Главные вкладки

    Вопросы к общественному смотру знаний по русскому языку в 4 классе
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Материал содержит 55 вопросов и ответов по основным темам русского языка.

    Вопросы могут быть использованы  при повторении и закреплении изученного материала в конце 4 класса.

    Учитель может использовать материал как памятку для каждого ученика при подготовке к устному экзамену, общественному смотру знаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc154 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык.

    1. Что такое предложение?

    Предложение – это слово или  группа слов, связанных по смыслу и выражающих  законченную мысль (сообщение, вопрос или побуждение).

    2. Виды предложений по интонации и цели высказывания.

    Предложения бывают различны по интонации и по цели высказывания.

    По интонации – восклицательное, невосклицательное.

    По цели высказывания – повествовательное ( о чём-то рассказывает), вопросительное (спрашивает), побудительное ( побуждает к действию).

    Пример:

    Мама пришла. ( повествовательное, невосклицательное)

    Мама пришла! ( повествовательное, восклицательное)

    Кто разбил чашку? (вопросительное, невосклицательное)

    Кто разбил чашку?! (вопросительное, восклицательное)

    Подойди сюда. (побудительное, невосклицательное)

    Подойди сюда! (побудительное, восклицательное)

    3. Знаки препинания в конце предложений.

    Точка (.) ставится в конце предложения, в котором о чём-либо сообщается, повествуется.

    Из леса выскочил заяц.

    Вопросительный знак (?) ставится в конце предложения, в котором содержится вопрос.

    Кто выскочил из леса?

    Восклицательный знак (!) ставится в конце предложения, в котором выражены какие- либо чувства: радость, восторг, удивление, приказ, побуждение к действию и другие.

    Из леса выскочил заяц!

    4. Что такое текст?

    Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений, которые связаны между собой по смыслу и объединены общей темой.

    5. Какие бывают тексты?

    Виды текстов

    повествование  

    описание    

    рассуждение

    6.  Что такое алфавит?

    Алфавит – это совокупность букв, расположенных в строго определённом порядке. (рассказать алфавит)

    В русском языке 33 буквы.  

         Из них 10 гласных,   21 согласная   и   2 буквы, которые звуков не обозначают, - Ъ и Ь.

    7. Сколько в русском языке гласных букв, звуков? Перечисли их.

          В русском языке 10 гласных букв.

    5 гласных первого ряда, которые показывают твёрдость предшествующего согласного: А, О, У, Э, Ы  (лук),

    и 5 гласных второго ряда, которые показывают мягкость предшествующего согласного: Я, Ё, Ю, Е, И (люк).

         В русском языке 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Э], [И], [Ы].

    8. Признаки гласных звуков. Какие гласные могут обозначать два звука и в каких случаях?

    Признаки гласных звуков:

    1. Произносятся с голосом.

    2. При произнесении гласных воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.

    3. Гласные образуют слог.

    Сколько в слове гласных, столько  в слове и слогов.

    Йотированные буквы Я, Е, Ё, Ю в начале слова и после гласного, а также после Ь и Ъ обозначают по 2 звука: Я-[й а], Ю-[й у], Ё-[й о], Е-[й э].

    9. Характеристика согласных звуков. В каком случае согласная буква обозначает мягкий звук, а в каких- твёрдый?

    Признаки согласных звуков:

    1. Произносятся с шумом.

    2. При произнесении согласных звуков воздух , выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ.

    3. Согласные звуки не образуют слог.

    Согласный звук может быть твёрдым или мягким.

         В русском языке 21 согласная буква и 43 согласных звука.

         Звуков больше, так как большинство согласных могут обозначать по 2 звука – твёрдый и мягкий. Существуют согласные исключения.

    Всегда мягкие звуки дают согласные буквы Ч, Щ, Й, а всегда твёрдые – Ж, Ш, Ц.

       Согласные делятся на 3 подгруппы:

     Всегда звонкие (сонорные):  Л, М, Н, Р, Й;

    Парные по глухости – звонкости: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С;

    Всегда глухие: Х, Ц, Ч, Щ.

