Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Мой родной край" (для младших школьников 1-4 год обучения)
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Артамонова Екатерина Сергеевна

Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие. 

Программа первого года обучения формирует понятия о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь и учишься. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Второй год обучения даёт первоначальные сведения о географическом положении Кемеровской области, её природных богатствах. Третий учебно-тематический раздел посвящён изучению истории города Новокузнецка. В четвёртом классе обучающиеся знакомятся с историей Кемеровской области в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_rodnoy_kray.rar68.59 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

 «Школа-интернат №19 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по духовно-нравственному направлению

 «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

(для младших школьников 1- 4 год обучения)

Составитель:

учитель начальных классов

Артамонова Екатерина Сергеевна

Новокузнецк, 2015г.

        Программа по внеурочной деятельности  включают следующие разделы:

Содержание

Страницы

1.

Пояснительная записка

С. 3

2.

Общая характеристика программы по внеурочной деятельности   «Мой родной край»

С. 3-4

3.

Описание места внеурочной деятельности по программе «Мой родной край» в учебном плане

С. 4

4.

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности «Мой родной край».

Цели и задачи программы

С. 4-5

5.

Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности  «Мой родной край»

С. 5-7

6.

Содержание программы по внеурочной деятельности  «Мой родной край»

С. 7-12

7.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

- 1 класс

- 2 класс

- 3класс

- 4 класс

С. 12-33

С. 12-17

С. 18-24

С. 25-29

С. 30-33

8.

Методическое обеспечение программы по внеурочной деятельности «Мой родной край»

С. 34

  1. Пояснительная записка

Введение

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. 

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Актуальность программы 

Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие.

Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося.

  1. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности «Мой родной край»

Программа подразделяется на четыре учебно-тематических раздела:

  1. «Край, в котором я живу (обзорный курс по Кемеровской области)» – 1 класс
  2. «Природа Кемеровской области» – 2 класс
  3. «История земли Кузнецкой» – 3 класс
  4. «История Кемеровской области» - 4 класс

Программа первого года обучения формирует понятия о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь и учишься. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа  предполагает формирование первичных понятий о достопримечательностях города (посёлка, станции) в котором живёшь и учишься, об истории,  богатстве растительного и животного мира Кемеровской области.

Второй год обучения даёт первоначальные сведения о географическом положении Кемеровской области, её природных богатствах. В ходе знакомства с содержанием данного курса учащиеся рассуждают о влиянии человека на природу, о значении природных богатств в хозяйственной деятельности людей. Содержание раздела содействует формированию бережного отношения к природе, любви к родному краю, навыков взаимодействия в коллективе, умения прислушиваться и принимать мнение окружающих, а также соблюдения этических норм (не перебивать говорящего, уступать место и т.п.)

Третий учебно-тематический раздел посвящён изучению истории города Новокузнецка. Программа третьего года обучения даёт первоначальные сведения об истории города: раскрывает причины рождения города на данном месте, знакомит с бытом и хозяйственной деятельностью жителей прошлого и настоящего времени. Организация занятий позволяет ученикам понять предпосылки возникновения исторических событий, оценить их влияние на современный ход истории.

В четвёртом классе обучающиеся знакомятся с историей Кемеровской области в целом. Работая над этим разделом, ребята применяют все те умения, которые были получены в предыдущие годы обучения. Изучение материала сопровождается достаточным количеством практических занятий (посещение музеев, отбор материала, проектная деятельность), что позволяет более глубоко изучить содержание, в отличие от занятий на уроках.

  1. Описание места внеурочной деятельности по программе «Мой родной край» в учебном плане

Представленная программа по внеурочной деятельности «Мой родной край» ориентирована на младших школьников для реализации во внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного воспитания и рассчитана на 135 часов (33 часа в 1-ом классе и по 34 часа во 2-4 классах). Организация занятий осуществляется как в классе (беседы, игры, викторины, проекты), так и на местности (прогулки, экскурсии).

  1. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности «Мой родной край»

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание себя как части сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Цель программы «Мой родной край» - формирование представлений обучающихся о связи человека с окружающей и социальной средой; 

ознакомление с историей своего города, родного края,  культурными особенностями Кемеровской области, с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край.

Задачи программы «Мой родной край»

  1. Формировать мышление, воображение, речь ребёнка, его эрудицию и общую культуру;
  2. Воспитывать чувства уважения к самобытности культур разных народов,   этническим особенностям народов, населявших наш край.

  1. Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности  «Мой родной край»

Личностными результатами является формирование следующих умений:

 

  • ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой Кемеровской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • ставить новые учебные задачи, цели в сотрудничестве с учителем;
  • оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Познавательные  УУД:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Кемеровской области, города;
  • описывать достопримечательности столицы Кузбасса и родного края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой контурной, картой Кемеровской области и атласом;

Коммуникативные УУД:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.
  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов  и  Интернета;
  • работать в семейных архивах;
  • выявлять причинно-следственные связи в исторических событиях (с помощью учителя).

  1. Содержание программы по внеурочной деятельности  «Мой родной край»  1-год обучения

Раздел I.  Край, в котором я живу (обзорный курс по Кемеровской области) (33 ч.)

Тема 1.1 Введение - 1 ч. 

Теоретические занятия (1 ч.): знакомство с понятием «краеведение» (изучение своей улицы, школы, города (посёлка, станции),области); соблюдение правил на занятиях по краеведению: слушать взрослых, радоваться успехам друзей, соблюдать ПДД, обязательно замечать что-то необычное; методы и формы изучения родного края: беседы, экскурсии, творческие работы.

Тема 1.2 Правила краеведческой деятельности - 10 ч.

Теоретические занятия (3 ч.): правила поведения на экскурсиях, какую пользу приносят экскурсии; условные обозначения для ориентирования в школе и на улице; правила взаимодействия с товарищами; обмен мнениями об экскурсии.

 Практические занятия (5 ч.): экскурсии «Наша школа», «Улица, на которой я живу и учусь»; творческая работа  по иллюстрированию условных обозначений; инсценирование жизненных ситуации, связанных с правилами поведения на экскурсии, взаимодействия с товарищами.

Тема 1.3 Мой город (посёлок, станция) - 9 ч.

