Главные вкладки

    Урок по финансовой грамотности
    план-конспект урока (4 класс)

    Тихонова Наталья Алексеевна

    \Цель урока: формирование ответственного поведения в области экономических отношений в семье.

    Задачи:повторить сучащимися понятия «семья», «доход»,«расход»,         «бюджет», структуру семейного бюджета; познакомить с понятиями«обязательные расходы»; «основные расходы»,; воспитывать чувство бережливости. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_sto_semya_tratit_dlengi.docx24.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по внеурочной деятельности по теме : «На что семья тратит деньги?» модуля 3 «Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать.» (4 класс)

    Цель урока: формирование ответственного поведения в области экономических отношений в семье.

    Задачи:повторить сучащимися понятия «семья», «доход»,«расход»,         «бюджет», структуру семейного бюджета; познакомить с понятиями«обязательные расходы»; «основные расходы»,; воспитывать чувство бережливости.  

    Предметные образовательные результаты:

    -усвоение знаний о структуре семейного бюджета,

    -умения планировать расходы,   доходы семьи,

    -определять семейный бюджет.

    Метапредметные образовательные результаты:

    Коммуникативные:

              -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

              -определять собственное отношение к явлениям современной жизни,

    -формулировать свою точку зрения.

    Регулятивные:

               -самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

              -искать и выделять необходимую информацию.

    Познавательные:

               -анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления;

             -давать определения понятиям

    Личностные УУД:

       - формирование ответственного отношения к учению, готовности и  

               способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

               мотивации к обучению и познанию.

    Возраст детей:10-11 лет ( 4 класс)

    Ход урока:

    I.Беседа о понятиях: семья, бюджет,финансовая грамотность.

    Слайд 1 (финансовая грамотность)

    -Ребята, как вы понимаете , что такое финансовая грамотность?

    Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

    -Сейчас я загадаю загадки. И вы узнаете, чему посвящен будет наш урок.

    Отгадайте загадки:( Слайд 2)

    Это слово каждый знает,

    Ни на что не променяет!

    К цифре «семь» добавлю «я»-

    Что получится?   ( семья)

    Это средство обращения.(Слайд 3)

    Это-средство накопления.

    Средство стоимости также.

    Также средство платежа.

    В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем.(деньги)

    - О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (о семье и о деньгах)

    - Дайте определение, что такое семья.(Семья – это коллектив родственников, которые любят и уважают друг друга. Живут в одном доме и ведут общее хозяйство.)(Слайд4)

    - Нужны ли семье деньги?  Для чего?

    -Когда появились деньги? Почему?

    -Дайте определение, что такое деньги.

    (Деньги – это знаки-,монеты, купюры, которые являются мерой стоимости, системой платежа)

    - Семья – это не только родители и дети, это и общее жилье, и общее имущество, и общие деньги.

    -Связаны ли между собой эти понятия?

    - А что такое  БЮДЖЕТ? (Таблица, в которой учитываются и сравниваются денежные доходы и расходы за период времени.)  (Слайд 5)

    -Как принято называтьденьги семьи? ( «СЕМЕЙНЫМ БЮДЖЕТОМ»).

    -А какие доходы входят в семейный бюджет?

    Ролевая игра «Источники доходов семьи».

    - На столе лежат карточки.  Распределите роли и разберите реквизит:

    •Бабушке - платок.

    •Папе - галстук.

    •Маме - фартук.

    •Старшему брату - книгу.

    •Младшей сестре - игрушку

    Задание.

    - Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку). А вы должны проверить правильность выбора. Дружная семья встаёт в ряд. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.

    Проверка.-Правильно ли распределились источники доходов в семье?

    Практическое задание.(работа в группах, заполнение карточек с таблицей)

    - Давайте повторим, из чего еще может складываться статья доходов в бюджете семьи.(Слайд 6)

    -На экране вы видите слова: зарплата, одежда, пенсия, лекарства, стипендия, оплата за детский сад, пособие, квартплата, секции, кружки, транспортные услуги, прибыль, продукты, гонорар, проценты, обувь, кредит за товар.

    -Выберите те слова, которые бы относились к статье доход семьи и занесите в таблицу.

    -Проверим, как вы справились с заданием.

    -Какие слова для вас новые?(Слайд 7)

     Гонорар -  вознаграждение за труд по договору. Между кем и кем могут заключаться  договора? Писатель или поэт заключают договора с издательствами, которые выпустят их книги. Композиторы договариваются с исполнителями или музыкальными продюсерами. Художники договариваются с покупателем или владельцем художественного салона, который выкупит картину.

