статья "Подлинное возрождение России через духовный подъем всего народа"
статья

Подколзина Татьяна Алексеевна

Возрождать русские народные традиции - долг каждого педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriotizm_kak.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я – патриот. Я воздух русский,

                                                                          Я землю русскую люблю…

Павел Коган.

        Подлинное возрождение России невозможно без духовного подъема всего народа. Отдельным же личностям или группам людей, например, предпринимателям эта задача не по плечу. Обеспечить же духовный подъем всего народа можно лишь на основе мощной консолидирующей идеи сравнимой, скажем, с идеей социализма, которая позволила в свое время поднять с колен миллионы людей и мобилизовать их на героический, самоотверженный труд, не знающий аналогов в истории. Фактически за два десятилетия промышленно отсталая аграрная страна превратилась в развитую индустриальную державу, которая сумела выдержать мощнейший удар фашистской Германии, опиравшейся на ресурсы всей Европы, выдержать и победить. И как бы кто не относился к советскому прошлому нашей страны, но отрицать мобилизующую роль идеи социализма нельзя, не отрицая правды истории. В современных условиях на роль именно такой мобилизирующей и консолидирующей идеи претендует идея патриотизма. Но есть ли ей альтернативы? Попробуем выделить их.

        Социализм. Идея социализма, уже однажды «сработавшая» в нашей истории, сегодня вряд ли может составить альтернативу патриотизму и воодушевить россиян на активную деятельность по возрождению Отечества. У социализма слишком много явных противников и слишком много разочарованных в нем. Тем не менее неудача социализма в нашей стране, по нашему мнению, еще не свидетельствует о ложности самой идеи ибо идея не может победить, когда от нее отрекаются или хуже того – предают, как это было в России и чего, скажем, нет в Китае. Социализм как идея жив. Ведь он означает ничто иное как строй, направленный на удовлетворение всесторонних потребностей людей: если на первом месте в развитии производства стоит прибыль, выгода, барыш – мы имеем капитализм, как только выгода смещается на второе место, а на первое место выдвигаются реальные блага людей – мы имеем социализм. Вряд ли можно сомневаться, что дальнейшее развитие человечества будет связано именно с социализацией, с поворотом производства к человеку.

        Христианство. Идея христианства (православия) постепенно набирает силу, ее влияние на россиян растет, однако надежды на преобразование России с помощью религии все – таки не велики. Можно настроить множество новых храмов и церквей, можно открывать новые духовные учебные заведения, можно всячески поддерживать церковь на государственном уровне, но воспитать в одночасье миллионы верующих людей нельзя. Подлинная вера в бога – это глубочайший переворот в душе человека, на который способны немногие. Можно, не боясь ошибиться, утверждать, что за все годы, так называемых, реформ количество подлинно верующих людей в России существенно не возросло. Большая часть нашего народа в Бога не верит и в церковь не ходит. В лучшем случае вера превратилась в моду, но этого явно не достаточно для духовного подъема народа на базе религии.

        Национализм. Его не следует смешивать с такими естественными и высокими понятиями, коими являются «национальная гордость» и «национальный патриотизм». Национализм понятие исключительно негативное, хотя его отличия, скажем, от национальной гордости бывают едва различимы. Тем не менее национализм проявляется, как минимум, в трех ипостасях. Во-первых, национализм предполагает навязывание другим странам и народам культуры, традиций, норм и привычек конкретной нации вопреки их желанию и интересам других наций. Иначе говоря, он проявляется в духовной экспансии, чем, кстати, особенно отличается в наше время американский национализм. Во-вторых, национализм проявляется в идеализации одной нации по отношению к другим. Национализм, по словам отечественного философа Вл. Соловьева, есть поклонение нации своему собственному образу1. Национализм для нации примерно то же самое, что и эгоизм для личности. В-третьих, национализм проявляется в презрительном и высокомерном отношении к другим нациям и народам, что в современных условиях успешно маскируется терминами типа «цивилизованные нации» и «нецивилизованные нации». Разумеется, американские индейцы в глазах тех же англичан выглядели совершенно нецивилизованным народом, а вследствие чего из двух миллионов индейцев, живших в Америке до прихода туда англичан, осталось 200 тысяч. Между тем, более правильно полагать, что у каждого народа – своя цивилизация. И если бы кто из тех же англичан попал жить, скажем, к австралийским аборигенам, то они бы его со своей точки зрения сочли совершенно нецивилизованным человеком.

        Что же касается России, то карта национализма никогда не выпадала из рук тех или иных ее политиков, но, к счастью, она никогда не была козырной. Бесперспективна эта карта и сегодня. Русские всегда были плохими националистами. Они никогда не стремились к созданию государства только русских и только для русских. Русские – это нация собиратель и объединитель других народов, вследствие чего Россия превратилась в огромное многонациональное государство. Ставка на национализм одной нации непременно бы вызывала цепную реакцию национализма всех других наций и народов, что разрушило бы Россию как государство, разорвало ее в клочья.

        Монархизм. Идея монархизма в России еще жива, чему свидетельствуют, например, периодически появляющиеся в печати публикации о различных претендентах на русский престол. В среде народных масс идея монархизма не популярна. Монархия – рудимент прошлой эпохи. К тому же у монархии есть просто-таки убийственный минус: сам факт рождения человека в монаршей семье еще не предполагает его автоматической готовности и способности править государством, что не раз подтверждалось историей, в том числе российской.