Теоретические занятия (5 ч.): место, где живём и учимся (Россия, город Новокузнецк, имя моего города (посёлка, станции): символы нашего города (посёлка, станции); профессии города (посёлка, станции), где работают родители; известные люди моего населённого пункта.

Практические занятия (4 ч.): экскурсии - обзорная экскурсия по городу Новокузнецку, на одно из предприятий города; проектная деятельность – конкурс газет «Наш город», «Здесь мы живём».

Тема 1.4 Наша область - 9 ч.

Теоретические занятия (4 ч.): рудознатец Фёдор Еремеев, Кузнецкий острог, Кузнецк, Сталинск, Новокузнецк; герб, флаг, гимн; коренные народы кемеровской области (шорцы, телеуты); ремёсла моего края (обработка дерева, изготовление кукол с применением национальных видов вышивки, ткачества, изготовление национальных музыкальных инструментов и т.д.); значение профессий для жизни людей.

Практические занятия (5 ч.): географическое положение Кемеровской области (работа с картой); символика Кемеровской области; практические работы - с образцами полезных ископаемых, изготовление кузнецкой матрёшки; игра «Звёздный час».

Тема 1.5 Природа Кемеровской области - 4 ч.

Теоретические занятия (3 ч.): климат Кемеровской области (погода, осадки, самые тёплые и самые холодные месяцы); растения области (деревья, кустарники, травы (лекарственные и ядовитые); животные нашей области (звери дикие и домашние, птицы перелётные и зимующие, насекомые).

Практические занятия (1 ч.): экскурсия «Природа нашего края» (на примере города Новокузнецка) – правила поведения в природе.

Тема 1.6 Работа над проектом - 2 ч.

Практические занятия (2 ч.): изготовление книги о Кемеровской области.

Раздел II. Природа кемеровской области (34 ч.) 2-год обучения

Тема 2.1 Мой край на карте – 10ч.

Теоретические занятия (5 ч.): повторение за 1 класс; связь человека и природы; поверхность нашего края (равнины, горы, котловина);  полезные ископаемые:  железная руда, гранит, бурый уголь и т.д., главное богатство нашего края – каменный уголь;   климат Кемеровской области (зависимость от географического положения).

Практические занятия (5 ч.): практические работы в контурной карте Кемеровская область на карте России», «Поверхность нашего края», «Уникальность Кемеровской области в разнообразии природных зон»; экскурсия в выставочный зал (геологический музей).

Тема 2.2 Животные и растения Кемеровской области – 22ч.

Теоретические занятия (11,5 ч.): польза растений; правила поведения на экскурсиях (повторение); лиственные и хвойные растения региона; кустарники и травянистые растения; правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе); культурные растения (садовые деревья, кустарники, травы); дикие и домашние животные, их роль в жизни человека; птицы (домашние и дикие); Красная книга  Кузбасса.

Практические занятия (10,5 ч.): экскурсии – «Где растут деревья?» (в парк), в краеведческий музей; викторины – «Что это за листья?», «В мире животных»;  практическая работа – «Памятка о поведении в природе», карта растений; книга «Зелёный мир вокруг нас»; игры, загадки, пословицы о животных и растениях.

Тема 2.3 Повторение. Работа над проектами – 2 ч.

Теоретические занятия (0,5 ч.): обобщение пройденного, подведение итогов.

Практические занятия (1,5 ч.): изготовление газеты «Мой край» или книги «Природа Кемеровской области».

Раздел III. История земли Кузнецкой (34 ч.) -3год обучения

Тема 3.1 Введение – 1ч.

Теоретические занятия (1 ч.): карта Кемеровской области, местоположение Новокузнецка и его влияние на занятия людей.

Тема 3.2 Первые страницы истории Кузнецкого города – 4 ч.

Теоретические занятия (1,5 ч.): рудознатец Фёдор Еремеев; указ царя Фёдора Михайловича, поход томских казаков к верховьям реки Томь; основание острога – 1618 г.; получение статуса города – 1622 г.; первые жители Кузнецка («служивые люди»).

Практические занятия (2,5 ч.): занятия первых жителей Кузнецка; экскурсия в историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость».

Тема 3.3 Сибирский город Кузнецк в XVIII-XIX веках – 5 ч.

Теоретические занятия (3 ч.): облик города и жилища горожан; образование и медицина в Кузнецке; И.С. Конюхов – глава Кузнецка, городской судья, купец третьей гильдии; «Кузнецкая летопись» И.С. Конюхова.

Практические занятия (2 ч.): хозяйство населения города Кузнецка; экскурсия «Памятники истории и архитектуры г. Кузнецка».

Тема 3.4 Кузнецк в начале XX века – 4 ч.

Теоретические занятия (3 ч.): строительство Сибирской железной дороги, её значение в развитии города; город во времена установления советской власти; железнодорожная станция Кузнецк, первый вокзал.

Практические занятия (1 ч.): жизнь Кузнецка – развитие торговли, образования, занятия жителей.

Тема 3.5 Второе рождение города – 4 ч.

Теоретические занятия (3 ч.): строительство Кузнецкого металлургического комбината – Горбуновская площадка, героический труд людей, строители комбината; образование Новокузнецка  из посёлка Сад-город – июль 1931 г., объединение Новокузнецка и Кузнецка – март 1932 г., переименование в Сталинск – май 1932 г.; В. Маяковский «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка».

Практические занятия (1 ч.): экскурсия в научно-технический музей им. Бардина.

Тема 3.6 Сталинск в годы Великой Отечественной войны – 4 ч.

Теоретические занятия (1,5 ч.): промышленность города; самоотверженный труд жителей города; эвакогоспитали Сталинска.

Практические занятия (2,5 ч.): предприятия, эвакуированные в Сталинск; боевые подвиги земляков; экскурсия в мемориальный комплекс КМК.

Тема 3.7 Сталинск в послевоенные годы – 6 ч.

Теоретические занятия (3 ч.): промышленные предприятия города; строительство города; переименование Сталинска в Новокузнецк – ноябрь 1961 г.

Практические занятия (3 ч.): жизнь горожан в послевоенное время; образовательные, медицинские и культурные учреждения города; экскурсия на железнодорожный вокзал Новокузнецка.

Тема 3.8 Современный Новокузнецк – 4 ч.