     

                                     Согласная буква      С

                                                                                   

    твёрдый звук

            мягкий  звук                                                

    1. после согласной стоит:

    А, О, У, Ы, Э                                    

    1. после согласной стоит:

    Я, Ё, Ю, И, Е

    2. конец слова,

    другая согласная

    2. после согласной стоит:  Ь

    3. Всегда твёрдые: Ш, Ж, Ц

    3. Всегда мягкие: Ч, Й, Щ

    10. Значимые части слова. Их характеристика.

         Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

         Слова, которые имеют общую часть и общее значение, называются родственными или однокоренными.

         Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

        Приставки пишутся слитно со словами.

        Приставки, которые пишутся с буквой О: со-,  про-,  во-,  до-,  о-,  об-,  обо-,  по-,  под-,  подо-,  от-,  ото-.

        Приставки, которые пишутся с буквой А: за-,  на-, над-.

        Приставка па- пишется в словах: пасынок, падчерица, паводок.

        Приставка пра- пишется в словах: правнук, правнучка, прадедушка, прабабушка.

        Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

    11. Окончание и основа слова. Их характеристика.

        Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

        Основа – это всё слово без окончания.

    12. Порядок разбора слова по составу.

    Разобрать слово по составу – значит найти и выделить основу и все значимые части этого слова: окончание, корень, приставку и суффикс.

    1. Окончание

    Измени форму слова. Найди изменяемую часть. Это окончание.

    Подводный – подводная, подводное, подводные

    2.Основа

    Выдели основу, то есть часть слова без окончания.

    Подводный

    3. Корень.

    Подбери 2-3 однокоренных слова, сравни их и выдели общую часть.

    Подводный, вода, водный.

    4. Приставка

    Выдели часть слова, которая находится перед корнем (если она есть). Это приставка.

    Подводный

    5. Суффикс

    Выдели часть слова, которая находится за корнем(если она есть).

    Это суффикс.

    Подводный

    13. Орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне слова?

    Проверяемые безударные гласные.

        Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

    Например: вода – вОдный, вОды.

    Вот некоторые способы изменения слов.

    ●   Поставить слово в единственное число.

    Например:  моря – мОре.

    ●   Поставить слово во множественное число.

    Например:  стена – стЕны.

    ●   Назвать слово ласково ( с помощью суффиксов –ушк-, -к-).

    Например: трава – трАвушка, трАвка.

    ●   Задать вопросы что делает? что делать?

    Например:  плескать – (что делает?) – плЕщет,  выбрал – (что делать?) – брАть.  

    ●   Задать вопрос что?

    Например:  трещать – (что?) трЕск.

    ●   Бывает, что проверочное слово состоит из одного корня.

    Например:  домишко – дОм,  котёнок – кОт.

    14. Орфограмма «Проверяемые согласные в середине слова и на конце?

    Существуют  парные согласные по глухости – звонкости:

    Б

    В

    Г

    Д

    Ж

    З

    П

    Ф

    К

    Т

    Ш

    С

      Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная  Н.

    Например: гриб – грибок, грибной

                      сказка – сказочка

    Вот некоторые способы проверки парных согласных .

    ♦ К любому слову можно подставить предлог ( без, о, к ) или слово НЕТ.

    Например: плов – без плова, нет плова, сказка – нет сказок, булавка – нет булавок.

    ♦ Поставить слово во множественное число.

    Например: гриб – грибы.

    ♦ Назвать слово ласково ( с помощью суффиксов –очек-,

    -ок-, -ик-, -ушк- и т.д.)

    Например: краб – крабик, дед – дедушка.

    книжка – книжечка,  дорожка – дороженька, указка – указочка.

    ♦ Задать вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

    Например: залез – (что делать?) залезать, указка (что делать?) указывать

    ♦ Задать вопрос КАКОЙ?

    Например: луг – (какой?) луговой, кровь – кровный.

    ♦ Изменить слово так, чтобы после этой согласной стояла сонорная согласная Н.

    Например: гриб – грибной, гараж – гаражный

    15. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова».

    В некоторых словах согласные Т,Д,Л,В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять.

    Честный – честь

    Звёздный – звезда

    Солнце – солнышко

    Здравствуй – здоровье

            

    Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

    Не чудесно, не прекрасно,

    А ужасно и опасно

    Букву Т писать напрасно

    В словах «вкусный», «интересный»

    В словах лестница, праздник, чувство непроизносимая согласная не проверяется. Эти слова нужно запомнить.

