Исследовательская работа Мухаметова Рената "Человек широкой души. Из серии: Жизнь замечательных людей"
творческая работа учащегося по русскому языку по теме

Мухаметова Лариса Анатольевна

    История всегда существует в лицах, историю делают люди. Знание судеб людей, изучениеих деятельности даёт нам возможность лучше узнать историю своего края. Наш город богат интересными и выдающимися людьми.

     Этой научно-исследовательской работой я открываю исследовательскую серию «Жизнь замечательных людей», в которой будут раскрываться личности выдающихся учителей, работавших в школе №2.       

   Современное общество как никогда нуждается в примерах для подражания. И я считаю, что таким примером может стать Александра Михайловна.  В этом и заключается актуальность моего исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kopiya_Chelovek_interesnoy_sudby.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Человек интересной судьбы

из серии «Жизнь замечательных людей»

 Мухаметов Ренат Ильдарович;

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»,

10 «А» класс, г. Нурлат;

Научный руководитель:

Бажанова Надежда Анатольевна,

 учитель русского языка и литературы

2011 г.

Содержание:

1.Введение.

2. Основная часть:

А) «Каждый человек рождается для какого-то дела»

                                                                 Э. Хемингуэй

Интервью с Казаковой А. М;

Б) «Истинное сокровище для людей – умение трудиться»

                                                                                        Эзоп

Награды за достигнутые успехи Казаковой А. М;

В) «Любое искусство автобиографично»

                                                  Д. Карнеги

Творчество Казаковой А. М.

3. Заключение.

4. Список литературы.

5. Приложение.

  1. Введение

         Этой работой я начинаю исследовательскую серию «Жизнь замечательных людей», в которой будут раскрываться личности выдающихся учителей, работавших в нашей школе №2.  

     Моя исследовательская работа – это дань уважения человеку, который  посвятил свою жизнь детям, их обучению наукам и правилам поведения. Жизненный путь этого человека - путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу, школе и детям. Этого человека зовут Александра Михайловна Казакова. Учитель по призванию, в душе – поэт, и интересный человек.

Актуальность работы: современное общество как никогда нуждается в примерах для подражания. И я считаю, что таким примером для кого-то может стать Александра Михайловна.

Объект исследования: жизнь и творчество Казаковой А. М.

Цели работы:

- показать путь становления выдающегося человека;

- раскрыть личность Казаковой А.М. с различных сторон;

- ознакомить с творчеством Казаковой А. М;

- показать пример стойкости, трудолюбия и любви к жизни.

Методы исследования:

  • Интервью с Казаковой А. М;
  • Изучение её документов, фотографий, грамот, наград и трудовой книжки;
  • Исследование творчества Александры Михайловны.

Новизна данного исследования: собрать материал о Казаковой А. М, довести его до широкого круга общественности. А на школьном уровне создать серию «Жизнь замечательных учителей школы №2».

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках искусства и внеклассных занятиях по краеведению.

 2. Основная часть:

А) «Каждый человек рождается для какого-то дела»

                                                                          Э. Хемингуэй

Интервью с Казаковой А. М.

  - Откуда вы родом и кто ваши родители?

      Я – человек сельский. Моя родина - село Вишнёвая поляна, но вишню я не люблю. Родители мои, самые настоящие колхозники, отца я не помню, а мама у меня до 47 года работала в колхозе, потом мы переехали в Нурлат.  С 47 года живём в Нурлате безвыездно, только в институт выезжала на 5 лет.

- Ваше детство пришлось на тяжёлые военные годы, какие воспоминания остались о тех временах?

    Да, всё моё детство пришлось на годы войны. Радио у нас в деревне не было. Телефон был только в сельсовете. Мама приносила газеты, она меня хоть и по слогам, но заставляла читать, а она оказывается, сама закончила только 2 класса, еле писала и читала, но меня заставляла. И я там вычитала и запомнила: «Лозунг нашей страны такой: «Всё для фронта, всё для победы!»

