Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Кудинова Наталья Игоревна

Рабочие программы по родному языку и литературному чтению на родном языке 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke.docx69.42 КБ
Файл rodnoy_yazyk.docx53.79 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного предмета «литературное чтение на родном языке»

(начальное  общее образование)

Срок реализации 4 года

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

На уроках литературного чтения на родном языке выпускники, осваивающие программу начального общего образования получат возможность:

1) понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознать значимость чтения на родном языке для личного развития; формировать представления о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формировать потребность в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечить культурную самоидентификацию;

3) использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);  осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достичь необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  1.  Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа..

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Произведения уральских поэтов, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) литературы доступные для восприятия младших школьников.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения

1 класс

Особенности фольклорного текста.

Русские загадки, пословицы и поговорки. Потешки и прибаутки. Заклички. Считалки и небылицы. Русские народные песни. Докучные сказки.

Работа с текстом художественного произведения.

Авторские сказки: М.Горький «Воробьишко», В.Берестов «Заяц-барабанщик», Е.И.Чарушин «Волчишко».

Сказки уральских писателей: Д.Н.Мамин-Сибиряк. Присказка.  Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про мохнатого Мишу – Короткий Хвост. Сказка о том, как жила-была последняя Муха.    «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке».

Круг детского чтения

Стихи уральских поэтов: В.Ф.Телегина «Пастушонок», «Дождь», «Мухомор», «Боровичок», «Опята» К.Герд «Солнышко в избе».

2 класс

Особенности фольклорного текста.

Сказки народов Урала о животных.

(Хитрая лиса. Заяц и еж. Ласточка и комар. Кошка и белка. Мышь и воробей. Мышь и сорока) на выбор не менее 2 сказок.

Былина «Пётр Первый и находчивый солдат».

Русская народная сказка «Морозко»

Работа с текстом художественного произведения.

П.П. Ершов. Сказка «Конек-Горбунок»

 К.Д.Ушинский «Слепая лошадь».

Круг детского чтения

Стихи уральских поэтов. Ф.И.Васильев «Наши сосны», «Притих на поле ветер…»

Стихи уральских поэтов. Е.Ф.Трутнева «Силачи-богатыри», В огороде», «Ходит солнышко высоко», «Одуванчик».

3 класс

Особенности фольклорного текста.

Волшебные сказки: Лапти – самоходы. Соловей

Работа с текстом художественного произведения.

Сказки уральских писателей. Л.И.Давыдычев «Мой знакомый воробей»

Н.Г.Никонов «Сказки леса»: «Березовый листок», «Муравьиная хитрость», «Горькая быль», «Кузина жизнь».

Круг детского чтения

Л.К.Татьяничева «Урал»

Стихи уральских поэтов.

О.А.Поскребышев «Городок в лесу», «Про улитку»

С.Г.Георгиев. Рассказы: «Обида», «До завтра!», «Один мальчик», Скамейка под окном. Рогатка центрального боя.  

 

4 класс

Особенности фольклорного текста.

Легенды и мифы народов Урала. (Млечный путь. Большая медведица. Как землю сотворили. Пятна на Луне. Как землю выловили. Опоясывание земли. Два утенка. Две лягушки.) на выбор не менее 3 легенд.

Работа с текстом художественного произведения.

О.Ф.Коряков «Чудесная кладовая»: «Древняя легенда», «Чудесная копилка».

Сказки уральских писателей.

П.П.Бажов «Серебрянное копытце»

П.П.Бажов «Огневушка – поскакушка»

Б.С. Рябинин «На все фасоны», «Буся – лентяй»

Круг детского чтения

Стихи уральских поэтов.

 Е.Е.Хоринская «Воробьи», «Гриша Обещалкин», «Адик – математик»

Мир вокруг нас.

         В.П.Крапивин «Свой человек в Гаванском (отрывок из романа «Рыжее знамя упрямства»)

  1. Тематическое планирование

1 класс

Тема (раздел)

Количество часов

1

Особенности фольклорного текста.

Русские загадки, пословицы и поговорки.

Потешки и прибаутки. Заклички. Считалки и небылицы.

Русские народные песни. Докучные сказки.

