«Палитра ремёсел - 2023». Работа: «Женский праздничный наряд».
творческая работа учащихся (3 класс)

Саутина Вера Алексеевна

Номинация: «Художественные ремёсла»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областная заочная выставка-конкурс изобразительного искусства, декоративно-прикладного и технического творчества «Калужская мозаика» в  рамках Всероссийского конкурса изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Палитра ремёсел - 2023» и Большого Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества

Номинация: «Художественные ремёсла»

Работа: «Женский праздничный наряд»

Автор: М. Полина

Калужская область, Кировский район, д. Санатория Нагорное

МКОУ «Воскресенская СОШ» им. М. В. Угарова

3 класс

Учитель: Саутина Вера Алексеевна

D:\3 класс 2022-2023 учебный год\конкурсы детей\палитра ремёсел\c43d5553-9411-4064-a747-ab25612395ee.jpg

   Русскому народному костюму более тысячи лет. Он возник во времена Древней Руси. На протяжении многих веков он медленно эволюционировал. В результате русский народный костюм стал явлением народной культуры, в котором соединяются красота, практичность, удобство.

На особенность национального костюма, его покроя, орнамента влияют: климат, религия, хозяйственный уклад и основные занятия народа.

   Русский народный костюм отличался от костюмов других народов, был неоднороден по стилю и декору в разных местностях страны. Причиной такого разнообразия  были огромные пространства, на которых проживал русский народ, замкнутость отдельных мест, окружение, разнообразие природных условий, различное природное сырьё, из которого шилась одежда, обычаи, условия существования, особенности исторических судеб жителей разных местностей. Как ни странно, но общенационального русского народного костюма не существует. Наряду с языком, мифами, обрядами, народный костюм стал элементом определённой знаковой системы. На Руси незнакомцев встречали «по одёжке», и по ней можно было всё узнать о человеке: из какой он губернии, о его возрасте, семейном положении, роде деятельности, социальном статусе. Поговорка «По одёжке встречают» родилась не на пустом месте. Об этом рассказывали характерные особенности одежды.

   По одежде также можно было определить, какое положение человека, его род занятий. Одежда богатых и знаменитых людей была богато украшена вышивкой, отделана мехами и драгоценными камнями. Её шили из дорогих тканей: парчи, бархата, шёлка. Крестьяне и другие простые люди одевались скромнее. Их одежда шилась из сотканного вручную домашнего, домотканого льняного полотна.

Для участия в конкурсе «Палитра ремёсел – 2023» мы выбрали номинацию:  «Художественные ремёсла», работа с тканью, дизайн костюма.

Цель: создание модели старинного женского костюма Калужской губернии на основе  изученных характерных особенностей женского костюма, его разнообразии и назначении.

Задачи:

- изучить имеющийся материал о русском национальном костюме;

-выявить особенности женского русского костюма Калужской губернии, его национальные элементы;

- создать макет национального женского старинного костюма Калужской губернии.

На территории Калужской губернии преобладал южный тип костюма, со своими местными особенностями, причём могли быть различия даже в пределах одного села. Существовали два комплекса женского костюма: понёвный и сарафанный. Традиционный понёвный комплекс характеризовали белые домотканые холщовые рубахи с прямыми поликами и рукавами, декорированными узорным (красным) ткачеством. Рубаха носилась с напуском на понёву. Рубаха всегда была с длинными рукавами. Шили рубахи из четырёх полотнищ холста. Рукав был присборен с ластовицей. Подол рубахи закрывал колени. Его украшали тканным узором красного цвета. В девичьих рубахах украшался весь подол. В женских – только спереди, а у пожилых женщин – совсем не украшался. Часто рубаха была единственной одеждой у девушек и пожилых женщин. Особенной была подвенечная, свадебная рубаха. Она была тонкая, белая. Считалось, что она обладает целительными и охранительными свойствами. Сверху на рубаху надевался сарафан.

Поверх рубахи надевали юбку – понёву. Это недлинная шерстяная юбка тёмного цвета с клетчатой основой. Цвет выбирался тёмно-синий или чёрный. Большое внимание уделялось отделке понёвы. На неё нашивали узорную домотканую тесьму, обнизанную бисером. Им же расшивали подолы. Пояса заканчивались бисерными кистями.
Калужские понёвы имели локальные различия. Каждое село, уезд имели свои особенности в декоре, размере понёвной клетки. Особое декоративное звучание характеризовало праздничные понёвы. Встречались понёвы из красного сукна, парчи, бархата.

Поверх рубахи и понёвы надевался фартук – передник или занавеска. Фартук самый яркий элемент в одежде. Он был постоянно на виду.  Поэтому богато украшался вышивкой, лентами. Фартук служил завершением всего костюма.

Традиционный женский костюм дополнялся сложным головным убором – повойником. Женские головные уборы были разнообразны, но все они полностью скрывали волосы, которые по народному поверью обладали колдовской силой и могли навлечь несчастья. Традиционной женской одеждой, которую носили только бабы, были сорока, рогатая кичка или платок.

Национальный костюм – это не только одежда, головные уборы, аксессуары, но и обувь, которая помимо защиты ног, указывала на принадлежность владельца обуви определённому сословию и местности, на его финансовое положение. Обувь отражала культуру и самобытность нашего народа. Наши предки не надевали обувь на голую ногу. Частью обуви были онучи – длинные полосы холщовой или шерстяной ткани. Онучи наматывали на голень и ступню. На онучи надевали лапти или сапоги.

Русский народный костюм нашего края был тесно связан с окружающей природой, бытом крестьян. В нём есть мифологические мотивы. Народный костюм очень красив.

Литература:

  1. Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство «Росмэн», 1994 г.
  2. Костюмы народов мира. Издательство «Литур», Екатеринбург, 2004 г.
  3. Русский народный костюм. Издательство «Мозайка – синтез». М., 2006 г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздничный концерт, посвящённый Международному женскому дню 8 марта «Путешествие в детство»

Праздничная программа , посвящённая Международному женскому Дню 8 марта, на которой родители отправляются в увлекательное путешествие в детство,используются интересные конкурсы и концертные номера....

Праздничный букет.Внеклассное мероприятие для начальной школы к Международному Женскому дню 8 марта

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы с участием родителей, гостей....

Сценарий праздничного концерта в весенний женский праздник

Ежегодно ученики начальной школы готовят праздничный концерт для всех сотрудников в женский день. Предлагаю Вашему вниманию сценарий такого мероприятия....

Сценарий праздничной программы, посвященной международному женскому дню 8 Марта

Тема  женщины и материнства имеет важное значение в жизни каждого человека. Особенно благодатна эта тема при разработке внеклассных мероприятий. Ведь для ребенка образ женщины неразрывно связан с...

Сценарий праздничного мероприятия "Поздравляем с Женским днем"

В сценарий включены стихи, песни, сценки и игры для утренника на 8 Марта....

Выступление на МО классных руководителей «Программа воспитания 2022-2023, работа классных руководителей по новым рабочим программам. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Классный руководитель - это и работа, и увлечение, и образ жизни, и призвание. В своей работе я пользуюсь главным принципом: всегда помню о том, что родители доверяют мне самое дорогое в их жиз...