Развитие национального самосознания, воспитание уважения к своему и другим народам, их истории и культуре. Тема: Развитие национального самосознания в начальной школе. Статья.
статья на тему

Хамидуллина Гузель Мохлисулловна

Предварительный просмотр:

Секция: Развитие национального самосознания, воспитание уважения к своему и другим народам, их истории и культуре.

Тема: Развитие национального самосознания в начальной школе.

Автор статьи: Хамидуллина Гузель Мохлисулловна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ с. Маскара им. Н.А.Самигуллина.

Электронный адрес: g.xamidullina2016@yandex.ru

Целью и результатом прогресса любого социального общества является человек, его духовное и интеллектуальное развитие, обогащение его возможностей и способностей.

Проблема личности, являясь одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики, имеет различные аспекты, поэтому рассматривается различными науками: философией, возрастной физиологией и анатомией, социологией, этикой, педагогикой, детской и педагогической психологией и др.

Личность – это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования социума определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности – это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинить свое «Я» нравственному закону.

Сознание – один из основных аспектов духовной жизни, соотнесенность субъекта переживания «Я» с внутренним или внешним предметом (предметное сознание) и самоотнесенность его с собою (самосознание как знание о тождественности личности, «Я» в меняющихся актах осознания)

Рассмотрим понятие "национальное самосознание". Самосознание личности, как и его собственное отношение к самому себе, к обществу, миру, возникает лишь при определенных условиях, в том числе и национально-политическое и играет важную роль в жизни личности, нации, народности, национальной и этнической группы и государства. От него зависит дальнейшее определение тех ценностных качеств и ориентаций, которые будут направлять жизнедеятельность субъекта.

Национальное самосознание, основанное на сознании личностью своей принадлежности к определенной гражданской общности, имеет достаточно сложную структуру. Во-первых, оно немыслимо без чувства ответственности перед государством и предполагает сознание человеком своих гражданских прав и обязанностей. Во-вторых, важным фактором национального самосознания личности является язык. В. И. Даль говорил, что на каком языке человек мыслит, той нации и принадлежит. Следующими компонентами национального самосознания являются культура, религия.

Обобщая, следует отметить, что национальное самосознание — это, по существу, осознание народом своей собственной социально-этнической сущности, осознание того, какую реальную роль он играл или в потенции может играть в истории человечества, каков его вклад в общечеловеческую цивилизацию.

Воспитание национального самосознания предполагает включенность, вживание личности в родную культуру, приобщение к ее ценностям. В этом и отражается все содержание моей деятельности, как учителя начальных классов. Основные пути развития национальной самосознанию у младших школьников:

  1. Прививать любовь к национальным традициям, путем разучивания национальных танцев и народных песен (Слайд 2).
  2.  Формировать положительное отношение к национальной культуре, путем изучения национальных музыкальных инструментов (Слайд 3).
  3. Приобщить к родной культуре и ее ценностям, путем вовлечения школьников в театральную деятельность (Слайд 4).
  4. Пропаганда чистоты родного языка, путем посещения библиотек, ознакомления новыми поступлениями (Слайд 5).
  5. Особая роль в развитии национального самосознания принадлежит гражданско-патриотическому воспитанию (Слайд 6).

Таким образом, национальное самосознание - это интегративная личностная характеристика, включающая в себя осознание принадлежности к определенной национальной общности, наряду с позитивной оценкой представителей других национальных культур, представления индивида о языке, культуре, о типичных чертах своей общности, об общности исторического прошлого, религии, территории, государственности.

Воспитание национального самосознания, как и воспитание в целом – комплексный процесс, поэтому может возникнуть вопрос, какие качества формировать сначала, а какие потом. Воспитание национального самосознания необходимо начинать с воспитания самосознания личности. Самосознание личности – относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе как о части общества, своих взаимоотношениях с окружающим миром, другими людьми о своих действиях и поступках, мыслях, чувствах, о всем разнообразии качеств личности, на основе чего формируется образ собственного «Я». Без наличия самосознания невозможно воспитать и национальное самосознание.

Воспитание гражданина – одна из важнейших задач деятельности учреждения образования. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, необходимо сосредоточить усилия, прежде всего на формировании целостного отношения к явлениям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных социальных групп и личности. Хорошего гражданина можно определить по тому, насколько качественно он выполняет возложенные на него функции и по его вкладу в благополучие государства. Хорошему человеку присущи патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и совершенству в рамках закона. Следовательно, хороший гражданин – это законопослушный, патриотически-настроенный человек, который прилагает все усилия для того, чтобы выполнять свое предназначение в обществе. Сегодня важно уточнить критерии и признаки, на которые надо ориентироваться, чтобы избежать крайностей и не повторять ошибок прошлого: подлинный  гражданин не только хороший человек и законопослушный член общества, но и самостоятельная личность, имеющая адекватное представление о целостной картине мира, осознающая свое особое предназначение в нем.

В общей системе воспитательной работы особая роль принадлежит гражданско-патриотическому воспитанию.

Воспитание подрастающего поколения требует сегодня от педагога решения ряда задач:

1. Воспитание у детей любви к Отечеству, чувства интернационализма, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина;

2. Формирование уважения к национальному населению, традициям, культуре народа;

3.  Привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу.

Воспитание морально-этических норм, национального самосознания, толерантности осуществляется через систему общешкольных мероприятий и в классе. Во своём классе я определила в качестве приоритетного направления – воспитание творческой личности, которое наряду с обучением родному языку предполагает приобщение к истокам культуры, истории народа, традициям, обычаям.

Результаты проделанной работы свидетельствуют, что использование фольклорных форм расширяют словарный запас обучающихся, активизирует их познавательное и умственное развитие. Так же фольклор сознательно и целеустремлённо направляет ход мыслей обучающихся, побуждает к подражанию, совершенствует ум.

В школьном возрасте закладываются основы национального самосознания, формируются чувства национальной гордости, толерантное отношение к представителям других национальностей, которые во многом определяют социокультурное развитие обучающихся в дальнейшем.

Итак, фольклор, народные песни, национальные танцы выступает своеобразным компонентом формирования национального сознания ребенка, в развитом виде предстает национальным самосознанием, а также способствует восстановлению и переосмыслению национальных ориентиров.

Важную роль в данном процессе играет употребление родного языка. Начиная с самого рождения ребенка, когда мать поет колыбельные на родном языке, рассказывает о традициях, читает национальные сказки, закладывается основа формирования исторической памяти, духовности, национальной идентификации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Развитие самоконтроля у учащихся начальной школы в учебно-воспитательном процессе"

В статье рассказывается,как развивать самоконтроль у младших школьников как в учебной, так и внеучебной деятельности....

Презентация на тему "Развитие познавательной деятельности учащихся начальной школы"

Развитие творческой познавательной активности – тема очень актуальна для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Ведь в начальной школе закладывается фундамент знаний, формируется личность ...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"

 В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Статья на тему: Развитие творческих способностей в начальной школе.

В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиб...