Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс.
рабочая программа (3 класс) на тему

Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erzyanskiy_yazyk.docx71.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по эрзянскому языку составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России  от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения): Вальчук Е.В., доцент кафедры дошкольного и начального образования МРИО, к.п.н., Дмитриева С.Ю., зав. Лабораторией этнокультурного образования МРИО; рецензенты: Рябов И.Н., доцент кафедры эрзянского языка МГУ имени Н.П.Огарёва, к.филол.н., Ширманкина Р.С., доцент кафедры филологии МРИО, к.филол.н., Кубасова О.И., учитель эрзянского языка МОУ «Лицей №43» г. Саранска, рекомендованную к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия, 2006 г. Курс рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).

        Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:

3 класс

Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю.

Эрзянский язык .

3 класс

2008 г.

Саранск: Мордовское книжное издательство

3 класс

 Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю.

Рабочие тетради к учебникам для 3класса

2010 г.

Саранск: Мордовское книжное издательство

 

 

Цели и задачи обучения.

Основной целью обучения эрзянскому языку является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.

Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического.

Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку,  к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.

Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно – поисковому творчеству.

Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.

Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно – коммуникативные потребности учащихся.

Коммуникативная компетенция. На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.

Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности, как аудирование (понимание устной речи), говорение (продуцирование устной речи), чтение (понимание письменной речи), письмо (продуцирование письменной речи).

Аудирование – рецептивная деятельность, представляющая собой одновременно восприятие и понимание звучащей речи. В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, понимание всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико–грамматическом материале.

Говорение – продуктивный вид речевой деятельности. Являясь наиболее активной формой речевого взаимодействия, оно обеспечивает решение познавательных и коммуникативных задач формирования у школьников знаний, ценностных ориентаций, организации их совместной деятельности.

 Говорение в начальных классах предполагает создание пассивного и совершенствование  активного словарного  запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи является взаимосвязанным процессом и происходит параллельно.

Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе обучения является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.

Письмо (письменная речь). На начальном этапе связная письменная речь не является целью обучения. Ее задачи ограничены выработкой таких умений, как

  • списывание с печатного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам; изменение формы слова по образцу и т.д.);
  • выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений;
  • письмо по памяти;
  • письмо под диктовку;
  • самостоятельное письменное высказывание (1-5 предложений).

Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи. Основными составляющими языковой компетенции являются:

Произносительная сторона речи. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного (общий и специальный вопрос), побудительного, восклицательного.

Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования: словосложение и аффиксация, в том числе суффиксы существительных -кс, -ма, -мо,-ця, -ка, -нэ, -не, -ке, суффиксы глаголов -в, -вт, -м, -с, -н. Заимствования из русского и других языков.

Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы простого предложения. Порядок слов в простом предложении. Предложения с простым глагольным, составным глагольным сказуемым. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах. Безличные предложения в настоящем времени. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами и, или.

Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, прошедшем, будущем времени.

Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе, образованные по правилу и исключения. Указательная и притяжательная форма имен существительных.

 Имя прилагательное. Прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные до 100.

Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, указательные.

Послелоги места, направления.

Планируемый уровень владения эрзянским языком

Изучение эрзянского языка как государственного должно предоставить учащимся возможность:

  • правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения эрзянского языка; соблюдать интонацию основных типов предложения;
  • овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках  тематики начального этапа, усвоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;
  • получить представление об основных грамматических категориях эрзянского языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;
  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;
  • участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог – расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;
  • кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
  • овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;
  • писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе.

Минимальные требования к уровню подготовки выпускников начальной школы.

           В результате изучения эрзянского языка в начальной школе учащиеся должны знать/понимать:

В области говорения:

  • уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
  • уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;
  • кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;
  • воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора.

В области аудирования:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1 минуты), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность.

В области чтения:

  • овладеть техникой чтения вслух;
  • читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.

В области письма:

  • писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец).

