Разработка урока по ОРКиСЭ
план-конспект урока (4 класс) на тему

Хрытина Ирина Борисовна

Коспект урока и презентация по ОРКиСЭ по теме "Богатыри, как нрв\авственный идеал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_kak_nravstvennyy_ideal.docx80.84 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок ОРКиСЭ по теме «Богатыри, как нравственный идеал»

 4 «А» класс                                                                                                             04.03.2016

Цель урока:

  • способствовать формированию знаний обучающихся о  нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций народа России,

 создать условия для формирования УУД:

  • личностные: мотивация учения, нравственно – эстетическое оценивание             (оценивание усвоения содержания данного урока , исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории,  литературы  и культуры, показать важность развития в себе благородных черт характера: жертвенность, забота о слабых, уступчивость, опрятность , благородство;
  • познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно – следственных связей;
  • коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;
  • регулятивные: целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка, способность мобилизации сил и энергии, воспитание любви к своей Родине, своему народу и интереса к выдвигаемым проблемам;
  • метапредметные: формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности. Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • предметные: обобщить и углубить знания учащихся о русских богатырях, рассказать о нравственном идеале на примере богатырского образа.

Задачи урока:

  • знакомство учащихся с нормами светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • развитие способностей младших школьников к общению в социальной среде;
  • формирование умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать детей самостоятельному добыванию знаний.
  • совершенствование  культуры речи, способствование  обогащению словарного запаса.
  • способствовать развитию умения работать в парах.
  • развивать умение давать  характеристику герою
  • воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения,

Виды деятельности: беседа, работа с текстом, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, творческая работа, тест – контроль

Основные термины и понятия: богатырь, правила честного поединка, идеал, былина, золотое правило нравственности

Оборудование:

презентация,

мультимедиа проектор,

фрагмент песни А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»,

отрывок из мультфильма «Илья Муромец»,

репродукция картины Васнецова «Богатыри»

рисунок богатыря

карточки со словами: эгоизм, трусость, слабость, жадность, подлость, сила, благородство, смелость, ловкость, патриотизм, находчивость

Методы:

  • Наглядный – для восприятия нового материала;
  • Самостоятельная работа – для развития самостоятельности;
  • Частично – поисковый (самостоятельный отбор информации);
  • Индуктивный (развитие умений общаться, отвечать на поставленные вопросы, с высказыванием своей точки зрения);
  • Рефлексивный – для установления обратной связи.

Принципы:

  • Учёт возрастных и физиологических особенностей
  • Наглядность (демонстрация мультфильма, иллюстраций)
  • Научность (введение новых понятий, их осмысление)
  • Доступность (использование презентации)
  • Системность и последовательность (методически обоснованный переход от одного этапа к другому, их взаимосвязь и взаимозависимость)

  1. Организационный момент

– Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

Поговорим?

– О чём?

– О всяком и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего – то знаю я,

– А что – то нам известно.

– Поговорим?

– Поговорим!

Нам будет интересно!

  1. Проверка домашнего задания

– Начнём разговор с проверки домашнего задания.

– Вы готовились к словарному диктанту, т.е. повторяли основные нравственные понятия, изученные на предыдущих уроках. Диктант мы проведём в виде решения кроссворда.

– Работать будете парами: слушаете определение понятия, быстро принимаете решение и записываете ответ в кроссворд  Дорожной карты. О готовности отвечать заявляете поднятием руки. Читать буду два раза: 1–й раз – задание, 2–ой раз – перед ответом. Проверка – по экрану.

Слайд № 2  Кроссворд

Словарный диктант

  1. Отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. (Дружба)
  2. Переживание осуждения или одобрения собственного поступка. Она мучает человека независимо от того, знают ли о поступке окружающие. (Совесть)
  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества «Всё для меня, всё ради меня» (Эгоизм)
  4. Переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнение долга перед самим собой. (Вина)
  5. Осознание своих прав, своей моральной ценности и уважения к себе.(Достоинство)
  6. Тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое проявляется после осуждения его поведения окружающими. (Стыд)
  7. Первые объединения людей, которые считают себя потомками общего предка. (Род)
  8. Достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация. (Честь)

– Это качества нравственного человека? (Да)

– Какого человека можно назвать нравственным? (Нравственный человек знает, что такое добро и зло. Он сознательно совершает добродетельные поступки, избегая порочных)

  1. Постановка темы урока

Вступительное слово учителя

Давным – давно на месте городов и деревень, где мы с вами сейчас живем, стояли непроходимые леса, лежали топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне: светловолосые и голубоглазые, высокого роста, мускулистые. А в те далекие годы война – обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях. Они были храбрые воины, готовые в любую минуту все отдать за «честь и свободу родной земли», одним словом, они были настоящие ….? (богатыри)

Слайд № 3  Проверка

– Прочитайте ключевое слово, которое получилось в кроссворде по вертикали.