4

2

Работа с текстом художественного произведения. Авторские сказки.

М.Горький «Воробьишко»

В.Берестов «Заяц-барабанщик»

Е.И.Чарушин «Волчишко»

Сказки уральских писателей.

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки. Присказка», Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про мохнатого Мишу – Короткий Хвост. Сказка о том, как жила-была последняя Муха.   «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»

7

3

Круг детского чтения

Стихи уральских поэтов.

 В.Ф.Телегина «Пастушонок», «Дождь», «Мухомор», «Боровичок», «Опята»

К.Герд «Солнышко в избе»

6

2 класс

Тема (раздел)

Количество часов

1

Особенности фольклорного текста.

Сказки народов Урала о животных.

(Хитрая лиса. Заяц и еж. Ласточка и комар. Кошка и белка. Мышь и воробей. Мышь и сорока) на выбор не менее 2 сказок.

Былина «Пётр Первый и находчивый солдат».

Русская народная сказка «Морозко»

6

2

Работа с текстом художественного произведения.

П.П. Ершов. Сказка «Конек-Горбунок»

К.Д.Ушинский «Слепая лошадь»

6

3

Круг детского чтения

Стихи уральских поэтов.

Ф.И.Васильев «Наши сосны», «Притих на поле ветер…»

Стихи уральских поэтов.

 Е.Ф.Трутнева «Силачи-богатыри», В огороде».

Е.Ф.Трутнева «Ходит солнышко высоко», «Одуванчик»

6

3 класс

Тема (раздел)

Количество часов

1

 Особенности фольклорного текста.

Волшебные сказки: Лапти – самоходы. Соловей

3

2

Работа с текстом художественного произведения.

Сказки уральских писателей. Л.И.Давыдычев «Мой знакомый воробей»

Н.Г.Никонов «Сказки леса»: «Березовый листок», «Муравьиная хитрость», «Горькая быль», «Кузина жизнь».

7

Круг детского чтения

Л.К.Татьяничева «Урал»

Стихи уральских поэтов.

 О.А.Поскребышев «Городок в лесу», «Про улитку»

С.Г.Георгиев. Рассказы: «До завтра!», «Обида», «Один мальчик» Скамейка под окном. Рогатка центрального боя.

5

4 класс

Тема (раздел)

Количество часов

1

Особенности фольклорного текста.

Легенды и мифы народов Урала. (Млечный путь. Большая медведица. Как землю сотворили. Пятна на Луне. Как землю выловили. Опоясывание земли. Два утенка. Две лягушки.) на выбор не менее 3 легенд.

5

2

Работа с текстом художественного произведения.

О.Ф.Коряков «Чудесная кладовая»: «Древняя легенда», «Чудесная копилка».

Сказки уральских писателей.

П.П.Бажов «Серебрянное копытце»

П.П.Бажов «Огневушка – поскакушка»

Б.С. Рябинин «На все фасоны», «Буся – лентяй»

6

3

Круг детского чтения

Стихи уральских поэтов.

 Е.Е.Хоринская «Воробьи», «Гриша Обещалкин», «Адик – математик»

В.П.Крапивин «Свой человек в Гаванском (отрывок из романа «Рыжее знамя упрямства»)

6

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Тема урока

Содержание

Кол-во часов

план

факт

1

Русские загадки. Пословицы и поговорки.

Особенности фольклорного текста.

Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

1

2

Потешки и прибаутки. Заклички. Считалки и небылицы.

1

3

Русские народные песни. Докучные сказки.

1

4

Библиотечный урок-экскурсия (или Урок –викторина)

1

5

Авторские сказки. М.Горький «Воробьишко»

Работа с текстом художественного произведения.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.

1

6

В.Берестов «Заяц-барабанщик»

1

7

Е.И.Чарушин «Волчишко»

1

8

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки. Присказка»

1

9

Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про мохнатого Мишу – Короткий Хвост

2

10

 «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»

2

11

Сказка о том, как жила-была последняя Муха

1

12

Стихи уральских поэтов.

 В.Ф.Телегина «Пастушонок», «Дождь».

Круг детского чтения.

Произведения уральских поэтов, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) литературы доступные для восприятия младших школьников.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения

1

13

В.Ф.Телегина «Мухомор», «Боровичок», «Опята»

1

14

К.Герд «Солнышко в избе»

1

15

Резерв

2

2 класс

Тема урока

Содержание

Кол-во часов

план

факт

1

Сказки народов Урала о животных.

(Хитрая лиса. Заяц и еж. Ласточка и комар. Кошка и белка. Мышь и воробей. Мышь и сорока) на выбор не менее 2 сказок.

Особенности фольклорного текста.

Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

2

2

 Русская народная сказка «Морозко»

1

3

Добро и зло в сказке «Морозко»

1

4

 Урок-викторина по сказкам

1

5

Былина «Пётр Первый и находчивый солдат».

1

6

П.П. Ершов. Сказка «Конек-Горбунок»

Работа с текстом художественного произведения.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа..

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

1

7

П.П. Ершов. Сказка «Конек-Горбунок»

1

8

П.П. Ершов. Сказка «Конек-Горбунок»

1

9

К.Д.Ушинский «Слепая лошадь»

1

10

Нравственное содержание в произведении К.Д.Ушинского «Слепая лошадь»

1

11

Библиотечный

урок-экскурсия (или Урок-викторина)

1

12

Е.Ф.Трутнева «Силачи-богатыри», В огороде».

Круг детского чтения.

Стихи уральских поэтов.

Произведения уральских поэтов, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) литературы доступные для восприятия младших школьников.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения

1

13

Е.Ф.Трутнева «Ходит солнышко высоко», «Одуванчик»

1

14

Ф.И.Васильев «Наши сосны», «Притих на поле ветер…»

1

15

Резерв

2

3 класс

Тема урока

Содержание

Кол-во часов

план

факт

1

 Волшебные сказки: Лапти – самоходы.

Особенности фольклорного текста.

Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

1

2

Волшебные сказки: Соловей.

1

3

Библиотечный урок-экскурсия

1

4

Сказки уральских писателей. Л.И.Давыдычев «Мой знакомый воробей»

Работа с текстом художественного произведения.

Сказки уральских писателей.  

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа..

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

2

5

Н.Г.Никонов «Сказки леса»: «Березовый листок»

1

6

Н.Г.Никонов «Сказки леса»: «Муравьиная хитрость»

1

7

Н.Г.Никонов «Сказки леса»: «Горькая быль»

1

8

Н.Г.Никонов «Сказки леса»: «Кузина жизнь»

1

9

Л.К.Татьяничева «Урал»

Круг детского чтения.

Произведения уральских поэтов, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) литературы доступные для восприятия младших школьников.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения

1

10

Стихи уральских поэтов.

 О.А.Поскребышев «Городок в лесу», «Про улитку»

1

11

Мир вокруг нас.

С.Г.Георгиев. Рассказы. «Обида»

1

12

С.Г.Георгиев. «Один мальчик»

1

13

С.Г.Георгиев. «До завтра!»

1

14

С.Г.Георгиев. Скамейка под окном.

1

15

С.Г.Георгиев. Рогатка центрального боя.

1

16

резерв

2

4 класс

Тема урока

Содержание

Кол-во часов

план

факт

1

Легенды и мифы народов Урала. (Млечный путь. Большая медведица. Как землю сотворили. Пятна на Луне. Как землю выловили. Опоясывание земли. Два утенка. Две лягушки.) на выбор не менее 3 легенд.

Особенности фольклорного текста.

Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

2

2

Библиотечный урок-экскурсия (или урок-викторина)

1

3

П.П.Бажов «Серебрянное копытце»

Работа с текстом художественного произведения.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа..

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

1

4

П.П.Бажов «Серебрянное копытце»

1

5

П.П.Бажов «Серебрянное копытце»

1

6

П.П.Бажов «Огневушка – поскакушка» 

1

7

П.П.Бажов «Огневушка – поскакушка». Содержание прочитанного и анализ поступков с точки зрения норм морали.

1

8

Б.С. Рябинин «На все фасоны»,

1

9

Б.С. Рябинин «Буся – лентяй»

1

10

О.Ф.Коряков «Чудесная кладовая»: «Древняя легенда» 

1

11

О.Ф.Коряков «Чудесная кладовая»: «Чудесная копилка»

1

12

Е.Е.Хоринская «Воробьи», «Гриша Обещалкин», «Адик – математик»

Круг детского чтения.

Стихи уральских поэтов.

Произведения уральских поэтов, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) литературы доступные для восприятия младших школьников.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения

1

13

В.П.Крапивин «Свой человек в Гаванском (отрывок из романа «Рыжее знамя упрямства») 

1

14

Портрет и характер героев, выраженные через поступки и речь в произведении В.П. Крапивина «Свой человек в Гаванском  

1

15

Характеристика героев В.П. Крапивина с использованием художественно-выразительных средств

1

16

Нравственное содержание в произведении В.П. Крапивина «Свой человек в Гаванском»  

1

17

Резерв

2



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного предмета «Родной язык»

(начальное  общее образование)

Срок реализации 4 года

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родной язык»

В качестве родного языка выбран русский язык.

На уроках родного (русского)  языка выпускники, осваивающие программу начального общего образования, получат возможность:

1) воспитания ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащения активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирования первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладения первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  1.  Содержание учебного предмета «Родной язык»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, фразеологизмов, устаревших слов (архаизмов), заимствованных и новых слов в русском языке.

Состав слова (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова. Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи).  Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями.

Морфология. Слово как часть речи. Углубление понятий о частях речи – имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Общие представления о делении частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением и употреблением каждой части речи в речи, их синтаксической роли в предложениях.

Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имен существительных, об именах собственных – названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Склонение имен существительных. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Падежные формы и падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числе. Назначение имен существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член).

Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имен прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков? какова? каково? каковы?).Склонение имен прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе.

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Назначение имен прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое).

Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы» расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределенной форме глагола. Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов  и имен существительных. Назначение глаголов в речи  («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже – второстепенный член).

Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами. Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

Числительное. Первичное представление о числительном как части речи. Значение и употребление. Различение порядковых и количественных числительных.

Наречие. Значение и употребление в речи. Умение опознавать наречия в тексте.

Синтаксис. Предложение. Систематизация признаков предложения с точки зрения цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.

Члены предложения. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Употребление большой буквы и кавычек при написании имен собственных – названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.

Написание предлогов с местоимениями.

Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределенной формы (мыть, испечь).

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Углубление представления о речи как способе общения посредством языка. Устная и письменная, диалогическая и монологическая формы речи. Основные виды речевой деятельности: слушание – говорение, чтение – письмо, внутренняя речь, воспроизведение чужой речи. Речевое общение как процесс обмена смыслами: восприятие смысла – слушание, чтение, передача смысла – говорение, письмо.

Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении  (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге).

Особенности развития, распространения мысли в тексте, отражение ее в структурных особенностях (композиции текста). Наблюдение над способами связи частей текста, предложений в тексте.

Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: словами, в заголовке, домысливание.

Речевые жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников. Представления о разновидностях  высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).

Язык как средство общения

Общие сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы  и т. п.).

Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.

Нормированность русского литературного языка. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др.). Синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность.

Изобразительно-выразительные средства языка. Использование эмоционально-оценочной и специальной лексики, фразеологизмов, пословиц, поговорок. Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксами других значений. Роль инверсии (обратного порядка слов) для выделения смысловой значимости слова, фразы. Ритм, рифма, тропы в поэтической речи.

  1. Тематическое планирование

Тема (раздел)

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.

Ежеурочно

2

Лексика

Изучается во всех разделах

3

Состав слова (морфемика)

2

2

2

2

4

Синтаксис

1

1

1

1

5

Орфография и пунктуация

2

2

2

2

6

Развитие речи

10

10

10

10

7

Морфология

2

2

2

2

Итого

18

18

18

18

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Раздел содержания

Количество часов (по классам)

1

2

3

4

1

Русский язык как хранитель культуры. Русская речь

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Углубление представления о речи как способе общения посредством языка. Устная и письменная, диалогическая и монологическая формы речи. Основные виды речевой деятельности: слушание – говорение, чтение – письмо, внутренняя речь, воспроизведение чужой речи. Речевое общение как процесс обмена смыслами: восприятие смысла – слушание, чтение, передача смысла – говорение, письмо.

1

1

1

1

2

Предложение.

Синтаксис. Предложение. Систематизация признаков предложения с точки зрения цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.

Члены предложения. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

1

1

1

1

3

Текст – единица языка и речи. Создание текстов по картинному плану или серии картинок.

Развитие речи. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении  (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге).

Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: словами, в заголовке, домысливание.

Речевые жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников. Представления о разновидностях  высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).

1

1

1

1

4

Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия, состояние предметов и количество.

Морфология. Слово как часть речи. Углубление понятий о частях речи – имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Общие представления о делении частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением и употреблением каждой части речи в речи, их синтаксической роли в предложениях.

Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имен существительных, об именах собственных – названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Склонение имен существительных. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. Падежные формы и падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числе. Назначение имен существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член).

Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имен прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков? какова? каково? каковы?).Склонение имен прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе.

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Назначение имен прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое).

Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы» расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределенной форме глагола. Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов  и имен существительных. Назначение глаголов в речи  («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже – второстепенный член).

Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами. Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

Числительное. Первичное представление о числительном как части речи. Значение и употребление. Различение порядковых и количественных числительных.

Наречие. Значение и употребление в речи. Умение опознавать наречия в тексте.

1

1

1

1

5

Слова, указывающие на предметы, но не называющие их.

1

1

1

1

6

Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Состав слова (морфемика). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.

Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи).  Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями.

1

1

1

1

7

Родственные слова

1

1

1

1

8

Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Экскурсия в прошлое.

Развитие речи. Язык как средство общения

Общие сведения о языке. Углубление представлений о роли языка в жизни человека.

Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы  и т. п.).

Изобразительно-выразительные средства языка. Использование эмоционально-оценочной и специальной лексики, фразеологизмов, пословиц, поговорок. Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксами других значений. Роль инверсии (обратного порядка слов) для выделения смысловой значимости слова, фразы. Ритм, рифма, тропы в поэтической речи.

1

1

1

1

9

Новые слова в русском языке. Заимствованные слова и фразеологизмы.

1

1

1

1

10

Искусство красноречия.

1

1

1

1

11

Трудные слова.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

1

1

1

1

12

Игры со словами.

Развитие речи. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов, фразеологизмов, устаревших слов (архаизмов), заимствованных и новых слов в русском языке.

1

1

1

1

13

Восстановление деформированного текста.

Развитие речи. Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: словами, в заголовке, домысливание.

1

1

1

1

14

Орфограммы в загадках.

Орфография и пунктуация. Употребление большой буквы и кавычек при написании имен собственных – названий книг, газет, журналов, фильмов, картин. Написание предлогов с местоимениями. Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределенной формы (мыть, испечь).

1

1

1

1

15

Говорите и пишите правильно.

Развитие речи. Нормированность русского литературного языка. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность.

Изобразительно-выразительные средства языка. Использование эмоционально-оценочной и специальной лексики, фразеологизмов, пословиц, поговорок. Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксами других значений. Роль инверсии (обратного порядка слов) для выделения смысловой значимости слова, фразы. Ритм, рифма, тропы в поэтической речи.

1

1

1

1

16

Пословицы и поговорки русского народа.

1

1

1

1

17

Правила речевого этикета.

1

1

1

1

18

резерв

1

1

1

1

Итого:

18

18

18

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы)

Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы) cоставлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.2)на основе Адаптированной основной о...

Рабочая программа с КТП по литературному чтению на родном (русском) языке (УМК "Школа России")

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (проток...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ)ЯЗЫКЕ ДЛЯ 3-А КЛАССА (базовый уровень) (0,5 часа в неделю, всего – 17часов)

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном языке"для 3 класса на 2021-2022 учебный год составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта н...

Рабочая программа по учебному предмету "Литературной чтение на родном русском языке" для 4 класса.

Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном русском языке" для 4 класса....

Рабочая программа по учебному предмету: Литературное чтение на родном (русском) языке (2-4 классы)

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» адресована учащимся ОВЗ 2-4 класса ГБОУ «Республиканский Центр Образования» н...