Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - дети природы"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа разработана для 1 класса на основе интегрированного курса краеведения "Мы - дети природы" ХМАО - Югры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»
Согласована: Утверждена:
Руководитель МО / Яковенко_Л.П. / Директор / Линник И.А. /
Согласована: Приказ № …. от ……….2014г.
Зам. директора /Берсенёва Т.А./
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
количество недель 33, количество часов в год - ____33___ часа, количество часов в неделю __1__ час
методическое объединение учителей __ начальных классов________
автор – составитель: Андреева Олеся Владимировна
2014-2015 учебный год
Согласовано на заседании методического совета школы. Протокол от ______________________
Рассмотрено на заседании методического объединения. Протокол от _______________________
г.Нефтеюганск
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы – дети природы» для 1 класса рассчитана на 33 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7-8 лет.
Теоретической базой данной программы явились:
- психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
- основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
- теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
- закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
Миссия школы: обеспечить широкое поле образовательных возможностей и достаточно высокий уровень образования, сформировать практические навыки и способы деятельности, которые помогут выпускникам адаптироваться к условиям и требованиям быстро меняющегося и развивающегося мира, личностный рост учащегося и его подготовку в полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях современного информационного общества.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ:
внедрение в начальной школе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;
- создание условий для перехода на ФГОС в основной школе;
- создание пед. коллективом и родительским сообществом условий для получения качественного образования обучающимися с учётом их индивидуальных потребностей и возможностей.
- продолжение работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитию физической культуры и спорта, воспитанию высоконравственной личности в образовательном учреждении и микрорайоне школы;
- интеграция дополнительного образования в образовательный процесс;
- повышение профессиональной компетентности учителя.
Каждому уровню воспитательных и развивающих результатов внеурочной деятельности может соответствовать своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут на основе социального партнерства субъектов внеурочной деятельности: Семья-Педагог- Обучающийся; второй уровень на основе ценностных ориентиров: Дом-Школа-Родина; третий уровень может достигаться только в условиях разноуровневого, коллективного взаимодействия, понимания своего «Я», как части «Мы».
Внеурочная деятельность организуется в многообразном видовом диапазоне, где виды деятельности могут быть интегрированы в рамках работы одной студии, научного общества, творческого коллектива и т.д.
Новизна программы заключается:
- в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
- в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
- в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Актуальность программы
Изучение курса краеведения " Мы - дети природы" на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.
Курс краеведения "Мы дети природы" является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Основная цель программы:
формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление о прошлом и настоящем Югорского края, о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
- формировать основы экологической культуры младших школьников.
Развивающие:
- развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность;
- способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы края;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- прививать интерес к культуре и истории Югорского края;
- воспитывать любовь и уважение к своей малой родине, бережное отношение к природе;
- обогащать нравственно - эстетический опыт ребенка.
Ведущие принципы:
Отбор учебного материала в соответствии с краеведческим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.
Экологический принцип направлен на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).
Содержание курса в 1 классе составляют темы:
"Любовь к Отчизне окрыляет сердце"
"Природа Югры"
"Коренные народы Югры, их занятия и традиции"
Содержание и методика преподавания курса краеведения "Мы - дети природы" направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.
Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.
Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.
Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:
- проектная деятельность (исследовательский, педагогический, выставочный проект и т.д.);
- проблемно-поисковая деятельность;
- деятельность по собиранию и освоению народных традиций;
- деятельность по реконструкции (этнографическая, творческая, практическая реконструкция и т.д.).
Подведение итогов по курсу краеведения "Мы - дети природы" в 1-4 классах проводится по результату практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Предметные результаты.
К концу 1 класса обучения учащиеся должны знать:
- понятие «краеведение»;
- название своего округа, города;
- народы, населяющие Югру (2-3 названия);
- жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы, их типичных представителей (1-2 дерева, 1-2 кустарника, 1-2 травянистых растения);
- типичных представителей животного мира следующих групп: зверей, птиц, рыб, насекомых (1-2 представителя);
- основные правила поведения в природе;
- традиционные занятия коренных народов Югры.
К концу 1 класса обучения учащиеся должны уметь:
- узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;
- рассказывать о природе своего края;
- подкармливать птиц;
- соблюдать правила поведения в природе;
- называть предметы быта (одежда, обувь) коренных народов Югры;
- рассказывать о традиционных занятиях коренных народов нашего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности;
- самостоятельно планировать и выполнять свои действия;
- выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
- осознавать необходимость осуществлять контроль по результату;
- отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты;
- выполнять анализ объектов с целью выделения их признаков;
- осуществлять синтез – составление целого из частей;
- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
- определять характер взаимоотношений с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- осуществлять поиск и выделение нужной информации с использованием библиотеки, образовательного пространства родного края.
