Джеогруыба
презентация урока для интерактивной доски (4 класс)

сценария мероприятия и презентация Джеогруыба

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyati1.docx185.16 КБ
Файл dzheorguyba_1422518183_90253.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «ДЖЕОРГУЫБА»

Цель:

- Сформировать у учащихся представление о культуре осетинского народа, и познакомит их с праздника «Джеоргуба»

Задачи:

-познакомить детей с традициями осетинского народа.

-развивать память и мышление у уч-ся

-обучать разным видам исследовательской деятельности

-воспитывать уважение к людям другой национальности

-формировать самооценку, умение доброжелательно оценивать других

Гипотеза для работы:

"Этот праздник уже давно стал всенародным. Нет ничего величественнее и значимее посыла, объединяющего республику в эти праздничные дни - молитвы о мире, спокойствии и благополучии родной земли. Обращаясь к Всевышнему, наши старшие вновь подадут пример молодым, как надо любить свой дом, как важно быть гостеприимным хозяином и радушным соседом. Мудрость народа, пронесенная через века, - это главное, что нас объединяет, что помогает жить в раздираемом противоречиями современном мире"

Оформление сцены: плакат, выставка книг, доклады детей, надписи с высказываниями о празднике. В углу сцены трехногий круглый столик.

Оборудование: проектор, костюмы для выступающих, декорации для сценок, трехногий стол и стул.

Вед.1. Народ Осетии! Пусть Единый Бог благословит каждого из нас! Пусть святой Уастырджи всегда сопутствует нам!

Вед.2. Ирыстоныадæм! Иунæгкадджын Хуыцауы хорзæх нæ уæд алкæйдæ! Сыгъдæг Уастырджи нын æххуысгæнæг уæд!

Вед.1. Добрый день, уважаемые гости и участники нашего праздничного мероприятия! Мы рады приветствовать вас в стенах нашей л юбимой школы, и приглашаем окунутся в атмосферу праздника наиболее почитаемого в Осетии Джеоргуыба.

Вед.2. Уæ бон хорз нæ зынаргъ уазджытæ æмæ нæ бæрæгбоны архайджытæ. Зæрдиагæй уын арфæ кæнæм æмæ уа хонæм нæ бæрæгбонмæ.

Уастырджийы зараг видеоролик

1.ученик. Как вы уже догадались, сегодня мы будем  праздновать наш народный

Праздник «Лагты дзуар»  -«Покровитель мужчин». Мы узнаем о истории возникновения этого праздника,об особенностях и обычаях празднования. Мы хотим, чтобы вы ещё больше гордились и любили свою малую Родину.

2ученик.

Джеоргуыба-праздник, посвященный осетинскому святому Уастырджи.

Уастырджи покровительствует мужчинам, путникам, защищает слабых и обездоленных, наставляет молодых на путь истинны

Праздник Джеоргуыба самый любимый праздник у народа Осетии, который отмечают лишь мужчины. В празднованиях участвуют представители всех национальностей, которые населяют республику. Этот праздник длится в течении недели ежегодно в конце ноября после осенних работ. Накануне праздника в воскресенье, по старинной традиции, закалывается животное для жертвоприношения. Это может быть бык или баран, в зависимости от размаха празднования, и этот день так и зовут «День закалывания быка»

В первый понедельник Джеоргуыба отмечается в семенном кругу. К праздничному столу подаются три традиционных пирога и голова заколотого животного, и после произнесения главой семьи молитвы, все мужчины усаживаются за столом. Женщины не принимают участие в празднованиях вместе с мужчинами, их место за отдельным столом. За столом, по обычаю первый тост произносится всевышнему, второй - его посланнику Уастырджи.

1мальчик.

Он был и он есть

И он будет всегда

Праздник Великий Джеоргуыба!

Нет не изменим традициям мы!

Так же как прежде духом сильны.

Мы победим лишенья и горе,

Нас воспитали кавказские горы.

Южной

Осетии дочки сыны,

Сердце в нас бьётся, а в нём Уастырджи.

Он защищает нас много веков,

С ним не боимся коварных врагов.

Он не покинет нас никогда,

Да здравствует праздник Джеоргуыба!!!

Увидишь наш праздник

Поймёшь навсегда

Как в осетинах Вера сильна!

Как веселится наш вольный народ

Как он танцует, как он поёт.

Сколько огня в наших глазах.

Сколько энергии в наших словах,

Но не бросают слов громких на ветер

Южной Осетии гордые дети.