    16.  Орфограмма «Буквосочетания ЧК,ЧН,НЧ,ЩН».

    Сочетания чк, чн, рч, рщ, нщ, нч, ст, зд, сн, зн, нт  пишутся без мягкого знака.

    Ночка, печник, ларчик, сварщик, каменщик, бубенчик, вести, гвозди, песня, разница, бантик.

    17.  Орфограммы «Разделительный Ь»  и «Разделительный Ъ».

    Разделительный мягкий знак (Ь) пишется в корне слова после согласной перед гласными: Е,Ё,Ю,Я,И.

    Ущелье, вороньё, соловьи, болью, обезьяна

    Разделительный твёрдый знак (Ъ) пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: Е,Ё,Ю,Я,  а также в некоторых словах иностранного происхождения.

    Объект, объём, объятия, подъезд, подъём, адъютант.

    18. Орфограмма «Буквы А,У, И после шипящих».

    Ча - Ща пиши с буквой А. (чайка, дача, роща, чаща)

    Чу – Щу пиши с буквой У. (чудо, кричу, щука, тащу)

    Жи – Ши пиши с буквой И. (жить, ужи, ширма, камыши)

    19. Что такое приставка, предлог? Как отличить приставку от предлога?

         Приставка – это часть слова. Приставки пишутся со словами слитно.

    Например:

    сошёл, прошёл, вошёл, дошёл, обошёл, подошёл, отошёл.

    Предлог – это отдельное слово. Предлоги (к, по, в, на, за, с, под, про, для, у, около, перед …) пишутся с другими словами раздельно. Между  предлогом и словом можно вставить  вопрос или другое слово.

    Например:

    по траве – по зелёной траве

    в магазин – в хлебный магазин

     Перед глаголом предлогов не бывает.

    Например: добежал, уехал.

    20.  Перечислить части речи.

    Слова в русском языке делятся на большие группы – части речи.

    Всего в русском языке 10 частей речи: 6 самостоятельных(имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие), 3 служебные (предлог, союз, частица) и междометие.

    21.  Какие члены предложения называются однородными?

           Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения.

    Пример: Журавли, утки, гуси и лебеди осенью улетают.

    Однородными могут быть и главные члены предложения и второстепенные.

    Пример:  Маша пела и плясала.

                     Ира и Юля пели.

                     Девочки собирали цветы и ягоды.

    Однородные члены связаны

    союзами И, ИЛИ, ДА в значении И  (запятая не ставится)

    Мы поедем на электричке или на автобусе.

    союзами А,НО, ДА в значении НО (запятая ставится)

    Солнце светит, но не греет.

    интонацией перечисления (запятая ставится)

    На лугу цвели ромашки, васильки.

                                         

    22.  Постановка запятой в предложениях с однородными членами.

    Запятая ставится

    · если между однородными членами нет союзов.

    Журавли, скворцы, ласточки – перелётные птицы.

    · если однородные члены соединены союзом А или НО.

    И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.

    · если однородные члены соединены повторяющимися союзами  И.

    Воздух наполнился ароматом и берёзы, и тополя, и черники.

    Запятая не ставится

    если однородные члены соединены неповторяющимися союзами И.

    Ветер по морю гуляет

    И кораблик подгоняет.

    23. Что такое имя существительное? Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает?

    Имя существительное – это часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?

    Обозначает:

    1. конкретные предметы (дверь, окно)

    2. живые существа (человек, птица, зверь)

    3. явления природы (слякоть, снег, ветер)

    4. события(война, революция)

    5. процесс, действия(стрельба, рост)

    6. абстрактные понятия(доброта, дружба)

    24. Имена существительные собственные и нарицательные; одушевлённые и неодушевлённые.

    Существительные бывают собственные и нарицательные. Собственные – фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия, названия книг, журналов, газет. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

    Нарицательные – названия предметов, явлений и др.

    Существительные  бывают одушевлёнными и неодушевлёнными. Одушевлённые отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа.

    Неодушевлённые отвечают на вопрос что?

    25. Род и число имён существительных.

    Род – постоянный признак имени существительного. По родам существительные  НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ!

    Существительные бывают трёх родов:

    Мужской род (он, мой) – автомобиль, месяц, юноша, картофель

    Женский род (она, моя) – морковь, фамилия, весна, луна

    Средний род (оно, моё) – имя, варенье, задание, пальто

    Имена существительные изменяются по числам:

    Единственное число

    Множественное число

    Обозначает один предмет

    Обозначает несколько предметов

    письмо, ребёнок

    письма, дети

    Некоторые существительные употребляются только в единственном числе:

    молоко, доброта, Казань, пение, молодёжь, Франция.

    Некоторые существительные употребляются только во множественном  числе: очки, сани, именины, ворота, Альпы.

    26. Как изменяются имена существительные?

    Имена существительные изменяются по числам и падежам.

    (см. вопрос 25 и 27).

    27. Падежи. Склонение имён существительных.

    Изменение существительных по падежам называется склонением. Падеж определяют по вопросам.

    Падежи

    Падежные вопросы

    одушевлённые существительные

    неодушевлённые существительные

    Именительный (есть)

    кто?

    что?

    Родительный (нет)

    кого?

    чего?

    Дательный (дать)

    кому?

    чему?

    Винительный (вижу)

    кого?

    что?

    Творительный (доволен)

    кем?

    чем?

    Предложный (думаю)

    о ком?

    о чём?

    В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам – склонениям.

    К I склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я в именительном падеже единственного числа.

    линейка, земля, мама, дядя

    К II склонению относятся имена существительные  мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о,-е в именительном падеже единственного числа.

    урок, день, зеркало, поле

    К III склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

    метель, морковь, вещь, дочь

    28. Каким членом предложения может быть имя существительное? Привести примеры.

    В предложении существительное может быть:

    подлежащим

    дополнением

    обстоятельством

    29. Написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими на конце.

    После шипящих на конце слова в именах существительных женского рода мягкий знак пишется, а в именах существительных мужского рода не пишется.

    Ночь (ж.р.), тишь (ж.р.), камыш (м.р.), луч( м.р.)

    30.  Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?

    Безударные гласные в окончаниях имён существительных нужно проверять ударными в том же  склонении.

    Слова-помощники для проверки:

    I скл.

    луна

    земля

    II скл.

    конь

    окно

    III скл.

    печь

    степь

    По травке (по луне), на взлёте (на коне), у проруби (у степи).

    Или

    Чтобы правильно написать безударное падежное  окончание имени существительного, нужно:

    1. Определить падеж.

    2. Определить склонение.

    3. Вспомнить окончание существительного в нужном падеже:

    I скл.

    II скл.

    III скл.

    Р.п.

    Д.п.

    П.п.

    31.  Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает?

    Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие? чей? чья? чьё? чьи?

    синий, папин (шарф)

    тёплая, мамина (кофта)

    медвежье (логово)

    32. Как изменяются имена прилагательные?

    Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

    Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

    33.   Род и число имени прилагательного.

    Род прилагательного определяют по роду существительного, с которым оно связано.

    мужской род

    женский род

    средний род

    какой?

    –ой, -ый,-ий

    дорогой, тёплый, синий шарф.

    какая?

    -ая, -яя

    стильная, синяя юбка

    какое?

    -ое, -ее

    низкое, синее небо

    Прилагательные изменяются по числам. Прилагательные в

    единственном числе изменяются по родам.

    Прилагательные во множественном числе рода не имеют.

    единственное число

    множественное число

    деревянный стол (м.р.)

    весенняя гроза (ж.р.)

    зелёное  дерево  (ср.р.)

    деревянные  столы

    весенние  грозы

    зелёные   деревья

    34.  Начальная форма имени прилагательного.

    Начальная форма имени прилагательного – это форма именительного падежа мужского рода единственного числа.(И.п., м.р., вопрос КАКОЙ?)

    35.   Связь имени прилагательного с именем существительным.

    Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные, с которыми они связаны.

    36.   Каким членом предложения может быть имя прилагательное?  Привести примеры.

    В предложении прилагательное чаще всего бывает определением.

    37.   Как проверить безударные окончания в именах прилагательных?

    Чтобы правильно написать безударное падежное окончание прилагательного, нужно:

    1. определить род и падеж имени прилагательного  по роду и падежу имени существительного,   к которому относится это имя прилагательное.

    2. вспомнить, какое окончание пишется у имён прилагательных в этом роде и падеже, и написать его.

    3. подобрать имя прилагательное в том же роде и падеже , но с ударным окончанием.

    4. проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает это имя прилагательное.

    В небе (каком?) безоблачном ( голубом)

    38.    Что такое местоимение?   Что оно обозначает?

    Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

    Слова  я,  ты,  он,  она,  оно,  мы,  вы,  они – это личные местоимения.

    39.  Начальная форма личного местоимения.

    Начальная форма местоимения – это форма именительного падежа единственного числа.  (И.п., ед. ч.)

    40.   Лицо и число личных  местоимений.

    Личные местоимения имеют 3 лица и 2 числа:

    I лицо – я, мы

    II лицо – ты, вы

    III лицо – он, она, оно, они

    41.   Как изменяются местоимения?

    Изменяются местоимения по падежам – склоняются.

    И.п.

    я

    ты

    он

    она

    оно

    мы

    вы

    они

    Р.п.

    меня

    тебя

    его

    её

    его

    нас

    вас

    их

    Д.п.

    мне

    тебе

    ему

    ей

    ему

    нам

    вам

    им

    В.п.

    меня

    тебя

    его

    её

    его

    нас

    вас

    их

    Т.п.

    мной

    тобой

    им

    ей, ею

    им

    нами

    вами

    ими

    П.п.

    обо мне

    о тебе

    о  нём

     о ней

     о нём

    о нас

    о  вас

     о  них

    42.   Правописание  местоимений с предлогами.

    Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно.

    К  нам,   о  вас,  от  меня,  обо  мне,  перед  тобой,  с ней.

    43.   Каким членом предложения может быть местоимение?  Привести примеры.

    Личные местоимения в форме именительного падежа в предложении являются подлежащим.

    Я в задумчивости шёл по парку.

    Личные местоимения в косвенных падежах выступают второстепенными членами предложения.

    У меня была интересная книга.

    К нам пришли друзья.

    44.  Что такое глагол?  Что он обозначает?  На  какие вопросы отвечает?

    Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать? что делал? что сделал?

    45.  Неопределённая форма глаголов.

    Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме.

    Это начальная форма глагола. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

    Что делать? учить

    Что сделать? Выучить

    46.  Времена глаголов.

    Глаголы изменяются по временам:

    Настоящее время – показывает, что действие происходит в момент речи (что делаю? говорю, смотрю)

    Будущее время – показывает, что действие будет происходить после момента речи ( что сделаю? что буду делать?  посмотрю, буду говорить)

    Прошедшее время – показывает, что действие происходило до момента речи (что делал? что сделал? говорил, сказал)

    47.  Спряжение  глаголов.

    Изменение глаголов настоящего и будущего времени пол лицам и числам называется спряжением.

    По личным окончаниям глаголы  делятся на два группы:  глаголы

    I спряжения и глаголы II спряжения.

    Ко II спряжению относятся:

    - все глаголы, оканчивающиеся на – ить, кроме  брить, стелить;

    - 7 глаголов, оканчивающихся на – еть:

    терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, видеть.

    - 4 глагола, оканчивающиеся на  -ать:

    слышать, дышать, держать, гнать.

    Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к I спряжению.

    48.  Как изменяются глаголы?

    Глаголы изменяются по временам:

    Настоящее время – показывает, что действие происходит в момент речи (что делаю? говорю, смотрю)

    Будущее время – показывает, что действие будет происходить после момента речи ( что сделаю? что буду делать?  посмотрю, буду говорить)

    Прошедшее время – показывает, что действие происходило до момента речи (что делал? что сделал? говорил, сказал)

    Глаголы изменяются по лицам:

    I лицо – я, мы (говорю, говорим)

    II лицо – ты, вы (говоришь, говорите)

    III лицо – он, она, оно, они (говорит, говорят)

    Глаголы изменяются по числам:

    Единственное число – смотрит

    Множественное  число – смотрят

    Глаголы прошедшего времени изменяются по родам:

    Мужской род – он (смотрел)

    Женский род – она (смотрела)

    Средний род  -оно (смотрело)

    Изменение глаголов настоящего и будущего времени пол лицам и числам называется спряжением.

    49.  Каким членом предложения может быть глагол?  Привести примеры.

    В предложении глаголы чаще всего бывают сказуемыми.

    Гроза прошла.

    50.  Как проверить безударные личные окончания глаголов?  Орфограмма «Буквы  Е –И  в окончаниях глаголов».

    Чтобы определить, какую гласную букву писать в личном окончании глагола, нужно:

    1. поставить глагол в неопределённую форму;

    2. выделить глагольный суффикс, который стоит перед суффиксом –ТЬ:

    Решать,        любить

    3. по глагольному суффиксу определить спряжение глагола:

    Решать(I спр.),      любить(II спр.)

    4. вспомнить личные окончания глаголов этого спряжения и написать нужную гласную в окончании:

    Решаешь,   любишь

    51.  Глаголы – исключения.

    К  I спряжению относятся

    2 глагола – исключения:  

    брить,  стелить.

     Ко II спряжению относятся

    4 глагола – исключения на – ать  и

    7 глаголов – исключений на – еть:

    гнать, держать,

    дышать и слышать,

    зависеть, видеть, ненавидеть, а ещё смотреть, вертеть, и обидеть, и терпеть.

    52.  Написание  - тся,  -ться  в глаголах.

    Ь   пишется

    Ь     не   пишется

    у глаголов в неопределённой форме

    кататься, смеяться

    У глаголов 3-го лица

    (он) катается,

    (они) смеются

    Чтобы не ошибаться в написании –тся   и –ться, нужно ставит к глаголам вопросы:

    Что делать? смеяться

    Что делает? смеётся.

    Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он пишется и в глаголе.

    Если в вопросе мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он не пишется.

    53.   Орфограмма « Мягкий знак (Ь) после шипящих в неопределённой форме глагола и во 2-м лице единственного числа».

    Ь   пишется

    В неопределённой форме глаголов после шипящих

    беречь,  стеречь,  сжечь

    В окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих

    пишешь,  читаешь,  играешь,  смотришь, говоришь.

    54.   Орфограмма «Написание частицы не  с глаголом».

    Не с глаголом пишется раздельно.

    Не  был,   не  говорил.

    55. Возвратные глаголы.

    Глаголы с суффиксом –ся (-сь) называются возвратными.

    хвалить – хвалиться

    спасти – спастись

     Суффикс –ся пишется после согласных и после мягкого знака (Ь):

    гордился,  старается,  смеяться,  удивляться

    Суффикс –сь пишется после гласных:

    горжусь,  стараюсь, смеюсь, удивляюсь


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Смотр знаний по русскому языку.

    Общественный  смотр знаний  в рамках декады «Служу Отечеству» 2 класс Девиз нашего урока «Знание - это сила» Вводное слово учителя. 23 февраля - день защитника отечества. День до...

    "Смотр знаний по русскому языку" 4 класс УМК Школа России

    В презентации представлены основные темы по русскому языку. Задания предлагают сказочные герои. Дети одновременно могут выполнять работу на отдельных компьютерах. ...

    Смотр знаний по русскому языку в 1 классе

    Дети путешевствуют по Королевству Буковки ,повторяя парные согласные перенос слов ,где встречаются с Королями - весенними месяцами. Дети учатся предложения ,слова.На пути ребятам встретится камень ,ко...

    смотр знаний по русскому языку в 4 классе

    В работе представлены задания для подведения итогов обучения в начальных классах....

    Практические задания к смотру знаний по русскому языку 4 класс

    КРОТ.         Не  любит крот  яс...ного  со...нца  и  свежего  ветра.  Всю  ж...знь  он  проводит в  тёмн...

    Общественный смотр знаний по русскому языку учащихся выпускных начальных классов

    Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Части речи».  Форма проведения урока  урок-конкурс. Осуществлять проверку знаний, умений и навыков учащихся учителю...

    урок-смотр знаний по русскому языку в 3 классе

    На уроке обобщаются  и систематизируются знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орф...