В 3классе расширяется речевой опыт учащихся за счет новых средств общения и совершенствуется их культура общения на втором языке, формируются умения учащихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения. Особое место занимает чтение, в процессе которого школьники учатся читать не только учебные тексты, но и относительно несложные аутентичные тексты, соответствующие их возрастным особенностям и интересам. У младших школьников развиваются умения понимать и осмысливать содержание текстов с извлечением основной и полной информации.

Этот этап нацелен на усиление мотивации учащихся к изучению эрзянского языка и познанию культуры мордовского народа, на дальнейшее развитие их творческих способностей в процессе активно – познавательной деятельности.

Дети должны уметь распознавать и употреблять в речи:

  • существительные в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, существительные в родительном, дательном, местном, исходном падеже (уметь отвечать на падежные вопросы: кинь?, мезень?, кинень?, мезнень?, кисэ?, мейсэ?, кистэ?, мейстэ?);
  • глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени, в 1, 2, 3 лице единственного и множественного числа; глаголы в повелительном, побудительном наклонении; глаголы, выражающие рекомендации или необходимость (надо мыть – эряви шлямс, придётся сделать – сави теемс);
  • местоимения притяжательные, вопросительные, указательные, личные в единственном и множественном числе, личное местоимение – вежливая форма;
  • числительные количественные и порядковые от 1 до100;
  • наречия времени, места, качества;
  • послелоги места, направления (трокс, пачк, пельде, икеле, ало, ютксо, вакссо, потсо, мельга)
  • простые нераспространенные предложения (повествовательные, вопросительные с вопросительным словом и без него);
  • сложносочиненные предложения с союзами и / или (ды, эли).

Содержание программы.

1. Школа (4часа)
Здравствуй, школа! Содамочинь покшчи – День знаний. Пусмо – букет, кармить – будут, терди – зовёт, тонавтнемань иесь – учебный год, мельспаросо – с удовольствием.
Дни недели. Течи – сегодня. Чись ды весь.
В школе (школасо).
Речевые образцы: Шумбрат, Саша! Ков молят, Саша! Мон молян школав. Школасо мон ловнан ды сёрмадан.
Я ученик (мон тонавтниця). Мон ды Витя тонавтнитяно колмоце класснэ.
2.Сколько (зяро)?2часа.
Вопросы: Зяро тесэ умартне? Зяро тесэ якстере умарть? Зяро тесэ пиже умарть? Конатне седе ламо?
Счет от одиннадцати до двадцати.
Зяроце (который)?
Вопросы и ответы: Кодамо классо тонавтни Маша сазорот? – Монь сазором тонавтни васенце классо.
3. Осень (Сёксь).3часа.
Существительные: тикше, пель, мода, эмежть,…
Прилагательные: начко, конёвонь,коське.
Глаголы: кадызь, чаркодинь, а пели, таштамс.
Подарки осени. (панго, пеште,…)
В осеннем лесу(сёксень вирьсэ). 
Сёксня вирь кужосо вастовсть Урнэсь ды Сеельнесь. 
Речевые образцы: Патям кочки умарть. Лелям чуви мода. Мон молян вирев.
4. Дикие животные (Идем ракшат).2часа.
Чтение сказки о диких животных(Тандавтозь Чеерне).
Ответы на вопросы: Кодат содат идем ракшат? Косо эрить идем ракшатне?
Идем ракшадо кортамо: Ривезьке ташты теленень пангт.Уртнэ теленень анокстыть пештть, пангт. Сеелесь канды умарь. Овтось вечки медь.
5. Домашние животные (Кудоютконь ракшат).2часа.
Название частей тела домашних животных: сюрот,сакалт, пона,…
Прилагательные: нурькине, тусто, човине, виев, нузякс.
Глаголы: арды, кекши, онги,пары.
Разговор о домашних животных: Найди детёнышей животных на рисунке.
Скал – ваз, сараз – ципака, алаша – вашо, сея – сеялевкс, катка – каткалевкс.
6. Домашние птицы (Кудонь нармунть).2часа.
Название домашних птиц: мацей, сараз, атякш, яксярго.
Название частей тела домашних птиц: сёлмо, толга, нерь, пуло.
Вопросы и ответы: Таня, мезть тон тейнят? – Мон андан ципакат.
Кинь эйсэ тон панят? – Мон панян реветнесэ. Лиза, тон мезе каят? – Мон каян ямкст.
7. Писатели Мордовии . 2часа.
Фамилия известных писателей Мордовии: Е.Пятаев, Ф.Атяшев, Н.Ишуткин, В.Корчеганов, Т.Тимохина ды лият.
Слова для справок: книга, ёвтнема, ёвкс.

