РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА" 3 КЛАСС
рабочая программа (3 класс) на тему

Никитина Любовь Олеговна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "КУЛЬТУРА  ДОБРОСОСЕДСТВА" ДЛЯ 3 КЛАССА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа №2» города Саки Республики Крым

Рассмотрено на заседании МО учителей

начальных классов

Руководитель  МО

______/А.Д.Фурсенко

 (Протокол №____         от «___»_______2016 г.)

Согласовано

на заседании педагогического совета

(протокол № 7 от «24»июня 2016 г.)

Утверждаю

Директор школы

________ Л.А.Авдеева

 (приказ  от 24 июня 2016г. № 152)

Рабочая программа

курса  «Культура добрососедства»

 для учащихся 3-Б класса

(разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г. и авторской программы «Культура добрососедства» под редакцией Араджиони М.А.)

Саки - 2016 год

Рабочая программа учебного курса «Культура добрососедства» разработана на основе авторской программы «Культура добрососедства» под редакцией Араджиони М.А.  и на основании примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г. №555, является обязательным региональным компонентом внеурочной деятельности Республики Крым. Курс интегрирует и систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания, полученные в ходе изучения ряда учебных предметов инвариантной части Базового учебного плана, и новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, приобретенные в ходе изучения данного курса.

Главная цель курса – воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов Крыма и Украины, хорошо знакомых с родным краем и гордящихся им, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Задачи курса:

  • формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
  • повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
  • формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и «культуры мира»;
  • развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
  • выработка устойчивого интереса к истории, культуре, жизни, проблемам региона, и формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и  улучшению родного края;
  • формирование у школьников  видения своего места в настоящем и будущем родного края;
  • подготовка учащихся ко взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
  • приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;

      возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.

Особенностями данного курса являются:

  • его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
  • особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
  • адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
  • рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
  • изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в АРК;
  • привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
  • приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
  • возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.

Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:

  • единство изучения России и Крыма как субъекта России;
  • приоритетность воспитательных задач;
  • единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
  • опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
  • максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
  • использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
  • использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный – равному.

Рекомендуемое количество часов на изучение каждого блока (раздела), а также очередность тем могут быть изменены учителем в границах 34 учебных часов в течение года. Резервное время может быть использовано учителем по собственному усмотрению на увеличение числа уроков в том или ином блоке или введением новых тем, важных и характерных для региона или школы.

Промежуточная аттестация проводится по усмотрению учителя в соответствии с региональными возможностями и календарным планированием. Формы промежуточных и итоговых аттестаций избираются при активном участии учащихся и могут быть индивидуализированы. Оценивание учебных достижений учащихся по данной программе осуществляется по системе «зачет» - «незачет», в соответствие с требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, указанным в программе.

        На изучение курса «Культура добрососедства» в учебном плане отводится в каждом классе начальной школы по 1 часу и составляет в 1 классе - 33 часа; во 2-4 классах - по 34 часа в год.

Описание ценностных ориентиров учебного курса

            Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к  людям различных национальностей.

Ценность добра и толерантных отношений  – направленность на развитие и сохранение культуры взаимоотношений через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений и духовности.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к культурным традициям и культурному наследию народов Крыма. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

        Ценность общения - понимание важности общения, умения разрешать конфликты мирным путем,  как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Планируемые результаты изучения курса

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

3 класс

1. Оценка и принятие следующих базовых ценностей:  «добро», «толерантность», «терпение», «культура народа», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2.  Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов

3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков  с точки зрения гуманизма и общечеловеческих норм.

 5. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

6.Понимание необходимости охраны и защиты уникальной природы Крыма 7.Осознание личной ответственности за свои поступки в том числе по отношению к себе и окружающим, к объектам природы и культуры;

8. Целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7.Проводить вербальное само- и взаимооценивание. 8.Осуществлять рефлексию по предложенному плану или алгоритму.

1. Ориентироваться в учебных пособиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план.

4. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

5. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях.

6. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

7. Удовлетворять свои познавательные интересы через поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране.

8. Участвовать в проектной деятельности

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Быть готовым  конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

6. Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

7. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и поступков;

8.Осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

Предметные результаты:

Ученик научится:

•        находить на карте России  крымский полуостров, показывать столицу Крыма, города Крыма ;

•     находить на карте Крыма регион, где живут учащиеся; родное село (город), наиболее значимые культурные и природные памятники Крыма, рассказывать о них;

•        отличать государственную символику России и Крыма;

•        называть государственные и народные  праздники и рассказывать об особенностях их празднования;

•     иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов, называть 5-6 этносов, знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны;

•        называть заповедники и заказники Крыма, рассказывать об их особенностях;

•        определять ценности, которые объединяют все народы;

    •  давать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова, знать названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов на местности, где расположен населенный пункт

•    понимать, что  такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму.