    «Всё для фронта, всё для победы», а как этот лозунг сказывался на нас, на нашей жизни? У нас была корова, были овцы, были гуси, были куры, но мы никогда не ели досыта, потому что все продукты отправляли на фронт солдатам. Были неурожайные годы, то зима, как в 42 году, ужасный холод, 40-45 градусов мороза, то лето знойное, жаркое. Мама меня посылала набрать картошки, но тогда картошка была не то, что сейчас, а бывало, засунешь руки в землю, как в песок, и ищешь там, если мелкая картошка, то руки мимо проходят, и долго будешь искать, пока не отыщешь чего-нибудь. В магазин мы никогда не ходили, так как не было денег. Но зато, если мимо проезжал какой-нибудь татарин на телеге и вёз разные безделушки, например, зеркальце или свистульки, то мы, вопреки всему, лезли в курятник, брали одно-два яйца, много нельзя, мать не обманешь, увидит – беда, и он нам менял эти игрушки на продукты. Да ещё купишь, но так спрячешь, чтобы мать не увидела, иначе так напорет… Не помню чтобы кто-нибудь что-то крал у другого, не было таково в то время, да потому что воровать было нечего. Сейчас каких только занавесок нет, а раньше самыми лучшими занавесками считались те, которые были сделаны из марли, с  разными украшениями, шариками из ваты. У нас были газеты, с разными вырезанными узорами, вместо занавесок. Вот такая бедность и необыкновенное дружелюбие царило в те времена.

    Первый раз белый хлеб я попробовала в Нурлате, до этого мы всегда ели только чёрный хлеб, как будто он был сделан из земли. Варили кисель из крахмала, который получали, когда мыли картошку. Ели кисель большими алюминиевыми ложками, всей семьёй ели. Как я торопилась!

-  В какие игры Вы обычно играли?

      Играли мы в войну. Но никто не хотел быть Гитлером, из-за этого у нас мальчишки дрались. Гитлером ставили самого слабого. В него и стреляли, и кидались камнями, воевали.

     На игры оставалось мало времени, у нас было с раннего детства много обязанностей.

    На шестом году я варила картошку, перед приходом мамы с полевых работ. Однажды мама меня послала на речку чулки постирать, пришла я, один чулок в руках, а другой в воде, и потянулась за чулком и упала в яму с водой, чуть не утонула, но выбралась, постирала чулки, отнесла домой. С этого дня моей ежедневной обязанностью, кроме варения картошки, была стирка чулок. Кроме этого ещё нужно было смотреть за огородом, полоть морковь, собирать смородину.

    Примерно в 7 классе мы играли с большим увлечением в русскую лапту, чижик, ручеёк. А по вечерам пели песни. Много двигались, всё лето проходило на огородах и на реке.

-  Помните ли вы как пошли в школу?

     Начался сентябрь 1945 года. Все дети пошли в школу, на улице никого не оставалось. Мне было 6 лет, а в школу брали только с 8, поэтому учиться меня не взяли. Но я пришла тихонько в школу, заглядываю в дверь во время урока, учительница Надежда Дмитриевна один раз меня увидела, махнула рукой - закрой дверь, не заглядывай, второй раз – Юра Тытагин, сосед, кричит: «Она опять пришла, опять». Ну, тогда Надежда Дмитриевна завела меня в класс, спрашивает: «Зачем пришла?». Я отвечаю, что хочу учиться. «Хорошо, иди, садись», - сказала она мне. А у меня тогда ни карандаша, ни ручки, ни бумаги - ничего не было. Ребята, дали мне лист, карандаш, не пожадничали. В ту пору я уже умела считать, складывать, вычитать и писать печатными буквами. Вот так, благодаря доброте учительницы, я пошла в 1 класс, когда мне ещё не было полных 7 лет.

-  Какие воспоминания остались у Вас о первой учительнице?

       Мне запомнилась Надежда Дмитриевна нежностью своей, бывало, подойдёт, обнимет за плечи, и сразу спокойно станет. Я ходила в 1 класс 2 месяца, а потом заболела. Тогда болели не то что сейчас, не одну неделю, а один-два месяца. Она пришла к нам домой, проведать. «Ну, как ты, как себя чувствуешь?» – спросила меня. А я на печке лежу, из-под занавески выглядываю и говорю: «Я в школу хочу». Она: «Ну, давай выздоравливай, все ребята тебя ждут, когда ты придешь». А мне ещё сильнее захотелось в школу, со всеми увидеться.