В школьной библиотеке.
Разговор о книгах: Катя, тон маштат ловномо? – Да, мон маштан ловномо.Вечкат ловномо? – Нама, мон вечкан ловномо.

8. Мой дом (Монь кудом). 2часа.
Новые слова: вить –правый, керш – левый, лангсо – наверху, ало – внизу.
Чтение текста про уборку в комнате с использованием слов: пурны, уряды,пряды.
Где? Слова: вакссо – около, удало – за, сзади, икеле – перед, впереди, каршо – напротив.
Вопросы: Косо ашти шкафось? Косо ашти диванось? Косо аштить цецятне?
9. Встреча гостей (Инжетнень вастомась). 2часа.
Слова:совадо – заходите, ютадо – проходите,путан – ставлю, чачома чи марто – с днем рождения.
Угощение гостей (Инжетнень каванямось). Столь экшс –за стол, пряка – пирог.
10. Моя семья (Монь кудораськем). 3часов.
Новые слова: кудораське – семья, ветиця – водитель, эйдень кужо – детский сад, сырькай – бабушка.
Разговор о профессии родителей: Олянь тетязо важоди школасо.Монь авам важоди больницясо. Коляньпатязо важоди магазинасо.
Моя бабушка (Монь сырькаем).
Вопросы и ответы: Тонь ули сырькаеть? – Да, монь ули сырькаем. Кода сонзэ лемезэ? – Сонзэ лемезэ Анна Петровна.Зяро иензэ? – Сонензэ сизьгемень иеть.
Мои младшие сестра и брат (Монь сазором ды ялаксом).

Слова для справок: ялаксонзо туртов, сазоронзо туртов, мельс тусь, вечкевсь.
11. Помощники (Лездыцят). 2часа.
Чтение стих. И. Шумилкина «Лездыця».
Ответить на вопросы: Кинень лезды Люся? Мезе сон теи някатнень туртов?
Слова для справок: повонь стамо, кияксонь шлямо, таркань витеме, модамарень ватксеме, мон ватксян.
Кие мезе теи? (Кто что делает)?
Новые слова: меши – мешает, лезды – помогает, коды – вяжет, сты – шьёт.
Разбор стихотворения С.Люлякиной «Лезэнть питнезэ».
Речевые образцы: Тейтересь меши аванстэнь стамо. Эйкакштне мешить тетяст туртов важодеме.
Составление предложений со словами: пидеме, панеме; шлямо, нардамо;
сёрмадомо,артомо;чувномо,озавтомо; кодамо, викшнеме; пиямо, строгамо.

12. Приготовление пищи (Ярсамопелень анокстамось). 1час.
Новые слова: керсемс – резать, ватксемс – чистить, панемс – печь, нузякс, нузялдомс – лентяй, лениться, анокстатано – готоаим.
Вопросы:Мезе теи тетям? Мезе теи авам? Мезе теян мон?
Чтение стих. «Пидиця».Автор С.Дмитриева.
Слова: допрок – совсем, шождыне – легко, бути – если, пидиця – повар, лиясто – иногда, аютко – некогда.

