Религиозные праздники народов Кубани. Великая Пасха. Внеклассное занятие по кубановедению 4 класс
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Димкова Наталья Анатольевна

Представлена методическая разработка внеклассного занятия по кубановедению для учащихся 4 -ых классов по теме "Религиозные праздники народов Кубани. Великая Пасха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

Тема «Религиозные   праздники народов Кубани.  Великая Пасха».

Цели:

            - знакомство с историей своего народа, обрядами, обычаями, связанными с  

              религиозными праздниками;

            - объяснить почему Пасху называли Великой и что она значила в жизни

              земледельца;

            - совершенствовать эмоционально-волевую сферу учащихся.

                 Ход  урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

- В степях Кубани, как известно, лесов было мало. Может быть, поэтому казаки с особым чувством относились к одному дереву, которое украшало их улицу или переулок. О нём даже слагали песни. В одной из них были такие строчки:

Уж ты верба моя,

Листом кучерявая,

Ты не стой, не стой,

 Ой, да верба моя,

 Над речкою быстрой.

  1. Объяснение темы «Великая Пасха»

-Едва приближался февраль – ещё трава не выглянула из-под снега, а вербы уже открывали свои крошечные, как бусинки, листочки; они сплетались в тонкую ткань и колыхались, как рыбацкие сети, что вывесили у берега для просушки.

Впрочем, ивы были ещё своего рода природной точкой отсчёта времени в казачьем быту. Когда люди расходились по домам в день Вербного воскресенья, отмечая вход Иисуса а Иерусалим, и несли перед собой, как свечи, пушистые ивовые прутики, они знали: начинается преддверие Пасхи, дни великих забот и стараний.

Все ждали этот праздник, готовились к нему. Мужчины наводили порядок во дворах и конюшнях, чистили и мыли лошадей. Женщины наводили порядок в жилищах, стирали занавеси, разводили известь или белую глину для побелки хат изнутри и снаружи. Доставали из сундуков одежду выветривали её и выглаживали.

Портные и сапожники были нарасхват!

Видя такое старание людей, не отставала и природа. Очнувшись от зимней дремоты, она выбеливала сады цветом всё гуще и гуще.

Удары молота в кузне, звон плотницких топоров по дворам, гул церковных колоколов в будни и по воскресеньям убыстряли весенние дни, делали их короче.

В один из таких дней глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок нулёвки – специальной муки для Пасхи. Его бережно заносили в хату. Окружали, развязывали, брали муку щепоткой. И вот уже довольная бабушка ставит опару, накрывает её тулупом и тут же объявляет невесткам: «Завтра пасхи печём»

В день приготовления пасхи – Великую пятницу – детвору отправляли на целый день из хаты, мужчины находили себе работу во дворе.

В комнатах воцарялось спокойствие: ни грубого слова, ни суеты, тем более ссор. Если что и вспыхнет между невестками, бабушка тут же их усмиряла: «Прекратите! Грех ругаться на Пасху. Хлеб поставили в печь!»

С утра во всех уголках хаты, а особенно ближе к русской печи, пахло ванилью, сушёными фруктами, изюмом, вареньем. Девчонки колотили в стаканах гоголь-моголь, чтобы украсить пасхи, размазав его гусиным пером по верхушкам, после чего посыпали их сверху крашенным пшеном. Когда готовый хлеб вынимали из печи, начинали готовить пироги, пирожки, красили яйца.

Вечером, когда вся семья была в сборе, все кланялись хлебу, крестились, благодарили Бога за щедрые дары. Затем обращали взоры к святому углу, где находилась икона Матери Божьей Кормилицы со снопом, и молились ей.

Во все пред пасхальные дни у икон горела лампада. Стояла плащаничка – эмалированный поднос, на котором располагалась пророщенная пшеница, а в центре миниатюрного зелёного поля – свеча и три красных яичка.

Впереди ещё была всенощная служба в церкви, освящение куличей, разговенье на рассвете, праздничное гулянье. Катанье на тачанках, гружёные линейки богатых казаков, что щедро развозили по станице угощении бедным семьям: хлеб, сало, окорок, яйца.