– Какие из перечисленных в кроссворде понятий ассоциируются у вас со словом богатырь? (Дружба, честь, достоинство)

– Как вы думаете, какое отношение понятия «Богатырь», «Нравственный человек» имеют к нашему уроку?

– Сформулируйте тему урока.

Слайд № 4  Богатырь как нравственный идеал

– Какую цель поставим себе на уроке? (Сформировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской)

  1. Работа по теме урока
  1. Создание проблемной ситуации

– Ребята! Обратите внимание на три картинки. Попробуйте найти общее между этими картинками и богатырями.

Слайд № 5  Берёза, воин, родник

береза – красота, защита, тепло;

воин – сила, героизм, удаль, защита Родины;

родник – чистота, певучесть, щедрость, источник жизни

– Все эти качества присуще русским богатырям, представителям русского народа. Мужчины,  с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ, в минуту опасности приходил на помощь своему народу, спасал от порабощения и унижения – это и есть богатыри.

  1. Просмотр фрагмента из мультфильма «Илья Муромец»

– А сейчас я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма и узнать главного героя.

– Узнали героя?

– Чем он знаменит?

– Какие  испытания выпали на долю Ильи Муромца?

– На Руси всегда были люди, готовые защитить свою родную землю от врагов.

– Как называли Илью в народе?

– Извечную мечту русского народа о непобедимом и справедливом защитнике воплотил в своей картине Виктор Михайлович Васнецов в образе трех богатырей.

Картина так и называется «Богатыри»

  1. Работа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Слайд № 6  Картина Васнецова «Богатыри»

– Над этой картиной художник работал около 25 лет.

– Рассмотрите картину.

– Кого изобразил художник? (ответы)

– Художник изобразил на картине трех былинных богатырей — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они стоят в конном дозоре, оберегая Русь от нашествия врагов – кочевников. 
    Каждого из персонажей картины Васнецов наделил характером, каждому придал индивидуальные черты. А какие? Об этом расскажут ребята.

1 ученик

Вот в центре Илья Муромец, в кольчуге и шлеме, вооруженный железной палицей, копьем и щитом. Из – под рук зорко всматривается богатырь в степные просторы. Могуч Илья Муромец, могуч его вороной конь.

2 ученик

Справа от Ильи — любимец русского народа Добрыня Никитич. Он одет очень нарядно: у него узорчатый шлем, шитые сапоги, сверкающие доспехи, червленый щит, меч. Богатырь нетерпеливо сжимает рукоятку меча: быть бранной потехе!

3 ученик

Слева от Ильи самый младший из трех богатырей — Алеша Попович. Юный богатырь держит наготове лук, снаряженный стрелой. Но не только воин Алеша Попович — на боку у него гусли. В краткие минуты отдыха Алеша радует побратимов веселыми звонкими песнями. 

– Таким образом, Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы встать на защиту своей Родины.

Физкультминутка

А сейчас вас ждёт встреча с богатырской темой в современном песенном искусстве. Песня «Богатырская наша сила» в исполнении ВИА «Цветы» была очень популярна в 70-ые, 80-ые годы 20 века.

Слайд № 7  Физкультминутка

Под песню «Богатырская наша сила» в исполнении группы «Цветы» выполняются разминочные (танцевальные) упражнения.

  1. Работа в парах

– Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели определённые правила в применение силы, правила честного поединка.

– Работать будете в парах. Прочитайте задание № 2 в Дорожной карте. Вы должны выбрать один вариант ответа: да, если вы согласны с утверждением, или нет, если не согласны.

– Сколько раз вы ответили нет? (3 раза)

– С чем вы не согласились?

– Сколько раз вы ответили да? (5 раз)

Значит, сейчас вы сформулируете пять правил честного поединка.

Слайд № 8  Правила честного поединка

1) Противники должны были договариваться о времени и месте поединка

2) Противники должны быть одинаково вооружены, чтобы драться на равных

3) Существовал запрет на использование хитростей и случайных преимуществ

4) Сила применяется только против сильных и для защиты слабых

5) Нельзя наносить удар в спину.

– Эти правила ещё раз подтверждают, что русские богатыри обладали не только большой силой, но и высокими моральными качествами.

– Пользуясь правилами поединка, оставьте на доске только те  качества, которыми обладали  богатыри.

Почему богатыря  можно считать нравственным идеалом?

  1. Самостоятельная работа. Взаимопроверка

Допишите предложения:
Богатыри – защитники Родины, они поднимали ___________________________, поддерживали ____________________________________________________  русского народа. Служили _________________  всем людям, а иногда ______________князьям. Главным для богатырей является __________________________________________.
Слова для справок: воинский дух; сила, вера, мужество и стойкость; примером, укором; любовь к родной земле.