Увидишь хоть раз

Будешь помнить всегда

Праздник Великий Джеоргуыба!!

(на сцену выходят за круглый стол три мальчика и начинают читать молитвы)

Бицоев. -Хуыцау, табуДæхицæн!

Годжиев. - Оммен, Хуыцау!

Бицоев. – Бирæадæм Дæмкувынц,

Хорздзинæдтæ Дæ курынц,

Æмæ хуыздæрæн кæй кувинæгтæ,

Кæй куывд айстай, уый æмбал мах дæр фæкæн.

Кæддæриддæр нын æххуысгæнæг куыд уа, уцы амонд нæ уæд!

Годжиев –Оммен Хуыцау!

Кодзаев - Бæрæгбон у, æмæ ныл афæдзай-афæдзмæ хуыздæрæй куыд цæуа, уцы амонд нæ уæд!

-Уастырджийы бонтæ сты, æмæ Уастырджи хуыздæр ахъаз кæмæн ракодта, мах дæр уый æмбал куыд уæм, ахæм амонд нæ уæд!

Годжиев - Оммен Хуыцау!

2.мальчик.

Кадджын,амонджын бæрæгбон!

Мах дæумæ табу кæнæм!

Курæм ныфс, бæркад нæ зæххыл!

Зон дæ ныфсæй мах цæрæм!

Ракæс, рафæлгæс ды дардæй,

Де уазæг нæхи кæнæм.

Тæх нæргæ,рæсугъд нæ сæрты,

Мах дæуæй зон,ард хæрæм

Вед.1. В остальные дни празднования принято ходить в гости к соседям. В некоторых селах жива традиция чередования проведения Джеоргуыба между соседями. В последний день торжества понедельник, происходит прощание с праздником до следующего года, которое опять же празднуют в семейном кругу.

( выключается свет, на экране появляется первый слайд «Легенда о том, как у осетин появился праздник Джеоргуыба»)

Саркисянц К. Ю. В те давние времена, когда горцы считали выше всех вершин Востока собственную честь, жили-были два друга. Одинаково статные и ловкие ДжиуæрЗассеты и ГуыбаАлборты были неразлучны. Часто вместе ходили и на охоту.

И вот однажды Джиуæр и Гуыба в лесу на поляне увидели резвящихся медвежат, которые, кувыркались, боролись, как два шаловливых брата-близнеца. Друзья невольно залюбовались ими. Гуыба осмотрелся и, не заметив поблизости медведицы, попытался поймать одного из медвежат, что почти удалось ему, но она вдруг набросилась на него сзади. Это произошло так быстро, что Гуыба не успел ничего предпринять и оказался под тяжелой тушей. Но Джиуæр не растерялся и выстрелил в зверя. Раненая медведица, громко зарычав от боли и злобы, кинулась на него. Джиуæр, бросив ружье, выхватил кинжал и по самую рукоять всадил в грудь медведицы. Истошно завопив, она рухнула на землю.

Так Джиуæр спас своего друга. Они принесли медвежат в село, и Гуыба рассказал старейшинам, как Джиуæр, рискуя жизнью, спас его от неминуемой гибели.

- Отныне Джиуæр мой названый брат, - этими словами Гуыба завершил свой рассказ.

Старцы одобрили его решение. Затем Гуыба созвал всех на богатый пир, во время которого Джиуæр и Гуыба дали клятву верности и побратались.

И собрались они опять в поход. Взмолились Богу и попросили, чтобы им сопутствовала удача, чтобы Святой Уастырджи помогал им в добрых начинаниях. Длинной была их дорога, на чужбине много препятствий оказалось на их пути, но друзья благодаря смекалке и отваге преодолевали их. Одним словом, Джиуæр и Гуыба выходили из любой беды благодаря взаимовыручке и доказали, что оба достойны нести святое имя "названый брат". Когда в этом не было уже и малейших сомнений, они решили вернуться на Родину. О, как затрепетали их сердца, когда они увидели родные горы! Откуда они могли знать, что на границе их ждет новое испытание. Сперва они далеко впереди заметили облако пыли, потом поняли, что навстречу им гонят огромное стадо крупнорогатого скота. Семеро всадников поспешно гнали быков и коров, то и дело оглядываясь назад - по всей видимости, боялись погони.

И обратился Джиуæр к Гуыба:

- Брат мой, нет сомнений - это похитители-разбойники. Они угнали скот из какого-то ущелья, тем самым нанесли обиду и нам. Разве мы можем дать им возможность безнаказанно уйти? Нам надо принять бой и отнять стадо. Ты согласен со мной?

- Ты прав, Джиуæр. Как мы будем смотреть в глаза друг другу и нашим соплеменникам, если проявим трусость?

И два названых брата повернули коней навстречу разбойникам. Те не ждали нападения спереди и на какое-то мгновение растерялись. Когда они спохватились, было уже поздно. Раздались выстрелы, и четыре всадника свалились с коней. С остальными тремя завязалась жестокая схватка. У Джиуæра в одной руке была сабля, а в другой кинжал. Как разъяренный тигр, бросился он на двух похитителей.

А Гуыба настигал третьего. Он боялся за друга и крикнул:

- Держись, брат! Я расправлюсь с этим проклятым Богом зверем и приду на помощь.

Гуыба с этими словами вонзил кинжал в сердце врагу, другие двое, увидев это, повернули лошадей и ускакали прочь. Но одного из них Джиуæр успел догнать и зарубить саблей.

- Один все-таки ушел, пусть места ему не будет на земле! - в сердцах сказал Джиуæр, - он наверняка поскакал за подмогой. Нам надо побыстрее собрать их оружие и гнать стадо в ущелье Учелет, там уже родная земля.

Когда названые братья приблизились к ущелью, Джиуæр заметил погоню. Он понял, что вдвоем они не смогут выстоять. Надо было что-то предпринять, чтобы хоть один из друзей спасся.

Вход в ущелье был очень узким, с обеих сторон громоздились высокие скалы. Джиуæр обратился к Гуыба:

- Брат мой, нам понадобятся отвага и мужество. За нами большая погоня. Заряди все ружья и сложи их за утесом у входа, а потом быстрее гони скот. Я задержу погоню. За ущельем уже Кударгом. Услышав выстрелы, жители поспешат к нам на помощь.

- Джиуæр, мой названый брат, как я могу оставить тебя одного против такого врага? Мы будем сражаться вместе, и если нам суждено умереть, то умрем вместе.

Джиуæру приятно было услышать такие слова, и он сказал:

- Я благодарен Богу, что у меня есть такой храбрый брат. Но я старше, и ты должен послушаться меня. Сделаем, как я сказал. За меня не бойся, до подмоги я продержусь.

Гуыба больше не возражал, он крепко обнял брата и погнал стадо.

Джиуæр зашел за утёс, взвел курки и взмолился:

- О Всевышний Великий Бог! Пусть беды и печали обходят родную землю стороной. Озлатокрылый Уастырджи, собираясь в поход, мы принесли тебе в жертву быка. Тебе, как покровителю путников, мы доверили свою жизнь и судьбу. И весь наш путь был охраняем тобой. Мы просим и дальше не лишать нас своего покровительства.

Обращаюсь к тебе с милостивой просьбой охранять моего брата в пути, чтобы он невредимым добрался до дому.

Себе же молю, чтобы не умер в схватке с врагом позорной смертью. Сделай так, чтобы на ущелье опустился густой туман.

Уастырджи внял этой просьбе - у входа в ущелье осел такой туман, что все погрузилось во мрак. Цокот копыт приближался. Как только показался первый всадник, Джиуæр выстрелил в него почти в упор. Враги тоже открыли беспорядочную стрельбу. Многие из них нашли свою смерть от пуль Джиуæра, но и сам он был тяжело ранен. Однако мысль о том, что он смог задержать погоню, словно облегчала его боль. Гуыба, наверное, уже вышел из ущелья, - промелькнула в голове мысль.

Джиуæр снова снял папаху и взмолился:

- О Уастырджи, я благодарен тебе за помощь. Теперь я могу умереть со спокойной душою. Но прошу выполнить, если это возможно, мою последнюю просьбу. Пусть камнепад закроет вход в ущелье. Сделай так, чтобы враги не надругались над моим телом, чтобы я еще живым попал на родную землю.

После этих слов Джиуæра вдруг стало светло. С неба на белом коне опустился Уастырджи, как пушинку поднял Джиуæра, посадил к себе на коня и взлетел в небо. Опять опустился туман, подул сильный ветер, разразилась гроза. Сошла огромная лавина, камни закрыли вход в ущелье и перекрыли русло горной речки. Ущелье заполнилось водой, образовалось глубокое озеро. Озеро это - Къозыцад - существует и сегодня, с водой кристальной чистоты, а вокруг растут стройные высокие ели.

Увидев это, враги в панике бросились бежать, оставив на поле брани убитых и раненых.

К этому времени Гуыба пригнал стадо в Кударгом. Как раз подоспела подмога. И тут Уастырджи спустился и положил Джиуæра рядом с Гуыба. Подстелил под раненым свою бурку и снова взмыл в небо. Всадники, прискакавшие по тревоге, тоже стали свидетелями этого чуда.

Силы стали покидать Джиуæра, но он успел еще сказать:

- О, добрые люди, я умираю, но умираю с чувством исполненного долга. Я благодарен Богу и Уастырджи за все, я счастлив, что оставляю после себя верного брата и храброго воина.

Святой Уастырджи внял моей последней просьбе, помог мне, и я еще увидел вас, увидел родные горы. Теперь я могу спокойно и с чистой совестью умереть на земле моих предков. Но перед смертью у меня есть последняя просьба ко всем вам, моим соплеменникам: на второй день после моих похорон сделайте большой куывд. Зарежьте белого быка из вызволенного нами стада, пошлите гонцов с приглашением во все концы Осетии. И пусть праздник в честь святого Уастырджи продлится семь дней, ведь 7 - самое благодатное, богоугодное число. Танцуйте и пойте, восхваляйте покровителя мужчин, путников, чтобы и наши потомки никогда не забывали о сегодняшнем дне.

Пусть наша молодежь будет достойна своих предков. Тогда даже в самые трудные и опасные времена для Родины Уастырджи всегда придет на помощь и будет нашим заступником и покровителем. И еще я прошу у Уастырджи, чтобы оберегал и охранял

путников. Пусть они всегда находятся под его крылом, пусть наша жизнь будет угодна ему.

После этих слов Джиуæр приподнял голову. Гордым взором он окинул родные горы, последний раз посмотрел в небо, куда поднялся Уастырджи. Затем на руках у Гуыба испустил дух.

Проводить Джиуæра в последний путь прибыли люди со всех уголков Осетии и похоронили его с большими почестями, бурку Уастырджи тоже положили с ним. В его память устроили скачки, в которых участвовало больше сотни лучших наездников.

На второй день, по завещанию Джиуæра, сделали куывд. Он длился семь дней. Старейшины обсуждали, кого посадить за старшего хистара стола в такой торжественный праздник. Выбор пал на БатразаХъæцмæзты, потому что как-то после удачной охоты он обедал с самим Уастырджи.

Вот с тех пор в Кударгоме первый тост произносят за СтырХуыцау и Уастырджи, а второй - за «хохыæмæбыдырызæдтæ».

Вот с тех пор осетины каждый год в это время в честь Джиуæра и Гуыба устраивают куывд, совершают жертвоприношения. Обращаются к СтырХуыцау и Уастырджи.

Праздник, который длится 7 дней, начинается в воскресенье, в этот день режут быка. Каждая семья заранее готовится к празднику, приглашают соседей, родственников. Куывд устраивает каждое село, каждое ущелье.

Джиуæргуыба - один из самых почитаемых праздников в Иристоне. Он стал всеобщим праздником, независимо от национальной принадлежности. Даже за пределами Осетии некоторые народы стали отмечать этот праздник, но не так широко, как у нас.

Старожилы вспоминали и о том, что когда Уастырджи поднял Джиуæра в небо, враги, оставшиеся в живых, поменяли название своего села. До сих пор это село так и называется - Ирыхъæу, хотя там не проживает ни один осетин. Оно находится недалеко от Квайса, в семнадцати километрах от границы Иристона.

В Осетии существует огромное количество мест, посвященных Уастырджи. Их упрощенная классификация включает дзуары, в данном случае – места незримого присутствия святого покровителя, и кувандоны – места моления ему (обычно располагаются вблизи дорог и на перевалах). Понятно, что в этой системе главенствующее положение занимают дзуары. Большая часть из числа наиболее почитаемых представляет собой зальные постройки. Коротко рассмотрим некоторые из них.

Джеры дзуар (с. Джер, ущелье Чысыл Леуахи) – средневековый православный аланский храм зального типа с вписанной апсидой и пристроенной впоследствии двухэтажной колокольней (фото 1). 

1. Джеры дзуар в с. Джер (ущелье Чысыл Леуахи)

.

Дзывгъисы Уастырджи (с. Дзивгис, Куртатинское ущелье) – церковь святого Георгия. На севере Осетии это единственный храм с выступающей полуциркульной апсидой(фото 2).

2. Церковь святого Георгия (Дзывгъисы Уастырджи) в с. Дзивгис (Куртатинское ущелье)

 Датируется временем не позднее XIV века. Дзывгъисы Уастырджи имел очень высокий статус общеущельной святыни. Праздник его также приходится на Джеоргуыба.

Дзуар связан с находящейся поблизости наскальной крепостью. Согласно преданиям, записанным в конце XVIII века, здесь был пещерный монастырь, и еще долгое время сохранялись церковные облачения, книги и утварь.

При храме находится средневековое церковное кладбище. Археологами раскопано два погребения, одно из которых датируется XIV веком.

Дагомы заронд Уастырджи (с. Дагом, Алагирское ущелье) – средневековый христианский храм, выполненный в характерном архитектурном стиле, объединяющем большое количество церковных памятников Осетии. Находится на окраине с. Дагом, непосредственно над святым местом Мадизæн, являвшимся одновременно общеосетинским верховным судом, где разбирались наиболее сложные дела, в том числе примирение кровников. Решения, принятые на Мадизæн у дзуара Уастырджи, считались окончательными и обязательными для исполнения. Авторитет дагомского суда был настолько высок, что в поисках правды сюда обращались люди не только со всей Осетии, но и из-за ее пределов.

В случае начала боевых действий именно у стен Дагомского храма собиралось ополчение колена Кусагонта (селения Дагом, Урсдон и Донысар) и отсюда отправлялось в поход (балц) или для защиты своей территории.

 4. Святилище Реком в Цейском ущелье

4. Святилище Реком в Цейском ущелье

Подобно Джеры дзуару, Дагомский храм обладал особой благодатью, и сюда приводили для излечения душевнобольных и бесноватых.

Къобы Уастырджи (с. Коб, Дарьяльское ущелье) – средневековая церковь, посвященная святому Георгию. Расположена в верховьях р. Терек, на территории Тырсыгомского общества, непосредственно над некогда важнейшей стратегической дорогой Алании, известной теперь как Военно-грузинская. Покровительства Къобы Уастырджи призывали не только путники, следовавшие через Крестовый перевал, но и мужчины всей Осетии.

Тербаты Уастырджийы дзуар (с. Тапанкау, Туалгом) (фото 3). В верховьях Льядонского ущелья, над селом Тапанкау, находится знаменитый Тербаты Уастырджийы дзуар, или Хохы дзуар. В его кладку положены травертиновые (известковый туф) блоки, использовавшиеся при строительстве раннесредневековых храмов Туалгома. Блоки Хохы дзуара вторичного использования и взяты из кладки древнего православного храма, расположенного высоко над ущельем (более 3000 м), на отроге горы Теплихох. Подобная практика переноса камней при постройке нового культового сооружения символизировала преемственную связь со старой святыней и одновременно освящение новой.

Необходимо сказать и о главной всеосетинской святыне – цейском Рекоме 

4. Святилище Реком в Цейском ущелье

(фото 4). Почитаемость его была столь велика, что отмечалась большинством сторонних наблюдателей Первоначально цейский Реком являлся церковью, посвященной Святой Троице. С потерей литургического значения храм постепенно становится местом почитания Уастырджи.

В Осетии сохранилось значительное число других средневековых православных храмов, посвященных Уастырджи – святому Георгию. Они расположены в селах Исакыкау, Сунис, Шиндара, Зиулет, Гуфта, Рук, Гезуерт, Дзарцем, Лац, Садон и др. Те из них, которые в силу объективных причин теряли литургическое значение, продолжали почитаться как дзуары – места особого присутствия святого.

Уастырджи посвящены не только храмы, но и нерукотворные места поклонения. К примеру, особо почитаемое всеми жителями Осетии святое место Хетаджы дзуар – храм Хетага, или Хетаджы Уастырджи – Уастырджи Хетага. Это островной реликтовый лес практически идеально круглой формы, площадью около 13 га в Алагирском районе. Явление рощи посреди Алагирской равнины – классический образец чуда святого Георгия, совершенного в ответ на молитвенное обращение человека, оказавшегося в беде, в данном случае Хетага.

Значительная часть храмов, возводившихся в осетинских селах, посвящалась святому Георгию. Приведем их перечень.

– с. Корнис (Знаурский район, Южная Осетия), церковь XIX в. Разрушена в советское время;

– с. Бекмар (Знаурский район, Южная Осетия);

– с. Цру (Чимасгом, Южная Осетия), церковь построена между 1860 и 1870 годом. Восстановлена в 2007 году при поддержке президента Южной Осетии;

– с. Рук (Цалагом, Южная Осетия), в советский период церковь использовалась как пекарня. В настоящее время восстанавливается усилиями фамилии Плиевых;

– с. Тли (Тлигом, Южная Осетия), церковь построена в первой четверти XIX века. По сохранившимся сведениям, участие в создании храма принимал известный писатель и просветитель Иван Ялгузидзе (Габараев);

– с. Зарамаг (Туалгом, Северная Осетия), церковь построена в 1849 году на месте средневекового аланского храма. Новое здание освящено в 1888 году;

– с. Галиат (Уаллагком, Северная Осетия), церковь освящена в 1855 году. По рассказам местных жителей, в 1930-е годы разрушена комсомольцами. Все участвовавшие в разрушении погибли на фронте;

– с. Кесатыкау (Туалгом, Северная Осетия), освящена в 1857 году. Построена на месте средневекового аланского храма;

– с. Ардон.Прежде на территории города располагались селение Ардон, населенное осетинами, и казачья станица Ардонская. В станице в 1848 году сооружена деревянная церковь, а в 1901 году освящена новая, ныне действующая. В селении храм освящен в 1857 году. Уничтожен;

– с. Батако, церковь освящена в 1864 году. В 1918 году взорвана и сожжена. Развалины храма попытались разобрать в советское время, но этого не допустили сельчане;

– с. Нар,церковь освящена в 1879 году. После закрытия использовалась под различные нужды. Сейчас восстанавливается;

– с. Стур Дигора (Дигорское ущелье), освящена в том же 1879 году. Используется в качестве спортзала;

– с. Ольгинское, церковь освящена в 1884 году. Уничтожена;

– с. Новый Урух, церковь освящена 1889 году. Уничтожена;

– с. Ход,церковь-школа, освящена в 1900 году. Приписным к ней был Георгиевский молитвенный дом в с. Згид;

– г. Беслан,освящена в 1902 году. Уничтожена большевиками.

Бесланская церковь святого Георгия, освященная в сентябре 1902 года, стала последним православным храмом, возведенным в Северной Осетии до советского периода. Она считалась украшением села. Возле церкви, на площади, располагались две школы: одна – для мальчиков, другая – для девочек.

Михаил Мамиев,
кандидат исторических наук

Вед.2. Иунæг бæрæгбон дæр ирон адæмы хсан афтæ никуы ацыд, цæмæй дзы ма уа ирон хъазт æмæ зард.

Вед.1. Язык музыки и танца не нуждается в переводчиках. Чтобы их понять, нужно лишь страстное сердце и чуткая душа.

(Хонгæ кафт )

Вед.2. Вслед за прекрасным танцем, мы предлагаем вашему вниманию юмористические отрывки в исполнении наших маленьких актеров. ( детские сценки)

Вед.1. Осетинской песни аромат и танца сдержанность и слад смотреть и слушать мы подряд готовы час, а может пять.

(Песня «Уыг» «Скъоладзау»)

Вед.2. Ахудут та махимæ. Байхъусæм арфæйы хабæрттæм

(скъуыддзаг амыранай.)

Мæ Ирыстон! Ахæм бæста дунейыл кæм ис? Диссаджы адæм дзы уарзонæй цæрыц. Ирæттæ хохы дзуæрттæм кувынц. Кæхцыты бонты Хуыцæуттимæ дзурынц. ДЖЕОРГУЫБАмæ æнхъæлмæ касынц.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Праздник « Джеоргуыба »

Слайд 3

Уастырджи – повелитель путников Уацилла – повелитель урожая Фсати – повелитель лесных зверей Куырдалагон – повелитель кузнецов Тутыр – повелитель волков Галагон – повелитель ветра Гатаг – повелитель рек Донбетр – повелитель морей Барастыр – повелитель страны мертвых Сафа – повелитель домашнего очага Ноябрь – Джеоргуыбайы мæй

Слайд 4

Уастырджи

Слайд 5

Цей

Слайд 6

Храм Георгия Победоносца

Слайд 7

Георгий Победоносец ( Каппадокийский ) ( греч. Άγιος Γεώργιος ) — христианский святой , великомученик , наиболее почитаемый святой этого имени . Пострадал во время правления императора Диоклетиана , после восьмидневных тяжких мучений в 303 ( 304 ) году был обезглавлен