Пасха – праздник для всех!

  1. Обобщение.

- Казаки исстари считались народом свободолюбивым, не терпящим никакого гнёта и принуждения, но в одном деле они были едины и покорны: когда полагалось нести свою дань в пользу церкви – десятую часть «от меча и весла»

В каждой хате был святой угол, где висели иконы, которые передавали из поколения в поколение. Практически в каждой семье хранились Библия, Евангелие, молитвенник. Казаки соблюдали основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. За всем этим просматривается система религиозных взглядов, убеждений, искренне стремление приобщиться к духовной культуре.

  1. Итог урока.

 - Почему Пасху называли Великой?

 - Как готовились к Великой Пасхе?

  1. Домашнее задание.  

Выполните рисунки по теме «Пасха».

Классный час

Тема «Кубань – наш многонациональный дом»

Цели:

 - познакомить с историей возникновения дружбы между русскими и адыгами;

 - показать численность и национальный состав нашего края;

 - воспитывать интерес к прошлому нашего народа и уважение к традициям

 кубанского казачества.

Оборудование:

- карта Краснодарского края и Адыгеи;

 - выставка книг: «Родная Кубань»: страницы истории (под ред. Н.В. Ратушняка), «Введение в историю Кубани» М.В. Мирук, Т.А. Науменко;

- фотографии, картины, рисунки.

Ход  урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Объяснение материала. (в форме деловой игры)

Учитель:  Люди каких национальностей живут рядом с вами, учатся в одной школе? Многонационален состав жителей Краснодарского края. Сегодняшний урок посвящён русско-адыгейской дружбе, её истории.

Историк 1:  Бжедуги – до середины ХYII в. Проживали на Черноморском побережье Кавказа между нынешними Сочи и Туапсе. В дальнейшем перешли через главный Кавказский хребет на север и поселились в предгорной полосе Закубанья, в долине реки Псекупс.

Ученик:  Почему племена ушли с побережья?

Историк 2:  По легенде, к ним в ХYI в. Переселились султаны, родственники крымского хана. Опасаясь его гнева, они смогли уговорить местные племена уйти с моря в безопасное место. Часть племени обосновалась на берегах Псекупса в районе нынешнего г. Горячий Ключ. По легенде известно, что переселение было очень трудным, другие племена тоже имели желание жить в этом благодатном краю. Поэтому по пути приходилось участвовать в боях.

Работник музея:  Места боёв сейчас заросли травой и лесом, но до настоящего времени сохранились курганы, в которых хоронили князей. Один из них «Пшикха» находится на месте ст. Ключевой, которая сейчас является жилым районом города. Другой памятник стоит на пути в Дантово Ущелье на территории курортного парка санатория «Предгорье Кавказа». Это мраморная колонна с надписью на старо - турецком языке. Не многие люди знают сейчас этот язык и могут прочитать старо - турецкую вязь, но нам это доступно благодаря сохранившимся архивным документам.

Учитель (ребёнок):  Указанная дата из календаря соответствует времени с 23 ноября по 21 декабря 1710 г. Более сильные племена боями теснили их к реке Кубань.

Учитель:  Природные условия Кавказа – горы, леса, реки создавали условия для развития народов Кавказа. Культурная жизнь народов нашла отражение в результатах их деятельности: сооружения, поселения, жилища, боевые башни, мосты, а также в произведениях искусства: картины, ковры, ювелирные изделия, циновки, посуда.

Историк 3:  Кавказская война не мешала горцам, порой, откладывать оружие и приезжать в казачьи станицы, где было радушие и гостеприимство. Казаки с удовольствием приезжали в гости в аул с ответным визитом. За праздничным столом казаки и горцы узнавали друг о друге. Такое соседское общение сближало два народа, связывало их, способствовало постепенному установлению надёжного мира и добрых отношений. Невозможно не оценить мудрости наших предков, которые даже в обстановке военных потрясений умели находить общий язык и ценить чужую культуру и обычаи.

Ученик1 :   

Богат наш край садами и хлебом.

