гражданско-патриотическое воспитание школьников
статья на тему

Мокшина Светлана Владимировна

В статье содержится информация из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-mokshina_s.v.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Система образования и воспитания коренным образом  изменилась с введением ФГОС. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития любви к Родине. Сегодня, в Законе «Об образовании», с введением ФГОС, опираясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  воспитание обозначено как первостепенный приоритет в образовании. Данная Концепция среди значимых приоритетов указывает воспитание патриотизма, направленного на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время [1]. В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта» так же показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма. Здесь представлен портрет школьника, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир [2].

Вопросу гражданско-патриотического воспитания в ГБОУ школе-интернате №3 уделяется особое внимание.

2015 год - год 70-летия Великой Победы нашего народа над фашистской Германией. Донести до детей важность этих событий в жизни нашей страны – долг каждого педагога.

В ГБОУ школе-интернате №3 работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведется по 5 направлениям. Данная работа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Направления

гражданско-патриотической работы в ГБОУШИ №3

1.«Просветительская деятельность» - направлена на повышение уровня информированности на гражданско-патриотическую тему, формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе.

2. «Координационные связи» - осуществляется через долгосрочные партнерские отношения с организациями, заинтересованными в сотрудничестве  со школой.

3.«Проектная деятельность» - привлечение к поисково-исследовательской деятельности.

4. «Творческая деятельность» - формирование творческих способностей обучающихся.

5. «Волонтерская деятельность» - воспитание у детей чувства патриотизма, готовности раскрыть и применить свои способности на пользу Родине, людям, своей семье, себе. Формирование милосердного отношения к старшему поколению и оказание посильной помощи ветеранам ВОВ, инвалидам, пожилым людям.

Реализация данных направлений работы осуществляется с помощью проведения мероприятий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, уроки мужества, коррекционные и воспитательные занятия, концертные программы, Дни памяти, презентации, выставки, конкурсы, тимуровская работа, шефская помощь с использованием современных образовательных технологий.

В ходе занятий по гражданско-патриотической тематике учащиеся разбирают такие темы, как патриотизм, значимость изучения отечественной культуры и истории, ценность труда, гуманизм, толерантность и взаимоуважение. Все эти темы необходимы для поэтапного формирования здоровой и взрослой гражданской позиции.

Ядром патриотического воспитания в школе, является тимуровское движение «Милосердие!». Цель тимуровского отряда –  воспитание у детей чувства патриотизма, готовности  раскрыть и применить свои способности на пользу Родине, людям, своей семье, себе, формирование милосердного отношения к старшему поколению и оказание посильной помощи ветеранам ВОВ, инвалидам, пожилым людям.

Ветераны, старики, инвалиды – это особая категория людей, остро нуждающихся в нашей помощи, люди часто одинокие, больные. Принести молока, хлеба, сходить в аптеку за лекарством – это та посильная помощь, которую можно оказать. А еще эти старики нуждаются в общении, хотят, чтобы их выслушали, поговорили с ними.

В тимуровском движении предусмотрены различные формы работы с социально незащищенными слоями населения: социальные акции («конвертик учителю»,  «забота», «новогоднее чудо»,  «чистый двор», «открытка ветерану»), концертные программы («Любовь к Родине начинается с любви к матери», театральное представление для детей-сирот «Новогоднее приключение» и т.д.),  операция «Чистый двор» и «Подвиг в камне и бронзе»,  шефская помощь, трудовые десанты, пропагандистская работа.

В рамках тимуровского движения был реализован проект «Что бы помнили». Изготовленная ребятами книга памяти - это наше уважение, признательность и память о тяжелых днях 1941-1945 гг. Это одна из нитей преемственности поколений. Пройдут года, а в наших умах и сердцах останется гордость за свою страну, край, город. Мы берегли и будем беречь, то что свято для нашей Отчизны и наших прадедов.

В планах у тимуровского движения «Милосердие» еще очень много добрых дел, ведь тимуровцы, это те люди, которые спешат делать добро всем, кто в этом нуждается!

Через такую систему работы, учащиеся прикасаются к истории своей страны, края, чуствуют свою готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Формы работы по формированию гражданско-патриотических представлений младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования гражданско-патриотических представлений младших школьников. Обобщается практический опыт достижения результата в этой нелегкой раб...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю

Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...

Формирование гражданско-патриотической компетенции младших школьников во внеклассной деятельности

Данный проект является актуальным в настоящее время.Он демонстрирует необходимость решения проблемы гражданско-патриотического воспитания,направленной  на формирование развития личности младшего ...