Занятие по внеурочной деятельности объединения по интересам «Православная культура». Тема: "СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ - ВЕЛИКИЙ СВЯТОЙ РУССКОЙ ЗЕМЛИ"
методическая разработка (4 класс) на тему

      В ходе занятия дети сами рассказывают о проделанной работе,  знакомятся с материалами, собранными учащимися. В центре занятия  – презентация, она отражает весь жизненный путь Сергия Радонежского. Просмотренный материал дети закрепляют, просматривая картины и рисунки, представленные на выставке, слушая рассказы очевидцев, побывавших в Троице-Сергиевой Лавре, делают самостоятельные выводы о том, что благодаря любви к богу, Отечеству,  огромному трудолюбию, терпению, скромности из простого человека Сергий Радонежский превращается в святого. Велики его заслуги перед Россией – Куликовская битва выиграна. Заключительным моментом занятия является создание панно «Дерево дружбы».

     Таким образом, во время подготовки и проведения занятия  используются активные и интерактивные приемы и формы работы с обучающимися. В течение всего занятия идет работа по формированию универсальных учебных действий, что является приоритетным направлением  Федерального государственного образовательного стандарта.

Область применения.

  Данный материал предлагаю использовать на занятиях внеурочной деятельности по православной культуры в начальных классах, а также во внеклассной работе при изучении жития святых. Актуальность данной темы заключаетсяв том, что в 2014 году исполнилось 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Ожидаемые результаты.

Изучив, жизненный путь преподобного Сергия Радонежского у детей появилось желание работать над собой, укреплять свою веру, любить свою Родину, гордиться подвигами далёких предков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по внеурочной деятельности

объединения по интересам «Православная культура»

Тема занятия:Сергий Радонежский – великий святойрусской земли

Цель занятия:

  • Узнать о жизни  преподобного Сергия Радонежского;
  • Понять, как  обычный человек смог стать великим святым русской земли;

Задачи:

  • Создать условия для формирования у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ Сергия Радонежского;
  • Содействовать формированию умения  работать с литературой, выделять главное в тексте, проводить анкетирование, интервьюирование, составлять сообщения;
  • Способствовать развитию умения создавать презентации, работать с иллюстрациями, историческими статьями;
  • Воспитывать чувство гордости за свой народ, за его прошлое через образ Сергия Радонежского.

Оборудование: книги, словари, карточки о методах исследования, рисунки, фотографии, компьютер, проектор, сувениры из поездки.

Тип занятия:семинар – защита исследовательской работы.

Формы и методы. Тематическое содержание работы.

             Наше занятие реализует поставленные цели и задачи. В качестве эпиграфа взяты слова «Если взять за образец лучшее из  прошлого, то прошлое должно служить примером для будущего». В течение всего занятия обучающиеся представляют отчёт о проделанной работе в группах (их 5), слушатели получают новые знания.

1 группа «Аналитики», эти ребята провели анкетирование  учеников начальных классов школы и выяснили осведомлённость детей об объекте исследования.

2 группа «Историки», они приготовили сообщение о жизни преподобного Сергия Радонежского.

3 группа «Искусствоведы», сделали подборку картин русских художников, посвящённых жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского.

4 группа «Корреспонденты», дети этой группы провели интервьюирование людей, которые побывали в паломнической поездке в Троице-Сергиевой Лавре.

5 группа «Мастера», они приготовили презентацию,нарисовали рисунки о Сергии Радонежском.

      В ходе занятия дети сами рассказывают о проделанной работе,  знакомятся с материалами, собранными учащимися. В центре занятия  – презентация, она отражает весь жизненный путь Сергия Радонежского. Просмотренный материал дети закрепляют, просматривая картины и рисунки, представленные на выставке, слушая рассказы очевидцев, побывавших в Троице-Сергиевой Лавре, делают самостоятельные выводы о том, что благодаря любви к богу, Отечеству,  огромному трудолюбию, терпению, скромности из простого человека Сергий Радонежский превращается в святого. Велики его заслуги перед Россией – Куликовская битва выиграна. Заключительным моментом занятия является создание панно «Дерево дружбы».

     Таким образом, во время подготовки и проведения занятия  используются активные и интерактивные приемы и формы работы с обучающимися. В течение всего занятия идет работа по формированию универсальных учебных действий, что является приоритетным направлением  Федерального государственного образовательного стандарта.

Область применения.

  Данный материал предлагаю использовать на занятиях внеурочной деятельности по православной культуры в начальных классах, а также во внеклассной работе при изучении жития святых. Актуальность данной темы заключаетсяв том, что в 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Ожидаемые результаты.

Изучив, жизненный путь преподобного Сергия Радонежского у детей появилось желание работать над собой, укреплять свою веру, любить свою Родину, гордиться подвигами далёких предков.

Ход  занятия:

  1. Организационный момент.

        В этом году исполняется 700-лет со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, сообщила я вам на одном из занятий и предложила провести исследование и узнать всё об этом человеке из далёкого прошлого. Вы работали в группах, каждая получила своё задание. Сегодня мы увидим и услышим, что вы нашли и подготовили. (Начинаются выступления детей по группам.)

2. Защита исследовательского проекта «Сергий Радонежский – великий святой русской земли ».

Тема нашего исследования: «Сергий Радонежский – великий святой русской земли»

       Цель исследовательской работы:узнать о жизни  преподобного Сергия Радонежского; понять, как  обычный человек смог стать великим святым русской земли;

Задачи:

      1) изучить жизнь преподобного Сергия Радонежского;

      2) провести анкетирование  учеников начальных классов школы;

      3) взять интервью у людей, которые побывали в паломнической поездке в Троице-Сергиевой Лавре;

      4) найти произведения писателей, картины русских художников, посвящённые жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского;

      5) рассказать о Сергии Радонежском сверстникам.

Гипотеза: может ли жизнь Сергия Радонежского служить примером для потомков («Если взять за образец лучшее из  прошлого, то прошлое должно служить примером для будущего»)

  Методы исследования:

  1. анкетирование среди учащихся,
  2. подбор и  изучение литературы,
  3. интервьюирование,

     4) поиск материалов в сети Интернет,

     5) рисование рисунков,

     6) просмотр видеофильмов, мультфильмов.

       Наши ребята разделились на 5 групп:

1 группа «Аналитики», эти ребята провели анкетирование  учеников начальных классов школы и выяснили осведомлённость детей об объекте исследования.

2 группа «Историки», они приготовили сообщение о жизни преподобного Сергия Радонежского.

3 группа «Искусствоведы», сделали подборку картин русских художников, посвящённых жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского.

4 группа «Корреспонденты», дети этой группы провели интервьюирование людей, которые побывали в паломнической поездке в Троице-Сергиевой Лавре.

5 группа «Мастера», они приготовили презентацию,нарисовали рисунки о Сергии Радонежском.

  1. Выступление детей по группам.

1 группа: Аналитики

           Для того чтобы узнать что известно нашим ровесникам о жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского, мы провели анкету.

Всего отвечали: второклассников– 45 человек, третьеклассников-28 человек четвероклассников– 32 человека.

                        Анкета.

1.Слышали ли вы о Сергии Радонежском? (Да   Нет)

2.Знаете ли вы, кто такой Сергий Радонежский?  (Да   Нет)

3.Предположите, кто он – Сергий Радонежский:

  • Русский богатырь
  • Героический человек
  • Святой
  • Простой человек

4. Хотите ли вы узнать о жизни Сергия Радонежского? (Да   Нет)

Анкетирование показало:

1.На вопрос: «Слышали ли вы о Сергии Радонежском?» 50% ребята ответили «Да».

2. 28% ребят знают кто такой Сергий Радонежский.

3. 28%  учеников ответили - святой, 32 % утверждают, что русский богатырь, 40 % отметили – героический человек.

4. 90% из опрошенных хотят узнать о жизни Сергия Радонежского.

         Результаты анкетирования ещё больше убедили нас в необходимости нашего исследования. Ведь ребята хотят узнатьо жизни Сергия Радонежского.