Цемент и нефть он Родине даёт…

Но самый ценный капитал Кубани

Простой и скромный труженик народ.  (В. Подкопаев)

Учитель:  На Кубани проживают представители боле100 национальностей. В связи с распадом Советского Союза в Краснодарский край прибыло более 150 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев из Армении, Азербайджана, Абхазии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Грузии, Чечни. Основную часть из них составляют русские. Но здесь проживают и украинцы, адыгейцы, армяне, греки, эстонцы и другие народности.

Русский народ всегда отличался высокой нравственностью и бескорыстием. Алчность, стремление к наживе за счёт других  всегда осуждались. Чрезмерное богатство было не в почёте, так как оно обычно создавалось на ограблении других. В почёте – благородство, смелость, самопожертвование во имя Родины.

Русским присущи такие черты, как широта души, терпение, доверчивость, уважение к разным народам.

Велика прослойка сильно обрусевших украинцев, считающих себя русскими.

Русские начали заселять правобережье Кубани в конце ХYIII в. После второй русско-турецкой войны границей на Северо-Западном Кавказе была признана река Кубань. Для охраны новой границы требовались опытные воины. Такими воинами могли стать запорожские казаки, принимавшие участие в войне с Турцией. Екатерина II подписала в 1792 г. Указ о переселении казаков на Кубань. В это же время стала заселяться донскими казаками Прикубанская линия.

Ученик 2:     

Здесь, под берегом правым Кубани,

 С поразившей землёю в глазах

 Спит в терновом цветущем кургане

 Нашей кровной былины казак.

Ученик 3:     

Презирал он рабство и роскошь,

Почитал товарищества круг,

Как водилось в Сечи Запорожской

И потом потеснённый за Буг.

Ученик 4:     

Чтобы вольностью хвастал не сильно

И не смел царедворцев пужать,

Повелела ему Катерина

У Кавказа границу держать.

Ученик 5:     

И привольно раскинув станицы

 Над простором Кубани-реки,

Словно вольные сильные птицы,

Охраняли свой род казаки.

Ученик 6:       

И Отечеству верной защитой

Был казак на коне – исполин!

 Боевых эскадронов копыта

 Потрясали Париж и Берлин.

Ученик 7:     

Где б он ни был, тянуло до хаты,

До степи, что в пшеничных возах.

Революции близкой раскаты

Чутко слышал крестьянин-казак.

  1. Обобщение.

- Внешние миграции привели к изменению национального состава населения края. Армянская диаспора на Кубани всегда была достаточно мощной, и во многих городах (Армавир, Туапсе) количество этнических армян велико. В настоящее время по численности населения они занимают 2 место. За ними следуют украинцы, белорусы, греки, адыгейцы и немцы. Самым многонациональным  районом края в настоящее время является Крымский. (Демонстрация таблицы «Численность населения отдельных национальностей на Кубани»)

  1. Итог урока.

 - Можем ли мы назвать Кубань – многонациональным домом?

 - Люди каких национальностей живут в крае?

  1. Дом. задание.

Нарисовать рисунки на тему «Кубань – наш многонациональный дом»

Классный час

Тема: «Любимый уголок    земли – Абинский район»

   Цели:

                 - продолжить знакомить учащихся с историей своей малой Родины;

                 - познакомить с гербом  Абинского района;

                 - развивать умение самостоятельно добывать информацию путём опроса

                   знакомых и родственников;

                 - воспитывать чувство гордости за свой район, посёлок.

Оборудование:

                  - карта Абинского района;

                  - фотографии улиц и памятных мест;

                  - изображение герба Абинского р-на.

Ход  урока 

  1. Организационный момент.
  2. Введение тему урока. Беседа.

  Учитель:   - Предлагаю вам отправиться на экскурсию по нашему району. Сегодня мы проведём её, не выходя из класса.

   А знает ли вы, что наш приморский городок полон тайн, чудес и загадок? Откроет ли он их вам – зависит только от вас. Ведь только внимательным и любознательным открываются секреты.

  1. История основания Абинского района.