     Дальше пошли во 2 класс. Начали писать ручкой с чернилами. А сидели мы за 5-местными партами, была одна общая чернильница, которой все аккуратно пользовались. Мы складывались, кто приносил сажу, кто делал из неё чернила.

В 3 класс я пошла уже в Нурлате. У меня, как правило, опять нет ни чернил, ни карандашей, я смотрю, сзади есть чернильница, ну макнула раз, пишу, второй, на третий раз, чувствую, нет чернильницы. Повернулась и смотрю, хозяйка прижала чернильницу к себе и сидит, ворчит. Меня так поразила эта жадность, мелочность. Тогда я взяла свою шапку, навернула на руку и отходила, исколотила эту девочку, Нину Кистенёву, положила шапку и села, как ни в чём не бывало. Это была моя первая и последняя в моей жизни драка.

-  Каждый человек в детстве о чём-то мечтает. Были ли  у Вас мечты?

    В детстве мечты, кроме как поесть, досыта не было. Когда переехала в Нурлат, ходила здесь в школу. В этой школе был буфет, в котором продавали только конфеты и печенье. И вот я мечтала, что кончу школу, пойду работать и куплю себе ящик печенья и ящик конфет, наемся раз и навсегда. У меня никогда не было мечты стать учителем. Я хотела идти в КАИ, на приборостроительный факультет. Мне нравилось что-нибудь изобретать, мастерить. Но так как мы жили бедно, мне мама сказала, выбирай, до Казани билет стоит 51 рубль, а до Ульяновска 31 рубль. Если хочешь, то езжай в Ульяновск.  А в Ульяновске не было других институтов, кроме как Сельскохозяйственного и Педагогического. Так как я жила в деревне, знала, как это трудно поднимать колхоз, то решила пойти в Педагогический институт, на физико-математический факультет.

  - Студенческая жизнь  всегда наполнена самыми яркими воспоминаниями. О каких событиях тех лет вы вспоминаете чаще всего?

      Сдала 6 вступительных экзаменов: математику письменно, математику устно, физику, русский язык, химию, немецкий язык. Все экзамены сдала на 5, кроме русского языка. По русскому языку неожиданно получила 3, хотя всё написала правильно. Из-за тройки не получала стипендию, поэтому до 1 сессии жила только на 110 рублей. Была у меня подруга Зоя, жила со мной в одной комнате. У неё был отчим, железнодорожник, который получал бесплатно муку. И вот она привозила муку, а я покупала молоко, и мы стали питаться вместе, делиться друг с другом. Мы то пекли блины, то варили лапшу. Так и прожила 1 полугодие. А потом я сдала экзамены успешно и стала получать стипендию, 225 рублей. Девчонки с факультета предложили играть в «чёрную кассу», все складывались по 50 рублей и давали кому-то одному. И так каждый месяц. Я купила себе платье и импортную юбку с переливами, но не было туфель. Приехала домой. Мама сказала мне, что нужно выстегать одеяло по заказу, и пока была дома, я с утра до самого вечера работала. На заработанные деньги пошла и купила себе туфли. А потом поехали на целину в Казахстан. 1 год на целине я была поваром, а 2 год  была командиром отряда, бригадиром. Жили мы в палатках в поле. После 2 лет работы в 57 году нам, особо выделившимся, вручили медаль «За освоение целинных земель». Это была первая награда, которую я получила.