2 группа «Историки»

Отечество мое! Россия! В тебе дух старины живет.

И ни одна еще стихия не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала и становилась все сильней.

Святая Русь – твое начало и преподобный Сергий в ней.

                                                                       С. Никулина

          Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье бояр Ростовских Марии и Кирилла и был назван именем Варфоломей. Незадолго до его рождения мать будущего святого пришла в церковь. Во время богослужения послышался из утробы матери его голос. И все сделали вывод: "Придет на свет великий светильник миру и служитель Святой Троицы". И родившийся мальчик отличался от других детей. Мать его вспоминала: "С первых дней младенец показал себя строгим постником". В те дни, когда мать ела мясо, ребёнок не пил молоко, отказывался. Заметив это, мать вовсе отказалась от мяса.

         С раннего детства Варфоломей любил молиться и посещать церковь, но ему пришлось выдержать много горя и дома, и в школе из-за того, что грамота ему не давалась. Наконец Господь услышал его горячую молитву. Раз, разыскивая пропавших лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под дубом. Отрок подошел к нему под благословение, рассказал ему о своей скорби и просил его молитв. По окончании молитвы старец сказал ему: «Отныне Бог даст тебе, чадо уразуметь грамоту!» Затем он дал ему часть просфоры и сказал так: «Не смотри, что сия так мала, велика будет сладость, когда вкусишь от нее!» (Этот случай изображён на картине М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».) ( Приложение 1)  По просьбе Варфоломея старец посетил дом его родителей. Как велико было изумление родителей, когда Варфоломей  стал перед трапезой стройно читать псалмы. Тогда  Старец предсказал им будущее духовное величие сына, избранного служителя Пресвятой Троицы.

         С тех пор Варфоломей погрузился в изучение божественных книг. Он стал питаться хлебом и водой, воздерживаясь от принятия всякой пищи по средам  и  пятницам. Мать он просил ему не мешать.

         Когда Варфоломею было 15 лет, его родители переехали из Ростова в город Радонеж, под покровительство московских князей.

        В двадцать лет Варфоломей стал просить родителей благословить его постричься в монахи, но родители просили своего сына не оставлять их до кончины. И любящий сын послушался им. Перед своей кончиной Кирилл и Мария поселились в Хотьковом  Покровском монастыре (Приложение 2), там приняли постриг. Там находятся мощи  преподобных Кирилла и Марии.

       После смерти родителей, Варфоломей и его старший брат Стефан, решили уйти на отшельничество. В дремучем глухом лесу, в 60 верстах от Москвы, братья нашли полюбившиеся им место Маковец, и поставили здесь церковь во имя Пресвятой Троицы, однако вскоре Варфоломей остался  один, так как Стефан ушел от него, не выдержав трудностей.

        7 октября, в день святых Мучеников Сергия и Вакха, когда Варфоломею исполнилось 23 года, игумен Митрофан постриг его в монахи и нарек  Сергием.

       Тяжело было жить отшельником: часто пробегали мимо него стаи волков, посещали его и медведи, но преподобный ограждал себя молитвами и не боялся их.

        Как-то весной, выйдя из кельи, Сергий увидел у самой двери огромного медведя. Он сразу понял, что бедный зверь очень голоден. Сжалился Сергий над косолапым, пошёл в келью и вынес кусок хлеба, который приготовил себе на обед. Положил хлеб на пень. Медведь подошёл, понюхал и с удовольствием съел. «Вот у меня и первый посетитель», - обрадовался Сергий. Медведь очень полюбил пустынника. Косолапый стал часто наведываться к нему: сидит, бывало, у кельи и ждёт угощения. Сергий тоже полюбил зверя и свою дневную краюшку хлеба теперь делил пополам: половину съедал сам, а половину отдавал медведю. Случались дни, когда хлеба не хватало, и человек отдавал четвероногому гостю весь свой обед. Посещения косолапого прекратились, только когда рядом появилось, ещё несколько келий и образовался монастырь.