В Х-ХVIIIвв. Главенствующее место здесь занимали адыгские племена, черкесы, как назовут их многие другие народы.

Гордый воин шапсуг, пришедший сюда с южных склонов Кавказского хребта, станет достойным противником храброму вольному казаку, прибывшему сюда на освоение новых земель, дарованных императрицей Екатериной. В великих трудах, в 1834 г., отряд прославленного Кавказского генерала Вельяминова построит Абинское и Николаевское укрепления, которые станут опорными пунктами между укреплением Ольгинским на реке Кубань и крепостью Геленджик. Укрепления сыграют свою роль в Кавказской войне и будут упразднены в 1854 г.

А через 9 лет, в 1863 году, между реками Абин и Иль будет построено 8 казачьих станиц: Абинская, Антхирская (Ахтырская), Хабльская (Холмская), мингрельская, Шапсугская, Эриванская, Ильская, Грузинская. В них разместится Абинский конный полк, которому 19 февраля 1868 г. За заслуги перед Отечеством будет пожаловано простое знамя. (Демонстрация герба Абинского р-на)

  1. Достопримечательности Абинского района.

Ученик (штурман):  Штурман направление движения укажет,

                                      Выйти на маршрут поможет,

                                      Карта с планом всегда

                                      У меня припасена.

(Демонстрация карты Абинского р-на)

    -Абинский р-он  расположен в юго-западной части Краснодарского края;

     Площадь р-на – 162364 га

     Площадь лесов – 67573 га

     Население р-на – 102,3 тыс. чел.

     Районный центр – г.Абинск

     Население города Абинска – 38,9 тыс. чел.

Ученики (знатоки):   Секреты улиц мы разгадали,

                                       Расскажем и вам, о том, что узнали.

(дети рассказывают об улицах, на которых живут и о достопримечательностях, расположенных на них.)

Ученик (историк):      Я историю Кубани изучал,

                                       Многое про наш район я узнавал.

                                       Расскажу о том, как герои-земляки

                                        Родине любимой пользу принесли!    

Учитель:   - А ведь действительно, историю города создают его жители своими делами, поступками, подвигами. Память о наиболее достойных, благодаря землякам, увековечивается в названиях улиц.

 - И так, вы готовы к экскурсии? Проверим вашу готовность. Скажите, как называют людей, живущих в одном доме?

- хуторе? (хуторяне)

- станице?  (станичники)

- городе? (горожане)

- в п. Ахтырском? (Ахтырчане)

- в России? (россияне)

- Земле? (земляне, земляки)

  - Кого мы называем землянами? А земляками?

  1. Физ. минутка.

Ученик (физрук): 

И физрук в походе нужен.

 Без меня не отдохнёшь,

 Я зарядку предложу.

 Силы в вас вселю.  

-Дружно встали! Раз! Два! Три!

 Мы теперь казаки!

 Мы ладони к глазам приставим,

 Ноги крепкие расставим,

 Поворачиваясь вправо,

 Оглядимся величаво,

 И налево надо тоже

 Поглядеть из-под ладошек.

 И направо, и ещё

 Через левое плечо,

 Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце- руки в боки,

 Наклонились влево, вправо.

 Получается на славу.

  1. Обобщение.

- Демонстрация фотографий «Чем знаменит нар район»:  Ахтырский хлебозавод,

Холмский элеватор, НГДП, здание железнодорожной станции «Линейная» - памятник архитектуры начала 20 в.

- Горы, реки, равнины, леса- это тоже достопримечательности нашего района. Горы радуются именам своих перевалов: Арочный, Эриванский, бабича. Кабардинский. Реки называются так, что в их именах слышится непредсказуемость нрава: Хабль. Ахтырь. Бугундырь, Абин, Адыгой, Скобидо, Эриванка. Загадочные имена. Реки стремились в равнину. Там на равнине, величаво несла свои воды главная река края – Кубань. Верно служила людям река Аушедз. Равнина встречала горные реки простором и покоем.

