Материалы для конкурса "Учитель года Кубани 2023"
методическая разработка (3 класс)

Казакевич Юлия Васильевна

конкурсное задание "Разработка учебных задач в рамках конкурса "Учитель года Кубани 2023"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uchebnyh_zadach.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 имени Луначарского МО Тимашевский район

Конкурсное задание «Разработка учебных задач»

в рамках конкурса «Учитель года Кубани по кубановедению»

Автор: учитель кубановедения

Казакевич Юлия Васильевна

2022-2023

Разработка учебных задач для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по кубановедению на примере темы

«С верою в сердце»,

представленной в учебнике «Кубановедение». 3 класс.

Учебное пособие для 3 класса. Авторы М. В. Мирук, Е. Н. Ерёменко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич

Допущено министреством образования и науки Краснодарского края. ФГОС.

ОИПЦ «Перспективы образования», 2020

Технологическая карта

Тема урока

«С верою в сердце»

Цели

  1. Изучение духовных истоков православных традиций кубанского казачества, являющихся основой верности, стойкости и мужества защитников Кубани, России.
  2. Развитие  интереса к изучению истории Краснодарского края через систематизацию   знаний о православных традициях кубанского казачества.
  3. Воспитание чувства патриотизма и любви к своей малой родине.

Тип урока

Открытие нового знания

Задачи

образовательные: формировать у учащихся знания о православных традициях кубанского казачества, передающихся из поколения в поколение  через произведения литературы, музыки, архитектуры и изобразительного искусства;

развивающие: развивать аналитические способности при работе с информацией, речевые возможности,     коммуникативные умения работать в парах, группах.

воспитывающие:  воспитывать у учащихся преемственность поколений на примере  сложившихся духовно – нравственных ценностей кубанского казачества; воспитывать уважение к культурному наследию своей малой родины.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: учащиеся познакомятся с религиозными  традициями народов Кубани,   научатся работать с учебником, с дополнительными источниками информации, получат возможность анализировать информацию и составлять алгоритм действий.

  Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на  вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

 Личностные: осознают необходимость сотрудничества и взаимопомощи; научатся ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков в соответствии с религиозными и общепринятыми нормами, воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде, проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; музыкальные произведения; учебники, презентация к уроку, «Лента времени», рисунки и фоторафии храмов, схемы для составления задач.

Основные понятия и термины

Православная вера, православные храмы, золотые купола, звонница, звонарь, колокольный звон: блАговест, набат, перебор, перезвон, трезвон.

Межпредметные связи

Музыка, литературное чтение, математика, история, русский язык.

Формы деятельности учащихся

поисково –аналитическая деятельность, проектная и традиционная,

фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Структура учебных задач

Деятельность учащихся

УУД

Организация и мотивация к учебной деятельности

Приветствие учащихся.

Слушание песни композитора  В. Г. Захарченко «Колокольный звон» в исполнении Кубанского казачьего хора. На фоне музыкальной композиции идет слйд-шоу: фотографии православных храмов Кубани.

Обобщение сказанного учащимися, акцентирование внимания на верном ответе.

Первая учебная задача.

Мотивация. Постановка цели.

Информация подана в виде музыкального произведения и фото изображений.

Вид учебной деятельности:  осмысление музыкального искусства «настрой себя на нотки разговора».

Вы прослушали музыкальное произведение композитора Виктора Гавриловича Захарченко. Эта песня в исполнении Кубанского казачьего хора начинается с колокольного звона и  слов:

Колокольный звон над землёй плывёт,

А в монастыре братский хор поёт.

- Господи, помилуй!

  1. Догадайтесь,  кого  назвали  «братский хор»? Чем объединены поющие люди?
  2. О чём молится народ?
  3. Какова тема нашего урока?

Найдем подтверждение ваших слов в учебнике на стр. 48. Прочитайте первый абзац.

Вывод. Кубанские казаки – православные. Их объединяет одна православная вера. С верою в сердце, «с молитвой в душе казак и хлеб растил, и Отчизну защищал, и храмы строил».

Поздоровались с учителем, сели за парты.

Смотрят слайд-шоу в сопровождении музыкального произведения В. Г. Захарченко «Колокольный звон», идёт эмоциональный настрой на урок-разговор.

Дают ответы в свободной форме.

Читают первый абзац в учебнике и делают вывод.

Предметные: осмысливать слова и мелодию звучащей песни В. Г. Захарченко  «Колокольный звон».

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками определять тему урока на основе анализа прозвучавшей информации.

Коммуникативные: слушать и понимать музыкальную речь Личностные: соотнести собственное душевное состояние с воспринимаемым объектом музыкального искусства.

Актуализа

ция знаний

Помощь учащимся во время работы в парах с краткой записью задачи.  

Обобщение сказанного учащимися, акцентирование внимания на верном ответе.

Вторая учебная задача.

Актуализация знаний.

Информация подана в виде печатного текста в учебнике.

Вид учебной деятельности (работа в парах) составление задачи на основе информации, полученной из текста.