13. Приход зимы (Телень самось).4часа.
Существительные: давол (буря), шушмо (сугроб).
Глаголы: вешнемс (свистеть), цивтёрдомс (сверкать).
Задание: Найди названия зимующих птиц.
Озяз – воробей
Пиже озяз – синица
Сезяка – сорока
Варака – ворона
Тынгай – снегирь.
Слова: нерь – клюв, мештезэ – грудка, пуло – хвост, сёлмо – крыло.
Холодная зима (Якшамо теле).
Слова: эй – лёд, сокст – лыжи, нурдынеть – санки, лов покольнеть – снежки.
Спряжение глаголов:
Мон кирякстнян
Тон кирякстнят
Сон кирякстни
Минь кирякстнетяно
Тынь кирякстнетядо
Сынь кирякстнить
Зимние забавы (Телень кенярдомат).
Чтение стих. Г.Агейкина «Ловонь атя»
14. Новогодний праздник (Од иень покшчись).2часа.

Новые слова: пиче – сосна, тарад – ветка, салмукс – иголка, пупамс – колоться,цивтёрдоис – блестеть, сверкать.
Вопросы:Кодамо покшчись сась? Мезе школасо? Кодат пиченть салмуксонзо? Мезе поводсть пиченть тарадонзо лангс эйкакштнэ7Мезе кандсь Якшаматясь?
Зимние праздники (Телень покшчитне).
Разговор о Рождестве. Каляда.
15. Одежда и обувь (Оршамопель ды карсемапель).2 часа
Слова: паля – платье, панар – рубашка, понгст – штаны, кемть – сапоги, котат – ботинки.
Вопросы и ответы: 
Кодамо паля оршат тон течи? Мон оршан…
Кодат котат тон карсят течи? Мон карсян…
Одежда, обувь и уход за ними (Оршамопель, карсемапель ды мельганзо якамось).
Слова: муськемс – стирать, вадяшамс – гладить, костямс – сушить.
16. Наше здоровье (Минек щумбрачись).4 часа
Речевые образцы: Ули мелеть улемс шумбракс? Ванст шумбрачить.
Слова: васня – вначале, мейле – затем, икеле – перед, мельга – после.
Охрана здоровья (Шумбрачинть вастомась).
Слова: якамс – ходить, чийнемс – бегать,шождыне – лёгкий (ая, - ое).
Речевые образцы: Мон теян зарядка. Мон карман зарядкань тейнеме.
Я и моё здоровье (Мон ды монь шумбрачись).
Слова: сэриди – болеет, варчасынек – навестим.
Береги здоровье (Ванстык шумбрачинть).
Вопросы и ответы: Тон маштат уйнеме? – Да, мон маштан уйнеме.
Адя ванды мартон. – Паро. Вастомазонок.
Слова: икельдязь – наперегонки, кирнявтнемс – прыгать, сех виев – самый сильный.
Внимание, дорога! (Кинь трокс ютамсто вант!)
Ки – дорога, трокс – через.
17. Мордовские народные игры (Эрзя – мокшонь раськень налксематне). 1 час
Игра «Белочка» с использованием слов : кирькс – круг, арсемс – думать, каркс – пояс, лазнэ – дощечка.
Разгадывание ребусов и др. игры.
18. Эрзянский язык, родной язык (Эрзянь кель, тиринь кель). 1 час
Чтение текста «Эрзянь кель» и ответы на вопросы: Кодамо тонь тиринь келеть?
Кодамо кельсэ тон маштат кортамо?
Использование слов: сюпав – богатый (-ая, -ое, -ые), ве мельсэ – одной мыслью, кемезь – с уверенностью, с верой, ёмамс – пропасть, потеряться.
Стих. С Люлякиной «Эрзянь кель»
19. Тиринь мастор (Родная сторона). 3часа
Республика Мордовия – Россиянь пелькс. Города Мордовии.
Слова: прявтош – столица, ванстомс – беречь, охранять, чугункань ки – железная дорога, куншкакуро – центр.
Саранск – столица Мордовии (Саранск ошось – Мордовиянь прявтош).
Рассказ о городе, используя слова:сюпавчи – богатство, ледстнемс – вспоминать, помнить, учомс – ждать.
Родная сторонушка (Тиринь ёнкске).
Разговор о спортсменах. Каких знаменитых спортсменов ты ещё знаешь?
Каким видом спорта они занимаются?
20. Наша армия (Минек армиясо). 1час
Разговор о Родине (большой и малой)
Слова: ванстомс – охранять, защищать, ванстыця – защитник.
О празднике защитников Отечества, о подарках папе, брату,…
Речевые образцы: 
Эрямс Родинантень служамс.
Вечкемс Родинанть – ванстомс сонзэ сюпавчинзэ.
Родинась – ават, машт кисэнзэ аштеме.
ЭсьРодинать кисэ виетькак, эрямоткак иляк жаля.
21. Подготовка подарка маме (Аванень казнень анокстамось). 2часа.
Существительные: сырне – золото, пусмо – букет, седей – сердце.
Чтение текста с использованием этих слов.
О подарке маме.
Песня о маме: «Весемеде мазыйнем» (Самая красивая). Перевод М. Кемаль.
Составление поздравления из предложенных слов:
Кеме шумбрачи, паро уцяска,теть, арсян,.
Свал, кенярдыця , ульть,валдосто, ваныця.
Мамин праздник (Авань покшчи).
Стих. Г. Гребенцова «Сырнень кедть» («Золотые руки»).
Глаголы: пиди, керси, канды, тенси, валны, шли, теи.
22. Эрзянская женская национальная одежда (Эрзянь авань оршамопель). 1час.
Чтение текста с использованием слов: паля,пулай,панго,руця, икельпаця,сюлгамо.
Новые слова: эргть – бусы, пилекст – серьги, викшневкст – узоры, вышивка.
Работа с текстом стих. «Эрзянь ава». Найдти слова обозначающие предметы одежды.
Прилагательные: чова – тонкий (-ая, -ое), мазый – красивый (-ая, -ое), торода – тёмный (-ая, -ое).
Глаголы: гайги – звенит, уи – плывёт.
Показ национальной женской одежды (старинной, современной).
23. Пришла весна (Тундось сась).3часа.
Стих. Г.Агейкина «Письмарт»(«Скворечник») с использованием слов: письмар – скворец, письмар кудо – скворечник, пургондавкс – почка, побег, нарви – высиживает, мелявтозь – заботливо, сукскеть – червячки.
Весна (Тундо).
Глаголы: солы – тает, чуди – течёт, эжди – греет.
Перевод текста на эрзянский язык используя выше указанные слова.
Природа весной (Перьтьпельксэсь тунда).
Слова: пижелды – зеленеет, ливти – летит, мизолды – улыбается, пеедькшни – сметя, лаймо – пойма, мизолдыть – улыбаются.
24. Выращивание хлеба (Кшинь кастомась). 2часа.
Составление предложений по рисункам используя слова: пакся – поле, сокамс – пахать.
Речевые образцы: Паксяс видсть товзюро. Розесь касы вадрясто. Тона паксясне видезь кснав.
В огороде (Эмеж пиресэ).
Глаголы: чувны – копает, види – сеет, путы – сажает, озавты – сажает, кочки – полет.
Составление рассказа ,используя выше указанные слова.
Пословицы: 
Тунда видят – сёксня пидят.
Кизна удат – тельня прят сюдат.
Тундонь пиземесь сырнеде питней.