…Горы молчат. Они думают о том, что ещё подарить человеку: нежный цветок, умытый утренней росой, яркую бабочку, порхающую на солнечной поляне, серебристую рыбку, играющую в реке на вечерней заре.

Щедрыми подарками они предупреждают человека о том, что каждое срубленное дерево, нарушенное русло реки, браконьерски убитый зверь, больно отзовутся в судьбах будущих поколений. Горы зовут подняться нас на синие вершины, пройти чуткими звериными тропами, услышать вечные звуки жизни.

  1. Итог урока.  

–Вот и закончилось наше путешествие.

- Что нового и интересного вы узнали сегодня во время экскурсии?

  1. Дом. задание.

  - Придумать свой герб нашего посёлка или района, изобразить его в рисунках, в аппликациях, в скульптурах из пластилина.

                                     

     

Классный час

Тема «Кубанская  ярмарка»

(Внеклассное мероприятие)

Цели:

  -воспитывать и прививать любовь к малой Родине;

 - бережно относиться к её природе, быту, традициям кубанцев;

 - развивать творческие способности учащихся.

Ход  урока.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

 - Дорогие ребята! Сегодня мы проводим один из праздников, проводимых на Кубани – Кубанская ярмарка. Любит родную Кубань, свою маленькую родину, бережно относитесь к окружающему миру, чтите традиции своего народа»

  1. Открытие ярмарки.

Ученица (казачка):   «Добрый день, гости званные и желанные! Люди старые и молодые, милости просим на ярмарку!

Ученик (казак):    Приглашаем заглянуть,

                                Потрудитесь отдохнуть,

                                Ярмарка ждёт гостей,

                                Заходите поскорей!

Ученица (казачка):   

Рады гостям, как добрым новостям!

Гостей из Хмурограда нам не надо!

 Ученик (казак):         

Проходите, не тушуйтесь!

Будем сегодня чаи гонять,

Хороводы водить,

Хлеб –соль кушать!

Да песни слушать!

Всех привечаем, всех душевно встречаем!

(Дети рассматривают ярмарку – выставку, далее читают стихи)

Ученик 1:   

Посмотрите вокруг: зачарует краса.

Нету края прекраснее нашего

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

Ученик 2: 

А какие сады на Кубани у нас!

А какие девчата – красавицы!

Кубань, эта житница нашей страны,

Стихами и песнями славится!

  1. Работа с пословицами.

Ученик (казак):    Хлопцы, а кто знает пословицу про казаков?

-«Казак без огня, что солдат без ружья»

- «Казак в беде не плачет»

- «Казак сам голодает, а конь его сыт»

- «Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой»

- «Терпи казак, атаманом будешь»

  1. Физ. минутка

(танец с рушниками. Кубанская народная песня «Полюбила Петруся»)

  1. Продолжение ярмарки.

Ученица (казачка): (обращается к танцевальной группе)

- Заходите, не пожалеете,

Коли время имеете!

Будьте как дома, не стесняйтесь,

По ярмарке нашей прогуляйтесь!

Успеете отдохнуть  и отовариться,

Пока гости собираются…

(Ведущие предлагают чай и усаживают за стол)

(Под музыку входит казак с казачкой, исполняют песню «Варенички», потом присаживаются за стол).

Учитель:   

- Послала молодца под горушку по воду,

А водица далеко, а ведёрко высоко.

Собирались там у реки весёлые казаки,

Песни все спевали, а кони отдыхали.

По кубанскому обычаю, как водится, без игры, танцев не обходится»

 (Исполняется танец)

Ученик (казак):   

- Поспела новая игра,

Нелёгкое задание:

За дело взяться  нам  пора

И проявить старание.

К услугам вашим два ведра

Ну-ка, напои коня!

(Игра «Напои коня»  Звучит кубанская народная мелодия).

Ученица 3:               

-Растворила я блины,

Не сойти мне с места!

Стряпала, старалась  я,

И ворота в тесте.

Как на прошлой неделе

Со стола блины летели

И сыр, и творог.

Всё летело под порог!

Ай да блины!

Три дня как испечены,

С дымом, с паром,

С головным угаром.

