Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы - дети природы"
рабочая программа (1 класс) на тему

Андреева Олеся Владимировна

Программа разработана для 1 класса на основе интегрированного курса  краеведения "Мы - дети природы" ХМАО - Югры.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_my_-_deti_prirody.zip38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»

Согласована:                                                                                                   Утверждена:  

Руководитель МО /  Яковенко_Л.П. /                                                          Директор      / Линник  И.А. /

Согласована:                                                                                                  Приказ  №  ….    от  ……….2014г.

Зам. директора      /Берсенёва Т.А./

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности

количество недель 33, количество часов в год  - ____33___ часа,      количество часов в неделю __1__ час

                                      методическое объединение учителей __    начальных классов________

автор – составитель: Андреева Олеся Владимировна

                                                 

2014-2015 учебный год

Согласовано на заседании методического совета школы. Протокол от ______________________

Рассмотрено на заседании методического объединения. Протокол от _______________________

г.Нефтеюганск

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Мы – дети природы» для 1 класса  рассчитана на 33 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7-8 лет.

Теоретической базой данной  программы явились:

  • психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
  • основные положения философии, культурологии, этики, касающиеся описания процессов освоения человеком нравственной, поведенческой культур, культуры общения (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, Л.Н. Каган, М. Мид и др.);
  • теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
  • закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).

Миссия школы: обеспечить широкое поле образовательных возможностей и достаточно высокий уровень образования, сформировать практические навыки и способы деятельности, которые помогут выпускникам адаптироваться к условиям и требованиям быстро меняющегося и развивающегося мира, личностный рост учащегося и его подготовку в полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях современного информационного общества.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ:

внедрение в начальной школе федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;

  • создание условий для перехода на ФГОС в основной школе;
  • создание пед. коллективом и родительским сообществом условий для получения качественного образования обучающимися с учётом их индивидуальных потребностей и возможностей.
  • продолжение работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитию физической культуры и спорта, воспитанию высоконравственной личности в образовательном учреждении и микрорайоне школы;
  • интеграция дополнительного образования в образовательный процесс;
  • повышение профессиональной компетентности учителя.

 Каждому уровню воспитательных и развивающих результатов внеурочной деятельности может соответствовать своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут на основе социального партнерства субъектов внеурочной деятельности: Семья-Педагог- Обучающийся; второй уровень на основе ценностных ориентиров: Дом-Школа-Родина; третий уровень может достигаться только в условиях разноуровневого, коллективного взаимодействия, понимания своего «Я», как части «Мы».

Внеурочная деятельность организуется в многообразном видовом диапазоне, где виды деятельности могут быть интегрированы в рамках работы одной студии, научного общества, творческого коллектива и т.д.

Новизна программы заключается:

  • в уточнении структуры и содержания  краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
  • в определении критериев и уровней сформированности  краеведческой культуры младшего школьника;
  • в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.

Актуальность программы

    Изучение курса краеведения " Мы - дети природы" на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.

Курс краеведения  "Мы дети природы" является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Основная цель программы:

формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств  Югорского края.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать представление о прошлом и настоящем Югорского края, о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
  • формировать основы экологической культуры младших школьников.

Развивающие:

  • развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность;
  • способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы края;
  • развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • прививать интерес к культуре и истории Югорского края;
  • воспитывать любовь и уважение к своей малой родине, бережное отношение к природе;
  • обогащать нравственно - эстетический опыт ребенка.

Ведущие принципы:

Отбор учебного материала в соответствии с краеведческим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.

Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить  правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.

Экологический принцип направлен на формирование у младших школьников основ экологической культуры.

На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.

На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.

Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).

Содержание курса в 1 классе составляют темы:

"Любовь к Отчизне окрыляет сердце"

"Природа Югры"

"Коренные народы Югры, их занятия и традиции"

Содержание и методика преподавания курса краеведения "Мы - дети природы" направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.

Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.

Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.

Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.

Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:

- проектная деятельность (исследовательский, педагогический, выставочный проект и т.д.);

- проблемно-поисковая деятельность;

- деятельность по собиранию и освоению народных традиций;

- деятельность по реконструкции (этнографическая, творческая, практическая реконструкция и т.д.).

Подведение итогов по курсу краеведения "Мы - дети природы" в 1-4 классах проводится по результату практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Предметные результаты.

К концу 1 класса обучения учащиеся должны знать:

- понятие «краеведение»;

- название своего округа, города;

- народы, населяющие Югру (2-3 названия);

- жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы, их типичных представителей (1-2 дерева, 1-2 кустарника, 1-2 травянистых растения);

- типичных представителей животного мира следующих групп: зверей, птиц, рыб, насекомых (1-2 представителя);

- основные правила поведения в природе;

- традиционные занятия коренных народов Югры.

