Статья "Формирование интереса к истории и культуре родного края учащихся начальных классов Панаевской школы-интерната"
статья

Салихова Гульсина Динафовна

Формирование интереса к истории и культуре родного края учащихся начальных классов Панаевской школы-интерната

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_yamal.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПАНАЕВСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Статья

Салихова Гульсина Динафовна,

учитель начальных классов

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Ямало-Ненецкий автономный округ,

Ямальский район, с. Панаевск

2021 год


Аннотация. Целью данной статьи является описание опыта работы педагога в формировании интереса к истории и культуре родного края детей младшего школьного возраста, обучающихся в Панаевской школе-интернате. Представлены особенности проведения работы в условиях школы-интерната, приведены примеры педагогических мероприятий по формированию интереса учащихся начальных классов к истории и культуре родного края. Приведены результаты педагогического эксперимента, оценивающего эффективность подобной работы. Доказана эффективность проведенных педагогических мероприятий.

Российская Федерация является одним из крупнейших государств, население которого состоит из представителей разных национальностей, проживающих в различных климатических зонах, на территориях, различающихся широким культурно-историческим разнообразием. Важнейшим условием сохранения культурно-исторического наследия народов, проживающих на территории нашей страны, является целенаправленная педагогическая работа по формированию у подрастающего поколения интереса к культуре и истории родного края [1]. Если в течение веков такой интерес формировался в семьях, где из поколения в поколение передавались культурные обычаи и традиции, формировался патриотизм и уважение к истории и культуре народа, то в современных реалиях Ямала подобное протекание процесса этнокультурного воспитания затруднено тем, что многие дети проживают в условиях школ-интернатов, в отрыве от своих семей. Не исключением является и Панаевская школа-интернат. Поэтому задачи этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста, связанные с формированием у них интереса к культуре и истории родного края, должны решаться педагогами, работающими в школе-интернате. Большая роль в решении этих задач принадлежит внеурочной деятельности, в рамках которой возможно применение широкого спектра форм, методов и средств педагогической деятельности, внедрению инновационных технологий, соответствующих современным социальным тенденциям [3].

Отечественный исследователь А.В. Вялкова в своей статье «Реализация внеурочной деятельности средствами краеведения» подчеркивает, что особая роль в формировании интереса к истории и культуре родного края принадлежит начальной школе, поскольку именно она представляет собой фундамент для всего дальнейшего обучения и воспитания детей, формирования их целостной, всесторонне и гармонически развитой личности. Одним из современных требований к гармонично развитой личности человека, является его активная позиция хранителя и созидателя народной культуры, знающего историю своей малой родины [2].

В связи с выявленной необходимостью формирования и развития у детей младшего школьного возраста интереса к истории и культуре родного края, на базе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» была разработана программа педагогических мероприятий по формированию и развитию интереса к культуре и истории родного края для учащихся начальных классов. Главная особенность данной программы связана с тем, что в отличие от многочисленных программ и методик, ориентированных на этнокультурное и патриотическое воспитание школьников, она учитывает основные проблемы реализации данного вида педагогической деятельности в условиях специфики конкретного населенного пункта. В рамках данной программы были учтены проблемы организации процесса формирования интереса к культуре и истории родного края в условиях конкретного населенного пункта и предложены пути их преодоления. Это показано в таблице 1.

Таблица 1 – Проблемы организации процесса формирования интереса к культуре и истории родного края в условиях Панаевской школы-интерната и пути их решения

Проблема

Решение

1

Территориальная изолированность населенного пункта, затрудняющая выезд на экскурсии за пределы села

Использование мультимедийных технологий при проведении воспитательных мероприятий

2

Проживание детей в интернате, в отрыве от семьи и поддерживаемых в ней традиций

Применение в воспитательной работе атрибутов традиционного уклада жизни народов Ямала

3

Сложность восприятия младшими школьниками больших объемов информации, касающейся истории края

Использование игровых технологий в развитии интереса к истории родного края

Основной целью разработанной программы стало формирование и развитие интереса к истории и культуре родного края учащихся младших классов Панаевской школы-интерната.

Задачами программы стали:

- воспитание патриотического сознания младших школьников;

- формирование интереса детей к культурному наследию своего народа;

- развитие у обучающихся интереса к истории своей малой родины;

- приобщение учащихся начальных классов к краеведческой деятельности.

Реализация программы базировалась на действии дидактических принципов последовательности, доступности, активности, индивидуально-дифференцированного подхода.

Программа проводилась в период 2020-2021 учебного года (с октября по февраль) во внеурочной деятельности, с превалирующим использованием игрового метода. В структуру программы входили игры-квесты, предполагающие получение знаний о культуре и истории Ямала, викторины, творческие конкурсы, просмотр видеофильмов, чтение соответствующих литературных произведений, с использованием возможностей находящегося на территории школы-интерната этнопарка «Чум – родной очаг».

Апробация данной программы проходила в виде педагогического эксперимента, в начале и конце которого были получены данные об уровне сформированности интереса учащихся младших классов к истории и культуре родного края.

Для оценки сформированности интереса к истории и культуре родного края учащихся младших классов были использованы опросники, изучающие уровень знаний обучающихся об истории и культуре родного края, а также Шкальный опросник этнической идентичности, разработанный О.Л. Романовой. В исследовании приняли участие 46 человек – учащихся третьих классов школы-интерната.

В ходе педагогического эксперимента были получены данные о знаниях младшеклассников в области истории и культуры родного края. На первом этапе педагогического эксперимента, до апробации Программы педагогических мероприятий по формированию и развитию интереса к культуре и истории родного края для учащихся начальных классов, дети отвечали на вопросы о знаниях в области истории и культуры родного края. Вопросы касались исторических дат, исторических событий, традиций, народных праздников, литературных и художественных произведений. В начале эксперимента количество верных ответов на вопросы составляло в среднем 34,5%, в то время как после апробации Программы, в конце педагогического эксперимента, данный показатель вырос в среднем до 84,2%. Столь значительное увеличение показателя говорит о том, что дети с интересом участвовали в мероприятиях Программы, и с увлечением расширяли свои знания об истории и культуре родного края, проявляли интерес и в поиске новой информации в области краеведения и этнокультурного воспитания.

Также в процессе апробации Программы, был зафиксирован рост этнической идентичности младших школьников (изученный при помощи опросника О.Л. Романовой). Это показано в таблице 2.

Таблица 2 – Динамика показателей этнической идентичности младших школьников в процессе педагогического эксперимента

чувство принадлежности к этнической группе

значимость национальности

взаимоотношения большинства и меньшинства

использование языка

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

высокие

74%

81%

9%

24%

0%

48%

100%

100%

средние

26%

19%

78%

76%

91%

52%

0%

0%

низкие

0%

0%

13%

0%

4%

0%

0%

0%

Как показано в таблице 2, по всем показателям формирования этнической идентичности учащихся младших классов, произошло заметное увеличение процента высоких значений, что также свидетельствует о росте интереса к истории и культуре родного края, выражающемся в увеличении стремления детей быть частью своего народа, чтить его историю и сохранять язык и традиции народа.

Таким образом, разработанная с учетом территориальной специфики расположения Панаевской школы-интерната и особенностей обучения детей в интернатном учреждении Программа педагогических мероприятий по формированию и развитию интереса к культуре и истории родного края для учащихся начальных классов, доказала свою эффективность.

Использованная литература

  1. Архипова О.В. Реализация педагогического потенциала образовательного туризма на сельских территориях / О.В. Архипова [и др.] // В кн.: Детский и юношеский туризм на сельских территориях. – СПб, 2015. – С. 52-81.
  2. Вялкова А.В. Реализация внеурочной деятельности средствами краеведения / А.В. Вялкова // Региональное образование ХХI века: проблемы и перспективы. – 2012. - №1. – С. 140-146.
  3. Кюнкрикова И.В. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся в процессе внеурочной деятельности / И.В. Кюнкрикова, К.А. Липовая, Е.А. Володина // Бизнес. Образование. Право. – 2019. - №2 (47). – С. 394-398.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изучение истории и культуры родного края"

В презентации размещены материалы для практического применения: упражнения и задания направленные на развитие речи детей, виды изложений и сочинений,...

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ РОДНОГО КРАЯ

Выбора темы нашего исследования связан с тем, что в современной системе воспитания младших школьников особую актуальность приобретает формирование у ребенка чувства любви, уважения к своему Отечеству,...

Конкурсно – игровая программа «Знатоки родного края» в начальных классах

Конкурсно – игровая программа  «Знатоки родного края»  в начальных классах посвящена 90- летнему юбилею Икрянинского района.Данная разработка в развлекательно- игровой форме позволяет у...

Итоговое контрольное тестирование по истории и культуре родного края для 3 класса

Курс «История родного края» в своей основе преследует ряд конкретных целей -вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать как мож­но больше о св...

Отчёт о проведении предметно-методических недель в начальных классах Мыскаменской школы-интерната

Отчёт о проведении предметно-методических  недель в начальных классах Мыскаменской школы-интерната...

Материал для контрольной работы по предмету «История и культура родного края» в 1-4 классах

Тестовые задания для контрольной работы по предмету  «История и культура родного края» в 1-4 классах...