Рабочая программа по родному башкирскому языку
рабочая программа (2 класс) на тему

Закирова Лилиә Рамиловна

Рабочая программа по родному башкирскому языку 2-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr._rodn.yaz_.18.docx77.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Рабочая программа по родному (башкирскому) языку составлена на основе:

          - приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с измен. – приказ МОиН РФ от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009 г. №373»);

           - примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федерально-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 г. №1/15);

          - «Примерная образовательная программа «Родной (башкирский) язык» и «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» для 1-4 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения. Автор-составитель: Нафикова З.Г. Уфа - 2017г.

           - Устава МОАУ СОШ № 6 городского округа город Нефтекамск РБ;

основной образовательной программы (начальное общее образование) МОАУ СОШ №6 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан;

           - учебного плана МОАУ СОШ № 6 городского округа г. Нефтекамск РБ на 2018-2019 учебный год.

           Изучение башкирского языка на уровне начального  общего  образования направлено на достижение следующих целей: 

           - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

          - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

          -формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

           -развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

           -развитие коммуникативных умений;

           -развитие нравственных и эстетических чувств;

           -развитие способностей к творческой деятельности.

           Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

          - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

           - формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

           - формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

           - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к башкирскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

           - пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

           - пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Место учебного предмета в учебном плане

           Во 2-4 классах на уроки родного (башкирского) языка отводится по 1 ч (за 2  недели, 35 учебные недели в каждом классе). Во 2 классе 18 часов; в 3 классе 18 часов; в 4 классе 18часов. Всего 54 часа.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 «Родной (башкирский) язык»

          Личностные результаты - осознание роли башкирского языка как средства познания истории, культуры башкирского народа, ознакомления с современной окружающей действительностью в республике, в России и в мире, инструмента формирования гражданской и этнической самоидентичности; развитие способности использовать приобретенные знания и умения в общение со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни и т.п.

           Метапредметными результатами изучения башкирского (родного) языка являются:

          - адекватное восприятие звучащей речи,

          - приобретение умений и навыков правильного произношения слов, звуков, звукосочетаний,               построения предложения,

          - составления диалогов,

          - умение переводить предложения и текст с русского на башкирский язык и наоборот;

          - умения читать и пересказывать текст; самостоятельно выполнять письменные задания;

          -  анализировать свои знания по башкирскому языку на межпредметном уровне и др.

          Предметные результаты освоения содержания примерной программы следующие:

          - приобретение умений и навыков аудирования (восприятие речи на слух и понимание основного содержания услышанного);

          - знание основных единиц фонетического строя башкирского языка (различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги);

           - усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных синтаксических конструкций и употребление их в предложении и связной речи;

           - знание правил правописания (заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания);

           - умения читать вслух, про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения и текст в целом;

          - умения делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план, дописывать и досказывать задания, описывать предметы или картинки и др.

Требования к уровню подготовки обучающихся, окончивших начальный этап изучения предмета «Родной (башкирский) язык»

В результате изучения предмета «Родной (башкирский) язык» ученик должен:

знать/понимать:

  • особенности башкирской графики;
  • значимые части слова;
  • признаки изученных частей речи;
  • типы предложений по цели высказывания и структуре;

уметь:

  • понимать на слух башкирскую речь;
  • различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков башкирского языка, правильно читать слова, словосочетания и предложения;
  • различать и соблюдать интонацию основных типов предложения;
  • правильно образовывать формы изменяемых частей речи.

       - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения короткого диалога, построения небольших монологических высказываний в условиях бытового общения;
  • соблюдения основных норм произношения специфических звуков башкирского языка, слов, словосочетаний и предложений;
  • обогащения запаса слов, необходимого для учебного и бытового общения в пределах изученных тем;
  • соблюдения основных правил орфографии и пунктуации в самостоятельных связных письменных высказываниях;
  • владения нормами башкирского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения.

Основное содержание курса

          Фонетика и орфоэпия. Слышать и правильно произносить специфические звуки башкирского языка.

         Основные орфоэпические нормы. Ударение. Виды предложений по интонации. Отличать гласные и согласные звуки. Отличать мягкие и твердые гласные. Звонкие и глухие согласные. Определять характер звука: гласный - согласный; твердый - мягкий гласный, парный-непарный звонкий и глухой согласный. Деление слов на слоги.