Коммуникативные УУД:
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
- осуществлять работу в паре, в коллективе.
Личностные результаты
- осознание необходимости соблюдения правил безопасного поведения на экскурсии;
- проявление познавательного интереса;
- осознание ценностного отношения к природному миру, проявление готовности следовать нормам природоохранного поведения.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1.Список литературы для учителя:
- Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.
- Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ – 96”, 2001.
- Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.
- Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. - М: Книголюб, 2006.
- Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.
- Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008.
Для ученика:
- Мы – дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 1 класс. / Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2006.
2.Интернет-ресурсы:
1. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Большая электронная энциклопедия (CD).
2. Аудиозаписи.
4. Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска с короткофокусным проектором.
3. Ученические нетбуки.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
6. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Тема 1. "Любовь к Отчизне окрыляет сердце" (3 часа) | ||||
1. | Введение. Краеведение. | 1 | 4.09.14 | |
2. | Наш край – ХМАО. Главный город края (столица). Герб, флаг Югры. | 1 | 11.09.14 | Практическая работа с картой |
3. | Югра – единая семья народов. | 1 | 18.09.14 | |
Тема 2. «Природа Югры» (14 часов) | ||||
4. | Экскурсия. Природа в разные времена года. Осень. | 1 | 25.09.14 | Сбор опавших листьев |
5. | Красота окружающей природы, растения края. Хвойные деревья. | 1 | 02.10.14 | |
6. | Красота окружающей природы, растения края. Лиственные деревья и кустарники. | 1 | 09.10.14 | Мини-проект «Растения края» |
7. | Югорское разнотравье. | 1 | 16.10.14 | Проект «Лекарственные травы Югры» |
8. | Разнообразный мир животных Югры. Звери. | 1 | 23.10.14 | |
9, 10. | Птицы зимней Югорской тайги. | 2 | 30.10.14 13.11.14 | Проект «Кормушки для птиц» |
11. | Разнообразный мир животных Югры. Насекомые. | 1 | 20.11.14 | Выставка рисунков на тему: «Насекомые» |
12. | Взаимосвязь животного и растительного мира. | 1 | 27.11.14 | |
13. | Животные и растения Югры. КВН | 1 | 04.12.14 | |
14. | Значение природы для человека, его влияние на природу. | 1 | 11.12.14 | Конкурс рисунков: «Берегите, природу!» |
15. | Твоё отношение к природе. Красная книга Югры. | 1 | 18.12.14 | Практическая работа по изготовлению знаков о правилах поведения в лесу |
16. | Экскурсия. Природа в разные времена года. Зима. | 1 | 25.12.14 | |
17. | Обобщение по теме: «Природа Югры». | 1 | 15.01.15 | Коллективный проект «Природа Югры» |
Тема 3. "Коренные народы Югры, их занятия и традиции"(16 часов) | ||||
18. | Коренные народы Югры. | 1 | 22.01.15 | |
19. | Основные занятия народов ханты и манси, лесных ненцев. Охота. | 1 | 29.01.15 | Выставка рисунков на тему: «Основные занятия народов ханты и манси». |
20. | Основные занятия народов ханты и манси, лесных ненцев. Оленеводство. | 1 | 05.02.15 | |
21. | Рыбный промысел. Рыбы нашего края. | 1 | 19.02.15 | Проект «Рыбы нашего края» |
22. | Трудовое воспитание в Югорской семье. | 1 | 26.02.15 | |
23. | Одежда из оленьих шкур. Обувь. | 1 | ||
24,25. | Женская одежда и обувь. | 2 | Практическая работа. Рисунок. | |
26. | Мужская одежда и обувь. | 1 | Практическая работа. Аппликация. | |
27,28. | Кухня народов Югры. | 2 | ||
29. | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | ||
30,31. | Дикорастущие растения края. | 2 | ||
32. | Экскурсия. Природа в разные времена года. Весна. | 1 | ||
33. | «Здравствуй, край Мансийский, милый». | 1 | Коллективный проект по экологии. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей 7-10 лет общекультурной направленности "Французский театр"
Данная программа внеклассной деятельности относится к программам общекультурной направленности, ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художествен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Кружок "Природа родного края"
В основе программы лежат следующие направления: нравственное и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невоз...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей " Я познаю мир" 4 класс
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, получе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей 4 класса " Чудеса своими руками"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на развитие творческих способностей обучающихся, овла...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Тайны природы"
Уровень: стартовый.Направленность: естественно-научная....