     В институте училась 5 лет и серьёзно занималась спортом. Я входила в сборную института и области. Участвовала в самых разных соревнованиях, даже однажды пришлось участвовать во всесоюзных соревнованиях.  Конечно, результатов больших не достигла, я заняла 51 место из 138 мест. Для себя я считаю это большим успехом, по крайней мере, я увидела там таких людей, как Любовь Баранова или супруги Колчины, Павел и Алевтина. Занималась я легкой атлетикой, бегом на средние дистанции 500 – 800 м. Ещё занималась байдаркой, даже участвовала на соревнованиях «Спартакиада народов РСФСР» в 1959 году. Проходила она в Ленинграде. Почему меня брали в команду? Поскольку я человек сельский, значит упорный, сильный, надёжный. Я никогда не остановлюсь в середине дистанции, никогда не брошу то, чем начала заниматься. Поэтому меня брали. Тренер мой, Анатолий Робертович Вейберт, немец, называл меня «мощный паровозик». Я маленькая, но никогда ни от кого не отставала. Нас тренировали 3 раза в неделю.

     В студенческие годы я жила на одну стипендию, даже настоящей еды не было. Даже однажды бросила заниматься спортом, потому что не было еды, только чай, хлеб, молоко. И ещё тогда в моду входил маргарин.

    Окончив институт, меня оставили на кафедре физкультуры тренером, но поскольку у меня в Нурлате была мама одна, она 5 лет меня учила и 5 лет не брала отпуск, то я думаю: «Нет, ни от кого зависеть не хочу, буду работать». Вот и вернулась в родной город, чтобы  работать. Школу закончила в 1955 году, а институт в 1960 году. Все годы я живу и работаю в Нурлате. Работала в разных школах, например, начинала в Сахзаводской школе, там проработала 6 лет. А потом как перешла в школу № 2, так и проработала там 36 лет, потом ушла на пенсию. А потом меня пригласили в школу № 9, где я проработала ещё 3 года. Дома занимаюсь репетиторством, таким образом поддерживаю себя, дополняю маленькую пенсию. В этом году 22 ноября мне будет 71 год. Я всё равно не перестаю работать.

-  Многие годы своей жизни Вы посвятили школе, ученикам. О чём хотелось бы сегодня вспомнить?

     Я окончила институт, приехала в Нурлат, 6 лет проработала в сахарно-заводской школе №3, а потом перешла в школу №2. Как только я пришла в школу, мне сразу же дали класс Самойловой Зои Фёдоровны, организованный, умный класс, но до чего же подвижный, озорной. Я их опекала, каждую перемену следила за ними, чтобы не натворили чего дурного. И мой класс стал победителем в конкурсе лучших классов. Другие учителя поддерживали меня, подбадривали: «Молодец! Вот так и надо начинать работать!» В этом классе у меня был Володя Макеев. Он был умнее всех, говорил чётко, однажды даже ездил в Артек. Девочки были одна другой умней, тихие, скромные, спокойные. Я в этом классе проработала год, а потом мне предложили стать завучем.

    Из моих учеников выросло много учителей-математиков. Василий Чернов стал директором керамического завода в Бугульме.

    Мой самый ценный выпуск – выпуск 99 года, было 9 медалистов. Всего было 4-5 выпусков.

    После уроков приходилось много работать с лучшими математиками. С 1967 я руководила математическим кружком, который занимался по заочной программе МГУ. Сделала два выпуска. Потом главное заключалось в подготовке к олимпиадам. Мой ученик, Сергей Коновалов, занял на районной олимпиаде среди 7 классов первое место. Это был первый успех. Удачно на олимпиадах выступали Андрей Кузнецов, Альберт Мулюков, Валерий Фомин. Сама я участвовала в конкурсе «Учитель года» в 1992 году. Написала свой первый творческий труд «По наклонной вверх», где пробовала осмыслить свой опыт, успехи, объяснить себе причины неудач в работе. Отметили первым местом в районе. Направили в Казань. По приказу министра образования присвоили категорию «ведущий учитель», а в 1997 году подтвердила эту категорию. Сейчас на пенсии.

     На этом наше интервью закончилось, в ходе которого мы более близко познакомились с Александрой Михайловной, по ступеням разобрали её жизненный путь.

(см. Приложение 2)

Б) «Истинное сокровище для людей – умение трудиться»

                                                                                         Эзоп

Награды за достигнутые успехи Казаковой А. М.

За свою богатую на события жизнь Александра Михайловна не раз поощрялась различными знаками отличия за трудолюбие и упорство к поставленной цели. Александра Михайловна – ведущий учитель, депутат Нурлатского городского совета народных депутатов, спортсменка.

