Этнокультурное образование младших школьников на уроках в начальной школе
статья

Дашеева Жанна Владимировна

В настоящее время наблюдается тенденция внедрения этнокультурных педагогических идей в учебно-воспитательный процесс начальной школы. Разработка и применение национально-региональных этнических особенностей в процессе обучения помогает успешному формированию творчески активной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дашеева Жанна Владимировна,

учитель начальных класссов МОУ "Гурульбинская СОШ"

Этнокультурное образование младших школьников на уроках в начальной школе

В современном российском обществе появляются нововведения, модернизация системы образования строится на основе демократии и гуманизма, так как в регионах России происходит духовное возрождение исторического и национально-культурного наследия. Благодаря этим преобразованиям происходит развитие самодостаточной личности интегрированной в культуру окружающего мира.

В настоящее время наблюдается тенденция внедрения этнокультурных

педагогических идей в учебно-воспитательный процесс начальной школы. Разработка и применение национально-региональных этнических особенностей в процессе обучения помогает успешному формированию творчески активной личности.

Так, Л. М. Захарова отмечает, что этнокультурное образование — это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей [6].

По мнению Г.И. Губа этнокультурное образование — это обеспечение наследования детьми лучших нравственных традиций, ценностей и стереотипов поведения, характерных для данного народа, освоение которых способствует вхождению ребенка в российское и затем мировое пространство [5].

Таким образом, этнокультурное образование — это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у подрастающего поколения формируются этническое самосознание, адекватное отношение к себе как члену этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к родному языку, истории и культуре своего народа, а также уважение и толерантное отношение к представителям других этносов.

В настоящее время базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Качество воспитательного процесса в образовании напрямую связано с уровнем воспитанности школьников, с уровнем  формирования общей культуры личности, которая является результатом процесса воспитания. Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Можно выделить следующие особенности, при которых процесс формирования этнокультурных ценностей у учащихся будет наиболее эффективным:

-  развитие в ребенке гордости за ту этническую культуру, которую он унаследовал (традиции, язык, фольклор и др.);

-  включение этнокультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;

 -  развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;

-  проведение идеи равенства всех этнических групп, не выделяя ни один из этносов;

- обеспечение открытого взаимодействия или диалога с окружающим миром в системе различных влияний;

- отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе все качества вида разумного «человек» [1].

Язык любого народа реагирует на изменения, происходящие в общественном развитии, истории, духовной и материальной культуре народа. Познание родного языка, произведений народного фольклора, знакомство с материальной культурой народа - это наиболее естественный способ включения младшего школьника в системы национальных ценностей.

Рассмотрим использование этнокультурного компонента на уроках русского языка. Например, в процессе изучения темы "Антонимы", "Омонимы", "Синонимы" широкие возможности для формирования личности школьника дают пословицы и поговорки: "Делу время, а потехе час»,

« Белоснежная гора от лунного света еще белее становится, разумный человек от хороших слов еще умнее делается», «Острый язык – дарование, а длинный - наказание», «Доброе слово человеку, что дождь в засуху».

Также дети с удовольствием пишут творческие письменные работы о своей малой родине,  сочиняют стихи, редактируют тексты с национальной тематикой. Например: на научно – практической конференции «Первые шаги в науку» Галданов Аюр, выступил с докладом «Что в имени твоем Гурульба», Жанаева Алтана «История моей школы», Ганичев Станислав, изучил названия улиц села, Ёлшина Дарья «Ветераны ВОВ из нашего села».

На уроках математики активно использую текстовые задачи, придуманные детьми. Например: 1 класс: 1. В селе Гурульба по улице Луговая стоит двухэтажный дом, в котором 8 квартир. Из них заселено 5. Сколько квартир пустует? 2. Лошадь, корова, овца, коза, верблюд – это основные животные нашей местности. В загоне лошадь с жеребёнком, корова с телёнком, овца с ягнёнком, коза с козленком, верблюд с верблюжонком. Сколько голов скота в загоне? 2 класс:1. Самая тяжёлая и крупная птица в Бурятии – дрофа, а самая высокая – серый журавль. Вес дрофы составляет 12 кг, а вес серого журавля – 4 кг. На сколько килограммов дрофа тяжелее серого журавля? 2. В болотистой местности «Мухино» в водоёмах обитают жуки – плавунчики длиной 4 см и жуки -вертячки длиной 8 мм. На сколько миллиметров длина вертячки меньше длины плавунчика? 3 класс: 1.На территории Бурятии зарегистрировано 348 видов птиц. Из них 260 видов – гнездящиеся, 34 – перелётные, 7- зимующие. Сколько видов других птиц зарегистрировано? 2. Из 4 литров молока получается 1 кг творога. Сколько молока потребуется, чтобы получить 5 кг творога? 9 кг творога? 4 класс: 1. Столица республики Бурятия г. Улан -Удэ основан в 1966 году. В каком веке основан наш город? Сколько лет будет городу в 2021 году? 2.иволгинский дацан был открыт в 1946 году, как буддийский духовный центр. Какую юбилейную дату отметил Иволгинский дацан 2016 году?

На уроках технологии рассматриваем тему:" Жилища разных народов", дети каждый сам изготавливает рисунок и макет жилища, или группами готовят проекты "Традиционное жилище моего народа", «Пять традиционных видов домашних животных - Табан хушуун мал» лепят из пластилина  и др.

Таким образом, использование этнокультурного  материала на уроках в начальной школе позволяет активно и эффективно приобщать детей к национальной культуре, формировать национальное достоинство и способствовать успешной самоидентификации личности младшего школьника.

Литература

  1. Ахмедова, М.Я. Проблемы народного этикета в семейном воспитании // Начальная школа.-2013.- №7. – С. 86.
  2. Ахтырская, Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе // Начальная школа.-2014.- № 11. – С. 43.
  3. Белянкова, Н.М. Роль учителя начальных классов в поддержании национального согласия в России // Начальная школа.-2013.- №5.- С. 7.
  4. Белянкова Н.М. Формирование этнокультурной компетентности у участников образовательного процесса в поликультурной школе //  Воспитание школьников.- 2016.-№4.
  5. Губа, Г.И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральное деятельности.- Курск, 2007.-168 с.
  6. Захарова, Л.М. Этнопедагогическая направленность воспитания детей в отечественной педагогике  / Л.М. Захарова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. - 2010. - № 3 (67). Т.1. - С. 47-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе"

Активизация мыслительной деятельности является  одним из главных направлений работы учителя начальных классов. Владение современными образовательными технологиями,методиками и ихэффективное приме...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках в начальной школе

Учитель начальных классов должен создавать условия для развития творческих способностей у детей. Если ребёнку в школе хорошо, если там и для него нашлось пространство, то он будет в нём расти, ф...

Оценка достижений младших школьников на уроках в начальной школе»

Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования....

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами....