Внеклассное мероприятие "Славен Дон!" (Казачьи посиделки)
классный час (3 класс) на тему

Владышникова Людмила Александровна

Содержание материала способствует  воспитанию  у обучающихся  чувства патриотизма и любви к малой родине, пробуждению интереса к изучению истории родного края через знакомство с культурой, песнями  и бытом казачества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Славен Дон!»

(Казачьи посиделки)

Цель: воспитание  у обучающихся  чувства патриотизма и любви к малой родине.

Задачи:

1. пробудить интерес к изучению истории родного края через знакомство с культурой, песнями  и бытом казачества;

2. создать условия:

- для проявления творческих способностей детей;

- для формирования умений пользоваться различными источниками информации.

1.Зазывная речь: Ой, вы гой еси, красные девицы и добрые молодцы! Слушайте и глядите да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали! Приглашаем всех на наш праздник – казачьи посиделки!

Дети в казачьих костюмах входят в зал парами (мальчик-девочка). В зале их встречает  Казачка (взрослый) 

(Зал украшен в стиле казачьего быта).

Казачка:

Много сказочных мест у России                

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Мальчик

В родной степи шумят поля и реки

Цветут сады, колышется трава

Очаровала ты меня на веки

Моя Донщина – Родина моя.

Девочка

Ты широкий и глубокий

Величавый Тихий Дон

Край казачий, край раздольный

Низкий наш тебе поклон.

Казачка:

-Здравствуйте, гости дорогие!

Если величать, так на пороге встречать.

Дай Бог тому, кто в нашем дому:

Дорогим гостям, добрым хозяюшкам, да малым детушкам!

Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем и здоровьицем.

2.Вручение гостям каравая. А теперь отведайте нашего душистого каравая

3.Ведущая :Сегодня мы вам покажем казачьи посиделки. На посиделках казаки пели, плясали, играли. А для начала ответьте на вопросы.

(спрашивает детей)

-А что за народ собрался на берегу Тихого Дона?

(дети отвечают) Казаки!

-А скажите мне, кто это такие - казаки?

(дети отвечают) Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов.

Казачка «Казак» - это слово не нерусское. Так называли у тюркских народов удалых, вольных людей. Появились они на Дону во время владычества татар. Это случилось приблизительно в 1500 году. Так Донской край стал родиной вольного казачества, знаменитого войска Донского, ставшего защитником южных границ государства Российского.

 В каких только походах  не участвовали отважные сыны казачьего Дона. Сражались под командованием великого полководца Суворова, они штурмовали Азов и Измаил, воевали в Альпах – били там Наполеона и его маршалов. Тысячи донских казаков сложили головы на чужой и на своей, милой сердцу , земле. До сих пор поют на Дону походные песни . Давайте вспомним одну такую.

Дети поют песню: «Как за Доном за рекой…»

(Дети присаживаются на подготовленные скамейки).

Вопросы к детям:

-А поведайте мне, казачата, почему наш край Донским называют?

-А как еще называют Дон-батюшку? (Чтение сказа

 В. Моложавенко «Почему Дон Ивановичем зовут».

-А откуда Дон берет свое начало?

Стихотворение  «Откуда Дон берет начало? » Сафронов.

Откуда Дон берёт начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою берёзкой

Начало Дон своё берёт;

Из – под травы земли московской,

С Ивана – озера течёт.

Века идут…Но не мелеет

Донское русло на пути;

И всё мужает, всё смелет

Казачье воинство в пути.

Ученик 1.

У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья, по-особому, на вербе,
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире,
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире,
По-детски чисто тянется душа...

(Слайд 4)

Ученик 2.

Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

(Слайд 5)

4.Ведущая. Край у нас действительно замечательный. Много национальностей проживают здесь. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями донского казачества.

5.Посмотрим, как жили казаки много лет назад. Мы попали с вами в станицу. Что-то никого не видно!

(Слайд 6)

Домовёнок Прошка. Апчхи! Апчхи!

Ведущая. Ой, кто это?

Прошка. Кто, кто! А то не знаешь! Это я, Домовёнок Прошка. В этом доме живу-поживаю, про всё на свете знаю.

Исполняет песню на мелодию “Песенка водовоза”, муз. И. Дунаевского

“Песня Домовенка”

Удивительный вопрос,
Задаёте вы всерьёз.
Стыдно вам, должно, друзья,
Домовёнок – это я!

В доме каждом я живу,
И покой в нем берегу.
Охраняю я очаг,
Без меня, друзья, никак!

Прошка. А вы кто такие?

Ведущая. Мы молодые казачата. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Прошка. Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить. Девчата полотно ткут.

6.Ведущий. С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.

А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали.

(Ведущая произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а (лень портит).
  • Терпение и труд (всё перетрут).
  • Мала пчела, да и (та работает).
  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).
  • Не всяк хлеб сеет, да (всяк его ест).

Прошка. Молодцы, ребята! Не зря в школе учитесь.

Ведущий. А лентяев и бездельников казаки не любили, высмеивали их. В людях всегда ценилось трудолюбие.