25. Обычаи и традиции мордовского народа ( Эрзя – мокшонь койть). 2часа.
Новые слова: кой – обычай, Толава – хранительница огня, Кудава – хранительница дома.
Речевые образцы: Вирьавась вансты вирь. Ведьавсь эри лейсэ. Норовавсь лезды кастомс сюро. Вармавась пани пиземе пельть.
Верование древней мордвы (Эрзя – мокшотнень икелень кемемаст).
Заклички:
Варштак, варштак ,чипайне, 
Инечистэ ал максан!
Варштак, варштак, чипайне,
Бука печкан пря максан!
Инечи – Пасха, бука – бык.
26.Мои друзья (Монь ялган). 3часа.
Чтение текста «Чачома чи»(«День рождения»), используя слова: 
васняяк – прежде всего, чаркодемс – понять, аютко – некогда.
Дружба (Ялгаксчи).
Текст «Ялга» («Друг»). Слова: целковой – рубль, марямс – слышать, учомс – ждать.
Я и мои друзья (Мон ды монь ялган).
Разговор про рыбалку с использованием слов: лей чиресэ – берег реки, кал – рыба, ульма – удочка, экшелямс – купаться.
27. Домашние животные – наши друзья (Кудонь ракшатне – минек ялганок). 1час.
Рассказ о четвероногом друге с использованием слов: 

