Конспект урока по кубановедению "Жизнь в песне: Григорий Федорович Пономаренко, Виктор Гаврилович Захарченко "
план-конспект урока (3 класс) на тему

Шепова Елена Викторовна

Цель: изучение творческих коллективов Кубани на примере известных деятелей культуры Кубани Виктора Гавриловича Захарченко и Григория Фёдоровича Пономаренко.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kubanovedeniya_3_klass_otkrytyy_urok.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения 3 класс

Тема: «Жизнь в песне: Григорий Федорович Пономаренко,

 Виктор Гаврилович Захарченко».

Цель: изучение творческих коллективов Кубани на примере известных деятелей культуры Кубани Виктора Гавриловича Захарченко и Григория Фёдоровича Пономаренко.

Задачи:

образовательная: актуализация знаний о деятельности В. Г. Захарченко и Г.Ф.Пономаренко по сохранению духовного наследия кубанского казачества и его творчества.

воспитательная: воспитывать интерес к произведениям народного искусства, чувство уважения к нашим предкам, патриотизм, гордость за свой край.

развивающая: развивать познавательный интерес к истории своего народа, связную  речь, словарный запас, кругозор, внимание, мышление, память.

Оборудование:

- презентация;

- буклет;

- кластер;

- CD-записи песен.

Музыкальный материал:

- Песня  В.Г.Захарченко «Распрягайте, хлопцы, коней»;

- Песня  В.Г.Захарченко «Варэнички»;

- Песня Г.Ф.Пономаренко «Оренбургский пуховый платок»;

- Песня Г.Ф.Пономаренко «Не будите, журавли, вдов России».

Ход.

  1. Орг. Момент. (слайд 1)

     Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок. Если у вас хорошее настроение, поднимите зеленый кружок, если у вас отличное настроение, поднимите желтый – если хорошее и красный, если плохое. Я надеюсь, что к концу урока у вас будет отличное настроение, потому что у нас сегодня очень интересная тема: «Жизнь в песне: Григорий Федорович Пономаренко, Виктор Гаврилович Захарченко».

  1. Проверка домашнего задания.

Тестирование «Светофор» : (слайд 2)

  1. Кого называют «Кубанским Третьяковым»? (слайд 3-4)

   Илью Репина

      Фёдора Коваленко

       Михаила Иваненко

  1. Что изображено на фотографии?     (слайд 5-6)

       Краснодарский государственный  историко-археологический музей- заповедник  имени Е.Д.Фелицына                                                                            

             Краснодарский государственный   академический театр драмы

       Краснодарский художественный музей имени Ф.А.Коваленко.

  1. Кем был Фёдор Акимович Коваленко?        (слайд 7-8)

князем

            купцом

            композитором

 

  1. Когда была открыта первая картинная галерея имени Ф. А.Коваленко?                                                    (слайд 9 -10)

         11 апреля 1904 г.

                5 марта 1903 г.

                7 февраля 1902 г.

      5) Какое образовательное учреждение было открыто в 1911 году благодаря        Ф.А.Коваленко?                                 (слайд 11-12)

               Художественный кружок

               Музыкальная школа

               Школа живописи и рисования

3. Актуализация знаний.    (слайд 13)

 Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь послушайте песню и попробуйте ответить, кто её исполняет.

Слушание песни «Распрягайте, хлопцы,  коней».

Да, эту песню исполняет Государственный академический Кубанский казачий хор.

Как вы думаете, зачем нам нужен Кубанский казачий хор? (Для собирания, возрождения культурных традиций казачества; потому что песни радуют нашу душу, дают возможность узнать о жизни казаков: о военных событиях и различных праздниках).

4. Новая тема.

      Кубань, Кубань – души моей отрада,

      Сияньем зорь налитые поля.

      Мне в целом мире ничего не надо,

      Твоя бы песня в вышине плыла. (Так написал кубанский поэт Сергей Хохлов о песнях нашего края).

(слайд 14)  История создания Кубанского казачьего хора ведёт отсчёт с 14 октября 1811 года. Сколько лет будет Кубанскому казачьему хору в 2011 году? (200 лет).    Вначале в составе хора было всего несколько человек, которые пели в храме во время церковного богослужения. Постепенно репертуар обогащался казачьими песнями.