Теоретические занятия (2 ч.): влияние развития промышленности на экологию города; органы управления Новокузнецка (глава города и его заместители).

Практические занятия (2 ч.): проект журнала «Жизнь Новокузнечан»; памятники и культурные учреждения города.

Тема 3.9 Повторение. Работа над проектами – 2 ч.

Теоретические занятия (0,5 ч.): подведение итогов.

Практические занятия (1,5 ч.): создание газеты, книги, презентации по выбору «Мой город», «Мы – Новокузнечане».

Раздел IV.  История Кемеровской области (34 ч.) – 3-ый год обучения

Тема 4.1 Кузнецкая земля в древности – 6 ч.

Теоретические занятия (1 ч.): жилище, быт, орудия труда, оружие древнего человека.

Практические занятия (3 ч.): люди древнего Кузбасса; хозяйство древнего человека; памятники древности («Томская Писаница»); экскурсия в музей-заповедник «Томская писаница».

Тема 4.2 Народы нашего края – 6 ч.

Теоретические занятия (4 ч.): тагарцы, переселение народов, тюрки  и их потомки (шорцы и телеуты); крещение шорцев и телеутов.

Практические занятия (2 ч.): инсценирование эпизодов из жизни древних людей земли кузнецкой.

Тема 4.3 Кемеровская область сегодня – 10 ч.

Теоретические занятия (2 ч.): предпосылки образования Кемеровской области (эвакуация промышленных предприятий в годы ВОВ); города и районы нашего края.

Практические занятия (8 ч.): область в годы Великой Отечественной войны, герои-кузбассовцы; замечательная жизнь населения Кемеровской области; главные автомобильные и железнодорожные магистрали Кузбасса, их влияние на развитие экономики; известные трудовые династии, писатели, художники края; историко-культурные достопримечательности кемеровской области (музей-заповедник «Томская Писаница, историко-архитектурный музей «Красная горка», историко-архитектурный музей «Кузнецкая Крепость», новокузнецкий планетарий); экскурсия в новокузнецкий планетарий; викторина «Моя малая Родина».

Тема 4.4 Мифы и легенды  кемеровской области – 6 ч.

Теоретические занятия (4 ч.): «Легенда о Хозяине леса» (кузбасский йети); чебулинские динозавры; тисульская царевна; связь космической станции «Орбита» (г. Кемерово) с НЛО; «Русский Стоунхендж» в Горной Шории.

Практические занятия (2 ч.): проектная деятельность «Каким я представляю снежного человека» (сочинения, рисунки, поделки).

Тема 4.5 Проектная деятельность – 6 ч.

Практические занятия (6 ч.): работа над проектом «Мой край» (на выбор рельефная карта, презентация, сценическая постановка).

Термины

Археология – наука, изучающая древнюю историю по сохранившимся вещам и предметам, которые находят методом раскопок.

Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др.

Бронзовый век – период истории с III по II тысячелетие до н.э., когда бронза стала основным материалом для изготовления орудий труда и оружия.

Вождь – глава племени.

Город - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.

Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья).

Железный век – период истории с середины I тысячелетия до н.э. до  I тысячелетия н.э., когда железо было основным материалом для изготовления орудий труда и оружия.

Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.

Идол – статуя, изваяние, предмет, которому поклоняются как божеству.

История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) Процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих  прошлое.

Каменный век – самый первый в истории человечества период, начавшийся 2,6 миллиона лет назад и закончившийся в III тыс. до н.э. основным материалом для изготовления орудий и оружия был камень.

Кемерово - город, центр Кемеровской области. Расположен на обоих берегах реки Томи. На месте современной центральной части города, при впадении в Томь реки Искитим, в начале XVIII века крестьянином Щегловым была основана деревня, названная по его фамилии. Впоследствии деревня превратилась в крупное село Щеглово (Щегловское), получившее статус города в 1918 г. и название Щегловск. В 1923 г. Щегловск был переименован в г.Кемерово по названию Кемеровского рудника. Кемеровский рудник был назван по имени небольшой деревни Кемерово, основанной в начале XIX века безвестным крестьянином Кемеровым. Возможно, он выходец из тюрко-язычной среды. Фамилия Кемеров могла возникнуть от прозвища Кемер  - «крутой берег», или Комур - «уголь».Есть и еще одно толкование происхождения названия Кемерово.До прихода русских при владении реки Акаевой в Томь был расположен Темир улус - «железный улус», в котором жили представители местных тюрок. Русские поселенцы до конца XIX века называли Темир улус Темировой деревней, позже Темеровой деревней. Представители старших поколений и в настоящее время называют город то Кемерово, то Темерово. Переход начальной «т» в «к» был вполне возможен.

Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.

Мезолит – среднекаменный век, период каменного века с 12-го по 8-е тысячелетие до н.э.

Неолит – новокаменный век, последний период каменного века с 8-го по 6-е тысячелетие до н.э.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Новокузнецк – крупнейший город области. Возник сначала как Кузнецкий острог. Потом стал городом Кузнецком, еще позднее – Сталинском, и позже - городом Новокузнецком.

Область – 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.

Областной центр - город с административными, промышленными и другими учреждениями.

Община – объединение людей в древности для совместной хозяйственной жизни.

Острог – крепость, город, селение, укреплённое стенами, рвом и валом.

Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.

Писаница –наскальные рисунки дрквних людей.

Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы.

Почетный гражданин города - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Процесс – последовательная смена состояний в развитии.

Разрез - открытая горная разработка.

Район - административно-территориальная единица большого города.

Рельеф – франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту.

Улус – у некоторых народов Сибири: селение.

Факт -  имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации.

Шаман – служитель первобытного культа, посредник между миром людей и миром духов.

Шахта - горнопромышленное предприятие, ведущее подземную добычу полезного ископаемого место добычи его.

Юрта – у некоторых кочевых народов Южной Сибири: переносное конусообразной формы жилище, крытое звериными шкурами.

Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.  

Язычество – вера во множество духов и богов, свойственная в основном для раннего периода истории.

  1.  Тематическое планирование  1-й год обучения

№ п/п

Раздел программы

Тема занятия

Общее кол-во часов

Теорети-ческое

Практичес-

кое

Виды  деятельности

уч-ся

I.

Введение.