•        следовать правилам поведения во время религиозного праздника или ритуала ;

•        строить взаимоотношения   на основе принципов «добрососедства» и «культуры мира»;

•     рассказывать о профессии архитектора и многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии;

•    использовать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем.

6. Содержание учебного курса

        Структура и содержание курса соответствуют требованиям «Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях образования Автономной Республики Крым», утвержденных решением коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 25.02.2004 г. № 2 - 1.

«Культура добрососедства» является логическим продолжением региональной программы по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек», утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым  от 22.08.2004 г. № 6-4.

Учебный курс «Культура добрососедства» состоит из двенадцати взаимосвязанных и структурно единообразных программ для 1-12-х классов , каждая из которых имеет своё название, отображающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе:

3 класс: «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»;

Тематический план

Обязательные тематические линии

3 класс

1

Вводный урок

1

2

Географическая среда

5

3

История

4

4

Традиционная и современная культура

13

5

Язык соседа

4

6

Аксиология

3

7

Конфликтология

4

ИТОГО

34

«Язык соседа» - рекомендуемая лексика, фразы и выражения

3-й класс

Солнце, тепло-холодно, утро, день, вечер, ночь. Вчера, сегодня, завтра, сейчас, праздник, подарок, песня, петь, танец, танцевать, игра, играть, работать, учиться, дружить, отдыхать.

Числительные (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять)

Фразы, выражения, диалоги:

Приходи в гости! – Спасибо, когда? – (сегодня, завтра, сейчас)

Помоги мне, пожалуйста! – Спасибо!

Давай помогу! – Спасибо!

Ты любишь (тебе нравится).. (работать, учиться, петь, танцевать, играть)? – Я люблю, (мне нравится)…(учиться, петь, танцевать, играть)? Или – Нет, я не люблю ….

Пойдем играть (работать, учиться, танцевать)

Учебно-методическое обеспечение

  1. Альбов С.В. Минеральные источники. – Симферополь: Крым, 1966.
  2. Бабков И.И. Климат. Природа Крыма. – Симферополь: Крым, 1966.
  3. В Крымском доме. – Симферополь, 2000.
  4. Всё о Крыме / Под ред. Д. Омельчука. – Харьков: Каравелла, 1999.
  5. География Крыма/ Под ред. П.Подгородецкого. – Симферополь, 1995.
  6. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин.- М.: Правда, 1990.
  7. Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь, 1996.
  8. Ена В.Г. Заповедные ландшафты Крыма. – Симферополь,1989.
  9. Згуровская Л. Крым. Рассказы о деревьях и животных. Симферополь, 1991.
  10. Этнография Крыма 19-20 веков и современные этнокультурные процессы. –Симферополь, 2002.


Календарно-тематическое планирование курса «Культура добрососедства» в 3-б классе

По программе 34 часа, 1 час в неделю.

Фактически с учетом государственных праздничных дней в 2016-2017 учебном году будет проведено 33 часа. Учитель может корректировать количество учебных занятий (часов) в связи с объявлением дополнительных праздничных дней, а также изменением дней недели проведения занятий во 2 полугодии.

п\п

Дата

Тема

занятия

Тип занятия

Технологии

Кол-во часов

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

План

Факт

План

Факт

1

2

3

Содержание занятия

(Ученик должен знать)

4

Личностные УУД

5

Познавательные УУД


6

Коммуникатив-ные

УУД

7

Регулятивные

УУД

8

1

Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве 

Комбинированное занятие/ Проблемно -диалогическая (1ч.)

Цели и задачи курса «Культура добрососедства».

Формирова-ниеориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем»

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем.

2

Особенности климата и ландшафта Крыма. 

Занятие-игра

(1ч)

Основные факторы, определяющие климат Крыма: географическое положение, рельеф, море. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия своего региона.

Оценивать конкретные выступления одноклассни-ков.

Формирова-ние ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности

Иметь представление о климате своего региона и его влиянии на виды хозяйственной деятельности человека

Обсуждать в группах и объяснять разнообразие климата, ландшафта  Крыма.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Контролировать действия партнёра.

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

3

Крымский ландшафт

Занятие-игра

(1ч)

Своеобразие крымского ландшафта: степь, равнина, предгорье, море, горы — и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в своем регионе

Развитие готовности к сотрудничест-ву и дружбе.

Формирова-ние адекватной и позитивной самооценки.

Иметь представление о ландшафте Крыма своего региона

Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов.

Планировать своё действие. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.  