Перечень наград Александры Михайловны (см. Приложение 1):

- Медаль «За освоение целинных земель» 1957г;

-  Юбилейная медаль «За доблестный труд»1970 г;

- Нагрудный знак «Победитель социалистического соревнования 1973 года»;

- Медаль «За трудовое отличие» 1978 г;

- Орден «Трудового Красного Знамени»;

- Нагрудный знак «Ветеран труда»;

- Нагрудный знак «За заслуги в образовании»2000 г;

- Депутат Нурлатского городского совета народных депутатов.

В) «Любое искусство автобиографично»

                                                       Д. Карнеги

Творчество Казаковой А. М.

(см. Приложение 3)

     Творчество Александры Михайловны хоть и невелико, однако в нём метко и точно раскрываются важные темы из истории любимого Нурлата. Здесь и  жизненные ситуации, и описание природных пейзажей, и рассуждения на философские вопросы. Особое место в творчестве поэтессы занимает «Нурлатский вальс»:

Одною судьбою

Живём мы с тобою

И трудимся дружно

Для счастья страны.

Просторы степные,

Края нефтяные,

Мы вам навсегда,

Навсегда вам верны...

Эта песня неоднократно исполнялась на различных концертах, встречах и долгое время являлась гимном нашего городка.  

     Александра Михайловна очень любит природу родного края, что прослеживается в её стихотворениях. По её словам, муза вдохновения посещает поэтессу особенно часто на открытом воздухе, при уединении с природой. Стихотворения о природе являются одной из главных составляющих  творчества Александры Михайловны:  «Всё кругом белым-бело…», «О Нурлате» «Утро», «Словно шали белые…», «На ветке берёзы синичка сидела», «На работу утром ранним…», «Всюду иней».

Проснулся лес. Зашелестел

Приветливо и тихо.

Лишь соловей спросонья пел

Заливисто и лихо.

Седой туман пополз с холмов,

Не торопясь, с оглядкой.

И сотни птичьих голосов

Звенели в беспорядке.

                             

      Также Александра Михайловна в своих стихотворениях: «И как длинна дорога жизни…», «О жизни», «Ты помнишь карие глаза…», «О нелюбимой женщине», «В наш подъезд вошли ребята…» поднимала вопросы любви, взаимопонимания, нравственности, человеческих ценностей:

И как длинна дорога жизни,

И как же коротка она.

И чем судьба твоя капризней,

Ты в ней всего хлебнёшь сполна.

Тревоги, радости и боли…

Всего не счесть за этот срок,

А сколько сил, терпенья, воли,

Чтоб пережить коварный рок…

      Многие стихотворения Александры Михайловны неоднократно издавались в различных поэтических сборниках и всегда пользовались успехом.    

 

3. Заключение

      Когда я решил писать исследовательскую работу на тему «Человек интересной судьбы» из серии «Жизнь замечательных людей», то ни минуты не сомневался, что буду рассказывать об Александре Михайловне. Я убедился в том, что это человек интересной судьбы, о её  жизни и трудовой деятельности должно знать не только  старшее поколение, но и младшее. А ещё это и разносторонняя личность, интересный собеседник, талантливый человек. В нашей школе часто проходят литературные вечера, постоянным участником которых является Александра Михайловна. Ведь её стихотворения всегда пользуются популярностью.

    Она уже много лет на пенсии, но легенды о её трудолюбии и жизнерадостности до сих пор ходят среди учителей и учеников. К ней часто обращаются за помощью, и Александра Михайловна никому никогда не отказывает в добром совете. Большая часть её жизни посвящена детям. Мне понравилась искренность и добродушие Александры Михайловны, которые она сохранила в своём сердце, несмотря на все перипетии и трудности. Александра Михайловна чудесная женщина, которая пронесла через всю свою жизнь призвание-учитель.

     Я считаю, что Александра Михайловна - это Человек с большой буквы.