        Фашизм. Из всех мобилизирующих идей данная идея выглядит наименее вероятной с точки зрения возможностей ее практического осуществления. Это скорее экзотика, чем серьезная политика, или ярлык, который одни политики навешивают на других, пугая им себя и народ. Все разговоры о реальности угрозы возникновения фашизма в нашей стране преследуют обычно какие-то коньюктурные соображения. Именно этот жупел, например, использовала оппозиция в Белоруссии для того, чтобы  отстранить от власти президента А. Лукашенко.

        Патриотизм. Идея патриотизма для возрождения России является намного предпочтительнее всех перечисленных выше. Патриотизм – это связующая нить всех поколений россиян с древнейших времен и до наших дней. Патриотизм – наши корни, наша национальная память. Это то общее, что объединяет ныне все слои, все политические силы нашего общества. Только на этой базе возможна их реальная консолидация. Необходимость патриотизма диктуется кризисным состоянием России, когда обозначилась реальная угроза перспективам ее существования как единого, великого, многонационального государства. Перед этой угрозой патриотизм позволяет народам взяться за руки, выстоять и победить невзгоды подобно тому, как это уже не раз было в российской истории. Патриотизм – это защитная реакция на американизацию общества и особенно его духовной жизни; люди не больше понимают, что нам «переливают кровь» неподходящей группы, от которой больной (Россия) может погибнуть.

        Патриотизм – это способ преодоления раскола по этническим линиям /Чечня, Тува и т.д./ Сплотить различные народы страны легче всего на почве любви к нашему общему Отечеству. Патриотизм – это своеобразная форма протеста против обвинений россиян в нецивилизованности, неполноценности, к которым так часто прибегают средства массовой информации. Уместно здесь напомнить слова Ф.М. Достоевского, который писал: «Стать русским значит перестать презирать свой народ»2. Патриотизм актуален также еще и потому, что он перспективен. Эта идея, в отличии от всех возможных других, не может посрамить, дискредитировать себя в будущем. Патриотизм – наше послание и завещание грядущим поколениям.

        Сущность патриотизма, на наш взгляд, означает любовь к своему Отечеству, своему народу. История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество. Все оставленное нам в наследство предыдущими поколениями людей, дедами и отцами, наследство материальное и наследство духовное. Это историческая память человека, его жизненных корней, прошлого, настоящего и будущего. Наш народ – это наши предки и современники, их язык, культура, традиции, обычаи, духовный склад в целом.

        Духовно-нравственные основы патриотизма объединяют людей духовными узами и нравственными обязанностями. Духовность – это прежде всего религия, идеология и культура народа. Нравственные обязанности друг перед другом и государством фиксируются в общественном сознании людей в качестве норм, правил, традиций и обычаев. Наиболее важные из них, такие, например, как защита Отечества, находят свое закрепление в законах государства.

        Россияне не могут жить без родины, другие нации могут, а они – нет. Как отмечал писатель Э. Лимонов, удовольствие от заграницы испытывают только молодые или очень глупые люди. Остальных же неминуемо преследует неотступное чувство ностальгии, лекарства от которого, кроме самой родины, нет. Вот как по этому поводу в свое время писала публицист Вера Ткаченко: «… Есть одна из неразгаданных тайн человеческой души: почему тяжело не столько жить, сколько умирать на чужбине? От чего рвется сердце эмигранта, покинувшего родину? Почему на излете жизни рвется его сердце в отчий край, на полузабытую, точно сновидение, щемящее родную землю? А ведь одно только и тянет, и томит иссушающей тоской – жажда прощения и еще – вдохнуть всей грудью воздух Родины, прежде чем закроются глаза. Не на чужбине – дома найти последний приют и последнее успокоение: чужбина родиной не станет. Такова магия Родины, ее «земное притяжение»…От первого крика новорожденного до последнего трудного старческого вздоха не рвется пуповина, связывающая человека с матерью – Родиной. И горе тому, кто ее рвет по собственной воле»3. Прекрасные слова, ибо в них – правда. И глубоко ошибался Наполеон, который утверждал: «Русские суть варвары, у которых нет отечества и которым все страны кажутся лучше той, где они родились»4. Не знал Наполеон души российской, и потому был бит.

        Таким образом, можно заключить, что альтернативы здоровой патристике как фактору духовного подъема всего российского народа сегодня не существует.

        Таким образом, патриотизм усиливает связь человека с прошлым, настоящим и будущим своего Отечества. Патриот переживает прошлое Отечества как свое собственное и остро чувствует свою причастность к настоящему. Через патриотизм человек прикасается к будущему, выходящему за пределы его собственной жизни. Патриотизм несет человеку новый, более высокий уровень смысла жизни; он одухотворяет человека, как и любая иная подлинно высокая идея. Патриот духовен поскольку несет сверхличностный смысл жизни. Патриотизм превращает человека в патриота, делает его более социальным, более духовным и более развитым.

 1См.: Соловьев В. Русская идея. (факсимильное издание) – М.: 1911, - С. 34.

2Достоевский Ф.М. Дневник писателя: Избранные страницы – М.: Современник, 1989. – С. 375.

3Правда. 1987, 21 авг.

4Цит. По: Мережковский Д.С. Наполеон. – М.: Республика, 1993. – С. 22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс. Когда люди объединяются.

Конспект урока. 4 класс. Учебник Виноградовой Н.Ф. и др. УМК "Начальная школа XXI века"....

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа  «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа для 4 класса по     «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлению: духовно-нравственное «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса...

Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...

Сценарий внеклассного мероприятия, проводимого в рамках встречи поезда «За духовное возрождение России» - «Детство, опаленное войной»

Цель: расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Задачи:·        воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своег...