4

Охрана природы Крыма

Комбинированное занятие

(1ч)

Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов

Формирова-ние ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познаватель-ный интерес к новому материалу.

Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

В сотрудничестве с учителем ставить новые задачи

5-6

7

Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.).

Целебный воздух гор. Горные туристические маршруты. 

Комбинированное занятие

(2ч)

Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведчес-кой экскурсии

Заочное путешествие по Черному и Азовскому морям, по горным туристическим маршрутам

Оценивать конкретные примеры добрых слов

Формирова-ние ориентации на понимание причин успеха деятельности.

Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека.

Знать значение минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека.

Обсуждать в группах и объяснять различные ситуации, описанные в стихотворении.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Контролировать действия партнёра.

Строить  диалог  с  товарищами. Сотрудничать  в  группах, выслушивать мнения  одноклассников, высказывать  своё мнение.

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

8

Тренинги: «Автобиография по эпохам». «Представь себя другим». «Воспоминания детства»

Комбинированное занятие / Проблемно-диалогичес-кая, здоровье-сберегающая

(1ч)

Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры

Формирова-ние ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу.

Иметь представление о народах, живущих в Крыму. Самые многочисленные этносы Крыма: армяне, азербайджанцы, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки, русские, татары, украинцы.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

9

Профессии наших родителей.

Комбинированное занятие / Работа в группах, здоровье-сберегающая

(1ч)

Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение

Формирова-ние ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу.

Знать и уметь рассказать о том, где работают наши родители.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Контролиро-вать действия партнёра.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничеств.

10-11

Как раньше учились дети в Крыму.

Комбинированное занятие / Проблемно –диалогичес-кая, здоровье-сберегающая

(2ч)

Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях

Формирова-ние ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирова-ние установки на здоровый образ жизни.

Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

12

Традиционные занятия населения региона. Земледелие.

Комбинированное занятие/проблемно-диалогическая, групповая, здоровье-сберегающая

 (1ч)

Занятия населения региона в старину: земледелие (в т.ч. выращивание овощей, садоводство, виноградарство, табаководство, льноводство), шелководство, пчеловодство, животноводство (разведение коз, коров, свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и т.д. 

Формирова-ние ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Иметь представление о различных ремеслах распространенных в Крыму.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Работа в группах и самостоятельно с источником информации об окружающем мире.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

13

Традиционные занятия населения региона. Ремесленные специальности.

Занятие-практикум/групповая, здоровье-сберегающая

 (1ч)

Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др.

Формирова-ние ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Иметь представление о различных ремесленных специальностях.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Работа в группах и самостоятельно выделять названия  ремесленных  специальностей из рассказов  и стихов.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

14

Традиционные занятия населения региона. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия.

Комбинированное занятие / Работа в группах, здоровье-сберегающая

 (1ч)

Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг.

Формирова-ние установки на здоровый образ жизни.

Формирова-ние адекватной и позитивной самооценки.

Знать современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района, когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Умение договариваться, находить общее решение.

Адекватно оценивать своих одноклассников

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

15

Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня.

Комбинированное занятие/диалогическая, здоровье-сберегающая

 (1ч)

Распределение обязанностей в семье в старину. Зачем приобщали детей к труду? Какую работу выполняли дети. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Формировать учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу

Знать свои обязанности в семье, уметь рассказать о том, какую работу ты можешь выполнять.

Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничествес учителем

16

Традиции соседской взаимопомощи

Комбинированное занятие/Работа в группах, здоровье-сберегающая

(1ч)

Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. Значение слов «талаха» – «толока».

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формировать учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу

Понимать необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ. Испытывать радость от совместного труда и его результатов.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

17

Великие учителя и великие книги человечества.

Урок-проект/

проблемно-диалогическая, здоровье-сберегающая

(1ч)

История появления и общая характеристика книг: Библии, Ветхого Завета, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и другие исторические личности.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Знать несколько великих учителей и великих книг человечества.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Умение договариваться, находить общее решение

Адекватно оценивать своих одноклассников

Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

18

Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину.

Комбинированное занятие/ Проблемно-диалогичес-кая, здоровье-сберегающая

(1ч)

Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек

Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Знать и уметь играть в несколько игр наших бабушек и дедушек.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Формировать собственное мнение и позицию.

Формировать способности адекватно воспринимать оценку учителя.

19

Праздники, которые мы отмечаем вместе. 

Занятие-игра /диалогичес-кая, здоровье-сберегающая

(1ч)

История возникновения праздников. Традиции твоей семьи, связанные с празднованиями Нового года, 8 Марта и др. Меню праздничного стола. Подарки. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа

Оценивать конкретные выступления одноклассни-ков.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности

Знать основные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников

Обсуждать в группах и объяснять  значение  праздников, которые  мы  отмечаем. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Контролиро-вать действия партнёра.

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

20

Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала.

Комбинированное занятие/ Проблемно –диалогичес-кая, групповая, здоровье-сберегающая

(1ч)

События, на которые приглашают, и события, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничест-ву и дружбе.

Знать правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. Соблюдать  основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Варианты приветствия (поздравления, соболезнования) на родном языке и на языке соседа. Знать основные правила поведения во время религиозного ритуала. Особенности застольного этикета. Уметь  правильно попрощаться и уйти.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Работа в группах и самостоятельно с источником информации о религиозных  праздниках  и  ритуалах.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

21

22

Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа.

Делаем сами подарки к праздникам.

Комбинированное занятие/ Проблемно диалогичес-кая, групповая, здоровье-сберегающая

(1ч)

Комбинированное занятие/ Проблемно диалогичес-кая, групповая, здоровье-сберегающая (1ч)

Какие бывают праздники. Праздники, на которые приглашают, и праздники, на которые можно прийти без приглашения. Одежда и подарки, которые соответствуют празднику.

Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничест-ву и дружбе.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Соблюдать  основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Формула поздравления с праздником на родном языке и на языке соседа. Особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольный этикет. Прощание и уход.

Знать методику изготовления некоторых подарков своими руками.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Работа в группах и самостоятельно при разгадывании кроссвордов.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

23

Традиции отдыха в наших семьях 

Комбинированное занятие/ Проблемно –диалогичес-кая, групповая, здоровье-сберегающая

(1ч)

Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничест-ву и дружбе.

Понимать необходимость отдыха для человека. Уметь рассказать, как отдыхают в твоей семье.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Работа в группах и самостоятельно при разгадывании шарад и логогрифов, связанных  с  праздниками  в  наших  семьях.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

24

Способы передачи информации.

Комбинированное занятие/ Проблемно –диалогичес-кая, групповая, здоровье-сберегающая

(1ч)

Жесты и взгляды – немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов». Танец – понятный всем язык, который нас объединяет

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничест-ву и дружбе.

Знать несколько способов передачи информации. Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Работа в группах и самостоятельно с источником информации о способах  её  передачи.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

25

Мои любимые песни. 

Рефлексия/ Работа в группах, здоровье-сберегающая

(1ч)

Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей

Развитие готовности к сотрудничест-ву и дружбе.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о труде, об учении на языке своих соседей.

Работать в группах по составлению правил поведения  во  время  исполнения  песен. Обсуждать в группах необходимость знания  песен, сказок, загадок  на  языке  соседа.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

26-27

Всех ли мы называем друзьями?

Занятие-игра /диалогичес-кая, здоровье-сберегающая

(2ч)

Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Обсуждение пословицы: «Раздели радость с другим – она станет вдвое больше. Раздели горе с другим – оно станет вдвое меньше».

Оценивать конкретные выступления одноклассни-ков.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности

Знать и понимать какие качества  ценны для человека, которого называю своим другом. Роль дружбы в жизни человека.

Обсуждать в группах и объяснять данные задания. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Контролиро-вать действия партнёра.

Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

28-29

Ценности, которые объединяют всех. 

Комбинированное занятие/ Проблемно –диалогичес-кая, групповая, здоровье-сберегающая

(2ч)

Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность

Развитие готовности к сотрудничест-ву и дружбе.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Работа в группах и самостоятельно при определении  ценностей, которые  объединяют  всех.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

30

Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию. 

Комбинированное занятие/ Проблемно –диалогичес-кая, групповая, здоровье-сберегающая

(1ч)

Нужны ли они в жизни современного человека. Как моя семья и мои соседи относятся к знающим, образованным и трудолюбивым людям. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании

Развитие готовности к сотрудничест-ву и дружбе.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Знать что такое «знание», «грамотность», «трудолюбие» и «прилежание». Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен народов Крыма о трудолюбии и прилежании.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

31-32

Что такое «любовь»? Почему она нужна людям

Рефлексия/ Работа в группах, здоровье-сберегающая

(2ч)

«Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не оппонент,а «союзник». 

Оценивать конкретные выступления одноклассни-ков.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности

Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогаще-ние происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом

Работать в группах по составлению правил поведения  во  время  исполнения  песен. Обсуждать в группах необходимость понимания  слова «любовь».

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

33

34

Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. 

Резервный урок

Занятие-игра /диалогичес-кая, здоровье-сберегающая

(2ч)

Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен. 

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничест-ву и дружбе.

Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций

Обсуждать в группах и объяснять данные задания. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Контролиро-вать действия партнёра.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...