Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку в 1 классе
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена  УМК для 1-4 кл., авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, О.В.Чиндиловой и др. Содержит пояснительную записку, рабочую программу, тематическое планирование по обучению грамоте, письму, русскому языку в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_po_obuch_gramote_i_russ_yaz_1_kl.doc439.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Рассмотрено                                                                                           Утверждаю:

На заседании НМС                                                                                Директор МБОУ «Гимназия №2"

Протокол №                                                                                            _________     Войтко И.С.

От ______2011г.                                                        приказ № _____  от________

Рабочая программа

по обучению грамоте и

русскому языку

в 1 классе

на 2011-2012 учебный год

                                     Общее количество часов - 257

Количество часов в неделю - 5(письмо)+4(обуч грамоте)

                                    Составитель: Куклева И.В.

Составлена в соответствии с программой                                                  Согласовано:

общеобразовательных учреждений                                                            руководитель ГМО

под общей редакцией Бунеева Р.Н.-  2007                                                 ________Салахова Л.М.

ученики «Букварь», «Мои                                                                            протокол №       от

волшебные пальчики», «Русский язык(первые уроки)»                                    

 1класс. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.  

                                                                 

                                                               2011 год.               

Рабочая учебная программа

курса «Русский язык»  для 1 класса

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В.Чиндиловой и др.

1. Пояснительная записка

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Он разработан  Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.

В первом классе изучается в течение 50 часов после обучения грамоте.

Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.

Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь», прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.

2.Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета;
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

  1. приобретение и систематизация знаний о языке;
  2. овладение орфографией и пунктуацией;
  3. раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
  4. развитие чувства языка.

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твердыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования. В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведется наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Азбуки идет целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

3.Описание места учебного предмета

в учебном плане

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю, из них 5 часов в неделю – письмо, 4 часа в неделю – обучение грамоте по «Букварю»), курс «Русский язык» в послебукварный период – 50 часов (10 недель по 5 часов).

4. Содержание учебного предмета

«Русский язык»

1 класс

Обучение грамоте и развитие речи (письмо-115ч, обучение чтению-92 часа)

Добуквенный период (письмо-15ч, обучение чтению-15ч)

Задачи побуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (дед, дедушка, старик, старичок), рисовать схему слова, составлять предложения по картинкам, изображать предложения в виде схемы.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму( рисование, штриховка, написание элементов букв).

Букварный период (письмо-100ч, обучение чтению-77ч) 

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов.

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность заниматься пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся  с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, орфографии.

Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е,ё,ю,я,и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения(буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает, в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе, об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова.

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? что делает как?;  наблюдают за ролью  в речи местоимений он, она, оно, они; за словами  в единственном и множественном числе; знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении; об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточии в конце предложения.

Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах собственных; буквосочетаниях жи-ши, ча-ща,чу-щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

                                   

Работа с текстом

На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности. В работе с текстом выделяются три этапа:

  1. Работа с текстом до чтения.
  1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске.
  2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. Высказывание предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
  1. Работа с текстом во время чтения.

                1. Первичное чтение.

 2.Выявление первичного восприятия.

                3.Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения.

  1. Работа с текстом после чтения.

                1.Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.

                2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.

               3. Творческие задания.

Русский язык    (50 ч)

  • Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в ходе обучения грамоте.

Слово. (35 ч)

  • Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.
  • Обозначение мягкости согласных на письме.
  • Алфавит.
  • Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.
  • Однокоренные слова. Корень слова.
  • Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?

Предложение. Текст.(15 ч)

  • Признаки предложения, оформление предложения на письме.
  • Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.
  • Отличие текста от набора предложений.
  • Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

5.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

        Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка.

        Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества.

        Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

        Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

        Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества.

        Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование уважения к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, уважение к многообразию иных культур и языков.

6. Личностные результаты

 изучения «Русского языка»

1 класс

Личностными результатами  изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст;

- понимать эмоции других людей;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

Метапредметными результатами  изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

- учиться работать в паре, в группе.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами  изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- составлять устный рассказ по картинке;

- называть звуки, из которых состоит слово, не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;

- определять роль гласных букв;

- обозначать мягкость согласных звуков на письме;

- определять количество букв и звуков в слове;

- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

- ставить пунктуационные знаки в конце предложения;

- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

- находить корень в группе доступных однокоренных слов.

7. Тематическое планирование

уроков письма (115 часов)

 п/п

Дата

провед

Тема урока

Региональ

ный компонент

Примечание.

1

Знакомство с «Прописью». Правила письма.

2

Урок-сказка. Прямые и наклонные вертикальные линии.

3

Обведение по контуру.

4

Урок-игра. Штриховка в различных направлениях

5

Обведение по контуру. Штриховка.

