Кубановедение. Тема урока: «Кубань - многонациональный край».
план-конспект урока (1 класс) на тему

Стрижко Светлана Владимировна

Тема урока: «Кубань - многонациональный край».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanoved._1_klass_kuban_-_mnogonatsionalnyy_kray.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения, 1 класс.

Тема урока: «Кубань - многонациональный край».

Тип урока: вводный.

Цели уроки:

  • Воспитать подрастающее поколение в духе обычаев, традиций и культуры Кубанских казаков и других национальностей проживающих на территории Краснодарского края  
  • Познакомить учащихся с названием жилища казаков, быта и традиций
  • Развивать умения различать жилища народов многонациональной Кубани
  • Воспитывать интерес к прошлому нашего народа и уважение к традициям кубанского казачества.

Учебное оборудование:  учебное пособие для 1 класса «Кубановедение. Практикум» Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыкина, Г. В. Шевченко ОИПЦ «Перспективы образования» 2010г., бумага, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, клей.

ТСО: мультимедийный комплекс.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

- Посмотрите на иллюстрацию, что изображено на ней? (Хоровод)

- Что такое хоровод? (Ответы детей)

- А теперь посмотрите в словарях, что обозначает это слово? (Дети, работая в парах, в словарях Ожегова смотрят значение слова)

- Совпало ваше толкование с тем, что представлено в словаре?

- Посмотрите внимательно на ребят в хороводе. Что вы заметили? (Они в разных костюмах)

- Почему на детях разные костюмы? (Это дети разных национальностей)

- Как вы считаете, почему вам представлен хоровод детей разных национальностей? (Мы будем говорить на уроке, о людях разных национальностей)

- Верно! Мы с вами будем говорить о людях, которые живут на Кубани?

  1. Целеполагание и построение проекта урока.
  1. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, как населялся наш край? (Когда Екатерина Великая даровала казакам земли, в эти края двинулись люди с разных уголков России – люди разных национальностей)

- Кто населял кубанские земли до переселения казаков? (Адыги, горные племена)

- Правильно! Получилось так, что люди многих национальностей стали жить бок о бок.

- Как вы считаете, легко ли было людям сначала жить рядом? (Нет. Они говорили на разных языках, у них были разные традиции)

- Да, не легко было сначала. Не хотели коренные жители видеть на своих, как они считали, землях чужаков. Случались кровопролитные схватки между коренными жителя и казаками. Но прошло время и люди научились жить в мире, уважать своего соседа.

2.  Край наш многонационален: русские и украинцы, белорусы и адыгейцы, армяне и азербайджанцы, греки и грузины, татары и чеченцы много других национальностей. Русские составляют большинство. Кубанский край самый спокойный регион в России. Здесь нет конфликтов на национальной почве. Все живут в мире и согласии, трудятся на благо Кубани.

3. На Кубани произошло очень интересное явление – смешение разных культур.

- На слайде представлен национальный костюм адыгов – коренных жителей.

-Далее мы видим кого? (Казака)

- Какой костюм на нем? (Украинский)

- Посмотрите, как изменилась форма казаков, обосновавшихся на Кубани.

- Что произошло? (Казаки позаимствовали для своей формы элементы национального костюма адыгов)

- Как вы думаете, почему? (Свободный ответ учащихся)

- Не только в костюмах мы можем проследить смешение культур, но и …

- В чем? (Свободный ответ учащихся)

- Прочитайте пословицы.

- На каком языке они? (На кубанском диалекте)

- Откуда появился такой язык? (Смешение украинского языка, на котором говорили запорожские казаки, и русского языка)

- Скажите пожалуйста, могут ли ссорится люди, которые имеют общий язык, культуры и традиции перемешались? (Нет. Все люди стали добрыми соседями).

      4. Задолго  до того, как наш край стал называться Краснодарским, ещё до нашей эры, на территории Кубани жили другие народы: меоты, скифы, сарматы, гунны. В VI веке до н.э. на берегах Черного и Азовского морей стали появляться греки, создавая большие греческие поселения. Жители городов-колоний выращивали хлеб, разводили сады и виноградники, строили корабли, обрабатывали металл, обжигали посуду, строили дома, дворцы, храмы. Всему этому учились у них и жившие в то время народы, а затем и следующие поколения, вплоть до наших времен. До сих пор у нас в крае замечательные сады и виноградники. Край наш красив и богат.

      - С древних времен на территории нашего края проживали люди многих национальностей и все они внесли вклад в неповторимость культуры и быта людей, населяющих наш край.

            «Мы бережно относимся к традициям и культуре каждого народа нашего многонационального края. Но все же душа Кубани – это православие и казачество. С их возрождением связываем наше будущее. Кубань - это частица нашей великой родины России. Всякий грамотный, культурный человек должен знать свою историю. Проходят века, меняются поколения, но неизменным остается желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции. Дети настоящих патриотов малой родины, должны с желанием изучать, развивать залежи народной мудрости, традиции казаков, знать, каков был быт, обычаи их предков.»

3.  Саморефлексия.

- Ребята, вспомните, с чего мы начинали наш урок?

- Как вы считаете, почему люди разных национальностей стали в хоровод? (Они дружат и держатся за руки)

- Можно ли сказать, что хоровод – это символ дружбы? Почему? (Свободные ответы детей)

- Мы с вами тоже сейчас сделаем хоровод дружбы. Для этого нужно вырезать из бумаги фигурки детей и раскрасить их. Все ваши фигурки приклеим на лист, и у нас получится большой хоровод народов Кубани. (В технике фигурного вырезывания дети делают фигурки из бумаги, раскрашивают их и приклеивают их на лист ватмана, таким образом, составляя хоровод)

  4. Итог урока.

В жизни нам дана

Родина одна.

У меня она – вишня у окна,

Прямо у дверей золото полей,

Дума вековая стройных тополей.

Здесь моя тропа пролегла в хлеба,

Здесь моя судьба – радость и борьба,

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Больше не скажешь – здесь земля моя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубановедение, тема: "Кубань-многонациональный край"

урок кубановедения в 1 классе по теме : "Кубань- многонациональный край"...

Урок "Кубань - многонациональный край"

Урок по кубановедению для учащихся 2 - 3-х классов. Тема урока "Мы - экипаж одного корабля". Можно провести как классный час....

Урок кубановедения по теме: «Кубань - многонациональный край». 2 класс

Кубань - многонациональный край, в котором проживают представители более 120 национальностей, но самые большие этнические группы - это русские, армяне, украинцы, адыгейцы. У каждого из народов свои о...

События Великой Отечественной войны на Кубани. Кубань – многонациональный край.

«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от не«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.мецко-фашистских захватчиков.Битва за Кавказ была о...

Интегрированный урок по кубановедению на тему: «Кубань – многонациональный край» 4 класс

1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям, патриотизма  и толерантности. 2.Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родному краю, родител...

Конспект урока «Кубань – многонациональный край»

Конспект урока «Кубань – многонациональный край»...

Кубань многонациональный край. Тема "Родословие"

Тема "Родословие" является очень важной, интересной и актуальной, т. к. считаю, что нельзя не знать историю своих предков. Многие стали забывать своих предков, их обычаи и традиции. Нельзя д...