     А с чьим именем связывают Кубанский казачий хор сегодня? (С Виктором Гавриловичем Захарченко, который является художественным руководителем Кубанского казачьего хора уже 36 лет)

    (слайд 15) Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом. Музыкальный дар от Бога достался Виктору.

     С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много — песня лилась, когда люди шли на работу, когда всем миром строили дома, когда горевали и веселились.

    (слайд 16)  Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 год стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты и ни разу не слышав рояля.

     (слайд 17) О себе Виктор Захарченко говорил: «Я – казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитывал казачьи традиции. Невероятно сильное желание стать музыкантом было всегда. И была уверенность, что он им обязательно станет».

После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги.…Но судьба подарила ему счастливый случай – встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, Виктор Захарченко стал учиться в Новосибирске в консерватории. Окончив консерваторию, 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 36 лет выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.

     (слайд 18) С новым руководителем коллектив заново обретает дыхание. Он становится известным не только в стране, но и за рубежом, занимает первые места на Всероссийских конкурсах народных хоров, международных фестивалях.

    Виктору Захарченко нужен был коллектив единомышленников. И он начал с воспитательной и образовательной работы в хоре: показывал записи народных песен, организовывал встречи с фольклорными коллективами, народными певцами. Слушайте, смотрите, как поют и танцуют в народе!

За десятилетия хор накопил огромный репертуар. В исполнении хора стала гимном песня Кубани  «Ты, Кубань, ты наша родина» на стихи священника первого Кавказского полка Константина Образцова. В репертуар входят многочисленные походные песни ,баллады  («Думы мои», «Заповит») и грустных лирических песен («Ой на гори сидела пара голубей», «Ой, там у сада»). А шуточные казачьи песни в исполнении кубанского казачьего хора всегда связаны с элементами игры, состязания и забавных реплик. Также Кубанский казачий хор участвует в церковных службах в екатеринодарских храмах, трепетно и самозабвенно исполняет духовную музыку («Благославлю Господа на всякое время», «Христос Воскресе», «Бедная птичка в клетке сидит»).

     Виктор Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военные песни, о судьбах женщин которые ждали с войны своих мужей. В своих песнях он прославлял человека – труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песни.

     Лишь запоет кубанский хор

В лихих кубанках и черкесках,

Я вижу дедов дом и двор,

За ними даль в пшеничных всплесках…

Лишь запоет кубанский хор

Или блеснет казачий танец,

Как будто солнце из-за гор

Всё сразу над Кубанью встанет…

Лишь запоет кубанский хор

Понятно всем его наречье,

И шире степи, выше гор

Душа бывает человечья…

                                           Вадим Неподоба.

      Большое место в концертной программе хора занимают яркие, виртуозные танцы.

    (слайд 19) С танцевальной группой Кубанского казачьего хора работали многие балетмейстеры. В настоящее время главным балетмейстером коллектива является заслуженный деятель искусств России, Украины и Республики Адыгея Николай Кубарь.

  (слайд 20) Виктор Гаврилович Захарченко награжден многочисленными наградами и почетными званиями. 9 сентября 1993 года  присвоено звание "Почетный гражданин города Краснодара"

     (слайд 21) Сегодня молодую смену для хора воспитывают в созданной при коллективе Детской школе народного искусства им. В. Г. Захарченко.

    (слайд 22)  Итак, Виктор Захарченко -  художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, композитор,  хоровой дирижер, учёный – фольклорист, народный артист России и Украины, заслуженный деятель искусств России, исследователь народной песни. 

5. Физминутка.

Движения под музыку Кубанского казачьего хора.

Песня «Варенички».

6. Новая тема.

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним замечательным композитором. Это Пономаренко Григорий Федорович. (слайд 23)  Он родился 2 февраля 1921 года в селе Моровск Черниговской области (Украина). В следующем году исполнится 90 лет со дня рождения Григория Фёдоровича.

Поэт Кронид Обойщиков посвятил ему такие строки:

                               В ширь полей с холмами предков,

                               где хлеба стоят, как рать,

                               ты ходил Пономаренко,

                               чудо песни собирать.

                                Шел задумчиво и долго

                                в зазвеневшей тишине

                                по Уралу и по Волге

                                по кубанской стороне.

    Первым учителем музыки для одаренного мальчика стал его дядя Максим Терентьевич Пономаренко, который не только виртуозно владел баяном, но и мастерски настраивал, ремонтировал старые инструменты.  Это был человек широкой души и очень любящий музыку. Ведь в то голодное время он мог не задумываясь отдать последнюю одежду за старенькую гармошку, выменять на кусок хлеба бубен или другую музыкальную вещицу. Маленький Гриша всей душой тянулся к своему дяде Максиму. Гриша часами мог слушать, как играет на гармошке его дядя и отбивать ритм в бубен. Уже в пять лет ему очень хотелось играть на гармошке самому. Но так как мальчик был ещё мал, ему не разрешали. Прошёл год, но желание играть только усилилось, и когда все взрослые уходили работать в поле, он тайком брал из сундука гармошку и пробовал подбирать знакомые мелодии.

   И вот на одной из вечеринок, куда был приглашен дядя Гриши в качестве гармониста, в дверях появляется шестилетний Гриша и заводит плясовую. Максим Терентьевич оторопел: «Вот так чудеса! Когда же ты это успел?»

   Теперь дядя во всю занялся музыкальным образованием Гриши. Без них не обходилось ни одно торжество на селе. Приглашениям поиграть не было конца. Ведь какой же праздник без музыки!

     Через несколько лет Гриша переезжает к своему дяде Максиму. И тот всерьез занимается его музыкальным образованием – находит ему учителя - профессионального баяниста.

         В возрасте 17 лет талантливый музыкант Григорий был принят в ансамбль песни и пляски пограничных войск и поступает консерваторию. В этот период была написана первая песня Григория Пономаренко «По широкой улице проходили конники». Но так как ансамбль часто гастролировал, учебу пришлось отложить.

      В годы Великой Отечественной войны Г.Пономаренко служил в качестве баяниста в военном ансамбле. С ним Григорий Пономаренко прошел всю войну с концертами на западных фронтах страны. За время войны награжден медалями: «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «Орденом отечественной войны II степени». Война закончилась, но Пономаренко продолжал службу в ансамбле до 1950 года.

( слайд 24) С 1952 стал руководить Волжским народным хором и писал чудесные песни. Теплые, искренние, простые, они были близки каждому человеку.

Здесь созданы песни:

• «Ивушка», «Я назову тебя зоренькой», «Ой снег – снежок» и знаменитая песня «Оренбургский пуховый платок».

Слушание песни «Оренбургский пуховый платок». (слайд 25)

( слайд 26)  В 1972 году Г.Ф. Пономаренко переезжает на Кубань. На Кубани Григорий Федорович много гастролирует, пишет песни на стихи кубанских поэтов: «Казак ехал на Кубань», «Краснодарская весна», «Ой станица, родная, станица» (стихи Ивана Варавы), «Кубаночка», «Трудовые руки», «Посадила я сады» (стихи Николая Доризо) и многие другие.

( слайд 27) Вот какие слова говорил Григорий Федорович Пономаренко: «Мне ли не любить тебя Кубань, и вас всех, кубанцев, поющих мои песни, в любую погоду заполняющих залы. Мне не всегда здесь было легко, но, несмотря ни на что, я всегда благодарил судьбу за то, что живу в чудесном крае, с чудесными людьми. Сколько буду жить, столько буду писать о её народе свои песни.»    

14 октября 1988 года Григорию Федоровичу Пономаренко было присвоено звание «Почетный гражданин города Краснодара».

(слайд 28)

Однажды он получил письмо женщины из Славянска-на-Кубани Татьяны Голуб:

Разлилась заря вдали

Алым светом.

Крик роняют журавли

В бабье лето.

Ах, журавли, в сентябре

Не кричите,

Вдов солдатских на заре

Не будите.

     Так родилась  новая  песня Г.Ф.Пономаренко. «В текстах современных поэтов он отыскивал народное зерно, которое всегда давало прекрасные всходы» – говорили о композиторе.

Слушание песни « Не будите, журавли,  вдов России» в исполнении Кубанского казачьего хора.

     Композитор Г. Ф. Пономаренко был награжден боевыми орденами и медалями, золотой медалью Советского Фонда мира, является автором более 200 песен о кубанской земле и краевом центре.

     Вместе со всей песенной Россией Кубань готовилась в 1996 году широко отпраздновать очередной юбилей своего любимца. Но 7 января 1996 года пришло сообщение о трагической гибели Г.Пономаренко в автокатастрофе. До своего семидесятипятилетия композитор не дожил меньше месяца.