(Звучит русская народная песня «Блины»)

Учитель:  А что за ярмарка и веселье без задиристых частушек? (Дети исполняют частушки)  

- «Пропоём мы вам частушки,

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

 Затанцуют старики!»

- «У меня забавы две,

В том краю и в этом.

Одного люблю зимой,

 А другого – летом!»

- «Кавалеры наши модны,

Никуда они не гоны,

По метёлке в руки дать,

По амбарам крыс гонять!»

- «Мы пропели, что сумели,

Поплясали от души,

Выходи на круг, кто смелый,

Пой погромче и пляши!»

Ученица (казачка):  (обращается к гостям):

- А с чем вы к нам пожаловали?

Гости (ученики):   -Есть чайник без крышки, без дна, только ручка одна.

                                 -Серьги золотые, из меди литые,

                                  Безо всякого подмеса, десять пудов веса.

                                 -Резиновые калоши, с отдушиной, без подошвы!

                                - А вот квас!

                                 С медком, с ледком!

                                 И густой и забористый!

                                 Кому квас, холодного квасу?

                                 С моего кваску не  бросишься в печаль и тоску!

                                 Вот так квас, в самый раз!

  1. Обобщение.

(уч-ся читают стихи)

- Вот какой народ кубанский, хлебосольный

  Много в нём душевной теплоты!

  Славься край, певучий и раздольный,

  Красота родимой стороны!

- Ты цвети, моя Кубань

  Становись всё краше,

  Не уронит честь казачью

  Поколенье наше.

(Звучит песня о Кубани «Земля моя приметная»)

  1. Итог урока.

 - Понравилась Вам наша ярмарка? Все ли скупились, отдохнули? До новых встреч!

Список используемой литературы:

  1. Введение в историю Кубани, М.В. Мирук, ОИПЦ «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ» Краснодар  2004г.
  2. География Краснодарского края  И.П. Лотышев, «Кубанский учебник» «Печатный двор Кубани» Краснодар 2001г.
  3. История Кубани Е.А. Хачатурова, ОИПЦ «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ» Краснодар 2005г.
  4. Кубанская старина А.В.Маслов, ОИПЦ «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ» Краснодар 2005г.
  5. Моя Кубань Н.В. Ситдикова, «Баро ПРЕСС» Ростов – на  - Дону 2005г.
  6. Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края И.П. Лотышев, ОИПЦ «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ» Краснодар 2006г.
  7. Родная Кубань. Страницы истории, В.Н. Ратушняк ОИПЦ «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБРАЗОВАНИЯ» Краснодар 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по кубановедению "Моя родина- Кубань!"

В данном материале дается общее представление об историии переселения казаков на Кубань, дети знакомятся с некоторыми обычаями и традициями кубанских казаков.Продолжают знакомство с кубанским культурн...

Внеклассное занятие по кубановедению "Моя родина- Кубань!"

В данном материале дается общее представление об историии переселения казаков на Кубань, дети знакомятся с некоторыми обычаями и традициями кубанских казаков.Продолжают знакомство с кубанским культурн...

Внеклассное занятие по кубановедению "Моя родина- Кубань!"

В данном материале дается общее представление об историии переселения казаков на Кубань, дети знакомятся с некоторыми обычаями и традициями кубанских казаков.Продолжают знакомство с кубанским культурн...

Внеклассные занятия по кубановедению

Разработки занятий с презентациями по темам: "Кубанское - значит качественное" и "Быт казачьей семьи"...

Внеклассное занятие по кубановедению для учащихся 3 -их классов " Любимый уголок земли - Абинский район"

Представлена методическая разработка внеклассного занятия по теме "Любимый уголок земли - Абинский район", её можно использовать на уроках кубановедения для учащихся 3-их классов...

Внеклассное занятие по кубановедению "Кубанская ярмарка" 4 класс

Представлен сценарий внеклассного занятия по кубановедению "Кубанская ярмарка" для учащихся 4 класса....

Главные религиозные праздники народов России

Материал урока может быть испльзован  для изучения пелигиозных праздников в разных модулях предмета ОРКСЭ....