    Процент - Если семья имеет сбережения, которые находятся на хранении в

    банке, то от банка семья получает определенную сумму денег, которая

    называется процент.

    Прибыль - Если кто- то из членов семьи имеет собственную фирму или собственно, предприятие, то он будет получать не зарплату, а прибыль от работы этого предприятия.

    -Можем мы их назвать доходами и почему?

    -Назовите слова, которые не вошли в статью дохода.

    -Как можем мы их назвать?

    ФИЗМИНУТКА

    II. Актуализация знаний.

    Учитель читает стихотворение Ш. Галлиева  «Пять рублей на покупку».

    -Маму в магазин провожает сын,

     Пять рублей он дает ей: "Вот!

     Купи мне самолёт.

     А ещё ружьё, лопатку, танк, лошадку, шоколадку,

     Самосвал, тетради, краски, маски, сказки и салазки!

     Постарайся не забыть.

     А на сдачу можешь даже и свистульку мне купить..."

    - Можно ли купить столько товаров на пять рублей? (Нет).

    - Почему? Как вы считаете? (Потому что,  пять рублей это мало денег).

    - А что  можно купить на пять рублей?  (Ответы детей)

    -А все ли товары, названные сыном были для него предметами первой необходимости?

    -Кто в ваши семьях решает, какой товар надо купить в первую очередь?

    -Два друга Крош и Ежик тоже решили приобрести некоторые товары. Что же из этого вышло?

    Просмотр видеоролика. «Список Кроша» (Слайд8)

    -О чем мечтал Крош? Как он хотел приобрести этот товар? А Ежик?

    - О чем должен был подумать Крош?

    -Принесла ли пользу Крошу и Ежику их задумка?

    -К какому выводу они пришли?

    -Как в вашей семье решают этот вопрос?

    III.Определение темы и целей урока.

    -Какова тема нашего урока ?( На что семья тратит деньги.)

    -Каковы же цели ?

     1. повторить, из чего складывается семейный бюджет;

     2. узнать, какие товары в семье покупаются в первую очередь;

     3.узнать новые термины.

    -Кто вам поможет в достижении этих целей?

    -Каких целей мы уже достигли?

    -Итак, посмотрев этот мультфильм мы какой вывод должны для себя сделать?

    - А случалось ли вам слышать от родителей фразу, когда вам чего-нибудь хотелось вкусненького : «Нет денег. Не могу купить. Подожди до зарплаты.»

    IV.Проблемный вопрос: Почему иногда в семье не хватает денег и как этого избежать?

    -Так как же нам ответить на этот вопрос?

    V.Работа с приложением с.76-78

    -Какие расходы являются необходимыми и обязательными?

    -На какие группы можно расходы еще разделить?

    -А почему денег иногда не хватает?

    -Каких целей мы достигли?

    Практическое задание.

    -Я сейчас раздам вам карточки со словами-товарами, а вы должны

    выстроится в таком порядке, чтобы распределить последовательность расходов на эти товары по необходимости:

    -плеер

    -швейная машина -стиральная машина -холодильник -розовая кофточка.

    Проверка.

    VI.Итог:

    -Какая тема урока? Каких целей мы достигли? Какой проблемный вопрос разрешили?

    -Чтобы ваши доходы всегда совпадали с расходами, и даже смогли вы накопить, когда станете взрослыми, уже сейчас старайтесь следовать советам (Слайд 8):

    Советы управления деньгами для детей:

    1. Будьте аккуратными в трате денег , старайтесь не растратиться.

    2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

    3. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.

    4. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок.так вы сможете накопить сбережения.

    5.Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

    6Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

    7. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

    8. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.

    9. Что такое регулярные платежи? (ком.услуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.

    VII.Рефлексия:

    -Полезной ли была для вас информация?

    -С кем вы ею поделитесь?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок финансовой грамотности

    Рано или поздно любой человек,которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем,задается вопросом-как мне правильно обращаться с...

    Песня Акции на урок по финансовой грамотности

    на мотив песни "деспозито"   ПЕСНЯ  АКЦИИ1.     Всем привет, мои друзья,Я бумага ценная,Познакомьтесь – Акция!...

    Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

    Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

    "Уроки финансовой грамотности на уроках в начальных классах"

    В начальных классах темы по «Финансовой грамотности» нашли отражение во 2-4 классах предмета «Окружающий мир». В зависимости от образовательной программы тема «Деньги&raq...

    Внеклассное мероприятие по программе "Финансовая грамотность" - "Ярмарка финансовых знаний".

    Обобщение в игровой форме знаний по финансовой грамотности у учащихся начальной школы....