Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"
рабочая программа

Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dobrye_dela_detskimi_rukami.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Программа внеурочной деятельности

для 1-4 классов

«Добрые дела детскими руками»

Авторы программы:

Белоколоцких О.Э.

Мышинская Ж.М.

Николенко С.А.

г. Новый Уренгой

Образовательная  программа  внеурочной деятельности «Добрые дела детскими руками» разработана в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Соответствует социальному направлению развития личности младшего школьника.

Актуальность

     Методологической основой разработки и реализации ФГОС НОО является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (далее – Концепция). Концепция формулирует социальный заказ современной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Одним из направлений социального заказа образованию является социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

     Решение этой задачи возможно исключительно при условии сосредоточения в школе, как единственном социальном институте, через который проходят все граждане России, не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и культурной жизни обучающихся посредством организации внеурочной деятельности социальной направленности.

     Таким образом, необходимость разработки программ социализации обучающихся обусловлена инновациями в социокультурной ситуации общества и государства, а также ключевой ролью современного образования в социокультурной модернизации российского общества.

Новизна

     В настоящее время разработано большое количество образовательных программ внеурочной деятельности, ориентированных на регламентируемый ФГОС НОО особый тип результатов образования, связанный с социализацией обучающихся. Программы, как правило, типовые, не учитывающие особенности культурно-регионального сообщества, природной среды и социального окружения обучающихся.

     Инновационный подход авторов программы «Добрые дела детскими руками» заключается в рассмотрении проблемы социализации в контексте этнокультурного воспитания младших школьников. Можно по-разному относиться к месту, в котором живешь. Например, смотреть на него глазами стороннего наблюдателя, считающего, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться к региону, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить в будущем, - тогда важно знать его историю и географию, экономику и культуру, ориентироваться в его политико-правовых проблемах.

     Процесс социализации личности младшего школьника в рамках реализации программы «Добрые дела детскими руками» достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, поскольку соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, окружающими маленького человека. При создании программы авторы уделили внимание разработке рекомендаций по отбору общего содержания и содержания краеведческого материала. Именно сочетание общего и самобытного рождает подлинное уважение к обычаям, традициям, культуре других народов и является основой формирования толерантности как доминантного качества сознания личности.

Пояснительная записка    

Основным содержанием понимания социализации является формирование юного субъекта социального творчества.

Социальное творчество - высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.

Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.

Цель программы внеурочной деятельности - формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству).

Задачи программы:

  • сформировать способность видеть и понимать социальные проблемы;
  • сформировать способность и готовность вступать в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами вокруг общественно-значимых проблем;
  • сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно-значимые проблемы.

Общая характеристика программы «Добрые дела детскими руками»

     В основу разработки программы положен принцип социальной востребованности, предполагающий, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребенка, его семьи, других людей, общества. Социализация и социальное созревание ребенка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Авторы программы считают, что полноценное духовно-нравственное развитие актуально, если воспитание не ограничивается информированием обучающихся о тех или иных фактах, проблемах социума, но открывает перед ними возможности для нравственного поступка. Поэтому содержание программы выстроено в русле системно-деятельностного подхода (с учетом возрастных особенностей обучающихся). Таким образом, отличительная особенность программы – ее практическая значимость.

     Содержание программы включает изучение обучающимися основ культуры коренных народов ЯНАО. Однако это не делает ее узко специфической. Программа открывает самые широкие возможности для вариативного использования  в массовой педагогической практике в условиях совершенно иного культурно-регионального сообщества. Естественно, требуется соответствующая корректировка. Независимо от региона, основная целевая установка остается неизменной: приобретение опыта существования в поликультурном пространстве, опыта толерантного отношения к людям, формирование уважения к культуре других народов как к части мирового культурного наследия.

Программа внеурочной деятельности младших школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип неадаптивной социализации предполагает образовательное обеспечение возможности создания        школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным технологическим условием выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект, что, в частности, имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности молодого поколения.

Принцип природосообразности предполагает, что социально преобразующая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.

Принцип коллективности предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе взаимодействия педагога и учащихся.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.

     Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности.