  1. Закрепление новых знаний
  1. Исторические богатыри

– Давайте, ребята вспомним, кто из исторических личностей обладал данными качествами?

Слайд № 9  Дмитрий Донской, Микула Селянинович, Вольга Святославович, Святогор, Садко, Александр Невский

– Послушайте небольшой рассказ об Александре Невском.

Доклад ученика о Невском

Родился Александр 30 мая 1220 года в городе Переяславле. Когда маленькому Александру, исполнилосьчетыре года, состоялся обряд посвящения его в воины. Его опоясали мечом и посадили на боевого коня. В руки дали лук со стрелами, что указывало на обязанность защищать родную землю. Александра стали обучать боевому искусству,учили письменности и арифметике, объясняли Библию и читали древнерусские летописи.

В 15 лет Александр принял участие в успешном походе отца против немецких рыцарей – крестоносцев. В 16лет Александр  стал князем города Новгорода.

Новгородцы во главе с князем Александром разбили шведов в битве на Неве, а князь с того времени получил почетное прозвание — Невский.

  1. Современные богатыри

В современном понимании богатырь – это человек большого роста, крепкого телосложения, очень сильный. Сейчас среди нас живут богатыри? Кто они?

Слайд № 10  Современные богатыри

Рассказы детей о Ю. Гагарине, В. Третьяке, «Русских витязях», В. Дикуле

Доклад ученика о Третьяке

Третьяк Владислав Александрович (родился в 1952) - спортсмен-хоккеист, тренер. С юных лет занимался акробатикой, гимнастикой, плаванием и прыжками в воду. В хоккейную школу ЦСКА его привела мать. Тренера прежде всего поразило бесстрашие, с которым мальчик бросался на летящую с огромной скоростью шайбу. В семнадцать лет Третьяк уже играл за Сборную Советского Союза. Его называли «русским чудом». За 16 лет спортивной карьеры он не пропустил ни одной тренировки. Пять раз признавался лучшим хоккеистом СССР, трижды – лучшим хоккеистом Европы , дважды – лучшим вратарем на чемпионатах мира.  

Владислав Третьяк окончил Московский областной государственный институт.

Многие спортсмены называют его своим основным тренером.

Доклад ученика о Дикуле

Дикуль Валентин Иванович родился 3 апреля 1948 года.
Валентин Дикуль начинал работать в цирке как воздушный акробат, но упал с 13-метровой высоты. Из-за серьезной травмы был парализован и должен был оставшуюся часть жизни провести в инвалидной коляске. Но он не смирился со своей болезнью. Начались долгие и упорные тренировки. Через 6 лет после травмы Валентин Дикуль не только встал на ноги, но и вернулся в цирк уже силовым жонглером. Теперь он помогает другим людям встать на ноги после серьезных травм!

– Какое отношение Валентин Дикуль и Владислав Третьяк, Юрий Гагарин и Георгий Жуков, Алексей Маресьев и «Русские витязи»  имеют к теме нашего урока?

– Можем мы их назвать богатырями? Почему?

(Эти люди сильные, мужественные, на соревнованиях спортсмены защищают честь нашей Родины)

– В чем же идеал нравственности богатырей? (В мужественности, в готовности в любой момент встать на защиту родины)

– Есть много людей, которых мы не знаем, но они совершают героические поступки , спасают людей, рискуя своей жизнью.

Защищают честь страны на спортивных соревнованиях.

Прославляют нашу страну достижениями в области науки, искусства, культуры.

Закончить урок мне хотелось бы словами из книги Натальи Кончаловской:

Мы отчизне верно служим

Ты – один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Ничего нет лучше, краше,

Милой Родины моей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

– Я надеюсь, что вы, потомки славных богатырей, когда подрастёте, будете настоящими защитниками нашей Родины.

  1. Проверка усвоения знаний

Тест – контроль

1. Кого в Древней Руси называли богатырями?

   А) смелых и сильных защитников Отечества

   Б)  богатых людей

   В) людей высокого роста

2. В чем огромная заслуга богатырей?

   А) придумали новый стиль одежды

   Б) провозгласили правила этикета

   В) провозгласили правила честного поединка

3.Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец?

   А) щит

   Б) кольчуга

   В) шлем

4.Как называется картина Виктора Васнецова?

   А) «Три богатыря»

   Б) «Богатырская застава»

   В) «Богатыри»

5. В каком возрасте Александра Невского посвятили в воины?

   А) 18 лет

   Б) 16 лет

   В) 4 года

Слайд № 11  Проверка тест – контроля

  1. Творческое домашнее задание

1) Рассказать родителям, кто такие богатыри и узнать были ли богатыри в вашем роду.