   

4. Список литературы

  1. Сборник стихотворений о Нурлате «Наш край».- Нурлат, 1989.
  2. Казакова А. М. «Помнит школа». Газета «Дружба», № 55, 1985.
  3.  Сандлер И. Л. «Читая архивные документы» (из истории Нурлатского района), 2000.
  4. Архивные документы.

Приложение 1

Творчество Казаковой А. М.

Вашему вниманию я представляю стихотворения Александры Михайловны:

Всё кругом белым-бело,    

Белым снегом замело.

Наши годы, счастье, беды

Поседели, словно деды.

Из далёка-далека

Наплывают облака:

То большие, то цветные…

То - года мои былые.

Годы молодые -

Яркие, цветные.

Годы, что покруче -

Облака, как тучи.

Годы пенсионные-

Облака ионные.

И сверкают, и гремят,

И дождём пролить хотят.

                                        2001, январь

О Нурлате

Стоишь на возвышении

Ты солнцу, ветру рад.

В пшеничном ожерелье,

Любимый мой Нурлат.

Растёшь, а мы любуемся,

Горды тобой Нурлат.

Живём и славно трудимся,

Здесь каждый друг и брат.

Идёшь ты в ногу с временем,

Не прост, не лёгок путь.

Прославим добрым именем,

Нам подрасти б чуть-чуть.

                                                           1989  год

Утро

Проснулся лес. Зашелестел

Приветливо и тихо.

Лишь соловей спросонья пел

Заливисто и лихо.

Седой туман пополз с холмов,

Не торопясь, с оглядкой.

И сотни птичьих голосов

Звенели в беспорядке.

На лесной опушке

Шепчутся подружки:

Липы да берёзки

В беленьких сапожках.

Чистоту и нежность,

Скромность и неспешность

Дарит нам природа

В любое время года.

***

Ты помнишь карие глаза

В такой печали?

Тогда «прощай» ты мне сказал

Не сгоряча ли?

И ты с другой тогда ушёл,

А я страдала.

Но с ней ты счастья не нашёл,

Потом узнала.

И надо б радоваться мне,-

Пришло отмщенье,

А я страдаю. И вдвойне

Нет утешенья.

***

Словно шали белые,

На прически смелые

За ночь набросал мороз

На макушки всех берёз.

И стоят красавицы

Всем прохожим нравятся.

Кто пройдёт меж ними,

На них сыплет иней.

У нарядных елей

Лапки видны еле.

Трону ель за лапочку,

Серебро – на шапочку.

                                          1999 год

***

На ветке берёзы синичка сидела.

От холода, голода жалобно пела.

Элина в то время в окошко глядела

И птичку-синичку очень жалела:

«Не пой ты так жалобно, милая крошка,

Тебе я насыплю пшеницы немножко,

Нарежу и сала, и сыра скорее,

Чтоб пела ты песни свои веселее».  

                                                                2002 г, декабрь

***

И как длинна дорога жизни,

И как же коротка она.

И чем судьба твоя капризней,

Ты в ней всего хлебнёшь сполна.

Тревоги, радости и боли…

Всего не счесть за этот срок,

А сколько сил, терпенья, воли,

Чтоб пережить коварный рок.

Вот счастье с горем вперемешку

Мне испытать пришлось не раз,

И к суете с незлой усмешкой

Я отношусь легко подчас.

Перешагнув избы пороги,

Не собиралась, чтоб присесть.

Теперь гляжу я вдоль дороги,

Конца не вижу, знаю есть.

                                                  2001 год

***

На работу утром ранним

Я по городу иду.

Вот уж окна в доме крайнем

Осветили темноту.

В кружевах стоят берёзы,

Тихо, нежно шелестят.

На карнизах словно слёзы

Сосульки радостно блестят.

                                              1998, ноябрь

О жизни

Лист берёзовый сорвало

Ветром. В сторону бросало

И кружило, и мотало.

                      Ветер стих и лист упал,

                      На земле сырой дрожал.

                      Путник шёл и затоптал.

Так и люди, словно листья,

В нашей жизни без укрытья

Погибают в спешке, в прыти.

                      Кто ж с задачкой в голове,

                      С мудрой мыслью во главе

                      Тот, конечно на коне.