       Пошла по Руси молва, что живёт среди лесов Божий человек. Стали приходить к Сергию люди, которые тоже хотели душу спасать вдали от мира. Преподобный принимал всех, никого не прогонял, но предупреждал, что жизнь их ждёт трудная. Постепенно вокруг него  собралось 12 иноков, и в Радонежской пустыни возник монастырь, который постепенно превратился в Великую Лавру.

      С учениками Сергий говорил спокойно, не любил он длинных речей, говорил кратко, часто притчами. Он говорил своим ученикам: "Кто хочет быть меж нами первым, да будет всем слугой". Его любимым словом, было слово "Дерзайте", а любимой заповедью: "Глазами сердца смотри". Он был и пекарем, и поваром, и плотником, и выполнял самую тяжелую работу. Своим смирением и благочестивой жизнью Сергий подавал пример другим.

       Жители монастыря пребывали в посте, молитве и постоянных трудах: то шили одежду, то переписывали книги, то возделывали огороды. Равенство было и взаимозаменяемость друг с другом. Очень поощрял Сергий творчество. Ежедневно совершал Пресвятой Сергий Божественную литургию. Всегда сам приготовлял просфоры. Собственноручно молол для них пшеницу и с молитвой и любовью выпекал этот маленький хлеб, и к этому делу никого не подпускал.

        Сергий умел соединить в себе черты кротости и строгости. В монастыре  была строгая дисциплина, каждый должен был контролировать свои мысли, чувства, поступки, при этом вырабатывая внутренне равновесие. В каждом ученике он находил прекрасные зерна, развивал их незаметно, помогая очищать его душу и тело, и всегда каждый ученик находил своё место в общем деле служения людям. Преподобный был всегда примером для всех.

      Вспоминают случай, как выдалась холодная и суровая зима. Наступила в обители нужда. Монахи собрались идти по сёлам просить милостыни, но Сергий их не пустил. Обиделись на него братья, и не знали того, что у самого Сергия кончился хлеб и что уже 3 дня он ничего не ел. На другой день  Сергий  пошел к иноку Даниилу и сказал: «Я слышал, что тебе нужно построить сени, а у меня руки праздны. Давай-ка я тебе построю?» – « Но ты ведь дорого возьмешь?» – «Дорого не возьму, разве угостишь хлебом, я знаю, что у тебя есть хлеб». Ученик вынес решето с гнилым хлебом, который сам не ел. Но Сергий сказал, когда работу сделаю, тогда и возьму. Построив сени, он с достоинством взял это решето с хлебом, несмотря на то, что его обидели и оскорбили, но он ни единым словом не попрекнул ученика.

        Прошло ещё два голодных дня, и вот из-за деревьев показался воз, груженный хлебом. Монахи не знали от кого этот дар, не иначе сам Господь послал им этот хлеб.

      А летом случилось новое чудо. Монахи часто жаловались, что далеко приходится ходить по воду. Услышав это, Сергий с двумя иноками отправился в лес. Неподалёку от монастыря, в одной низменной ложбинке, он осенил землю крестом, помолился, и в тот же миг из-под земли забил ключ. Это были первые чудеса, совершенные преподобным Сергием. Он был человеком, который жил только для других. Не жалеть себя, отказывать себе – это было частью его природы.

       Когда ему было чуть более 30 лет, он получил чин игумена, но он долго отказывался от этого чина. Он не любил властвовать.

      Сергий Радонежский заповедовал ученикам своим дела милосердия: нищелюбие, страннолюбие,  уход за больными,  обещав, что обитель будет стоять, пока эта заповедь будет исполняться. И  лавра принимала всякого: и путника, застрявшего в зимнюю непогоду, и больных, которые пользовались полным уходом, да и князья заходили с большими отрядами на постой. Находившимся в бедах преподобный помогал, убогих защищал, больных исцелял.

Однажды некий благочестивый человек пришел в монастырь с просьбой об исцелении больного сына. Но в келье святого Сергия мальчик умер. Отец, заплакав, отправился искать гроб, а Святой Сергий силой своей молитвы оживил мальчика. Преподобный Сергий просил сохранить чудо в тайне, однако, ученик его поведал об этом всем.