2) Нарисовать рисунок богатыря.

  1. Рефлексия

Слайд № 12

 – Высказать своё мнение об уроке вам помогутфразы на экране.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я научился…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Дорожная карта

Задание 1

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 2

Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели определённые правила в применении силы, провозгласили ПРАВИЛА ЧЕСТНОГО ПОЕДИНКА.

Выберите один вариант ответа: да – если вы согласны с утверждением,
                                                      нет – если не согласны.

ДА

НЕТ

1

Противники должны  договариваться о времени и месте поединка

2

У противников должно быть любое оружие

3

Противники должны быть одинаково вооружены, чтобы драться на равных

4

Существовал запрет на использование хитростей и случайных преимуществ

5

Сила применяется только против сильных и для защиты слабых

6

Можно применять любые хитрости

7

Нельзя наносить удар в спину

8

Можно применять силу против всех людей

Задание 3        Допишите предложения:
Богатыри – защитники Родины, они поднимали ___________________________, поддерживали ____________________________________________________  русского народа. Служили _________________  всем людям, а иногда ______________князьям. Главным для богатырей является __________________________________________.
Слова для справок: воинский дух; сила, вера, мужество и стойкость; примером, укором; любовь к родной земле.

Задание 3       Допишите предложения:
Богатыри – защитники Родины, они поднимали ___________________________, поддерживали ____________________________________________________  русского народа. Служили _________________  всем людям, а иногда ______________князьям. Главным для богатырей является __________________________________________.
Слова для справок: воинский дух; сила, вера, мужество и стойкость; примером, укором; любовь к родной земле.

Задание 3      Допишите предложения:
Богатыри – защитники Родины, они поднимали ___________________________, поддерживали ____________________________________________________  русского народа. Служили _________________  всем людям, а иногда ______________князьям. Главным для богатырей является __________________________________________.
Слова для справок: воинский дух; сила, вера, мужество и стойкость; примером, укором; любовь к родной земле.

Задание 3      Допишите предложения:
Богатыри – защитники Родины, они поднимали ___________________________, поддерживали ____________________________________________________  русского народа. Служили _________________  всем людям, а иногда ______________князьям. Главным для богатырей является __________________________________________.
Слова для справок: воинский дух; сила, вера, мужество и стойкость; примером, укором; любовь к родной земле.

Задание 3       Допишите предложения:
Богатыри – защитники Родины, они поднимали ___________________________, поддерживали ____________________________________________________  русского народа. Служили _________________  всем людям, а иногда ______________князьям. Главным для богатырей является __________________________________________.
Слова для справок: воинский дух; сила, вера, мужество и стойкость; примером, укором; любовь к родной земле.

Тест – контроль

1. Кого в Древней Руси называли богатырями?

   А) смелых и сильных защитников Отечества

   Б)  богатых людей

   В) людей высокого роста

2. В чем огромная заслуга богатырей?

   А) придумали новый стиль одежды

   Б) провозгласили правила этикета

   В) провозгласили правила честного поединка

3.Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец?

   А) щит

   Б) кольчуга

   В) шлем

4.Как называется картина Виктора Васнецова?

   А) «Три богатыря»

   Б) «Богатырская застава»

   В) «Богатыри»

5. В каком возрасте Александра Невского посвятили в воины?

   А) 18 лет

   Б) 16 лет

   В) 4 года

Тест – контроль

1. Кого в Древней Руси называли богатырями?

   А) смелых и сильных защитников Отечества

   Б)  богатых людей

   В) людей высокого роста

2. В чем огромная заслуга богатырей?

   А) придумали новый стиль одежды

   Б) провозгласили правила этикета

   В) провозгласили правила честного поединка

3.Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец?

   А) щит

   Б) кольчуга

   В) шлем

4.Как называется картина Виктора Васнецова?

   А) «Три богатыря»

   Б) «Богатырская застава»

   В) «Богатыри»

5. В каком возрасте Александра Невского посвятили в воины?

   А) 18 лет

   Б) 16 лет

   В) 4 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Совесть»(технологическая карта) по предмету ОРКиСЭ модуль «Основы светской этики».

Методическая разработка урока "Совесть" (технологическая карта) предназначена учителям, преподающим курс ОРКиСЭ (модуль "Основы светской этики")...

Методическая разработка урока по ОРКиСЭ ОПК в 4 классе по теме: "Устройство православного храма"

В данную методическую разработку вошли: технологичекая карта урока, презентация к уроку, приложение....

Учебно-методическая разработка урока ОРКиСЭ

                                  Всероссийский конкурс «Преподавание курса ОРКиСЭ в начальной шк...

Методическая разработка урока по ОРКиСЭ

Урок для 4 класс по ОРКиСЭ, модуль Православная культура, тема урока "Православный храм"...

Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».

Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...