          Графика. Опираться на принцип сингармонизма при письме согласных букв. Знать алфавит, правильно называть буквы и звуки, знать их порядок.

         Лексика. Изучение лексических единиц. Словообразование.

          Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные

          Синтаксис. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Порядок слов в предложении.

          Орфография и пунктуация. Алфавит башкирского языка. Соединения звуков йы, йе, йә, йү, йо. Основные орфографические правила:

           - заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;

           - перенос слов;

           - знаки препинания в конце предложения

           Развитие речи. Умение общаться (начать разговор, привлекать внимание, и т.д.).

Содержание учебной программы .

2 класс (18 часов).

Тематическое  планирование.

1.

Знакомство

2

2.

Моя школа

6

3.

Моя республика

2

4.

Моя семья

3

5.

Я и мои друзья

2

6.

Мир вокруг меня

3

7.

Всего

18

Знакомство (2 часа).

          Знакомство: устное и письменное общение. Расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы   ты кто? вы кто? как тебя зовут? ты где живешь? сколько тебе лет? и отвечать на них; имя, возраст, приветствие, прощание (с использованием типичных фраз и башкирского речевого этикета).

           Различать звуки и буквы. Правильное произношение башкирских звуков [ә], [һ], [ң], [ғ], . Воспроизводить графически и каллиграфически корректно специфические буквы башкирского алфавита Әә, Һһ, Ғғ, ң. Определять наличие заданного звука в слове. Соотносить изучаемые звуки башкирского языка со звуками русского языка. Частицы -мы, -ме. -мо,-мө. Правописание имен и фамилии.

           Тексты для чтения: диалоги, тексты, Ф. Муртазина «Здравствуйте».

Моя школа (6  часов).

           Школа, учёба, кабинеты, уроки. Школьная жизнь. Перемена. Дежурные по классу. Учебные принадлежности. Числа, дни недели.

           Правильное произношение башкирского звука [ҡ], [ҙ], [ө], [ү], [ҫ]. Воспроизводить графически и каллиграфически корректно букву Ҡҡ, Ҙҙ, Өө, Үү, ҫ. Воспроизводить заданный учителем образец интонационного произношения звука в слове. Объяснять особенности гласных, согласных звуков. Приводить примеры гласных и согласных звуков. Постепенный переход на скорописное письмо.Определять наличие заданного звука в слове.

 Обогащать словарный запас словами по изучаемым темам и ситуациям.

           Тексты для чтения: диалоги, тексты. Ф. Муртазина «Дежурная», Х. Шабанов «Книга».

Моя республика (2 часа).

          Беседы о Родине, Отчизне, родной край .  Знакомство с понятием  малая родина и родной дом. Двор, улица. Дворовые игры.  

          Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Единственное и множественное число имён сущиствительных. Ударение. Уметь членить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги. Перенос слова. Обогащать словарный запас словами по изучаемым темам и ситуациям.

          Тексты для чтения: диалоги, тексты, пословицы.

Моя семья (3 часа). 

       Семья. Члены семьи и их увлечение. Части тела. Режим дня. Одежда. Овощи.

      Личные и указательные местоимения. Чередование согласных: K-f, к-г, п-б.  Учится сравнивать звуки Зз - Ҙҙ, Хх - hh, Нн - ң, Сс-ҫ, Кк-Ҡҡ, Вв-Уу и Үү.   Объяснять функции йотированных букв е, ё, я,ю.  Приводить примеры гласных и согласных звуков.

           Тексты для чтения: диалоги, тексты, загадки, пословицы, Ф. Биктимерова «Пальцы», С. Рахматуллина  «В больнице», Р. Ураҡсина «Вкусняшки», К. Киндзябулатова «Арбуз», Ф. Тугызбаева «Витамин».

Я и мои друзья (2 часа). 

           Друзья. Домашние животные и птицы.

           Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Звуки [ц], [ч], [щ]. Башкирский алфавит. Служебные слова.

           Тексты для чтения: диалоги, тексты, загадки, пословицы, М. Гали «Кумыс», А. Игебаев «Курочка».

Мир вокруг меня (3 часа).

           Времена года. Дом. квартира. В деревни.

           Предложение. Знаки препинания в конце предложения. чередование согласных. Главные члены предложения. Однородные члены.  Повторение пойденного материала.

