Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Воличенко Светлана Юрьевна

Урок  для 4 класса по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Russkiy_yazyk.zip16.37 КБ

Предварительный просмотр:

              Русский язык

                   4 класс

                                                                           Учитель: Воличенко Светлана Юрьевна

Тема : Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.

Цель : закрепление знаний об имени прилагательном  как части речи, совершенствование навыка правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных; воспитывать аккуратность.

                                           Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Отгадайте загадку:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

--Что это за часть речи? (Имя прилагательное)

--Тема нашего урока : » Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи».

3.Игра «Назови одним словом».

                 а. человек, испытывающий чувство радости.

                  -Какой он?(Радостный)

                  Запишем это слово и разберём по составу.

                 б. Запишите однокоренные слова:

                    ----делать для кого-то что-то  приятное ? (радовать).

                     ----испытывать самому радость ? (радоваться).

                 в. Подберите к слову синонимы и антонимы к слову радоваться(ликовать, праздновать; печалиться, грустить).

                Все слова дети записывают в тетради и разбирают по составу с комментированием.

  4. Работа с предложениями.

-Составьте предложение с прилагательным : радостный в именительном падеже.(1 вариант)

-Составьте предложение с прилагательным радостный в предложном падеже.( 2 вариант)

--А теперь поменяйте род имени прилагательного и составьте устно другие предложения с этими прилагательными.

--Разобрать эти предложения по членам предложения и подписать все части речи.

--Взаимопроверка!

  5.Игра « Словесный мяч»

Задаём вопрос и кидаем мяч, следующий отвечает на вопрос и отвечает на  следующий вопрос и опять кидает мяч другому.

---Что называется именем прилагательным?

---Почему прилагательное так называется?

--- Как изменяются имена прилагательные?

-----От чего это зависит?

---Что является начальной формой имени прилагательного?

---Каким членом предложения чаще всего бывает имя прилагательное?

---Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного?

---Назовите род, падеж прилагательных в словосочетаниях:

------по весеннему небу

------тёплыми деньками.

6.Выпиши прилагательные вместе с существительными. Определи род, число, падеж прилагательных, выдели окончания.

а. Морозный воздух врывается в дверь густым облаком.

б. Дорога тянулась вверх по крутому склону.

в. Снег искриться на ярком холодном солнце.

г. Черным пятном в лунный свет ринулась откуда-то большая птица.

д. Море вздрагивает под дуновением сильного ветра.

е. На весенних проталинах показалась первая травка.

-Дополнительное задание: найдите прилагательное, в котором звуков меньше, чем букв.

7. Исключи лишнее словосочетание. Докажи.

 ( на доске):

      - большой дом

      -маленькая изба

      -кирпичное здание

      - крошечный шарик

      -огромная собака.

8. Физкультминутка.

9. Игра «Конструктор». (Запись только ответов).

    а. Какое сейчас время года. Образуй однокоренное имя прилагательное, записав его в среднем роде, единственном числе, родительном падеже с предлогом –с.

   б. Из данного предложения найди имя существительное, в предложном падеже и переделай его в родительный падеж.

   в. К слову быстро подбери антоним (медленно).

   г. Поставь слово падают в прошедшее время, множественного числа.

    д. Из предложения взять прилагательное, поставить это слово во множественном числе. Записать.

        На краю деревни рос одинокий дуб.  (одинокие)

   е. Отгадай загадку и запиши отгадку во множественном числе:

        Покружилась звездочка

        В воздухе немножко,

        Села и растаяла

        На моей ладошке.

                                         (Снежинки)

       - Какое же предложение получилось?

       - Разберите это предложение по частям, подпишите части речи.

10.  Морфологический разбор.

---Найдите  прилагательное в отгадках и сделайте морфологический разбор этого слова. ( С весеннего)

11.  Отгадайте загадки.

-Какие это деревья?

                             …Стоят столбы белые,

                                На них шапки зелёные,

                                 Летом мохнатые,

                                 Зимой сучковатые,

                                 Где они стоят,там и шумят.    (Берёзы)

                             …Её всегда в лесу найдёшь-

                                Пойдём гулять и встретим:

                                Стоит колючая ,как ёж,

                                Зимою в платье летнем.     (Ель)

                              …Я из крошки - бочки вылез,

                                 Корешки пустил и вырос.

                                 Стал высок я и могуч,

                                Не боюсь ни гроз, ни  туч.   (Дуб)

-Запишите все отгадки в тетрадь.

-Давайте все вместе подберём к этим существительным подходящие по смыслу прилагательные.

-А какие деревья растут в нашей местности?

12. Творческая работа.

-А сейчас мы запишем с вами мини-сочинение по данному началу.

(Записываем текст под диктовку с комментированием).

   Солнечный мартовский день. Я брожу по заснеженной роще.  Растут в  

   этой роще такие деревья, которыми я любуюсь и летом , и осенью , и

   зимой ,и весной. Особенно я  люблю……

--Задание по-выбору:

1. -Продолжите рассказ, используя в нём как можно больше имён прилагательных

2.-Опишите любое дерево в любое время года, пользуясь записью в тетради.

3.-Составьте предложения о деревьях ,не связанные между собой по смыслу, используя имена прилагательные в любых падежах.

13. Звучит лёгкая  музыка.

Дети записывают свои сочинения в тетрадь.

14. Прослушивание 2-3 творческих работ.

15. Итог урока.

-Чем вам особенно запомнился наш урок ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи

Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. На уроке используется дифференцированное обучение....

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

«Обобщение знаний об имени существительном как части речи»

На данном уроке обобщаются знания  об имени существительном; развиваются умения определять падеж, склонение, число, правильно писать безударные падежные окончания....

урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний учащихся о прилагательном как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, происходит развитие умения устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, за...

Конспект урока "Повторение знаний об имени прилагательном как части речи"

Конспект урока по русскому языкуна тему «Повторение знаний об имени прилагательном как части речи»3 класс.Учитель: Качай Галина Викторовна...

"Обобщение знаний об имени существительном как части речи" 2 класс

Презентация открытого урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"....

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...