      Всячески уклонялся преподобный Сергий от славы человеческой, но слава его возрастала: люди его почитали, монахи стремились спасаться под его  руководством, князья и простолюдины жаждали его видеть.

       В 1380 году, перед походом против татарского хана Мамая, великий князь Димитрий  Иоаннович посетил Троицкий монастырь, чтобы помолиться и принять благословение преподобного игумена. Преподобный Сергий осенил его крестом, окропил его и воинов святой водой и предсказал ему победу. По просьбе Великого князя преподобный послал с ним в поход двух монахов,  Александра Пересвета и Андрея  Ослабю, и благословил его еще раз иконой Господа Вседержателя.

       7 сентября 1380 года русское войско переправилось через Дон и расположилось на Куликовом поле. Перед самым боем преподобный послал великому князю со своими иноками благословение, богородичную просфору и грамоту, в которой утешал его надеждой на помощь Божию и предсказал победу.

        Знаменитая Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года и окончилась полным разгромом татар и бегством Мамая. Во время боя преподобный Сергий собрал монахов и молился о победе, и об упокоении павших воинов, называя их по именам, а затем сообщил о победе русских воинов на Куликовом поле.

       За шесть месяцев до своей смерти преподобный Сергий поставил настоятелем ученика своего Никона. Вскоре произошло чудесное событие. Однажды ночью Сергий с учеником молился перед иконой Богородицы. Окончив молитву, он сел отдохнуть, но встал поспешно – послышался голос: «Пречистая грядёт!» И Сергий увидел Богоматерь, которая шествовала к нему в сопровождении апостолов Петра и Павла. Богоматерь коснулась его и сказала: «Избранник Мой, Я пришла навестить тебя. Не беспокойся об учениках своих, Я всегда буду помогать братии во всех нуждах».

       В сентябре настоятель почувствовал себя худо, дал последние наставления, причастился и окончил жизнь. Это случилось 25 сентября 1392 года, Сергию было 78 лет. С плачем провожали его в сооружённом, им храме Святой Троицы. Несказанное благоухание разлилось по келье. Лик праведника сиял небесным блаженством. Казалось, он уснул глубоким сном. Его похоронили около обители Пресвятой Троицы.

         Тело преподобного Сергия находилось в земле более 30 лет. Однажды одному благочестивому человеку, привиделся преподобный Сергий и сказал, чтобы тело его достали из-под земли и перенесли в храм. Мужчина возвестил об этом местного священника. И 5 июля 1422 года состоялось торжество открытия мощей.Люди очень удивились, когда увидели тело и одежды святого совсем неиспорченными.

          Сейчас мощи преподобного находятся в Сергиево – Посадской лавре. К его мощам каждый день приходят миллионы людей, чтобы исцелиться от болезней и просто помолиться и поблагодарить его.

3 группа «Искусствоведы»

Ребята нашей группы сделали подборку икон, картин русских художников,  посвящённых жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского. (Смотрите приложение 1)

  1. Михаил Васильевич Нестеров. Видение отроку Варфоломею, 1889 - 1890 Государственная Третьяковская галерея, Москва.
  2. Нестеров М.В. «Труды Сергея Радонежского»
  3. А. Кившенко. Посещение великим князем Димитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар.
  4. Икона преподобного Сергея Радонежского
  5. Дионисий. Икона «Сергей Радонежский в житии», XV век

4 группа «Корреспонденты»

           Дети нашей группы встретились с Куровой Натальей Владимировной, которая рассказала о жизни Сергия Радонежского, своей поездке в Троице-Сергиеву Лавру, об участии в крестном ходе, посвящённом 700 летию со дня рождения святого.