Казаки обустраивали эту благодатную землю и строили православные храмы. Прочитайте второй абзац на стр. 48, найдите, сколько было храмов сразу после переселения казаков на Кубань, сравните с тем числом, сколько стало православных храмов, возведённых потомками казаков. Используя эти данные, составьте математическую задачу для родителей. Работая в парах, обсудите и заполните данную вам схему задачи. Какие данные вы вставите в условие задачи? Какой вопрос в задаче сформулируете? Какое решение задачи вы предполагаете? Какой ответ в задаче хотите услышать? Это и будет вывод.

Вывод. Кубанские казаки увеличили количество православных храмов в 100 раз. Строительство храмов объединяло народы Кубани. До сих пор на Кубани сохранены некоторые старейшие храмы благодаря трудолюбию и верности православным традициям кубанских жителей.

Читают второй абзац в учебнике.

Работают в парах: обсуждают и составляют задачу, оформляют краткую запись и вопрос к задаче на предоставленном бланке.

Предметные: демонстрировать в учебной деятельности умение работать с информацией, классифицировать её как известную и  искомую.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать данные.

Регулятивные: определять и формулировать с помощью учителя и собеседника вопрос, на который желаем получить ответ.

Коммуникативные: слышать собеседника и учиться выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя, критика.)

Постановка учебной задачи

Построение проекта выхода из затруднения

Помощь учащимся во время работы в группах с рисунками исторических объектов и расположении их на «Ленте времени».  

Обобщение сказанного учащимися, акцентирование внимания на верном ответе.

Третья учебная задача.

Графическое оформление информации по истории с помощью условных знаков и символов на схеме.

Информация подана в виде печатного текста в учебнике.

Вид учебной деятельности (работа в группах):   расположение исторических объектов в определённой последовательности на «Ленте времени»  на основе информации, полученной из текста.

Прочитайте текст в учебнике на стр. 49. Там три абзаца. В каждом абзаце на стр. 49 есть описания известных исторических объектов. Нам надо расположить эти исторические объекты в правильной исторической последовательности на «Ленте времени»..

 Первая группа найдёт и прочитает описание Свято – Троицкой казачьей церкви, выберет рисунок описанного исторического объекта из представленного здесь множества и разместит данный объект на «Ленте времени» согласно соответствующей исторической дате.

 Вторая группа найдёт и прочитает описание войскового собора Воскресения Господня, выберет рисунок описанного исторического объекта из представленного здесь множества и разместит данный объект на «Ленте времени» согласно соответствующей исторической дате.

Третья группа найдёт и прочитает описание войскового храма Святого благоверного князя Александра Невского, выберет фотографию описанного исторического объекта из представленного здесь множества и разместит данный объект на «Ленте времени» согласно соответствующей исторической дате.

Посмотрите на  эти важнейшие для кубанских казаков исторические объекты. Шли годы. Менялись материалы для строительства храмов: парусиновые стены, деревянные стены, белокаменные стены. Менялся внешний вид храма. Но одно оставалось неизменным. Какой элемент присутствует на всех этих исторических объектах?

Вывод. Шли годы. Менялись строительные материалы. Но всегда храм венчает золотой православный крест  на куполах. Это главный символ православной веры, это сердце храма.

Слушают учителя

Читают текст учебника, обсуждают описание исторических объектов, выбирают подходящий под описание рисунок и располагают его на «Ленте времени», закреплённой на доске согласно исторической дате.

Анализируют внешний вид исторических объектов, находят  символ, который есть на всех православных храмах, делают вывод.  

Предметные: называть исторические православные объекты, соотносить их с историческими датами на «Ленте времени», определять хронологическую последовательность исторических событий, анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний,   перерабатывать с помощью учителя и одноклассников информацию из учебника в знаковую и графическую.

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками анализировать данные и преобразовывать их на уроке.

Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя, одноклассников, аргументировать собственное мнение.

Личностные:  опираясь на общие  правила поведения,  слушать собеседника, принимать его точку зрения или аргументировано объяснять собственное мнение.

воспринимать и принимать  важные сведения из истории родного края

.

Реализация планируемого проекта

Самостоятельная работа  с самоконтролем

Обобщение сказанного учащимися, акцентирование внимания на верном ответе.

 Четвёртая учебная задача.

Восприятие музыкальной речи храма.

Информация подана в виде музыкальной информации и  текста в учебнике.

Вид учебной деятельности (индивидуальная работа): составление словаря музыкальных православных терминов. 

Православный крест – это сердце храма. А что же является голосом храма? Прочитайте на стр. 50.

Верно, колокольный звон – голос храма.

Опираясь на текст в учебнике, соберите семью  однокоренных слов:

Звон...

Человек, который звонит в колокола – звонарь.

Место, где хранятся колокола – звонница.

«Братский хор умолк, снова перезвон…»

             А что такое перезвон?

Где можно найти значение слова «перезвон»?

Что надо сделать, чтобы составить словарь музыкальных православных терминов? Верно, надо расположить данные слова и их лексические значения в алфавитном порядке.

Перезвон — поочерёдные удары (от одного до семи) в каждый колокол от большого колокола к малым

Трезвон — праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приёма, один из самых распространённых в настоящее время типов церковного колокольного звона.