          Тексты для чтения: диалоги, тексты, загадки, пословицы, Ф. Мухаметьянов «Чье дело?», Р. Хайретдинов «Щи, борщи», Ш. Биккул  «Белая береза», Г. Яҡупова «Гуси».

       

3 класс(18 часов).

Тематическое  планирование.

1.

Знакомство

1

2.

Моя школа

4

3.

Моя республика

3

4.

Моя семья

2

5.

Я и мои друзья

3

6.

Мир вокруг меня

5

7.

Всего

18

Знакомство (1 час).

            Умение задавать  вопросы ты кто? вы кто? ты где живешь? ты откуда? Научить учащихся отвечать на эти вопросы простыми предложениями, здороваться и прощаться на башкирском языке.

          Речь: письменная, устная, внутренняя.  Диалогическая и монологическая речь. Овладение основными видами речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

          Тексты для чтения: диалоги, тексты, Г. Ситдикова «Здравствуйте», К. Киндзябулатова «Мои друзья»

Моя школа(4 часа). 

           1 сентября – День Знаний. Чтение произведений о школе, получение знаний, проведение беседы.  

          Текст: тема, идея, части. Главные члены предложения. Однородные члены. Распространенное и нераспространенное предложения. Различение слова и предложения. Прямое и переносное значение слова; однокоренные слова, синонимы, антонимы, омонимы. Родственные слова.

           Тексты для чтения: диалоги, тексты Ф. Тугызбаева «1 сентября», М. Карим  «Школьные воспоминания», А. Ягафарова «Рисунок».

Моя республика (3 часа).

           Путешествия, достопримечательности Башкортостана, достопримечательности Уфы.

           Образование однокоренных слов с помощью окончаний. Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Ударение. Омонимы. Состав слова. Слово, слог, звук. Взаимствованные слова. Сингармониз .

           Тексты для чтения: диалоги, тексты, К. Киндзябулатова «Родина моя», Р. Нигмати «Родина».

Моя семья (2 часа).

           Советы бабушек и дедушек. Родословное. Семейные праздники. Увлечения,  хобби, спорт.

           Буквы и звуки: Әә, Ээ, Ее, Уу, Үү,  Вв, ң, ҫ, Ғғ, Һһ, Ҙҙ, Ыы . Согласные звонкие и глухие, парные и непарные.

           Тексты для чтения: диалоги, тексты, пословицы,Ф. Рахимгулова «Профессии».

Я и мои друзья (3 часа).

          День рождения. Подготовка к празднику. Правила поведия в гостях. Друзья. Домашние питомцы.

          Буквы и звуки: Йй (йе, йә, йо, йө, йы, йү, Цц, Чч, Щщ. Чередование согласных. ъ и ь знаки. Алфавит. Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Единственное и множественное число имён сущиствительных. Падежи.

          Тексты для чтения: диалоги, тексты, пословицы, А. Вахитова «День рождение Залифы»,

Г. Галиаскарова «Компьютер». Г. Юнысова «Мой мяч».

Мир вокруг меня (5 часов).

           Природа. Растения. Дикие животные. Насекомые. Времена года. Деревья.

           Употребление глаголов в речи. Умение опознавать глаголы, отвечающие на вопросы «что делает? что делают?» и «что делал? что делали?». Изменение глаголов по лицам и числам. Имя прилагательное. Определение значения и умение употреблять имена прилагательные в речи. Степени прилагательных.  Различать имена прилагательные, отвечающие на вопросы «какой?» и «который»? Местоимение. Личные местоимения.

           Тексты для чтения: диалоги, тексты, пословицы.

4 класс (18 часов).

Тематическое  планирование.

1.

Знакомство

1

2.

Моя школа

3

3.

Моя республика

5

4.

Моя семья

4

5.

Я и мои друзья

3

6.

Мир вокруг меня

2

7.

Всего

18

Знакомство (1 час).

           Знакомства. Вежливые слова.

           Речь и язык. Речь: устная, внутреняя, письменная. Текст: тема, идея, части.  Виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложение. Виды предложении.

           Тексты для чтения: диалоги, тексты, З. Биишева  «Добрый день», М. Каримов «Красивый день».

Моя школа (3 часа).

           1 сентября- день Знаний. Школа. В библиотеке. Школьный сад, школьная площадка.

           Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены. Знаки препинания.

           Тексты для чтения: диалоги, тексты, Н. Игезянова  «Первый день», К.Киндзябулатова «Сентябрь», Б. Нугуманов «Крылья души», М. Гали «Часы что говорят».

Моя республика (5 часов).

           Малая родина. Достапримечателности Башкортостана. Города.  Башкирская культура,  башкирский мед,  кумыс. Полезные ископаемые Башкортостана.

           Слово - основная единица языка. Значение слова. Словосочетание. Понятие о синонимах иантонимах. Состав слова. Корень слова. Производное слово. Сложное слово. Окончания слов, образующие новые слова и изменяющие слова. Использование словарей для определения значения слов. Заимствованные слова. Изменения существительных по лицам.

           Тексты для чтения: диалоги, тексты, Р. Нигмати «Ответы на вопросы моей дочери»,

Л. Ихсанова «Башкортостан -родина песень», А. Атнабаев «Агидель»,  М. Гафури «Яккуль»,             Б. Байымов «Сэсэне»,  Х. Назар «Своя родина -золотая колыбель».

Моя семья (4 часа).

           Имена. Родословное . Здоровье. Спорт.Режим дня. Любимое хобби.

           Имя прилагательное. Определение значения и умение употреблять имена прилагательные в речи. Различать имена прилагательные, отвечающие на вопросы «какой?» и «который»? Степени прилагательных.  Имя числительное. Значение и употребление в речи. Простые и сложные числительные. Местоимение. Виды местоимений. Личные местоимения.

          Тексты для чтения: диалоги, тексты, Г. Ситдикова «Родные», М. Салимов «Спортсмен».

Я и мои друзья (3 часа).

           День рождение. Дружба, мужество. Кино, музеи.

           Глагол. Употребление глаголов в речи. Умение опознавать глаголы, отвечающие на вопросы «что делает? что делают?» и «что делал? что делали?». Изменение глаголов по лицам и числам. Категория времени.Глаголы совершенного и несовершенного вида.

          Тексты для чтения: диалоги, тексты, К. Ушинский «Два лентяя», Л. Моталапова «В мире музыки».

Мир вокруг меня (2 часа).

           Природа, времена года. Весенние праздники.

           Глагол. Морфологический анализ. Повторение по грамматике.

           Тексты для чтения: диалоги, тексты, Р. Бикмухаметов «Башкирские соколы».         

Примерное количество письменных работ.

Родной (башкирский) язык

2 класс

3 класс

4 класс

Контрольное списывание

3

-

-

Контрольный диктант с выполнением задания

-

2

2

Контрольная работа

-

2

2

Материально-техническое и информационное обеспечение

       1. Башҡорт теле. Учебное пособие для 2 класса для изучения родного (башкирского) языка и литературы а общеобразовательных организациях с русским языком обучения. Авторы: Нафикова З. Г., Муртазина Ф. Ф., -Уфа: Китап, 2017. -176 с.

         2. Башҡорт теле. Учебное пособие для 3 класса для изучения родного (башкирского) языка и литературы а общеобразовательных организациях с русским языком обучения. Авторы: Нафикова З. Г., Муртазина Ф. Ф., -Уфа: Китап, 2017. -176 с.

         4. Башҡорт теле. Учебное пособие для 4 класса для изучения родного (башкирского) языка и литературы а общеобразовательных организациях с русским языком обучения. Авторы: Нафикова З. Г., Муртазина Ф. Ф., -Уфа: Китап, 2017. -176 с

          5. Башкирско – русский и русско-башкирский учебный словарь с грамматическим приложением. Авт.: Саяхова Л., Усманова М., Санкт-Петербург – 2007г.

          6. Методическое руководство к учебнику «Башкирский язык» для изучения родного (башкирского) языка и литературы во 2-4 классах общеобразовательных организаций  русским языком обучения. Авторы: Нафикова З. Г., Муртазина Ф. Ф., -Уфа: Китап, 2017. -352 с.

           7.  Примерные образовательные программы по предмету "Родной (башкирскийй) язык и литература" для 1-4 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения. Авт.: Нафикова З. Г., -Уфа: Китап, 2017г. 52 с.

