринского» набора поступили на один курс Академии имени Жуковского. Все они учились в одной группе и писали дипломные работы, посвященные разным аспектам одной темы. Гагарин и Горбатко исследовали возможность создания космических кораблей многоразового использования. Уже тогда они планировали строить «Бураны» и «Шаттлы».
- Юрий очень серьезно относился к учебе. Несмотря на массу дел, он в академии не числился, а именно учился. Иногда, правда, пропускал занятия и брал у нас лекции, для того чтобы готовиться. Сколько раз он и моими тетрадями пользовался. Мы защитили дипломы в 1968 году, а через 3 месяца Юра ушел в свой последний полет.

13. Ученик.

Вместе на конверте

После гибели Юрия Гагарина Виктор Горбатко внес огромный вклад в развитие советской космонавтики. Он был дублером Алексея Леонова и готовился по программе выхода в открытый космос. Первым в космосе оказался все же Леонов, но в октябре 1969 года наступил звездный час и Горбатко. Именно он принимал участие в совместном полете трех космических кораблей, а затем поднимался на орбиту в составе «советско-вьетнамской делегации».
Грудь космонавта Горбатко украшают две звезды Героя Советского Союза, три ордена Ленина, орден Красной звезды, золотые звезды героя Монголии и Вьетнама. Особой гордостью Виктора Васильевича, однако, является… простой набор марок. На них он вместе с сокурсником Юрием Гагариным.

Просмотр фильма о В. Горбатко.

14. Ученик:

В Краснодарском историко-археологическом музее имени Е. Д. Фелицына сегодня открылась выставка «Космические маршруты кубанцев». «Она посвящается 50-летию полета Юрия Гагарина и Году российской космонавтики»,- сообщил корр. ИТАР-ТАСС президент Краснодарской федерации космонавтики Энвер Трахов.
В экспозиции представлены личные вещи  кубанских летчиков-космонавтов
Виктора Горбатко, Анатолия Березового, Александра Щукина и Геннадия Падалки, книги и письма ученых Константина Циолковского и Юрия Кондратюка, костюмы. В рамках выставки представлена экспозиция космического питания. «Космические разносолы» любезно предоставили на выставку сотрудники единственного в России Бирюлевского экспериментального завода космического питания. В центре экспозиции личные вещи дважды героя Советского Союза, побывавшего в космосе, Виктора Горбатко. Выступивший на церемонии открытия выставки Горбатко отметил, что «в Краснодаре и на Кубани для космоса делалось многое».

15. Ученик:

Мерцают созвездья.

Мерцают созвездья в космической мгле,

Заманчиво светят и ясно,

Но люди привыкли жить на земле,

И эта привычка прекрасна.

Космос как море, но берег —

Земля, Равнины ее и откосы.

Что значит земля для людей с корабля,

Вам охотно расскажут матросы.

О море мечтают в тавернах они,

Как узники, ищут свободы.

Но все же на море проходят лишь дни,

А берегу отданы годы.

Я тоже хотел бы на борт корабля,

Созвездия дальние манят.

Но пусть меня ждет дорогая Земля,

Она никогда не обманет.

Итог:

Учитель:

- На этом наше мероприятие заканчивается. Но, я надеюсь, не закончится список космонавтов Кубани. Может быть, когда вы вырастите, кто – то из вас станет продолжателем начатого космического дела и прославит новыми подвигами нашу малую Родину – нашу Кубань.

Литература:

1 «Вознесший славу Кубани до лунных высот» (к 100-летию со дня рождения Н.Г. Чернышева). - Краснодар: Диапазон-В, 2006

2. Звездный сын Кубани: к 70-летию дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР генерал-майора авиации В.В. Горбатко. - Краснодар: Периодика Кубани, 2004.

3. Шалобаев А.Ю.
Во славу Руси/ А.Ю. Шалобаев, Ю.С. Устинов. - М.: Герои Отечества, 2005.

5. Интернетресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классныйчас " Я выбираю жизнь"

Создать условия для формирования привычек здорового образа жизни,негатывноговлияния на организм вредных привычек....

классныйчас "Навашино - моя малая родина"

классный час посвящён городу Навашино. В нём отражены история, традиции, известные люди города....

классныйчас "Разговор о важном" (Что такое герб?)

Классный час "Разговор о важном " ( Что может герб нам рассказать?". Классный час посвещен гербу Российской Федерации, городу Нижнему Новгороду, родной гимназии....