Перебо́р — вид погребального колокольного звона. Медленный звон во все колокола поочерёдно, начиная с наименьшего и заканчивая самым большим колоколом.

 

  1. Благовест - колокольный звон перед началом церковной службы.

Набат - удары в колокол, служащие сигналом к сбору людей в случае тревоги, пожара или другого бедствия.

Послушайте колокольные звоны. Зная лексическое значение православных терминов, попробуйте определить название исполненного колокольного звона.

Вывод. Шли годы. Развивалось не только архитектурное искусство православных храмов, одновременно развивалось и музыкальное искусство православной культуры. Православная вера влияет на все области казачьей культуры.

Составляют ряд однокоренных слов с корнем «звон».

Составляют словарь музыкальных православных терминов.

Делают вывод о значимости православной веры для развития всех видов  искусства.  

Предметные: осмысливать образные понятия «сердце храма», «голос храма», собирать семью однокоренных слов, оформлять слова с алфавитном порядке. Познавательные: анализировать полученную информацию, составлять алгоритм действий на основе имеющихся знаний.  

Регулятивные: ориентироваться  в  гармонии колокольных звонов и определять их назначение с помощью учителя.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, православной культуры, устанавливать адекватную оценку происходящих событий и соотносить с ними собственные эмоциональные ощущения.

Включение в систему знаний

Обобщение сказанного учащимися, акцентирование внимания на домашнем задании.

Пятая учебная задача.

Формулировка  правил поведения в храме.

Информация будет собрана на основе жизненных наблюдений и умозаключений, усвоенных на уроке.

Вид учебной деятельности (индивидуальная работа): составление правил поведения в храме. 

         Вы сегодня узнали о том, что казаки жили, живут и будут жить на Земле кубанской  «С верою в сердце». Именно так называется сегодня наш урок . Вы узнали о том, какую важную роль играет православная вера в силе, единстве и культуре православных народов России. Православная вера, как символ преемственности поколений,  нам передана по наследству. Это нам подтверждают строки песни «Колокольный звон» В. Г. Захарченко:

          Твой настал черёд, молодой звонарь,

          Пробуди простор, посильней ударь.

Чтобы сохранить православные традиции, сберечь их для будущих поколений, какие правила поведения в храмах вы составите и передадите следующим за вами поколениям? Что вы хотите написать тем, кто младше вас? Это и будет вашим домашним заданием к следующему уроку.

Делают вывод о значимости православной веры для развития всех видов  искусства.

Выполняют работу в тетради.

Пишут правила поведения в храме.

Предметные: соблюдать правила поведения в общественных местах, в православных храмах, уважая моральные ценности вероисповедания.

Познавательные: анализировать информацию личного опыта и  информацию, полученную на уроке, сравнивать и группировать факты  и формулировать  правила поведения.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности при выполнении домашнего задания.

Коммуникативные: учиться слышать разные точки зрения,  уметь аргументировать верность собственных утверждений.

Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения религиозных норм и ценностей,  в составленных правилах  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие

Итог урока. Рефлексия.

Обобщение деятельности учащихся на уроке,  акцентирование внимания на самооценке учащимися личностных результатов

- Наш урок подходит к концу словами песни Виктора Гавриловича Захарченко «Колокольный звон».

             Русь ещё жива, Русь ещё поёт…

Осталась ли у вас эта песня в душе? Если да, то выберите для себя подходящее предложение:

 «Тема урока мне понятна»

 «Мне близки  слова «С верою в сердце»»

«Я буду изучать историю православия на кубанской земле»

«Мне необходимо еще поработать над «Лентой времени»

Оценивают свою работу на уроке.

Прощаются с учителем.

Предметные: называть исторические объекты православной культуры как важные сведения из истории родного края

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от  уже известного.

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку личной деятельности и деятельности класса  на уроке.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Личностные: делать выбор, как охарактеризовать  собственную деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление на участие в краевом конкурсе "Учитель года Кубани".

Представление на участие в краевом конкурсе "Учитель года Кубани"....

Информационная карта участника конкурса «Учитель года Кубани» в 2015 году (основной конкурс) Лощакова Светлана Ивановна

Информационная карта участника конкурса  «Учитель года Кубани» в 2015 году (основной конкурс)  Лощакова Светлана Ивановна...

Проект проведения Недели кубановедения , представленный на муниципальном этапе конкурса Учитель года Кубани в Крымске в 2012 году

Проект содержит описание каждого дня по определённой теме, с подобранными иллюстрирующими материалами,итогами проведения - из собственного опыта реализации в МБОУ СОШ № 56 ст. Варениковской...

Внеурочное занятие на конкурс «Учитель года Кубани по кубановедению». "Спасем, природу Кубани!"

Внеурочное занятие по курсу "Юный эколог". Это занятие помогает детям лучше понять экологические проблемы края. К конспекту прилагаются приложения для изготовления плаката и раздаточного мат...

Материалы для конкурса "Учитель года Кубани 2023"

предоставлены материалы (фото, видео) для конкурса "Учитель года Кубани 2023)...