       От Пашкова Паши и Белоус Вани мы узнали об их паломнической поездке в Троице-Сергиеву Лавру. Увидели фотографии и сувениры, привезённые мальчиками, из поездки домой.(Смотрите приложение 2)

Из воспоминаний: С 24 по 27 августа 2014 года мы с родителями и группой паломников совершили поездку  в Сергиев Посад, где расположена Троице-Сергиева Лавра, в которой находятся мощи великого русского святого преподобного Сергия Радонежского. В лавру мы приехали ранним утром 25 августа и сразу побывали на литургии в Свято-Троицком храме у мощей преподобного Сергия Радонежского. Затем экскурсовод рассказал нам историю создания Троице-Сергиевой Лавры, из которой мы узнали, что очень давно на её месте был густой лес, но пришел сюда преподобный Сергий, построил первый храм, стал молиться в нем и постепенно вокруг него стали собираться другие монахи, и строились новые храмы. С годами это святое место превратилось в Лавру. Еще мы узнали, что разные враги нападали на этот монастырь, но он выстоял, потому, что преподобный Сергий и другие монахи молились богу и он защитил их от  всякого зла. Экскурсовод провел нас по всей Лавре, и мы увидели очень красивые и величественные храмы, и высокую колокольню с часами, и святой источник, который бьёт из-под земли прямо во дворе Троице-Сергиевой Лавры.

Во второй половине дня мы посетили находящийся неподалеку от Лавры очень красивый храм, построенный в честь праздника воскрешения праведного Лазаря. Затем мы снова вернулись в Троице-Сергиеву Лавру и побывали на вечерней службе в одном из храмов, где помолились за себя, своих близких и за всех людей. Ночевали мы в гостинице, расположенной недалеко от Лавры. На другой день, 26 августа мы помолились на утренней литургии в одном из красивейших храмов Лавры, а затем студенты Духовной академии Лавры показали нам свой музей, где мы увидели множество прекрасных картин, скульптур и узнали много интересного из истории России.

Нам всем очень понравилось в Троице-Сергиевой Лавре, не хотелось оттуда уезжать, очень понравились экскурсии по самим храмам, где нам было много рассказано о разных событиях из жизни преподобного Сергия, связанных с этими храмами. Мы даже побывали на месте, где была келья Сергия Радонежского, то есть где он жил. Выехав из Троице-Сергиевой Лавры, мы еще посетили находящийся недалеко от неё Покровский Хотьков монастырь, где покоятся мощи святых родителей Сергия Радонежского Марии и Кирилла, и приложились к этим мощам. После этого мы радостные и довольные отправились домой и долго, потом еще вспоминали чудесное посещение Троице-Сергиевой Лавры, которая останется в нашей памяти на всю жизнь.  

Буханцов Саша поведал об одном случае из его жизни. «Произошёл со мной такой случай, мне не хотелось учить уроки, лень напала. И тут я вспомнил, как мама мне говорила, и в храме я слышал, что Сергий Радонежский помогает в учёбе. Как ему и самому сначала с трудом давалась грамота, но после встречи с монахом, по его молитве учёба у Святого пошла успешно. Вот и я, подойдя к иконе Сергия Радонежского, попросил у него терпения и преодоления трудностей в учёбе, и взялся за своё послушание. Мне стало легче справляться с заданием. Я верю, что Господь по молитве Сергия Радонежского и всех Святых помогает в учёбе и в других, казалось бы, невыполнимых делах, только нужно с верою к ним обратиться».

5 группа «Мастера»

    Участники нашей  группы приготовили презентацию, нарисовали рисунки о Сергии Радонежском. (Приложение №3)

  1. Заключение. Вывод: Земля русская во все времена была богата на ярких людей, великих тружеников, чудотворцев, святых. Преподобный Сергий Радонежский занимает особое место, поэтому не случайно мы так часто обращаемся к нему в наших молитвах. Изучая житие святого, нам особо запомнились чудеса Сергия:

• троекратный крик младенца в утробе матери;

• благословение монаха на хорошую учебу;

• искушение (жизнь в скиту) – волки, медведи;

• воскрешение мальчика;

• исцеление  больных;

• благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву;

• встреча с Божьей Матерью;

Исследовав, жизненный путь преподобного Сергия Радонежского мы поняли, что и сейчас он является примером для потомков, у нас появилось желание работать над собой, укреплять свою веру, любить свою Родину, гордиться подвигами далёких предков. Гипотеза подтвердилась.