Ормаменькс – лекарство, ормалгадомс – заболеть,
нуркине – короткий (-ая, -ое), кувака – длинный (-ая, -ое).
28. Родная страна (Тиринь мастор).3часа.
Вопросы:
Кода лемензэ минек покш Родинанть?
Кодамо сонзэ прявтошось?
Кодамо минек Родинась?
Пословицы о Родине.
Наша Родина в годы Великой Отечественной войны (Минек масторось Великой Отечественной войнань шкасто).
Слово: изнямо – победа главное в разговоре о этой войне.
Чтение стих. А.Эскина «Мирэнь вал» («Слово о мире»), используя слова:
кадык – пускай, кецязь – радуясь, нужачи – бедность, чопода – темнота.
29. Лето – славная пора (Кизэсь – паро шкась).6часов.
Название насекомых: нимиляв – бабочка, мекш – пчела, коткудав – муравей.
После чтения текста «Вирь» («В лесу») вопросы:
Кодат вирьсэ эрицятне? Мезе теить нармунтне?
Природа летом (Перьтьпельксэсь кизна) 
Речевые образцы: 
Лиссь маней чипаесь. Сыргозсь вишкине мекшесь. Сон ливтясь мазый цецятнень. Тосо тантей медь.
Летний дождь (Кизень пиземе).
Новые слова: пиземечирьке – радуга, зэрькстамс – грохотать, кивчкадемс – сверкнуть, пурьгине – гром, ёндол – молния.Лето в лесу (Кизэсь вирьсэ).
Упражнение на знание диких животных, проживающих в лесу.
Весёлые каникулы (Весёла каникулат).
Слова: кстый, инзей, ризаня, ламбамо.

Материально-техническое  обеспечение

учебного предмета( Эрзянский язык)

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты по эрзянскому языку для 3 класса (программы, учебники, рабочие тетради и др.).

Примерная программа начального общего образования.

         К

        Д

Д

Д- демонстрационный  экземпляр ;К- полный комплект

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)

Д

Словари по эрзянскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения .(в том числе в цифровой форме).

Д Д

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

 

      Д/К

       Д

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картино

.

Телевизор .

Видеомагнитофон

Аудиоцентр

Компьютер

Принтер лазерный

       Д

      Д

      Д

       Д

        Д

С диагональю 106 см

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведении.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

       Д

        Д

Оборудование класса

Ученические столы  двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский .

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

      К

     Д

     Д

     Д

     Д

       Д

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
  2. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  5. Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  7. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005.
  8. Авторская программа по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения): Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю., рекомендованная к изданию Республиканским экспертным советом Министерства образования Республики Мордовия, 2006 г.
  9. Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю. Эрзянский язык . Учебник 3 класс. -Саранск: Мордовское книжное издательство, 2008.
  10.  Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю. Эрзянский язык (первый год обучения). Рабочая тетрадь3 класс. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2010.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

1 четверть

Здравствуй, школа!(Шумбрат,школа!)

1

Дни недели.(Таргонь читне)

1

В школе (Школасо).

1

Я ученик (Мон тонавтниця).

1

Сколько (Зяро)?

1

Зяроце (Который)?

1

Осень наступила (Сёксь сась).

1

Подарки осени.(Подарки осени).

1

Подарки осени. Подарки осени).

1

Дикие животные (Идем ракшат).

1

Поговорим о диких животных.(Кортатано идем ракшадо).

1

Домашние животные (Кудоютконь ракшат).

1

Поговорим о домашних животных. Кортатано кудонь ракшадо).

1

Домашние птицы (Кудонь нармунть).

1

Что делает?(Мезе теи)?