1

1

1.1

 «Краеведение – это…»

1

1

Рассуждать о понятии «краеведение»

Выбирать из предложенных иллюстраций изображения, раскрывающие тему занятия

II.

 Правила краеведческой

деятельности учащихся

8

3

5

2.1

Какую пользу человеку приносят экскурсии и прогулки. Правила поведения на экскурсии

1

1

Рассказывать о пользе экскурсий и прогулок

Выбирать из предложенных иллюстраций ситуации, полезные для человека

2.2

Экскурсия «Наша школа»

1

1

Применять изученные правила поведения на экскурсии

Рассказывать о красоте объектов экскурсии

Изображать увиденное на экскурсии

Работать в группах

2.3-2.5

Как ориентироваться в своей школе и на рядом расположенных улицах. Правила взаимодействия с товарищами

3

1

2

Видеть  и понимать условные обозначения, помогающие ориентироваться в школе и на улице

Соблюдать правила поведения в школе, на улице во время экскурсий

Изображать условные обозначения, помогающие ориентироваться в школе и на улице ть правила взаимодействия с товарищами

Учиться избегать конфликты

2.6-2.7

Улица, на которой я живу и учусь. Экскурсия

2

1

1

Применять изученные правила поведения на экскурсии

Рассказывать о красоте объектов экскурсии, о своей улице

Изображать увиденное на экскурсии

Работать в группах

2.8

Обобщающее занятие «Я знаю правила краеведа»

1

 

1

Выбирать из предложенных ситуаций те, которые раскрывают изученные правила

Понимать важность соблюдения правил

Работа в группах: инсценировка различных ситуаций, демонстрирующих правила краеведа

III.

Мой город (посёлок, станция)

9

5

4

3.1

Где мы живём и учимся (Россия, город Новокузнецк). Имя моего города (посёлка, станции)

1

1

Рассказывать  о городе (посёлке, станции) в котором живём

Выбирать из предложенных иллюстраций знакомые виды города (посёлка, станций)

Изображать любимые места своего города (посёлка, станции)

3.2

Символы нашего города (посёлка, станции)

1

1

Сравнивать символы разных населённых пунктов, находить в них общее и отличия

Объяснять с помощью учителя обозначения на символах

Раскрашивать символ своего населённого пункта и города Новокузнецка

3.3

Заочная экскурсия по городу Новокузнецку

1

1

Работа в группах

Группировать предложенный иллюстрированный материал по темам: «Улицы нашего города», «Памятники нашего города», «Культурные учреждения нашего города» с помощью учителя

Представлять результаты работы в группах

3.4

Обзорная экскурсия по городу Новокузнецку

1

1

Применять изученные правила поведения на экскурсии

Рассказывать о красоте объектов экскурсии

Изображать увиденное на экскурсии

3.5

Профессии города (посёлка, станции). Где работают родители

1

1

Беседа по содержанию

Работа в парах: где работают родители

3.6

Экскурсия на одно из предприятий города

1

Применять изученные правила поведения на экскурсии

Слушать и понимать рассказ экскурсовода

Изображать увиденное на экскурсии

3.7

Известные люди города Новокузнецка (моего посёлка, станции)

1

1

Слушать, понимать и объяснять (с помощью учителя) роль человека в развитии города

Рассказывать об известных людях своего населённого пункта

3.8.

Моя маленькая родина. За что люблю, что бы изменил.

1

1

Беседа по содержанию.

Работа в группах

3.9

Конкурс газет «Наш город», «Здесь мы живём»

1

1

Проектная деятельность

Выбирать цель  работы, систематизировать собранный материал по выбранной теме с помощью учителя

IV.

  Наша область

9

4

5

4.1

Кемеровская область на карте. Особенности географического положения

1

1

Беседа по содержанию

Работа в парах: в соответствии с представленным образцом карты находить  область на карте России Практическая работа: обводить контуры области на контурной карте

4.2

История возникновения Кемеровской области

1

1

Слушать и понимать факты   из  истории возникновения Кемеровской области

 Работа в парах: формулировать вопросы по содержанию

4.3

Символика Кемеровской области

1

1

Беседа по содержанию

Понимать и объяснять символику

Практическая работа:  раскрашивать герб Кемеровской области

Работа в парах

4.4

Коренные жители нашей области

1

1

Беседа: первичное представление о коренных жителях нашей области. Работа в парах: рассказывать «Какими я представляю коренных жителей нашей области?»

4.5

Богатства нашей земли. Уголь – главное богатство Кузбасса

1

1

 Беседа:  важнейшие   богатства нашего края.

Практическая работа: рассматривание  образцов  полезных  ископаемых.

Обсуждать значение каменного угля в хозяйстве человека

4.6-4.7

Традиционные ремесла моего края

2

1

1

Беседа:  познакомить  с  народными  и   художественными  промыслами  края.

Практическая работа: кузнецкая матрёшка

4.8

Труд людей Кемеровской области

1

1

Беседа по содержанию

Обсуждать значение профессий для жизни людей

4.9

Игра «Звёздный час»

1

1

Взаимодействовать в команде

Соблюдать правила игры

V.

Природа Кемеровской области

4

3

1

5.1

Климат Кемеровской области

1

1

Рассказывать о собственных наблюдениях за погодой в разные времена года

 Беседа по содержанию

Изображать любимую погоду

5.2

Растения нашей области

1

1

Группировать растения по видам: травы, кустарники, деревья

Понимать значение растительного мира для животных и человека

Запоминать названия растений, в том числе занесённых в Красную книгу Кемеровской области

5.3.

Животные нашей области

1

1

Группировать животных по видам: насекомые, звери, птицы

Понимать значение животного мира для окружающей среды

Запоминать названия животных, в том числе занесённых в Красную книгу Кемеровской области

5.4

Экскурсия «Природа нашего края» на примере города Новокузнецка

1

1

Познакомиться с правилами поведения в природе

Применять изученные правила поведения на экскурсии

Рассказывать о красоте объектов экскурсии

Изображать увиденное на экскурсии

VI.

Работа над проектом

2

6.1-6.2

 Изготовление книги о Кемеровской области

2

2

Работа в группах

Выбирать тему книги

Отбирать (с помощью учителя) необходимый материал

Представлять готовый проект

                       Тематическое планирование  2-й год обучения

№ п/п

Раздел программы

Тема занятия

Общее кол-во часов

Теорети-ческое

Практичес-

кое

Виды деятельность учащихся

I.