К концу 1 класса обучения учащиеся должны уметь:

- узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;

- рассказывать о природе своего края;

- подкармливать птиц;

- соблюдать правила поведения в природе;

- называть предметы быта (одежда, обувь) коренных народов Югры;

- рассказывать о традиционных занятиях коренных народов нашего края.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности;

- самостоятельно планировать и выполнять свои действия;

- выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;

- осознавать необходимость осуществлять контроль по результату;

- отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты;

- выполнять анализ объектов с целью выделения их признаков;

- осуществлять синтез – составление целого из частей;

- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;

- определять характер взаимоотношений с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

- осуществлять поиск и выделение нужной информации с использованием библиотеки, образовательного пространства родного края.

Коммуникативные УУД:

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- осуществлять работу в паре, в коллективе.

Личностные результаты

- осознание необходимости соблюдения правил безопасного поведения на экскурсии;

- проявление познавательного интереса;

- осознание ценностного отношения к природному миру, проявление готовности следовать нормам природоохранного поведения.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1.Список литературы для учителя:

  • Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.
  • Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ – 96”, 2001.
  • Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006.
  • Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании. - М: Книголюб, 2006.
  • Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005.
  • Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008.

     Для ученика:

  • Мы – дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 1 класс. / Орлова Т. К., Демус Л. Г., Богордаева Н. Г., Нечаева Л. Н. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2006.

2.Интернет-ресурсы:

1. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Большая электронная энциклопедия (CD).

2. Аудиозаписи.

4. Технические средства обучения.

1. Компьютер.

2. Интерактивная доска с короткофокусным проектором.

3. Ученические нетбуки.

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.

6. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

Тема 1. "Любовь к Отчизне окрыляет сердце" (3 часа)

1.

Введение. Краеведение.

1

4.09.14

2.

Наш край – ХМАО. Главный город края (столица). Герб, флаг Югры.

1

11.09.14

Практическая работа с картой

3.

Югра – единая семья народов.

1

18.09.14

Тема 2. «Природа Югры» (14 часов)

4.

Экскурсия. Природа в разные времена года. Осень.

1

25.09.14

Сбор опавших листьев

5.

Красота окружающей природы, растения края. Хвойные деревья.

1

02.10.14

Игровые ситуации исследовательского характера.

6.

Красота окружающей природы, растения края.

Лиственные деревья и кустарники.

1

09.10.14

Мини-проект «Растения края»

7.

Югорское разнотравье.

1

16.10.14

Проект «Лекарственные травы Югры»

8.

Разнообразный мир животных Югры. Звери.

1

23.10.14

9, 10.

Птицы зимней Югорской тайги.

2

30.10.14

13.11.14

Проект «Кормушки для птиц»

11.

Разнообразный мир животных Югры. Насекомые.

1

20.11.14

Выставка рисунков на тему: «Насекомые»

12.

Взаимосвязь животного и растительного мира.

1

27.11.14

13.

Животные и растения Югры. КВН

1

04.12.14

14.

Значение природы для человека, его влияние на природу.

1

11.12.14

Конкурс рисунков: «Берегите, природу!»

15.

Твоё отношение к природе. Красная книга Югры.

1

18.12.14

Практическая работа по изготовлению знаков о правилах поведения в лесу

16.

Экскурсия. Природа в разные времена года. Зима.

1

25.12.14

17.

Обобщение по теме: «Природа Югры».

1

15.01.15

Коллективный проект «Природа Югры»

Тема 3. "Коренные народы Югры, их занятия и традиции"(16 часов)

18.

Коренные народы Югры.

1

22.01.15

19.

Основные занятия народов ханты и манси, лесных ненцев. Охота.

1

29.01.15

Выставка рисунков на тему: «Основные занятия народов ханты и манси».

20.

Основные занятия народов ханты и манси, лесных ненцев. Оленеводство.

1

05.02.15

21.

Рыбный промысел. Рыбы нашего края.

1

19.02.15

Проект «Рыбы нашего края»

22.

Трудовое воспитание в Югорской семье.

1

26.02.15

23.

Одежда из оленьих шкур. Обувь.

1

24,25.

Женская одежда и обувь.

2

Практическая работа. Рисунок.

26.

Мужская одежда и обувь.

1

Практическая работа. Аппликация.

27,28.

Кухня народов Югры.

2

29.

Экскурсия в  краеведческий музей.

1

30,31.

Дикорастущие растения края.

2

32.

Экскурсия. Природа в разные времена года. Весна.

1

33.

«Здравствуй, край Мансийский, милый».

1

Коллективный проект по экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей 7-10 лет общекультурной направленности "Французский театр"

Данная программа  внеклассной деятельности   относится к программам общекультурной направленности,  ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художествен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юные друзья природы»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Кружок "Природа родного края"

В основе программы лежат следующие направления: нравственное  и гражданско-правовое. Особое внимание уделяется нравственному направлению, так как нравственность – это та основа, без которой невоз...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей " Я познаю мир" 4 класс

Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, получе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей 4 класса " Чудеса своими руками"

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на развитие творческих способностей обучающихся, овла...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Тайны природы"

Уровень: стартовый.Направленность: естественно-научная....