6

Упражнения в обведении по контуру и штриховке.

7

Обведение по контуру и письмо овалов.

Мустай Карим

«В школе»

8

Письмо наклонных линий и овалов. Закрепление изученных элементов.

9

Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху.

10

Упражнения в письме наклонных линий с петлей внизу и вверху.

11

Письмо прямой с закруглением внизу.

12

Письмо е  - образных элементов.

Риф Мифтахов «Обращение к птицам»

13

Закрепление изученных элементов.

14

Письмо элементов буквы г (прямая с закруглением внизу и верху).

Башкирский орнамен

15

Повторение основных графических элементов. Письмо прямых и наклонных линий.

16

Строчные буквы и, г, п, т, р.

17

Написание изученных элементов.

18

Письмо строчных букв и, г, п, т, р.

19

Письмо слогов и слов с буквами и, г, п, т, р.

20

Строчная буква о.

21

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

22

Упражнения в письме слогов и слов с изученными буквами.

23

Строчная буква а.

24

Буква ы.

25

Заглавные буквы Г, П, Т, Р.

26

Упражнения в написании слогов и слов.

27

Заглавная буква И.

Географич названия Респ Башк-стан

28

Строчная буква н.

29

Строчная буква к.

30

Письмо слогов и слов.

31

Упражнения в письме.

32

Строчная буква у.

Мустай Карим «Моему учителю

33

Заглавная буква У.

34

Строчная буква с.

35

Письмо слов, предложений, текста с изученными буквами.

36

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

37

Письмо предложений и текста с изученными буквами.

38

Наблюдение за словами с безударными гласными.

39

Правописание предлогов со словами.

40

Строчные буквы л, м.

41

Письмо слов и слогов.

п/п

Дата

провед

Тема урока

Региональ

ный компонент

Примечание.

42

Заглавные буквы К, Н.

Упражнения в письме.

43

Обучение списыванию с печатного текста.

44

Заглавная буква С.

Города Респ Башкорт: Салават, Сибай и др

45

Письмо однокоренных слов.

46

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

47

Письмо слов под диктовку с комментированием.

48

Заглавная буква М, Л.

49

Упражнение в списывании текста.

50

Правописание заглавных букв в словах и предложениях.

51

Упражнения в письме слов под диктовку с комментированием

52

Строчная буква ш.

53

Сочетание ши.

54

Написание слов со слогом ши.

55

Упражнение в списывании текста.

56

Заглавная буква Ш. Обучение выборочному списыванию.

57

Письмо слов с буквами с и ш. 

58

Заглавная буква А.

Великие реки – Агидель и Караидель

59

Контрольное списывание. 

60

Строчная буква д.

61

Упражнения в письме слов, предложений, текста с изученными буквами.

62

Письмо слов с парными согласными д и т.

63

Строчная буква в.

64

Заглавная буква Д.

65

Заглавная буква В. Написание имён собственных.

66

Упражнения в письме.

67

Строчная буква е.

68

Письмо слов и предложений под диктовку.

69

Строчная гласная буква ё.

70

Заглавные буквы Е и Ё.

71

Упражнения в письме слов, делении слов на слоги. Постановка ударения.

72

Образование и запись слов с приставками.

73

Строчная буква б.

74

Написание имён собственных.

75

Различия в начертании б и д.

76

Заглавная буква Б.

Учимся писать название родной Республики

№ п/п

дата

Тема урока

77

Строчная буква з.

78

Заглавная буква З.

79

Строчная буква я.

80

Заглавная буква Я.

81

Повторение изученного Упражнения в письме.

Природа Баш-на. Янгантау

82

Строчная буква х.

83

Строчная буква ж.

84

Заглавные буквы Х и Ж.

85

Письмо текста.

86

Слова с сочетаниями жи и ши.

87

Строчная и заглавная буквы Й и й.

88

Строчная буква ч. Сочетания ча, чу.

89

Заглавная буква Ч.

90

Строчные буквы ц и щ.

91

Заглавные буквы Ц и Щ. 

92

Слова с сочетаниями ща, щу.

93

Строчная буква ф.

Столица Респ - Уфа

94

Заглавная буква Ф.

95

Строчная буква э.

96

Заглавная буква Э.

97

Письмо слов с заглавной буквы Э.

98

Строчная буква ю.

99

Заглавная буква Ю.

Природа Баш-на. Юрюзань

100

Буква ь.

101

Письмо слов с ь – показателем мягкости.

102

Письмо слов с разделительным ь и выделение орфограмм.

103

Письмо слов с ъ.

104

Ъ – закрепление.

105

Алфавит.

106

Р/р Составление и письмо предложений по опорным словам.

107

Контрольное списывание с печатного     образца.

108

Повторение изученного.

109

Письмо слов и предложений.