  1. Этап рефлексивного осмысления результатов занятия.

     -Символ доверия и крепкой дружбы – открытая ладонь, рука. Собирая материал, вы работали в группах, вы сотрудничали, помогали, выручали, учили друг друга. Сотрудничество ваше получилось плодотворным, работа была выполнена, давайте здесь и сейчас вырастим дерево. Но не простое, а самое настоящее дерево «ДРУЖБЫ». На нём будут шелестеть, и радовать наш глаз удивительные листочки-цветные ладошки.(Дерево-рисунок заполняют дети из групп, прикрепляя разноцветные ладошки.)

        

Список литературы:

1.  Епифаний Премудрый (конец 14 в. – начало 15 в.). Житие Преподобного Сергия Игумена Радонежского Чудотворца. М., 2000

2.Аверьянов К.А. Сергий Радонежский .Личность и эпоха.-М.:2006.; Борисов Н. С. Сергий Радонежский. - М.: Мол.гвардия, 2004. – 298 с.: ил. – (Жизнь замечат. людей: сер.биогр.; вып. 891)

3. Колесов В. В. Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. – 368 с.

4. Чарская Л. Святой отрок. Повесть о детстве великого подвижника земли Русской преподобного Сергия Радонежского".  - Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2005.- 128 с.

3.Горев М.Троицкая Лавра и Сергий Радонежский.- М.:1980;

5.Зайцев Б.Преподобный Сергий Радонежский. Аудиокнига.2005;

6.Православный журнал для детей и юношества «Божий мир» №2, 3, -М.;2002;

7. Православный журнал для детей и юношества «Божий мир» №5 -М.;2011;

8. Православный журнал для детей и юношества «Божий мир» №10 -М.;2012.

Словарик:

•        Благословение – одобрение, напутствие;

•        Житие – жизнеописание выдающихся лиц, причисленных к лику святых;

•        Инок – монах, человек, ведущий иную, отчужденную жизнь;

•        Игумен – главный правящий монах;

•        Канонизация – причисление к лику святых на основании святости жизни, дара чудотворного, нетления мощей;

•        Келья – жилое помещение для одного или нескольких монахов;

•        Лавра – совместное поселение монахов, имеющих большое количество храмов;

•        Монах – греч. «уединенный», форма жизни в удалении от мира;

•        Отрок – подросток;

•        Преподобный – святой, достигший высоты христианской жизни в монашестве;

•        Причастие – таинство, в котором верующий в виде хлеба и вина принимает Плоть и Кровь Иисуса Христа;

•        Псалмы – молитвенные песнопения;

•        Пустынь – место, где живет отшельник;

•        Святой – верующий, угодивший Богу в духовном подвиге, причисленный к лику Святых;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дети войны". Конспект занятия по внеурочной деятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"  «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг...

План – конспект занятия по внеурочной деятельности Объединение « Умелые руки» Модуль "Кулинария"

План-конспект занятия будет полезен учителям и педагогам дополнительного обазования для проведения занятия по внеурочной деятельности....

презентация по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" (Основы православной культуры) Жизнь Сергия Радонежского в картинах русских художников

Презентация описывает основные этапы жизненного пути Преподобного Сергия Радонежского. выраженные в картинах известных русских художников и значение этого величайшего русского святого в духовной жизни...

Занятие по внеурочной деятельности "Русь языческая. Святая равноапостольная великая княгиня Ольга."

Занятие посвящено равноапостольной княгине Ольги, первой принявшей крещение....

Занятие по внеурочной деятельности "Крещение Руси. Святой равноапостольный князь Владимир".

Занятие посвящено святому равноапостоььному князю Владимиру Красному Солнышку, крестившему Русь в 988 году....

Открытое занятие по внеурочной деятельности объединения «Мир проектов» с учащимися первого класса на тему «Школа почемучек: гипотеза: предположения и проверка»

Для нашей работы хорошим фундаментом и основой проектной деятельности стало инновационное пособие «Мои первые проекты», разработанное сотрудниками ДПО «Центр социально-гуманитарного ...