1

 Писатели Мордовии . (Мордовиянь писательтне).

1

В школьной библиотеке. (Школань библиотекасо).

1

Мой дом (Монь кудом).  

1

2 четверть

Где(Косо)?

Встреча гостей (Инжетнень вастомась).

1

Угощение гостей (Инжетнень каванямось).

1

Моя семья (Монь кудораськем).

1

Моя бабушка (Монь сырькаем).

1

Мои младшие сестра и брат (Монь сазором ды ялаксом).

1

Помощники (Лездыцят).

1

Кие мезе теи? (Кто что делает)?

1

Кие мезе теи? (Кто что делает)?

1

Приход зимы (Телень самось).

1

Зима(Теле).

1

Холодная зима (Якшамо теле).

1

Зимние забавы (Телень кенярдомат).

1

Новогодний праздник (Од иень покшчись).

1

3 четверть

 

Зимние праздники (Телень покшчитне).

1

 Одежда и обувь (Оршамопель ды карсемапель).

1

Одежда, обувь и уход за ними (Оршамопель, карсемапель ды мельганзо якамось).

1

Наше здоровье (Минек щумбрачись).

1

Охрана здоровья (Шумбрачинть вастомась).

1

Я и моё здоровье (Мон ды монь шумбрачись).

1

Внимание, дорога! (Кинь трокс ютамсто вант!)

1

Мордовские народные игры (Эрзя – мокшонь раськень налксематне). 

1

Эрзянский язык, родной язык (Эрзянь кель, тиринь кель).

1

 Тиринь мастор (Родная сторона).

1

Саранск – столица Мордовии (Саранск ошось – Мордовиянь прявтош).

1

Родная сторонушка (Тиринь ёнкске).

1

Наша армия (Минек армиясо).

1

Подготовка подарка маме (Аванень казнень анокстамось).

1

Мамин праздник (Авань покшчи).

1

Эрзянская женская национальная одежда (Эрзянь авань оршамопель).

1

Пришла весна (Тундось сась).

1

Тундо.(Весна).

1

Природа весной (Перьтьпельксэсь тунда).

1

Выращивание хлеба (Кшинь кастомась).

1

4 четверть

В огороде (Эмеж пиресэ).

1

Обычаи и традиции мордовского народа ( Эрзя – мокшонь койть).

1

Верование древней мордвы (Эрзя – мокшотнень икелень кемемаст).

1

Мои друзья (Монь ялган).

1

Дружба (Ялгаксчи).

1

Я и мои друзья (Мон ды монь ялган).

1

Домашние животные – наши друзья (Кудонь ракшатне – минек ялганок).

1

Родная страна (Тиринь мастор).

1

Наша Родина в годы Великой Отечественной войны (Минек масторось Великой Отечественной войнань шкасто).

1

Пословицы о Родине.

1

Лето – славная пора (Кизэсь – паро шкась).

1

Природа летом (Перьтьпельксэсь кизна).

1

Летний дождь (Кизень пиземе).

1

Лето в лесу (Кизэсь вирьсэ).

1

Весёлые каникулы (Весёла каникулат).

1

Весёлые каникулы (Весёла каникулат).

1

Повторение пройд. (Ютазенть мельс ледстямось

1

Повторение пройд. (Ютазенть мельс ледстямось

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по эрзянскому языку для 1 класса

Важодемань  программась тонавтнема  предметэнть «Эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке»  теезь  Федеральной государственной общеобразовательной стандартонь началь...

Рабочая программа по эрзянскому языку 4 класса.

Рабочая программа по эрзянскому  языку 4 класса....

рабочая программа по эрзянскому языку 4 класс

Программа составлена на основе программы Вальчук Е.В., Дмитриевой С.Ю. методистов МРИО,  «Программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному ...

Рабочая программа по эрзянскому языку для 2 класса

Рабочая программа для учащихся 2 класса школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся...

Рабочая программа по эрзянскому языку для 3 класса

Рабочая программа по эрзянскому языку для учащихся 3 класса школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся....