Рабочая программа по курсу "Социокультурные истоки".1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Шабанова Валентина Александровна

Рабочая программа по курсу  "Социокультурные истоки"1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура методических материалов программы

«социокультурные истоки»  по курсу повышения квалификации

 «Социокультурные истоки».

Выполнила:

Шабанова Валентина Александровна

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №8

с углубленным изучением отдельных предметов»,

учитель начальных классов.

Форма обучения – дистанционная.

Научный руководитель:

Кузь Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент.

Новосибирск 2018 г.

Рабочая программа «Социокультурные  истоки» 1 класс

Пояснительная записка

Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук. Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Общая характеристика учебного предмета

Представляемая программа развивает социокультурную основу учебно-воспитательного процесса начальной школы. Программой предусмотрено активное приобщение преподавателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным категориям, изучаемым в предмете «Социокультурные истоки». В программе реализуются три методологические линии социокультурного системного подхода к истокам в образовании:

1. Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего на основе социокультурных принципов;

2. Развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Социокультурные и стоки»;

3. Развитие управленческих и коммуникационных способностей, психических функций от восприятия до анаграммы с целью достижения значимых социокультурных результатов.

Принципы социокультурного пространства и времени лежат в основе преемственности социокультурного опыта. На занятиях происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее, что позволяет подключить к воспитательному процессу в равной степени преподавателей, учащихся начальной школы и их родителей. Все субъекты воспитательного процесса – и взрослые, и дети – развиваются в равной степени.

В 1995 г. социокультурный системный подход признан Российской Академией Естественных наук. Курс «Социокультурные истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Социокультурные истоки» в рамках начальной школы.

Место предмета «Социокультурные истоки» в учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану начального общего образования и учебному плану МАОУ СОШ № 8, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Социокультурные истоки» отводится 1 час в неделю во всех 1-х классах, который выделен из инвариантной части.

Ценностные ориентиры учебного предмета

Главным социокультурным результатом для учащихся начальной школы является создание своей первой книги. Согласно социокультурному системному подходу воспитание есть непрерывный процесс развития социокультурного опыта индивидуума, группы, общества. Предлагаемая программа, являясь неотъемлемой частью данного подхода, развивает идею активного воспитания.

Главными целями программы являются:

  • Присоединение учащихся и их семей через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям;
  • Переструктурирование социокультурного пространства и времени;
  • Активное освоение социокультурных категорий на основе преемственности с курсом «Социокультурные истоки»;
  • Развитие целостного восприятия, чувственной сферы, элементов мышления, управленческих и коммуникационных способностей.
  • Развитие мотивации учащихся к самосовершенствованию и самоутверждению.
  • Создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ.
  • Формирования ресурса Успеха.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные задачи/результаты

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

6. Формирование привычки к рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные результаты

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию.

2. Приобщение детей к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, то есть:

• структурировать время;

• анализировать информацию и осуществлять выбор с целью самоутверждения;

• стратегически мыслить; определять основу (стержень) личностного развития;

• воспринимать значимые социокультурные результаты;

 • своевременно действовать с целью достижения конкретных результатов;

• аккумулировать ресурс успеха как ситуационный, так и стратегический;

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера.

9. Выработка коммуникативных умений: - общения на едином аналоговой уровне (освоение первых элементов);

• присоединения;

• толерантности;

• развития единого контекста в группе;

• развития целостного восприятия (смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать партнеров по общению).

Предметные результаты 

1. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

2. Развитие воссоздающего воображения.

3. Обучение адекватному восприятию читаемого.

4. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.

5. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано.

6. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.

Содержание программы.

Программа внеурочной деятельности «Социокультурные Истоки » охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.

1 класс.

Содержание первого класса, в основном, сосредоточено на понимание сути Истоков. Система духовно – нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий «Слово», «Образ», «Книга», которые дают представление о «Мире»: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно – нравственном).Содержание курса первого классапредставляет собой своеобразную Азбуку Истоков.Тема «Мир», помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры, как мир людей ее созидающих. Тема «Слово» раскрывается посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным. Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Тема «Образ» наполнена содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ». Тема «Книга» позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.

2 класс.

Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. Во втором классе внеурочный курс «Социокультурные Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.

3 класс.

В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Тематика программы в 3 классе является продолжением изученного в 1-ом и 2-ом классах. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.

4 класс.

В четвертом классе курс призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «Социокультурные Истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно понять жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы.

1 класс   33 часа

Мир (9 часов)

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.

ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.

СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

Слово (8 часов)

СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.

ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

ЮЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг Святое Слово.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе Слово Доброе дело.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.

ЧАША ЖИЗНИ, Жизнь. Любовь Добрые дела.

Образ (8 часов)

РОДНИК. Род. Родник. Родное слово. Родная земля. Родина. Родник - начало жизни. Живая вода Святой источник. Святая вода.

ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой благоверный князь Александр Невский - солнце земли Русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

Книга (8 часов)

КНИГА. Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.

КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.

ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение - сердечный дар Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.

ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.

Базовый социокультурный ряд

Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. Дap. Истоки. Родная земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди. Народная песня. Герб. Щит. Щит - совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце земли Русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книги.

2-й класс    35 часа

Родной очаг (10 часов)

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД-люди, происходящий от одного предка. Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ - территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы (8 часов)

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива - творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота лесаТайны лесаСказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море - конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной (8 часов)

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души (9 часов)

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена словаСлово-молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздникаПочему праздник называют труд душиГлавные праздники года.

КНИГА. Библия - Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА - образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как иконапомогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человекаХрам хранит труд многих людей.

Базовый социокультурный ряд

Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение бремени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.

3 класс  35 часа

Тема Вера» (10 час.)

ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.

ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Что означает - жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.

ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон преподобному. 

Тема «Надежда» (8 час.)

НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.

СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.

ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).

ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.

Тема «Любовь» (10 час.)

ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.

МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость от любви исходит.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

РАСКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Раскаяние ведет к очищению. Раскаяние любви учит.

Тема «София» (7 час.)

УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.

ИСТИНА - неложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.

ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. София - Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.

Базовый социокультурный ряд

Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Раскаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.

4 класс 35 часа

Традиции образа (9 часов)

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи, общества?

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.

Мать как душа семьи. Хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная. Крестная, богоданная, названная.

Род. Родоначальник и родословие. Виды родословной.

Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры – живая память Отечества. Святая Русь.

Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.

Мир. Мир – белый свет. Мир – согласие. Мир – сообщество. Правила мирского самоуправления.

СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя. Художественный и духовный язык образов Спасителя.

Образы Богородицы. Образ Покрова в отечественной традиции.

Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель человека, семьи, храма, страны, народа.

СВЕТЛЫЕ ОБРАЗЫ. Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло - черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце - образы просветителей.

Образы праведников и мудрецов. Святые, бессеребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.

Образы-символы: крест купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

Традиции Слова (7 часов)

СВЯЩЕННЫЕ СЛОВА. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

СЕРДЕЧНЫЕ СЛОВА. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения.

Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прошения.

ЧЕСТНЫЕ СЛОВА. Правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь: не все, что думаешь, говори.

Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.

Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.

Традиции дела (9 часов)

ТРУД. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора.

Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам Мастер - золотые руки.

Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

СЛУЖЕНИЕ. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, зашита Веры. Отцы-командиры. Полководцы.

Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.

Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

ТВОРЧЕСТВО. Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.

Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.

Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Традиции праздника (10 часов)

ГУЛЯТЬ ВСЕМ МИРОМ. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.

Общинные праздники; братчины обетные. заветные. Всеобщее примирение и веселие.

Престольный праздник; литургия, молебен, крестный ход, гостевание. ярмарка, гулянье.

РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины - наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников.

ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники - общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.

МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники - важная часть народной праздничной культуры. Пасха – праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.

Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.

Базовый социокультурный ряд

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага, крестная мать. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир-согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Пакров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

Учебный курс «Социокультурные истоки» 1-й класс. Азбука истоков «Золотое сердечко»

Учебный курс «ИСТОКИ» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие Истоки. Базовое содержание курса «ИСТОКИ – 1» объединено в четыре тематических блока – Мир. Слово. Образ. Книга. Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе «ИСТОКИ» имеют первостепенное значение. «Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги: 1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть). 2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте прог-раммы «Истоки» для первого года обучения (содержательная часть). 3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу. В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова является главным мотивирующим фактором в развитии ребенка. В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность). Тема «Мир» помогает преподавателю осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе. Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка: Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Золотое сердечко живет добрым, честным, святым словом. Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей». С первого класса ИСТОКИ развивают способность ребенка различать Образ и безобразное. В «Азбуке Истоков» представлены образы защитников Отечества (святого Георгия Победоносца, Русских богатырей, святого князя Владимира, святого Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы.

Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книги – живое существо.

Главными целями курса «Истоки» в 1-ом классе являются:

  • освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
  • развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
  • развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.

Содержание курса 33 часа

Мир (9 часов) СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность. МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар. ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека. СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть. РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

Слово (11 часов) СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом. ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова. ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе слово. Доброе дело. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. ЧАША ЖИЗНИ. Жизнь. Любовь. Добрые дела. 

Образ (8 часов) РОДНИК. Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода. ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

Книга (8 часов) КНИГА. Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец. КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя.

Первая книга. Мир книги. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги. БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. Дар. Истоки. Родная земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди. Народная песня. Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книги.

1 класс «Здравствуй, школа!» Курс «Воспитание на социокультурном опыте» в 1 классе позволяет осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе. Воспитательная работа, проводимая достаточно эффективно в дошкольных учреждениях, находит логическое развитие в начальной школе. Благодаря введению данного курса в первом классе дети из ресурсно-успешной среды дошкольного образования без разрыва переходят в подобную среду учебной организации. Успех экологичного перехода в начальную школу во многом предопределен главной особенностью данного курса. ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ основано на системе вознаграждения за достигнутые результаты. Первым значимым социокультурным результатом в начальной школе является первое Слово, подаренное людям. Уже в первом классе дети способны различать Слово и Образ с большой буквы, способны наполнять данные категории социокультурным содержанием. Все значимые результаты находят отражение и развитие в создаваемой детьми Книге. В первом классе дети начинают работать над своей ПЕРВОЙ КНИГОЙ. Этой увлекательной работой они будут заниматься четыре года, и по итогам начальной школы созданная Книга может стать главным результатом социокультурного развития каждого ребенка. Возможно, ПЕРВУЮ КНИГУ дети будут любить и помнить всю свою жизнь. Возможно, яркие образы, мудрые мысли и главные выводы из этой Книги они смогут передать следующему поколению. С первого класса в воспитательном процессе осуществляют совместную деятельность учащиеся, родители, воспитатели и преподаватели. Курсом предусмотрено устранение разрыва школа-родители. Более того, в данной программе родители мотивируются на совместную деятельность. Уже в первом классе родители могут задуматься над особым социокультурным содержанием осваиваемых категорий и постараются не отстать от своих детей. Программой курса в первом классе предусмотрено участие родителей во всех девяти занятиях. При использовании активных форм обучения данный курс благополезен для воспитателей, преподавателей, учащихся и родителей. Все являются активными участниками единого воспитательного процесса.

Програмно - методическое обеспечение:

1. Истоковедение. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009.

2. Рабочая тетрадь.

Тематическое планирование учебного курса «Азбука Истоков. Золотое сердечко» (1 класс) /33 часа/

Дата

Тема урока

Содержание

Основные понятия

Мир (9 часов)

07.09.

1.

Введение в предмет. Солнышко, мама и папа.

Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв. Различные названия и начертания букв. Строчные и прописные буквы. Рукописные шрифты, буквицы.

Родители. Мама. Папа. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность.

14.09.

2.

Мир и лад (поле, школа и семья).

Смысл и значение слова. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв?

Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод.

21.09.

3.

Истоки и школа.

Что обозначает слово? (Имена существительные – без терминологии.) Общее и конкретное значение слов. Слово-образ. Слово-символ. Слово-имя. Имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)

Колокол. Язык. Книга. Истоки. Отечество. Имена. Уважение к старшим. Школа.

28.09.

4.

Дар (Рождество).

Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление.

Дар. Божий дар. Благодарение. Поздравление. Праздник.

05.10.

5.

Истоки и радуга.

Откуда берутся слова? Связь и общее происхождение слов. (Корни слов.)

Истоки. Живительная сила. Родная земля. Родное слово. Родной очаг. Радуга. Сияние истоков.

12.10.

6.

Сказки А.С. Пушкина.

Сказочные слова и присказки. Каковы отличия сказочной речи от обыденной?

Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость.

19.10.

7.

Родной край.

Имя края. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Происхождение названий.

Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня.

26.10.

8.

Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец).

Героические слова. Слова верности. Слово-действие. (Глаголы – без терминологии.) Что значит «Ищи мира»? Как это делать?

Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец.

09.11.

9.

Святыни России. Илья Муромец.

Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с краем?

Богатырь. Добро. Храбрость. Родная земля. Мир.

Слово (11 часов)

16.11.

10.

Обобщающий урок (Память).

Что более всего запомнилось из пройденного содержания?

Добрая память. Долгая память. Память сердца.

23.11.

11.

Слово.

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией.

Слово. Бесценный дар. Свет. Добро. Слово и дело.

30.11.

12.

Весна и слово.

Слово – сравнение, описание. (Прилагательные – без терминологии.) Метафоры. С чем можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, ищем сравнения.

Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение.

07.12.

13.

Золотое сердечко.

Пять талантов Золотого сердечка. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.

Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.

14.12.

14.

Серебряное копытце.

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

Добро. Доброе слово. Доброе дело.

21.12.

15.

Честное слово. Добрыня Никитич.

Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.

Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

11.01.

16.

Слово о родителях.

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

18.01.

17.

Святое слово. Алеша Попович.

Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова- помощники. (Предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова- помощники в тексте – зрительно и на слух.

Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

25.01.

18.

Чаша жизни.

Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Правописание слов с большой буквы.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

01.02.

19.

Обобщающий урок (Внимание)

Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаем от учебного или физического труда? Нужно ли расширять свой кругозор? Внутренний мир.

Внимание. Умение слушать и слышать. Любознательность. Усердие в учебе. Заботливость. Сердечное внимание.

08.02.

20.

Экскурсионно-тематический урок.

Образ (6 часов).

15.02.

21.

Родник.

Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. (Синонимы, антонимы – без терминологии). Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли.

Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

01.03.

22.

Образ Родины.

Похожие слова. Корень слова. Другие части слова, которые могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

15.03.

23.

Образ защитника Отечества.

Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения на подбор слова в правильной форме.

Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Подвиг.

22.03.

24.

Образ праздника (День Победы).

Передача мудрого и доброго слова через книги. Устная передача – предания, сказки, песни. Почему говорят, что «слово из песни не выкинешь»? Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева.) Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания: почему они так называются? Примеры.

Образ праздника. Великая Победа. Святая память.

05.04.

25.

Обобщающий урок (Мышление).

Как уроки «Истоков» помогают нам учиться мыслить самостоятельно? Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы? Что значит «чистые мысли»?

Мысль и слово. Мысль и образ. Образная мысль. Образ мыслей. Чистые мысли.

12.04.

26.

Экскурсионно-тематический урок.

Книга (7 часов).

19.04.

27.

Книга.

Разнообразие книг. О чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.

Книга – живое существо. Добро и красота. Творец.

26.04.

28.

Книга книг.

Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в Древнем Риме, святые братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

Книга книг. Библия. Библиотека. Собирание библиотеки. Связь поколений.

03.05.

29.

Живое слово книги.

Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар.

10.05.

30.

Первая книга. Мир книги.

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.

Слово. Образ. Мир. Добро. Дом. Книга. Истоки.

17.05.

31.

24.05.

32.

Годовой обобщающий урок (Речь).

Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка. Что значит «говорить от чистого сердца»?

Чистое сердце. Чистая речь. Доброе слово.

31.05.

33.

Заключительный экскурсионно-тематический урок.

Методические и учебные пособия

  1. Азбука Истоков « Золотое сердечко». .Методический комментарий (Истоковедение. Том 5.Издание 4-е, дополненное, 2012, с. 35-56).
  2. Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко.
  3. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2015).
  4. А.В. Камкин Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2015).
  5. А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2015).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Истоки" для 2 класса

В рабочей программе представлена пояснительная записка курса "Истоки" для 2 класса и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для учащихся 1 класса

Рабочая программа разработана на основе программы "Истоки" доктора педагогических наук А.Камкина. Цель курса: развитие системы духовно-нравственных ценностей у детей. Направленность: социально-педагог...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, КТП по курсу внеурочной деятельности "Истоки"...

Рабочая программа ВНД. "Социокультурные истоки", 1-4 классы

Пояснительная записка и КТП к курсу ВНД "Социокультурные истоки" для 1-4 классов...

Рабочая программа межпредметного модуля Истоки 1 класс

Рабочая программа  межпредметного модуля Истоки  1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки нравственности» 4 класс 2018 – 2019 учебный год

Цель курса: создать условия для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников. З...