Чем же занимались казаки на Дону? (виноградарство, рыбалка, выращивали сады, земледелием)

Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития? Надо воды набрать, чаю заварить.

(Слайд 7)  ПЕСНЯ «Посею лебеду на берегу»  (История песни)

7. Ведущая: Да, умели казаки трудиться, но и очень любили петь. Песни у казаков раздольные как степи. Есть такая казачья пословица «Казак без песни, что виноградная лоза без гроздьев».

ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА казачьей песни «Ах, ты степь широкая ….».

(Слайд 8)

8.Сценка “Ты не казак!”

Участвует два казака (ученика).

1-й казак. - А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?

2-й казак. - Ну, кажи, кажи. Послухаемо.

1-й казак. - Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Огромными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.

2-й казак. - Хто тоби це казав?

1-й казак. - Ведьмак жил у нас в деревне...

2-казак. - Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит... Дывлюсь я, на тебя, зачем ты тут? Возле коня тебе нечего делать. Ты не казак!

Ведущая. Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.

Казак без коня, что солдат без ружья...

Казак сам голодает, а конь его сыт...

Казаку конь – отец родной и товарищ...
Казаку конь себя дороже...

(Слайд 9)

9. Казачка 1.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.

(Слайд 10)

Казачка 2.

Как на нашей улице
Весь народ волнуется: 
Едут, едут казаки – 
Удалые молодцы.

Ведущая.

Казаки съезжаются,
веселье начинается

(Слайд 11)

Песня “Пчелочка златая”

Пчелочка златая, что же ты жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь?
Около летаешь, а прочь не летишь,
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не летишь.

Али ты не любишь Лизочку мою,
Жаль, жаль, жалко мне
Лизочку мою.
А у моей Лизочки русая коса,
Голубая лента ниже пояса
Жаль, жаль, жалко мне,
Русая коса. Ниже пояса
Черные брови, серые глаза,
Жаль, жаль, жалко мне
Серые глаза.

Сладкие, медовые губочки ее,
Жаль, жаль, жалко мне
Губочки ее.
Я к губам прилипну, с ними и помру,
Жаль, жаль, жалко мне,
С ними и помру.
Брешешь, не прилипнешь, брешешь не помрешь

10.  Игры и забавы.

Прошка.

Веселиться я люблю,
Все вставайте на игру!

Игра “Кто быстрее сядет на коня?”

Под музыку дети скачут на конях-стульях, когда музыка меняет свой темп, казачата встают со стульев и подскоками двигаются по залу. В это время убирается один стул.

Музыка заканчивается, всадники занимают свои места. Кому коня не хватило, выходит из игры.

Игра в шапку

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На площадке играющие становятся в круг, в центре стоит один из игроков. Стоящие по кругу игроки передают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она движется от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

Если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в круг. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который уронил ее выходит на место водящего.

11. Частушки.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

1.Говорят, частушки вроде,
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде,
Если любят их в народе.

2.Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

3.По деревне я пошла,
И Ванюшку видела
Под кустом сидел и плакал
Курица обидела

4.Закудахтал пес Барбос, 
В конуре яичко снес,
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.

5.Из-за Дона, из-за гор, 
Едет дедушка Егор.
 
Дети на телятках
 
Внуки на козлятках.

6.Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.

7.Сидит ежик на березе -
Новая рубашка,
На головке сапожок,
 
На ноге фуражка.

8.Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат

.

9.Эх, топни нога-
Топни правенькая,
Я пойду плясать,
 
Хоть я маленькая.

10.Мы частушки вам пропели 
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
 
Чтобы нам похлопали.

(Слайд 12)

12.Ведущая. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. До свидания, Прошка! А мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа.

Казачка. Пора и по домам расходиться. А то завтра на зорьке в поле идти, ведь весенний день – год кормит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Казачьи посиделки".

Формирует представление детей о народных донских традициях и обычаях.Расширяет кругозор учащихся...

Внеклассное мероприятие: "Казачьи посиделки".

Формирует представление детей о народных донских традициях и обычаях.Расширяет кругозор учащихся...

Кубановедение «Казачьи посиделки» внеклассное мероприятие

Цели: Показать самобытный характер культуры казаков:Воспитывать любовь к родному краю, культуре.Наши предки-казакиНам завет давали,Чтоб традиции отцов мы не забывали,Чтобы землю берегли, не жалея жизн...

Внеклассное мероприятие по кубановедению «КАЗАЧЬИ ПОСИДЕЛКИ» - 4 В, 3 Б класс, учителя: Завгородняя С.А., Горб И.П.

Показать  самобытный  характер  культуры казаков:Воспитывать  любовь  к  родному  краю, культуре.Наши предки-казакиНам завет давали, Чтоб традиции отцов мы не з...

Сценарий внеклассного мероприятия "Казачьи посиделки"

Праздник посвященный Донскому казачеству. Обычаи  и традиции казаков....

Сценарий внеклассного мероприятия "Казачьи посиделки", 1- 4 классы

Цель: воспитание  у учащихся  чувства патриотизма и любви к своей малой родине-Кубани. Задача: пробудить интерес к изучению истории Краснодарского края через знакомство с культурой, пес...