Ценностные ориентиры содержания курса

В логике действия перечисленных выше принципов программа «Добрые дела детскими руками» выстроена на совокупности таких ценностных ориентиров, как:

  • рационализм - убеждение в приоритете разума и логически обоснованной мысли над непосредственным житейским опытом;
  • ценность познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития;
  • примат истины - идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности;
  • научный детерминизм - убеждение в закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений жизни.

Содержание программы

     Программа «Добрые дела детскими руками» рассчитана на 4 года освоения (1-4 классы).     Состоит из нескольких модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи. Модули включают теоретические и практические занятия, базируются на общеобразовательных дисциплинах, преподаваемых в начальной школе: окружающий мир, литературное чтение, основы религиозной культуры и светской этики и др.

     Целостность содержания достигается за счет систематического последовательного развития основных положений программы, расширяющихся и углубляющихся  от одного года обучения к другому по мере взросления обучающихся.

Модуль «Самообслуживание»

Цель – развитие навыков самообслуживания.

Основные задачи:

  • знакомство с ролью и назначением самообслуживающего труда;
  • выделение благоприятных и вредных для здоровья и настроения человека факторов окружающей жизни;
  • оценка визуальной среды учебных/неучебных школьных помещений.

Модуль «Социальные акции»

        Цель - знакомство с современными социальными акциями и развитие положительной мотивации для участия в них.

Основные задачи:

  • ознакомление с механизмом участия в социальной акции;
  • ознакомление с целями и задачами участия в них;
  • осознание роли социальной акции в улучшении окружающего человека социума.

Модуль «Проектная деятельность»

Цель: организация практической деятельности, направленной на решение общественно-значимых проблем.

Основные задачи:

  • формирование потребности делать добрые дела;
  • организация непрерывного практического взаимодействия с социумом.

Модуль «Праздники и события»

    Цель: использовать силу события (праздника, мероприятия, юбилея) и его положительный эмоциональный заряд для привлечения дополнительного внимания к рассматриваемому вопросу.

    Основные задачи:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям;
  • осознание сложившейся в социуме ситуации, создание общественного мнения;
  • формирование положительной мотивации к действию.

Модуль «Коммуникации с субъектами и социальными институтами вокруг общественно-значимых проблем» - не выделен отдельным структурным элементом, интегрируется в содержание других модулей.

Цель: усиление масштабности и результативности детской социальной деятельности.

Основные задачи:

  • расширение знаний младших школьников в области социально-значимых проблем;
  • консолидация усилий детей и взрослых для решения социально-значимых проблем.

Учебно-тематический план

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками.

Предусмотренные программой занятия могут проводиться на базе одного отдельно взятого класса, либо в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.

     В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, внеурочная деятельность представляет более широкие возможности в области социального образования и воспитания. Эти возможности выражаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам социализации личности воспитанников достаточное количество времени.

     Учебно-тематический план:

1 класс – 33 часа;

2 класс – 34 часа;

3 класс – 34 часа;

4 класс – 34 часа.

Планируемые результаты реализации программы

     Результаты первого уровня:

  • приобретение школьниками социальных знаний, знание социальных норм;
  • понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • знание рисков и угроз при нарушении социальных норм;
  • знание правил конструктивной групповой работы;
  • знание способов взаимодействия людей;
  • знание способов самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

     Достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня обеспечивается формой социальной пробы.

В контексте социального творчества социальная проба – это инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми. Концерт для ветеранов, субботник, сбор вещей для малоимущих семей, новогодний карнавал для воспитанников детского дома, выпуск детско-юношеской газеты для жителей микрорайона, подготовка и рассылка праздничных открыток для пенсионеров, экологическая экспедиция по очистке участка реки, проведение фестиваля уличных видов спорта – любое общественно полезное дело может стать пространством социальной пробы учащихся. Разумеется, при одном условии: они сами добровольно захотят принять в нём участие. Взрослый, педагог не может принудить школьника навязать ему участие в деле, у него есть возможность только мотивировать его.

Результаты второго уровня:

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества (природе, Отечеству, другим людям);
  • формирование позитивных отношений школьника к социальной реальности в целом;
  • стремление к коллективной творческой деятельности.

На достижение в социальном творчестве детей воспитательных результатов второго уровня  нацелена форма коллективного творческого дела (сокращённо - КТД).

Результаты третьего уровня:

  • получение детьми опыта самостоятельного общественно-полезного действия;
  • развитие инициативы и самостоятельности младших школьников в решении посильных социально-значимых проблем;
  • проектная компетентность (умение предвидеть позитивные результаты социальной деятельности);
  • положительный опыт волонтерской деятельности;
  • опыт самоорганизации и принятия на себя ответственности за других людей.

     Таким образом, результатом реализации программы курса «Добрые дела детскими руками» должна стать позитивная активность младших школьников, причём не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).

Помимо воспитательных результатов, в ходе освоения младшими школьниками каждого модуля программы достигаются специфические предметные результаты: дополнительные образовательные эффекты, обусловленные освоением той предметной области, в фокусе которой разрабатывается социальный проект или организуется социальная деятельность школьника.

Условия и ресурсы для реализации программы

Кадровый ресурс программы в норме, если:

  1. программу реализует педагог, владеющий методикой организации социальной деятельности младших школьников;
  2. уровень квалификации педагога соответствует задаче достижения планируемых результатов.

Организационный ресурс предполагает, что на занятиях должны быть соблюдены дисциплина, правила техники безопасности и оптимальный режим организации.

Материально-технические ресурсы обеспечивают реализацию программы в соответствии с планируемыми результатами реализации курса.

Информационно-методический ресурс подразумевает комплектность учебно-методической литературы, электронных образовательных ресурсов.

Контроль образовательных результатов

Результаты реализации программы не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Используется технология «Портфолио».

Литература

Борко Т. И. Культура  народов Ямала: учебник.5-7 классы. Тюмень, 2008.

Ванюшкина Л.М. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России,2012. Ямало-ненецкий автономный округ» для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2011.

Гальцова Е. А. Театральная карусель. Волгоград, 2009.

Гриценко В. Н. История Ямальского Севера. Омск, 2004

Данилюк А.Я., Кондаков А. М. концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, 2010.

Деревянченко А.А. Ямало-Ненецкий автономный округ- субъект Российской федерации. Салехард,1997.

Журавель Н.М. Краеведение Ямало-Ненецкого округа. Новый Уренгой, 2000.

Епхиев Г.И. Под звездами полярными. ИПЦ «Русский раритет», 2002.

Информационно-справочные материалы к факультативу для VIII-XI классов национальных школ. Ненцы Ямала. Тюмень, 1994.

Ковалько В. И. игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. Москва, 2004.

Мосин В.В. Мы прошли по той войне…Новый Уренгой, 2005.

Обухова Л.А., Лемяскина Н. А. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы. Москва, 2008.

Пеплякова Э.Н. уроки здоровья в начальной школе, Ростов-на-Дону,2011.

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала/Учебникт5-7 классы/. Тюмень,2001

Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала/Хрестоматия 5-7 классы/. Тюмень,2002.

Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Москва, 1989.

Федорова Л.В. Ямальский калейдоскоп. Тюмень, 2003.

Федорова Л.В. Северные родники. Тюмень, 2008.

Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/ranimaya-tundra-konspekt-uroka-s-prezentatsiei

http://www.uchmet.ru/library/material/139933/

http://f89.ru/ksm/

http://www.referat.ru/referats/view/31397

http://школа-1.рф/

http://www.universal-p.ru/domitem/item/744354.html

http://ekaterinburg.top-artist.ru/den_zashhity_detej_1_iyunya/

http://www.calend.ru/holidays/0/0/18/

http://victory-day.ru/

http://www.tv-impulse.ru/vse-na-nbsp-uborku-novourengoyskie-podrostki-boryutsya-za-nbsp-chistotu-yamalskoy-prirodyi/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Программа внеурочной деятельности ПОДАРОК СВОИМИ РУКАМИ

Программа создана для развития творческих способностей обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Умелые руки»

Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с   бумагой, красками, карандашами, природными материалами, пластилином, тканью и чертежными принадлежностями, побудить творче...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Чудеса своими руками" 4 класс

   В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"

Данная  программа  внеурочной  деятельности  по  курсу  «Чудеса  своими руками» во 2 классе нацелена на оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в со...

Календарно-тематическое планирование по курсу "Добрые дела детскими руками" для 1-4 классов

Календарно-тематическое планирование по курсу "Добрые дела детскими руками" для 1-4 классов...

Программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» ,1- 4 класс

Программа внеурочной деятельности "Чудеса своими руками" расчитана на 4 года обучения....