          8. Электронные сайты:

            http://pedsovet.org Авторская методика обучения.

            http://www.iteach.ru Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.

            https://region.bspu/ он-лайн башкирский язык, БГПУ.

            https://www.bashkortostan.m/(Информационный портал Республики Башкортостан).

            http://www.bibliogid.ru Литературный журнал для детей и взрослых Энциклопедический портал. Все для семьи, школьника, абитуриента.

            huzlek/bashqort.com    Русско-башкирский онлайн словарь.

            www.kitap-ufa.ru (Башкирское издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой)

            http: ebook.bashnl.ru (Культурный мир Башкортостана)

            http: www.bashenc.ru (Башкирская энциклопедия)

       

Конрольно- проверочные работы.

2 класс

Контрольное списывание.

Һалҡын ҡыш.

          Һалҡын  ҡыш етте. Бөтә ер аҡ ҡар  аҫтында. ағастар яланғас. Ҡыш көнө ҡоштарға ем табыуы ауыр. Уларға балалар тағараҡ эшләйҙәр, ем  бирәләр. (22 һүҙ.)

Яҙ килә.

          Яҙ етте. Баҡсала алмағас  сәскә ата. Атайым түтәл ҡаҙа. Әсәйем һуған, кишер, сөгөлдөр орлоҡтарын сәсә. Мин түтәлдәргә һыу һибәм. Һеңлем Әнисә  сәскәләр йыя. Ул әле бәләкәй. (26 һүҙ.)

Ҡырағай ҡоштар.

          Уралды төрлө ҡоштар төйәк итә. Урманда кәкүк, һуйыр, тумыртҡа йәшәй. Күлдәргә йылы яҡтан аҡҡош, торна, ҡыр ҡаҙҙары һәм өйрәктәре  осоп килә. Текә ярҙа ҡарлуғастар бала сығара.

 (27 һүҙ.) 

3 класс

Контрольные  диктанты.

Класта.

           Дәрес бара. Класта балалар . Өҫтәлдә дәфтәр, ручка, китап. Дилә уҡый. Урал яҙа. Таҡта янында дежур. Ул таҡта һөртә. Класта тырыш ҡыҙҙар һәм малайҙар уҡыйҙар. (27 һүҙ.)

Зөхрә.

          Зөхрә быйыл икенсе класта уҡый. Ул зирәк һәм уңған ҡыҙ. Зөхрә тырышып уҡый. Зөхрәнең әсәһе – магазинда, ә атаһы колхозда эшләй. Зөхрә әсәһенә булыша. Ул ҡустыһын ҡарай. (27 һүҙ.)

Контрольная работа №1

          1. Һүҙҙәргә антонимдар, синонимдар  уйла.

антоним

синоним

эҫе

ут

ҡояшлы

          2. Һүҙҙәрҙе күсереп яҙ. Тамырын, ялғауын билдәлә.

           Сейәлек, ҡайынлы, ололау, баҡсасы, ташлы,ҡышын

          3. Таблицаны тултыр. Һүҙҙә нисә ижек, хәреф, өн билдәлә.

ижек

хәреф

өн

һуҙынҡы

тартынҡы

нәҙек

ҡалын

яңғырау

һаңғырау

еләктәр

япраҡ

тәбиғәт

ҡалаҡ

           4. Һүҙҙәрҙе юлдан юлға күсерерлек итеп ижеккә бүлеп яҙ. Баҫым ҡуй.

           Көньяҡ, халыҡ, майҙан, Стәрлетамаҡ, Баймаҡ, Күмертау, хайуандар, сәләмләй, Америка, ҡаҙылма.

           5. Төп башҡорт һүҙҙәрен һәм рус  теле аша ингән һүҙҙәрҙе айырып яҙ.

           Эскәмйә, арҡан, олатай, аҡбур, мейес, бирсәткә, алфавит, трактор, радио, ҡала, ҡолас, һөйләй.

           Төп башҡорт һүҙҙәре:_____________________________________________________________

           Рус теле аша ингән һүҙҙәр:_________________________________________________________

Контрольная работа №2

          1. Контроль күсереү яҙыу.

Төҙөүселәр.

           Бәләкәй малайҙар яр буйына килделәр. Бында төрлө таштар күп. Малайҙар таштан уйынсыҡ йорттар һалырға тотондо. Нәжип өйҙө күкһел таштан төҙөнө. Булат һары таштан һалды. Малайҙар аҡ таштан магазин төҙөнөләр.