( слайд 29) Имя Григория Федоровича Пономаренко в 1997 году стала носить Краснодарская государственная филармония.

( слайд 30) 2 февраля 2001 года в г. Краснодаре в день 80 - летия со дня рождения Григория Пономаренко был установлен памятник и мемориальная доска на доме, где он жил.

  (слайд 31) Жена композитора народная артистка России, профессор Вероника Журавлева-Пономаренко и Государственный русский концертный ансамбль «Ивушка» выступают с концертами, на которых исполняют песни Григория Пономаренко.

    (слайд 32) 27 февраля 2005 года открыт «Мемориальный музей-квартира народного артиста СССР Г.Ф. Пономаренко». 

    У вас на буклете есть ссылка на сайт. Там музыковед Виктор Комиссинский, который был лично знаком с Григорием Пономаренко, записал свои воспоминания о нём, и ещё там есть уникальная звуковая запись, на которой вы услышите голос композитора, где он поёт отрывок из своей песни «Отговорила роща золотая» и рассуждает романс это или нет. (Ретропортал.ру)

7. Закрепление изученного материла.

Работа в группах:

Задание для 1 группы (из конверта с помощью информации буклета заполнить кластер Виктора Захарченко)

Вопросы:

  1. Когда родился Виктор Захарченко?
  2. Где он родился?
  3. Его деятельность.
  4. Его награды.
  5. Какой юбилей связанный с Виктором Захарченко будут отмечать в будущем году?

Задание для 2 группы (из конверта с помощью информации буклета заполнить кластер Григория Пономаренко)

  1. Когда родился Григорий Пономаренко?
  2. Где он родился?
  3. Его деятельность.
  4. Его награды.
  5. Кой юбилей, связанный с Григорием Пономаренко будут отмечать в будущем году?

 

Задание для 3 группы (составить кубанские пословицы о песнях).

Беседа коротает дорогу, а песня - _______  (работу)

Казаки _______ в сумках возят.           (песни )

Песня казаку - __________ в походах.       (подруга)

На Кубани и _________ казакам подпевает. (камень)

Приложение для конверта:

(22 марта 1938 г.,

2 февраля 1921 г.,

в станице Дядьковской,

в селе Моровск,

художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, композитор,  хоровой дирижер, учёный – фольклорист,

композитор, руководитель Волжского хора.

14 октября 1988 г. присвоено звание «Почетный гражданин города Краснодара».

9 сентября 1993 года  присвоено звание "Почетный гражданин города Краснодара"

200 лет Кубанскому казачьему хору

90 лет со дня рождения)

По одному человеку из группы делают обобщение.

8. Домашнее задание: с. 114 – 118 (выучить текст одной из песен наизусть или разучить и спеть песню одного из изученных композиторов).

9. Итог:

  • Я открыл для себя …
  • Меня удивило …
  • Я не знал, что …
  • Для меня было новым …
  • Мне было интересно то, что …
  • Мне особенно запомнилось …

Рефлексия:

Покажите зелёный кружок, у кого отличное настроение, желтый – у кого хорошее, красный – у кого плохое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Григорий Федорович Пономаренко, великий советский композитор(презентация в школьном музее)

Цель: формирование представления о музыкальной культуре и музыкальной жизни родного края, о взаимосвязи народной и авторской профессиональной музыки, воспитание уважения к музыкально-культурному насле...

Конспект урока по теме "Кошкины песни"

Методическая разработка урока по музыке для 1 класса по теме "Кошкины песни", в разделе "Звуки вокруг нас", по программе "Перспективная начальная школа" авторов Челышевой Т. В., Кузнецовой В. В. с при...

Буклет к уроку кубановедения "Жизнь в песне: Григорий Федорович Пономаренко, Виктор Гаврилович Захарченко"

Данный буклет поможет иметь под рукой сведения о кубанских композиторах, пользоваться им на уроках....

Конспект урока «В. Т. Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация, созданная автором.», 3 класс.

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс

Конспект урока по музыке «Народная песня – зеркало жизни народа» 4 класс...

Конспект урока литературного чтения «Колыбельная песня» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Колыбельная песня» Цели деятельности учителя: формирование знаний о народных колыбельных пенях; формирование умений анализировать художественный текст. Планируемые результаты Предме...