Мой край на карте

10

5

5

Рассуждать о понятии «краеведение»

Беседа по содержанию

Работа в парах: в соответствии с представленным образцом карты находить  область на карте России

Практическая работа: наносить контуры области на контурной карте,  отмечать города Новокузнецк  и Кемерово, раскрашивать карту поверхности  и природных зон

Объяснять (с помощью учителя) зависимость климата от географического положения области

Рассуждать (с помощью учителя) о разнообразии природных зон на территории области

Рассказывать о поверхности территории своего населённого пункта

Рассматривать полезные ископаемые, Выделять  (с помощью учителя) полезные ископаемые, используемые для содержания железной дороги

Соблюдать правила поведения при посещении музея

1.1

Что изучает краеведение? Повторение

1

1

1.2

Природа – наш второй дом

1

1

1.3

Территория и географическое положение Кемеровской области и Новокузнецка

1

1

1.4-1.5

Поверхность нашего края

2

1

1

1.6-1.7

Полезные ископаемые нашей области. Экскурсия в выставочный зал

2

1

1

1.8

Климат Кемеровской области

1

1

1.9

Разнообразие природных зон Кемеровской области

1

1

1.10

Мой край на карте. Сообщения учащихся

1

1

Работа в группе:

Взаимодействовать в группе

Работать по предложенному плану

Отбирать  (с помощью учителя) необходимый иллюстративный и текстовый материал

Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном

II.

Животные и растения

 Кемеровской области

22

11,5

10,5

2.1

Какую пользу приносят деревья?

1

1

Работа в группе:

Взаимодействовать в группе

Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном

Составлять схемы (с помощью учителя)

2.2

Как правильно ходить на прогулке и экскурсия. Повторение  

1

1

Обобщать  и систематизировать(с помощью учителя)  материал

Работать в паре

2.3

Экскурсия «Где растут деревья?»

1

1

 Иллюстрировать увиденное на экскурсии

Рассуждать  (с помощью учителя) о влиянии человека на природу

2.4

Лиственные и хвойные деревья региона.

1

1

Выделять существенные признаки лиственных и хвойных деревьев

Составлять  (с помощью учителя) таблицы

Рассказывать о деревьях, произрастающих на территории своего населённого пункта

2.5

Викторина «Что это за листья?»

1

1

Взаимодействовать   в группе

Соблюдать правила  викторины

2.6

Кустарники и травянистые растения нашего региона.

1

1

Группировать растения по категориям

Выделять существенные признаки трав и кустарников

Составлять таблицу (с помощью учителя)

Рассказывать о кустарниках и травянистых растениях, произрастающих на территории своего населённого пункта

2.7

Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе).

1

0,5

0,5

Рассуждать  (с помощью учителя) о влиянии человека на природу

Обсуждать ситуации, связанные с поведением человека в природе, оценивать его деятельность

Взаимодействовать в группе

Практическая работа: изготовление памятки о поведении в природе

2.8

Дикорастущие растения нашего региона.

1

1

Выделять существенные признаки дикорастущих растений

Запоминать названия растений

Работа в парах

Практическая работа: нанесение на карту места произрастания растений

Рассказывать о дикорастущих растениях, произрастающих на территории своего населённого пункта

2.9

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.

1

1

Выделять существенные признаки культурных растений

Запоминать названия растений

Работа в парах

Составлять таблицу названий культурных растений

Соотносить названия растений с их изображением

2.10

Лекарственные растения нашего края.

1

1

Запоминать названия растений

Составлять схему  (с помощью учителя) воздействия лекарственных трав на болезни человека 

Отличать лекарственные и ядовитые растения

Рассказывать о лекарственных растениях, произрастающих на территории своего населённого пункта

Раскрашивать лекарственные растения

2.11

Зелёный мир вокруг нас. Изготовление книги

1

1

Взаимодействовать в группе

Работать по предложенному плану

Отбирать  (с помощью учителя) необходимый иллюстративный и текстовый материал

Представлять результаты работы

Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном

2.12

Что такое Красная книга? Какие растения нашего края занесены в Красную книгу?

1

1

Запоминать названия растений

Составлять таблицу  «Растения, занесённые в Красную книгу»

2.13

Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях.

1

1

Взаимодействовать в группе

Подбирать литературный материал для занятий

Представлять результаты работы

Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном

2.14

Дикие и домашние животные нашего региона.

1

1

Группировать животных по категориям

Выделять существенные признаки диких и домашних животных

Рассказывать о домашних животных, содержащихся в хозяйстве семьи учащихся

Раскрашивать животных

2.15

Роль домашних животных в жизни человека.

1

1

Рассказывать о роли домашних животных

Составлять таблицу  (с помощью учителя) «Домашние животные в жизни человека

2.16

Какие животные нашего  края занесены в Красную книгу?

1

1

Запоминать названия животных

Составлять таблицу  «Животные, занесённые в Красную книгу»

2.17

Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.

1

1

Взаимодействовать в группе

Подбирать литературный материал для занятий

Представлять результаты работы

Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном

2.18

Викторина «В мире животных».

1

1

Взаимодействовать   в группе

Соблюдать правила  викторины

 

2.19

Кто такие птицы. Домашние и дикие птицы Кемеровской области.

1

1

Группировать птиц по категориям

Выделять существенные признаки птиц

Рассказывать о домашних птицах, содержащихся в хозяйстве семьи учащихся

Раскрашивать  птиц

2.20

Какие птицы нашего края занесены в Красную книгу?

1

1

Запоминать названия птиц

Составлять таблицу  «Птицы, занесённые в Красную книгу»

2.21

Игры, загадки, пословицы, поговорки о птицах.

1

1

Взаимодействовать в группе

Подбирать литературный материал для занятий

Представлять результаты работы

Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном

2.22

Экскурсия в краеведческий музей

1

1

Соблюдать правила поведения в музее и при передвижении по городу

Изображать увиденное в музее

III.

Повторение.

Работа над проектами

2

0,5

1,5

Составлять схему «Природа нашего края»

Работать в паре

Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном

Отбирать материал, необходимый для работы

Взаимодействовать в группе

Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном

3.1-3.2

Что мы узнали за год? Подведение итогов.

Работа над проектом по выбору: изготовление газеты «Мой край» или изготовление книги «Природа Кемеровской области»

2

0,5

1,5

                      Тематическое планирование  3-й год обучения

№ п/п

Раздел программы

Тема занятия

Общее кол-во часов

Теорети-ческое

Практичес-

кое

Виды деятельности учащихся

I.

Введение

1

1

1.1

Город Новокузнецк на карте  Кемеровской области

1

1

Рассматривать карту Кемеровской обл.

Рассуждать о местоположении Новокузнецка и влиянии расположения на климат и занятия людей

II.

Первые страницы истории

Кузнецкого города

4

1,5

2,5

2.1

Строительство Кузнецкого острога

1

1

Отбирать необходимую информацию по предложенному плану. Доносить результаты работы до одноклассников. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы

Работать в группе

2.2

Град Кузнецкий

1

1

Составлять план занятия (с помощью учителя). Отбирать необходимую информацию. Коллективно оценивать правильность отобранной информации

2.3

Первые жители Кузнецка

1

0,5

0,5

Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему

2.4

Экскурсия в историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость»

1

1

Слушать экскурсовода. Соблюдать правила поведения в музее

III.

Сибирский город Кузнецк

 в XVIII-XIX веках

5

3

2

3.1

Облик города и жилища горожан

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме

3.2

Хозяйство населения Кузнецка

1

1

Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему

3.3

Как учились и лечились в Кузнецке

1

1

Составлять план занятия (с помощью учителя). Отбирать необходимую информацию. Коллективно оценивать правильность отобранной информации

3.4

Летопись И.С. Конюхова

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме

3.5

Памятники истории и архитектуры  г. Кузнецка. Экскурсия

1

1

Составлять список памятников г. Кузнецка

IV.

Кузнецк в начале XX века

4

3

1

4.1

Строительство Сибирской железной дороги

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме

4.2

Жизнь Кузнецка

1

1

Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы.

 Работа в группе

4.3

Кузнецк в эпоху перемен

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме

4.4

Рождение станции Кузнецк

1

1

Знакомство с литературой о развитии станции. Составление краткого обзора понравившихся источников (с помощью учителя). Работа в паре

V.

Второе рождение города

4

3

1

5.1

Кузнецкий металлургический комбинат

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Рассуждать (с помощью учителя) о возможности строительства металлургического комбината на территории Кузнецка

5.2

Экскурсия в научно-технический музей им. Бардина

1

1

Слушать экскурсовода. Соблюдать правила поведения в музее. Иллюстрировать понравившиеся экспонаты

5.3-5.4

От посёлка к городу. Сталинск

2

2

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. Составлять схему «От посёлка к городу»

VI.

Сталинск в годы Великой

Отечественной войны

4

1,5

2,5

6.1

Промышленность города. Эвакуированные предприятия

1

0,5

0,5

Рассуждать о возможности эвакуации предприятий в город. Составлять список эвакуированных предприятий

6.2

Военные будни города. Эвакогоспитали Сталинска

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. Отбирать иллюстративный материал

6.3

Боевые подвиги наших земляков

1

1

Составлять презентацию (с помощью учителя).

Отбирать материал, необходимый для работы

Взаимодействовать в группе

Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном

6.4

Мемориальный комплекс КМК. Экскурсия

1

1

Слушать экскурсовода. Соблюдать правила поведения в музее. Излагать в письменном виде свои впечатления

VII.

Сталинск в послевоенные

 годы

6

3

3

7.1

Жизнь горожан в послевоенное время

1

1

Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы.

Работа в группе

7.2

Промышленные предприятия города

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме.

7.3

Строительство города

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме.

7.4

Образовательные, медицинские и культурные учреждения города

1

1

Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы.

Работа в группе

7.5

От Сталинска к Новокузнецку

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме.

7.6

С чего начинается город. Железнодорожный вокзал города Новокузнецк. Экскурсия

1

1

Слушать экскурсовода. Соблюдать правила поведения в общественных местах. Размышлять об удобстве современного вокзала

VIII.

Современный

Новокузнецк

4

2

2

8.1

Развитие промышленности. Экология города

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. Рассуждать об источниках загрязнения окружающей среды

8.2

Работа над проектом журнала «Жизнь новокузнечан»

1

1

Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы.

Работа в группе

8.3

Памятники и культурные учреждения Новокузнецка

1

1

Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы.

Работа в группе

8.4

Кто в городе главный?

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме.

IX.

Повторение. Работа над

проектами

2

0,5

1,5

Составлять презентацию (с помощью учителя)

Работать в паре

Отбирать материал, необходимый для работы

Взаимодействовать в группе

Слушать выступления одноклассников и высказывать мнение об услышанном

9.1-9.2.

Что мы узнали за год? Подведение итогов.

Работа над проектом по выбору: «Мой город», «Мы -Новокузнечане»

2

0,5

1,5

                       Тематическое планирование  4-й год обучения

п/п

Раздел программы

Тема занятия

Общее кол-во часов

Теорети-ческое

Практичес-

кое

Виды деятельность учащихся

I.

Кузнецкая земля  в древности

5

1

4

1.1

Люди древнего Кузбасса

1

1

Работа с иллюстративным материалом.

Высказывание предположений.

Работа с текстом

1.2

Хозяйство древнего человека

1

1

Работа с иллюстративным материалом.

Высказывание предположений

Работа с текстом

1.3

От камня к металлу

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме

1.4

Памятники древности

1

1

Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы.

 Работа в группе

1.5

Экскурсия в музей-заповедник «Томская Писаница»

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Соблюдать правила поведения в музее. Составлять список увиденных экспонатов

II.

Народы нашего края

6

4

2

2.1

Тагарцы

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. Отбирать иллюстративный материал

2.2

Великое переселение народов.  

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме.

2.3

Империя тюрков и их потомки

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. Отбирать иллюстративный материал

2.4

Крещение шорцев и телеутов

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме.

2.5-2.6

Кузнецкая земля в древности в миниатюрах (подготовка и инсценирование эпизодов из жизни древних людей земли кузнецкой)

2

2

Отбирать необходимый текстовый материал из литературных источников.