110

Письмо предложений и текста.

111

Повторение изученного.

Резерв – 4 часа

 

                               Тематическое планирование

уроков обучения чтению по «Букварю» (92 ч)

п/п

п/

Дата

провед

Тема урока

Региональ

ный

компонент

Примечание

Знакомство с «Азбукой». Календарь и календарные праздники.

Урок-наблюдение. Животные и растения вокруг нас. Слова – названия.

Урок-игра. Природа вокруг нас. Знакомство с предложением.

Летом в деревне. Составление предложений.

Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом.

Г.Юнусова «Падают листья берёзы»

Урок-игра. Речевые и неречевые звуки. Составление текста с опорой на рисунки.

Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста.

Урок-сказка. Составление предложений и текста по сюжетным картинкам  «На рыбалке».

Урок-сказка. Сказочные герои и предметы. Предложение. Текст.

Театр. Составление текста рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц.

Урок-путешествие. Гласные звуки.

Урок-игра. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных.

Урок-сказка. Ударение.

Деление слов на слоги, ударный и безударные слоги. Наблюдение над значением слова.

С.Алибаев «Кто принёс весну?»

Повторение основных изученных понятий.

Буквы И, Г, П, Т, Р. Знакомство с согласными звуками.

Разграничение понятий «звук» – «буква». Буквы И, Г, П, Т, Р.

Чтение слогов и слов с буквами И, Г, П, Т, Р.

День моей республики. Флаг, Герб, Гимн Башк-на

Гласный звук [о]. Буква О.

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Заглавная буква  О в именах людей. Упражнения в чтении слогов и слов с изученными буквами.

Гласный звук [а], буква А.

Звук [ы], буква Ы. Слова в единственном и во множественном числе.

Заглавная буква в географических названиях.

Заглавная буква в именах людей и географических названиях.

Звуки [н], [н'], буква Н.

Звуки [к], [к'], буква К.

Знакомство с местоимениями ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

Уральская зима

Звук [у], буква У.

Работа над интонацией. ! и ? знаки в конце предложения.

Звуки [с], [с'], буква С.

Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами.

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами.

Слова, которые отвечают на вопрос КАК?

Внеклассное чтение Е. Пермяк «Надёжный человек».

Знакомство с предлогами.

Звуки [л], [л'], [м], [м'] буквы Л, М.

п/п

п/

Дата

провед

Тема урока

Региональ

ный

компонент

Примечание

Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях.

Упражнения в чтении предложений и текста..

Наблюдение над однокоренными словами.

Работа над деформированными предложениями

Знакомство с новым знаком препинания - многоточием.

Повторение знаний о гласных звуках и их роли.

Р/р Упражнения в чтении и анализе текста.

Проверка техники чтения.

Звук [ш], буква Ш.

Упражнения в чтении. Сочетание ШИ.

Наблюдение над словами – омофонами Шарик – шарик.

Упражнения в чтении. Внеклассное чтение Г. Цыферов «Про чудака–лягушонка».

Формирование навыка различения [с] и [ш].

Внеклассное чтение В. Берестов, стихи.

Упражнения в чтении. Звуко-буквенный анализ слов.

Проверка техники чтения.

Звуки [д], [д'], буква Д.

Парные согласные [д] - [т], [д'] - [т']. Наблюдение за оглушением согласных звуков на конце и в середине слова.

Звуки [в], [в'], буква В. 

Знакомство с суффиксом - УШК -.

Корень. Однокоренные слова. Слова с безударной гласной в корне.

Чтение слов, в которых буква Е обозначает два звука.

Чтение слов, в которых буква Е обозначает один звук.

Буква Ё. Повторение изученных понятий.

Чтение слов с буквами Е и Ё. Суффикс -ЫШК-.

Знакомство с приставкой. Внеклассное чтение. Шведская сказка «Мудрый крестьянин».

Звуки [б], [б'], буква Б.

Упражнения в чтении. Развитие умения видеть части слова.

Чтение и анализ текста.

п/п

п

Дата

провед

Тема урока

Региональ

ный

компонент

Примечание

Звуки [з], [з' ], буква З. 

Повторение звонких и глухих согласных.

Буква Я.

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Я.

Звуки [х], [х' ], буква Х. Междометия.

М.Хай «Я славлю жизнь»

Звук [ж], буква Ж. Сочетание ЖИ.

Наблюдение за  парными согласными Ж и Ш.

Р/р Работа с текстом.

Буква Й. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Звук [ч' ], буква Ч. Сочетания ЧА, ЧУ.

Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?

Звуки [ц], [щ']. Буквы Ц, Щ. 

Сочетания ЩА, ЩУ.

Звуки [ф], [ф' ], буква Ф. 

Внеклассное чтение. К.Ушинский «Четыре желания».

Наблюдение за парными согласными В и Ф.

Звук [э], буква Э.

Чтение слов, которые начинаются буквой Э.

Внеклассное чтение. Н.Сладков «Лесные сказки».

Гласная буква Ю и её звуки.

Обозначение мягкости согласных.

Буква Ь. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь.

Разделительный мягкий знак Ь.

Буква Ъ.

Буква Ъ (закрепление).

Алфавит.

Проверка техники чтения.

Распределение слов по алфавиту.

Повторение изученного.

Башкирские сказки о животных. Сказки-загадки

Внеклассное чтение В.Сутеев «Сказки и картинки»

Тематическое планирование

уроков русского языка (50 часов)

п/п

Дата

провед

Тема урока

Региональ

ный

компонент

Примечание

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык»

2

Повторение. Гласные звуки и буквы.

3

Гласные буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных на письме.

4

 Согласные звуки и их буквы.

5

Что мы знаем о звуках и буквах?

6

Повторяем слоги и ударение.

7

Перенос слов.

8

Развитие умения переносить слова.

9

Проверочная работа по теме: «Ударение. Перенос слов.»

10

 «Пишу правильно» (работа над ошибками)

11

Гласные буквы, обозначающие мягкость согласных на письме.

12

Обозначение мягкости согласных гласными на письме.

13

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь.

14

Повторение написания большой буквы  в словах.

Географические названия Респ Башкортостан

15

Слова с разделительным ь.

16

Повторение написания слов с разделительным ь.

17

Повторение написания слов с разделительным ь.

18

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и маленькой буквы.

19

Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.

20

Повторение написания буквосочетаний жи-ши в словах.

21

Повторение написания буквосочетаний ча-ща в словах.

22

Повторение написания буквосочетаний чу-щу в словах.

23

Повторение написания буквосочетаний  чк, чн в словах.

24

Повторение написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу,  чк, чн в словах.

25

Повторяем корень слова.

26

Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень.

27

Правописание безударных гласных в корне слова.

28

Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне.

29

Упражнение в написании слов  с безударным гласным в корне, проверяемым ударением.

Башкирские народные пословицы, загадки

30

Упражнение в написании слов  с безударным гласным в корне, проверяемым ударением.

31

Диктант по теме: «Безударная гласная в корне слова»

32

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

33

Повторение написания словарных слов.

34

Повторение написания словарных слов.

35

Словарный диктант. Повторение пройденного.

36

Что мы знаем о предлогах и предложении.

37

Повторяем правила оформления предложений на письме.

38

Повторяем правила оформления предложений на письме.

39

Обобщение знаний о предложении

40

Проверочная работа по теме: «Предложение»

41

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

42

Повторение. Чему мы научились за год.

43

Повторение. Чему мы научились за год.

44

Повторение. Чему мы научились за год.

45

Административная контрольная работа за год.

46

Обобщение знаний. Чему мы научились за год.

Резерв – 4 часа

8. Содержательное и методическое обеспечение курса

(учебники и пособия издательства «Баласс»)

Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина), комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина) и «Тетрадью для печатания» (авторы О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева). Методическое пособие для учителя: «Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики» (под ред. Е.В. Бунеевой).

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.).
  • Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)».
  • Р. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов.

Список литературы для  учителя.

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования – «Начальная школа»
  • Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе.
  • Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. Программа – в кн.: Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.(1-4).–М., Просвещение, 2007.
  • Баранов М.Т. Изучение орфографии  – М.,Просвещение, 2008
  • Светловская Н Н.Основы науки о читателе. – М., Магистр, 2002
  • Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык 1-2 класс, Методические рекомендации для учителя.- М., Изд-во «Баласс», 2008
  • Идельбаев М.Х.,.Сулейманов А.М. Живые родники 1-2 класс, Учебное пособие небашкирских школ Башкортостана.- Уфа:Китап, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку 1 класс Климанова УМК Перспектива

программа содержит пояснительные записки по обучению письму и русскому языку, календарно-тематические планирования с УУД, технологические карты....

рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку

В программах отображена вся структура данного курса...

Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку 1 класс Планета Знаний

календарно-тематическое планирование по русскому языку и обучению грамоте 1 класс УМК Планета Знаний...

Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку 1 класс УМК "Школа 2 100"

Рабочая программа с пояснительной запиской по обучению грамоте и русскому языку для 1 класса  УМК "Школа 2 100"...

Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку. 1 класс. В.В.Репкин, Е.В.Восторгова

Рабочая программа по обучению грамоте и русскому языку. 1 класс. В.В.Репкин, Е.В.Восторгова...

Пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте и русскому языку в 1 классе

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, Примерной  основной образовательной программы ОУ, авторской пр...