***

                                                                  Всюду иней

Белый, синий.

                      На осине

                   Иней синий,

                                                                  На берёзе-

Словно слёзы,

                    На рябине

               Так невинно

Кисти мрамором

                                                               Повисли.

            Тополь Ветви разбросал,

                       В сети инея попал,

И стоит большой

                                                               Да сильный

             В белой снежной

                               Паутине.

                                            2001, февраль

О нелюбимой женщине

На жилплощади одной

Муж куражится родной.

Он подарков не дарит,

А капризно говорит:

« Эй, жена! Ты мне должна!

Будь послушна и верна!  

Суп готовь и чисто мой,

Я твой муж дорогой».  

 

Вот старается жена

С мужем ласкова, нежна,

Угождает всякий раз,

Ранним утром, в поздний час.

Только муж капризней стал

И придирок целый вал.

Объяснить не может сам,

Почему таким он стал.

Ясно людям, словно день,

Не воспитан, ну, как пень.

И ещё сказать хочу

Брак ему не по плечу.

И с годами этот брак

Наказаньем стал. Вот так.

Без внимания жена

Не счастлива, не нежна.

 Ей бы ласковое слово

Ожила бы она снова.

***

В наш подъезд вошли ребята,

На площадку поднялись,

А за ними вслед девчата.

Повстречались. И взялись

              Разливать вино и пиво-

              Это пагубное диво.

              Напились. Орали громко…

              На окне бутылок столько!

И окурки, и бумага

Под ногами на полу.

Охватила всех отвага,

А жильцам невмоготу.

            Юным девушкам бы надо

            Знать простой закон ребят:

            В это пьяненькое стадо

            Пригласят, не пощадят.

Тех, кто сердцу очень дорог,

Берегут своих подруг,

А гулянью срок не долог,

Надоест такое вдруг.

            Слишком вольная, крутая,

            Плачет позже, не поняв.

            «Я любила, потакая…»

            Он идёт с другой, обняв.»

Втайне нравилась другая,

Что надёжною слыла.

Ведь для жизни не любая,

Только строгая нужна.

                                      2003, ноябрь

Нурлатский вальс

От маленькой будки,

Стальной однопутки

Ты начал счастливую жизнь,

                            наш Нурлат,

Родной и любимый,

Ни с чем несравнимый,

Огни в твоих окнах

Всё ярче горят.

Одною судьбою

Живём мы с тобою

И трудимся дружно

Для счастья страны.

Просторы степные,

Края нефтяные,

Мы вам навсегда,

Навсегда вам верны.

Ах, зори Нурлата,

И прелесть заката

По улочкам тихим

Рядки тополей.

Вот здесь мы родились,

Впервые влюбились,

И нет уголка нам

Дороже, милей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Жизнь замечательных людей. И. Н. Ильяшевич"

Творческий проект "Жизнь замечательных людей. Заслуженный лесовод России И. Н. Ильяшевич" был выполнен учащимися 4 класса МОУ СОШ № 23 г. Дзержинска Нижегородской области под руководством учителя нач....

Из жизни замечательных людей... Великий русский композитор-П.И.Чайковский.

Знакомство с жизнью и творчеством П.И.Чайковского....

Речевой праздник "Жизнь замечательных людей"

Сценарий к сказке "Муха Цокотуха" для учащихся с ОВЗ ( по слуху 1.2)...

Жизнь замечательных людей

Направление: Социальное самоопределениеТема: Жизнь замечательных людейЦель: развивать коммуникативные возможности учащихся, подтолкнуть процесс осознания ребенком своих социальных ролей, осознание сво...

Сценарий защиты школьно-семейного проекта "Жизнь замечательных людей России".

Данный материал можно использовать во внеурочной деятельности,на уроках окружающего мира, при решении проектных задач. Каждый ребенок представил знаменитую личность России, по которой делал свой мини-...

Классный час: "Жизнь замечательных людей"

Классный час: «Жизнь замечательных людей»4 классТема: Жизнь замечательных людейЦель: развивать коммуникативные возможности учащихся, подтолкнуть процесс осознания ребенком своих социальных...