Взаимодействовать в группе по изготовлению декораций и костюмов, распределению ролей

III.

Кемеровская область

 сегодня

10

2

8

3.1

Предпосылки  образования Кемеровской области

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию.

Работать с картой.

Рассуждать (с помощью учителя) о предпосылках образования области

3.2-3.3

Великие будни. В дни Великой Отечественной войны. Герои-кузбассовцы

2

2

Самостоятельно работать с литературными источниками. Доносить информацию до слушателей.

3.4

Город Кемерово – лицо области

1

1

Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы.

 Работа в группе

3.5-3.6

Города и районы нашего края. Их замечательная жизнь

2

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию.

Самостоятельно работать с различными  источниками информации. Доносить информацию до слушателей.

3.7

«Пути-дороги» нашей области

1

1

Работать с картой. Составлять таблицу «Дороги Кемеровской области»

3.8

Люди нашего края (известные трудовые династии, писатели, художники)

1

1

Самостоятельно работать с различными  источниками информации. Доносить информацию до слушателей.

3.9

Историко-культурные достопримечательности кемеровской области (музей-заповедник «Томская писаница», историко-архитектурный музей «Красная горка», историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость», новокузнецкий планетарий)

1

1

Работа в группе.

 Отбирать иллюстративный материал. Составлять рассказ на заданную тему. Слушать выступающих. Высказывать собственное мнение о результатах работы.

3.10

Экскурсия в новокузнецкий планетарий

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Высказывать собственное мнение

3.11

Викторина «Моя малая Родина»

1

1

Соблюдать принятые правила викторины.

Оценивать результаты своей и коллективной деятельности

IV.

Мифы и легенды

Кемеровской области

6

4

2

4.1

Загадка кузбасского йети. «Легенда о Хозяине леса»

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. Отбирать иллюстративный материал.

4.2

Влияние легенды о снежном человеке на развитие культуры в нашем регионе

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Рассуждать (с помощью учителя) о развитии региона

4.3-4.4

Проектная деятельность «Каким я представляю снежного человека» (сочинение, рисунок, поделка)

2

2

Работа в группе.

Самостоятельно работать с различными  источниками информации. Высказывать собственное мнение и принимать мнение других.

Защита проекта

4.5

Чебулинские динозавры. Тисульская царевна

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме. Отбирать иллюстративный материал.

4.6

Связь космической станции «Орбита» с НЛО.

 «Русский Стоунхендж» в Горной Шории

1

1

Воспринимать предлагаемую информацию. Выбирать ключевые слова. Формулировать вопросы по теме.

V.

Обобщение.

Работа над проектами

6

6

5.1-5.7

Работа над проектом «Мой край»

6

6

Работа в группе.

Самостоятельно работать с различными  источниками информации. Выбирать (из предложенных) продукт проекта. Высказывать собственное мнение и принимать мнение других.

Защита проекта.

  1. Методическое обеспечение программы по внеурочной деятельности «Мой родной край»

В программу включены: темы занятий, содержание работы. Активными формами занятий являются исследования, проекты, экскурсии, викторины, игры.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации свободного выбора поступка по отношению к себе и окружающим.    Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания.

В программе определены способы  организации учебных ситуаций:

- методические и дидактические средства, в том числе - провоцирующие детей на осуществление действий, порядок взаимодействия учащихся;

- включение ребенка в систему коллективных творческих дел.

Для реализации программы по внеурочной  деятельности «Мой родной край» используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательский метод, метод проектов

№ п/п

Раздел

Тема

Организация

занятий

Методы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

I.

Край, в котором я живу (обзорный курс по Кемеровской области)

1.1

Введение

Беседа

Объяснительно-иллюстративный

Презентация «Краеведение»

1.2

Правила краеведческой деятельности учащихся

Беседа

Экскурсия

Практикум

Объяснительно-иллюстративный

Рассказ, наблюдение

Иллюстрации

Условные обозначения

Рисунки

Инсценирование

ситуаций, связанных с правилами краеведа

1.3

Мой город (посёлок, станция)

Работа в группах Исследование

Экскурсия

Рассказ Объяснительно-иллюстративный

Наблюдения

Проектный

Правила работы в группах

Иллюстрации

Рисунки

Сообщения

Конкурс газет «Наш город», «Здесь мы живём»

1.4

Наша область

Работа в парах

Практическая работа

Исследовательский

Практический

Объяснительно-иллюстративный

Иллюстрации

Карты

Материал для раскрашивания

Контурные карты

Образ кузнецкой матрёшки

Игра «Звёздный час»

1.5

Природа Кемеровской области

Беседа

Исследование

Экскурсия

Объяснительно-иллюстративный

Исследовательский

Рассказ, наблюдение

Иллюстрации растений и животных

Образцы полезных ископаемых

Рисунки

Сообщения

1.6

Работа над проектом

Работа в группах

Проектная деятельность

Объяснительно-иллюстративный

Метод проектов

Рисунки детей

Книга о Кемеровской области

II.

Природа Кемеровской области

2.1

Мой край на карте

Практическая работа

Работа в группах

Исследование

Распознавание, определение признаков

Демонстрация натуральных объектов

Объяснительно-иллюстративный

Исследовательский

Демонстрационные карты, контурные карты

Образцы полезных ископаемых

Контурные карты

Сообщение «Мой край на карте»

2.2

Животные и растения Кемеровской области

Практическая работа

Беседа

Работа в паре

Экскурсия

Распознавание, определение признаков

Объяснительно-иллюстративный

Рассказ, наблюдения

Презентация «Правила поведения в природе»

Изображения растений и животных

Шаблоны для схем

Рисунки

Схемы

Сообщения

Викторины «Что это за листья?», «В мире животных»

Книга «Зелёный мир вокруг нас»

Подборка игр, загадок, пословиц о растениях и животных

2.3

Повторение. Работа над проектами

Работа в группе

Практическая работа

Проектная деятельность

Объяснительно-иллюстративный

Распознавание, определение признаков

Метод проектов

Детские рисунки

Шаблоны схем

Схема «Природа нашего края»

Сообщения Газета «Мой край» или книга «Природа Кемеровской области»

III.