         

            2. Һүҙҙәргә кәрәкле  ә, е, а, у, я, ё, ҫ, ю,  й  хәрефтәрен ҡуйып сыҡ.

           Әт_с, т_йен,  _нйы,  _лма,  _рам,  ҡу_н, шоф_р,  _өрәк,  ег_рме,  ө_тәл,  _праҡ.

           

           3. Һүҙҙәрҙе тәржемә ит.

            саңғы __

            быяла__

            сәскә__

            сана__

          4. Һүҙҙәр уйлап яҙ.

          __у__, __ү__,

          __а__,  __е__.

4 класс

Контрольные  диктанты.

Китап.

           Китап -белем шишмәһе. Китап уҡыған кеше белемле була. Китапты ярат, һаҡлап тот.  Уның биттәрен буяма, бысратма, йыртма. Китапты тышлап тот. Китапҡа яҙма, һыҙма. Ул оҙаҡ йылдар һаҡланһын.  (27 һүҙ.)

         

Йәйге каникулда.

           Йәйге каникул етте. Беҙ ҡустым менән ауылға өләсәйгә ҡайттыҡ.

           Бер көндө беҙ Сейәлетау итәгенә еләккә барҙыҡ. Киң баҫыуҙар, туғайҙар аша үттек. Яланда комбайндар иген ура, тракторҙар ер һөрә.  Бөтә  ерҙә эш ҡанай. (32 һүҙ.)

Контрольная работа №1

          1. Һүҙбәйләнештәрҙе ике төркөмгә бүлеп яҙ.

          Йомшаҡ күңел-йомшаҡ мендәр, ныҡ ихтияр- ныҡ өҫтәл, еңел һөйәк-баш һөгәйе, ялҡынлы бейеү-ялҡынлы усаҡ.

          Тура мәғәнәле:

           Күсмә мәғәнәле:

           2. Һүҙҙәрҙең тамырын, ялғауын билдәлә.

           Ҡайынлыҡ, белгес, бесәнлек, һыулы, һыуһыҙ, аҙналыҡ, көнлөк, айлыҡ, күлдәкле, ҡошсоҡ, үҫемлек, ағаслы, тимерсе, эшсән.

           3. Һүҙҙәрҙе парлап яҙ.

           Әсе, ҡаты, ер, күк, алға, бейек, һыуыҡ, ҡыш, артҡа, йәй, татлы, йомшаҡ, тәпәш, йылы, кис.

          4. Һүҙгә фонетик анализ яһа.

           Емеш -_____________________________________________________________________

           5. Портфель һүҙен килештә үҙгәрт.

Контрольная работа №2

           1. Билдәләгән исемгә морфологик анализ яһа.

           Китаптарҙы кәштәгә ҡуйҙым.

           2. Һүҙҙәрҙе составы буйынса тикшер.

           Һуғышҡандар, хәтерендә. ҡайтырға, тормошон.

           3. Сифаттарҙы дәрәжәлә үҙгәрт.

           Төп             сағыштырыу                   артыҡлыҡ                        аҙһытыу

           аҡ       ______________________________________________________________

           һары  _______________________________________________________________

           матур  ________________________________________________________________

           4. Тәүҙә төп һандарҙы, шунан рәт һандарын  күсереп яҙ.

           Алмыш, егерменсе,  алтмышынсы, бер, икемең ун етенсе, мең, туғыҙ, нуль, һикһән, миллион.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе для 1 класса по программе Сынбулатовой Ф.Ш., Давлетшиной М.С.

рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе ( алифба + башкирский язык и литература)  для 1 класса  по программе Сынбулатовой Ф.Ш., Дәүләтшиной М.С., 3 часа в неделю...

Материалы для рабочей программы по родной (башкирской) литературе: планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование для 1 и 3 классов

Материалы по составлению рабочей программы для 1 и 3 классов по родной (башкирской)литературе: планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование...

Материалы для рабочей программы по родному (башкирскому) языку: планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование для 1 и 3 классов

Материалы для составления рабочей программы по родному (башкирскому) языку для 1 и 3 классов: планиуемые результаты освония учебного предмета, содержание и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по родному (башкирский) языку для 1-4 классов

                                                      ...

Рабочая программа по родному башкирскому языку 5-9 классы

Рабочая программа по родному башкирскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...