Внеклассное мероприятие: «Прогулка в страну хакасских народных игр»
классный час

Колодезная Екатерина Александровна

Данные материалы позволяют познакомить учащихся с национальными играми Хакасов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hakasskie_narodnye_igry.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие: «Прогулка в страну хакасских народных игр»

Цель:

1.Знакомство с культурой хакасов (игра).

2.Воспитание любви и бережного отношения к наследию предков.

3.Обучение правилам национальных игр и сравнение их с другими национальными играми.

В игре принимают участие: педагоги, ученики .

Ход работы:

Сегодня мы с вами вышли  на прогулку в страну Хакасских национальных игр. Мы с вами сегодня будем играть, и знакомиться с культурой и традициями наших предков.

1. Чачырах (поймай соперника)

Справка. Игра проводится в сумеречное время или в лесу, особенно среди кустарников, или на окраине села, где можно укрыться среди плетней и зарослей травы. Мы с вами будем играть на территории школы.

Описание. Участвуют две команды. Одна из них прячется, оставив вожака, задача которого соединиться со своими, убежав от преследователей. Для этого вожак долго петляет, стараясь запутать игроков чужой команды. При встрече со своими те должны подбежать к вожаку и с криком «Чачырах!» хвататься за него. Команда соперников мешает этому, ловя игроков.

Правила.

- Преследователям запрещается обгонять вожака, преграждать ему путь, задерживать. Окружать разрешается только при встрече с командой соперника. Нельзя ловить игрока, взявшегося за вожака.

- Во втором туре прячется другая команда.

- Соревнования проводятся с контролем времени.

- Победившей считается команда, сумевшая отсечь большее число игроков соперника.

2.  Аба паза тӧкпес (медведь и пень)

Место. Очерчивается круг диаметром до 5 метров.

Описание. Водящий и аба-медведь пробегают среди остальных, которые сидят внутри круга в качестве тӧкпес-пней. Водящий, задевая тӧкпес, напевает: « Чабы, чабы, аба паза тӧкпес, аба паза тӧкпес» и убегает от медведя, который старается его поймать. Если поймает, оба становятся тӧкпес, вместо них выбираются другие аба и водящий.

3. Орын пылазах (занять место)

Хакасская игра «орын пылазах» (занятие места) требует, чтобы все играющие встали парами по кругу. Человек, оказавшийся без пары должен обойти круг по солнцу и внезапно ударить кого-нибудь по спине ладошкой. После этого, согласно правилам, надо обежать круг (водящий по солнцу, а получивший удар — в противоположную) и занять освободившееся место. Кто не успел вперед добежать тот остается без места и продолжает водить.

4. Хур талазах (нахождение кушака)

Участники игры «хур талазах» (нахождение кушака) образуют круг. В центр выводят водящего. По команде он закрывает глаза. Затем его слегка ударяют кушаком (хур), который прячется за спину и передается друг другу. Водящий должен отгадать, во-первых, у кого за спиной кушак, во- вторых, по виду определить, чей кушак и, в-третьих, кто ударил. Если он не сумел отгадать, то ему задают следующий вопрос: «сiлердiн чирiнерде хайди полча? — адай полып улупча, кукерис полып хыйгылапча?» — «У вас как себя ведут? Став собакой воют или став петухом кукарекают?» После этого проигравший должен выбрать себе наказание. Он или воет по-собачьи, или кукарекает.

5. Хазых табызах (нахождение колечка)

Все участники игры «хазых табызах» (нахождение колечка) садятся в тесный круг на колени. Выбирается водящий (табачы), которого выводят в середину круга. В руках играющих находится колечко, которое передается под коленями друг другу. Руки участников игры все время двигаются. По команде передача прекращается. Водящий должен обнаружить, у кого находится колечко. Если он отгадает, то меняется местами. Если же нет, то в качестве штрафа проигравший, должен каждому игроку пропеть тахпах (песню), двигаясь по кругу.