История земли Кузнецкой

3.1

Введение

Беседа

Эвристическая беседа

Атласы Кемеровской области

Карта кемеровской области

3.2

Первые страницы истории Кузнецкого города

Работа в группе Коллективное обсуждение

Экскурсия

Беседа

Распознавание, определение признаков

Рассказ

Иллюстрации. фотографии Текстовый материал

Правила поведения в музее

Самооценка деятельности Сообщения

3.3

Сибирский город Кузнецк в XVIII-XIX веках

Коллективное обсуждение

Работа в группе

Исследовательская деятельность

Рассказ

Распознавание, определение признаков

Текстовый материал

Иллюстрации, фотографии

Летопись И.С. Конюхова

Список памятников г. Кузнецка

Самооценка деятельности

3.4

Кузнецк в начале XX века

Работа в группе

Индивидуальная работа

Объяснительно-иллюстративный

Распознавание, определение признаков

Рассказ

Текстовый материал

Иллюстрации, фотографии

Обзор литературных источников

Сообщения

3.5

Второе рождение города

Коллективное обсуждение

Экскурсия

Индивидуальная работа

Практическая работа

Рассказ

Наблюдения

Распознавание, определение признаков

Иллюстрации, фотографии

Текстовый материал

Иллюстрации экспонатов музея

Схема «от посёлка к городу»

3.6

Сталинск в годы Великой Отечественной войны

Исследовательская деятельность

Экскурсия

Практическая работа в группе

Распознавание, определение признаков

Объяснительно-иллюстративный

Рассказ

Иллюстрации, фотографии

Текстовый материал

Презентация «Боевые подвиги наших земляков», сообщение

Список эвакуирован

ных предприятий

Отзыв об экскурсии

3.7

Сталинск в послевоенные годы

Работа в группе

Индивидуальная работа

Экскурсия

Рассказ

Объяснительно-иллюстративный

Иллюстрации, фотографии

Текстовый материал

Правила поведения в общественных местах

Самооценка деятельности

Сообщения

3.8

Современный Новокузнецк

Коллективное обсуждение

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Объяснительно-иллюстративный

Рассказ

Распознавание, определение признаков

Детские рисунки

Иллюстрации, фотографии

Текстовый материал

Журнал «Жизнь новокузнечан»

Сообщения

3.9

Повторение. Работа над проектами

Проектная деятельность

Работа в паре

Объяснительно-иллюстративный

Распознавание, определение признаков

Детские рисунки

Иллюстрации, фотографии

Презентация «Мой город» или «Мы-Новокузнечане»

IV.

История Кемеровской области

4.1

Кузнецкая земля в древности

Индивидуальная работа

Коллективное обсуждение

Работа в группе

Экскурсия

Рассказ

Объяснительно-иллюстративный

Наблюдения  

Иллюстрации

Текстовый материал

Самооценка деятельности

Сообщения

Список экспонатов музея

4.2

Народы нашего края

Работа в группе

Индивидуальная работа

Рассказ

Распознавание, определение признаков

Моделирование

Декорации, костюмы

Иллюстрации

Текстовый материал

Инсценирование эпизодов из жизни древних людей

4.3

Кемеровская область сегодня

Индивидуальная работа

Работа в группе

Исследовательская деятельность

Практическая работа

Экскурсия

Рассказ

Распознавание, определение признаков

Объяснительно-иллюстративный

Карта Кемеровской области

Иллюстрации, фотографии

Текстовый материал

Сообщения о героях-кузбассовцах и «Замечательная жизнь городов и районов нашего края», «Люди нашего края»

Таблица «Дороги Кемеровской области»

Отзыв об экскурсии

Викторина «Моя малая Родина»

4.4

Мифы и легенды Кемеровской области

Работа в группе

Проектная деятельность

Индивидуальная деятельность

Проект

Рассказ

Объяснительно-иллюстративный

Карта Кемеровской области

Иллюстрации, фотографии

Текстовый материал

Самооценка деятельности

Сочинение, рисунок, поделка «Каким я представляю снежного человека»

4.5

Проектная деятельность

Работа над проектом

Проект

Карта Кемеровской области

Иллюстрации, фотографии

Текстовый материал

Декорации, костюмы

Рельефная карта, сочинения, сценическая постановка «Мой край»

Основная литература для педагога

       1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст]/  И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.

Дополнительная литература

  1. Николаева, С. Н. Юный эколог: учебное пособие [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.-416 с.
  2. Шорыгина,  Т. А. Экология для малышей, Зелёные сказки: учебное пособие [Текст] / Т. А. Шорыгина. - М.: Книголюб, 2005.-310 с.
  3. Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие [Текст] / Т.Б. Кропочева.-Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. 126 с.
  4. Лаврина, В. Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени /В. Л. Лаврина. - Изд. 3-е, стереотип. - Кемерово : Кузбасс, 2007. - 80 с.: ил.  (Краеведение для детей)
  5. Новокузнецк : альбом - Издание 3-е. -  2008. - 180 с. : фотоил
  6. Скалон, Н. В. Животный мир Горной Шории : учебное пособие для учащихся школ региональный компонент / Н. В. Скалон.- Кемерово : «СКИФ» ; Кемерово: Кузбасс, 2007. - 103 [1] с. : ил. - (Природные богатства Кузбасса)
  7.  Скалон, Н. В. Земноводные и пресмыкающиеся Кемеровской области : учебно-методическое пособие и справочник-определитель для преподавателей, учащихся и студентов / Н. В. Скалон . - Кемерово : «СКИФ», Кемерово: Кузбасс, 2005. - 128 с. : ил. фотоил. - (Природные богатства Кузбасса)
  8. Цибизова, Е. Б. "Мой город - Новокузнецк"  / Е. Б. Цибизова ; Комитет образования и науки Администрации г. Новокузнецка, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеский центр "Орион". - Новокузнецк : [б. и.], 2006. - 163, [1] с. : ил. - Библиогр.: с. 160-164. -  ISBN 5-8441-0228-2

           Электронные пособия:

  1. Ишимова О.А. История России в рассказах для детей. Издательство: 1С, 2013
  2. Энциклопедия великих путешествий и путешественников. Издательство: 1С, 2013
  3. Энциклопедия русских обрядов. Издательство: 1С, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»

программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Родничок"

Данная рабочая программа была разработана мной на конкурс программ внеурочной деятельности и заняла 1 место....