урок русского языка во 2 классе по теме :"Понятие о временных формах глагола"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка 2 класс по системе Занкова. Тема:"Временные формы глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема: Понятие о временных формах глагола.

Цели:

Предметные: сформировать понятие «время глагола»;развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой; развивать грамотность учащихся.

метапредметные

– формировать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, воспитание интереса к предмету через познавательный материал о животном мире, умение ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи, умение формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера, развивать мышление через умение сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, учебник А.В.Поляковой; мультимедийная презентация урока, карточки для групповой работы.

1. Организационный момент. Цель: проверить готовность учащихся к началу урока.

Итак, русский язык, друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Хотите учиться?

Значит можно всем садиться.

2. Актуализация знаний. Цель: активизировать опорные знания, целеполагание.

(звучит песня Незнайки)

Какой сказочный герой исполняет эту песню? Ну, раз всё знать невозможно, может и не стоит учиться?

Откройте тетради и запишите.

(слайд 1) 

Запись: Пятое апреля. Классная работа.

На доске вы видите незаконченное предложение. Я вам предлагаю его закончить.

(Слайд 2) 

Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы………….

А зачем вам это нужно? Это может в дальнейшем пригодиться?

Я тоже продолжу.

Сегодня я пришла к вам на урок русского языка для того, чтобы помочь вам  становиться ещё грамотней. В русском языке ещё много секретов. Мы обязательно постараемся открыть  ещё один.

(слайд 3)

 На доске запись:  вглрваере Что видите?

Эта запись - бессмысленный набор букв. На первый взгляд. Я предлагаю вам переписать эти цепочки  букв без ошибок.

(ученик  называет, другие проверяют) Какое задание вы бы предложили?

Возьмите карандаш и вычеркните те буквы, которые повторяются два раза (один  человек работает у интерактивной доски) (проверка)

врглеваер – г,л,а  - в,р,е

мягомля –г,о,л      -м,я

Перепишите оставшиеся буквы. Можно составить слово?

Что получилось?

Знакомый незнакомец. Почему я так его назвала?

Однажды у глагола  брали интервью, и вот что он о себе рассказал:

(у  детей листочки с текстом). Когда я буду вам читать, выберите ту информацию, которая вам знакома и поставьте +; о чём  бы вам непременно захотелось узнать, поставьте-!

Фамилия, имя___________________________________

 1) - Я занимаю второе место по частоте употребления в речи. Впереди меня только имена существительные.  

Знаю  

Хочу   узнать

2) - В предложении я являюсь сказуемым.

Знаю  

Хочу   узнать

3) -Я называю слово, которое обозначает действие предмета.

Знаю  

Хочу   узнать

4) - В предложении меня подчёркивают двумя чертами.

Знаю  

Хочу   узнать

5) - Не люблю предлоги.

Знаю  

Хочу   узнать

6)-У меня есть число, род, спряжение, наклонение.

Знаю  

Хочу   узнать

7) -Имею время: у меня их целых три.

Знаю  

Хочу   узнать

8) -Могу времени совсем не иметь.

Знаю  

Хочу   узнать

9) -С частицей  не меня пишут раздельно.

Знаю  

Хочу   узнать

3. Постановка учебной задачи.

Вернёмся к буквам, которые мы записали в тетради. Рядом со словом глагол запишите вычеркнутые  буквы по одному разу (время).

А теперь  назовите тему урока.

(слайд 4)

Какую цель поставит каждый для себя? Где можем использовать новое знание?

Моя цель: помочь вам её достигнуть и получить от этого удовольствие.

Где пригодится  новое знание?

Я держу в руках толковый словарь. В предисловии к нему сказано, что он предназначен для широкого круга читателей, которые  интересуются историей  русского языка. Давайте посмотрим, как объяснено значение этого слова, (одна пара учеников находит объяснение),(другие в это время высказывают свои мысли).

(слайд 5,6,7)

Мы постараемся составить сегодня таблицу-памятку. Она состоит из 3 столбиков.

У вас есть догадки? Гипотезы? Предположения?(предполагают, что времени у глагола 3)

4. Открытие нового знания.

Послушайте загадку:

Её мудрость не забудешь:

«Тише едешь, дальше будешь»

«Костяна» её рубаха,

Ползёт без страха …….(черепаха)

(слайд 8) Знаете ли вы?

(дети по одному зачитывают сведения)

1.Самая большая – морская кожистая черепаха.

2.Её вес может достигать семисот килограммов.

3. Может нырнуть на глубину более одного километра.

4. Может прожить до 150 лет.

(электронная  физминутка  «Львёнок и черепаха)

Сегодня мудрая черепаха поможет нам разобраться в том, какие же времена есть у глагола.

Как же мы будем открывать новое знание? А может посмотрим сразу в учебник, прочитаем правило и всё сразу станет понятно? Попробуем самостоятельно?

Для этого я предлагаю вам  поработать в группе.

Групповая работа.

Во время работы в группе помните, что вы несёте ответственность не только за себя, но и за всю группу; умейте слушать друг друга, уважать мнение товарищей.

Подчеркните глаголы, задайте вопросы и попробуйте определить , по какому признаку они собраны в столбике. Попробуйте определить когда это происходило, происходит или будет происходить (повесить тексты на доску)

Была я  малышкой,

Играла с пустышкой,        Прош.время

 Гуляла с  братишкой

И с няней-мартышкой.

Сейчас я живу в небольшом зоопарке.                Наст.время

Я в школу бужу по утрам малышей.        

В понедельник или в среду

Всё я  брошу и уеду,                Буд.время

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Вывод.  Давайте откроем учебник и посмотрим, правильно ли мы сделали вывод  (страница 73)

Мы часто с вами пользуемся памятками. Давайте заполним памятку-таблицу по нашей теме.

Сколько времен у глагола? Какие вопросы-помощники будем использовать для определения времени глагола?

Прош.вр.

Наст.вр.

Буд.вр.

Что делал?

Что делает?

Что сделает?

5. Первичное закрепление. Работа в группах. Цель: проверить умение учащихся определять время глагола; отработать практические умения по теме через выполнение заданий творческого характера.

(прослушиваем аудиозагадки; выписываем глаголы; определяем время)

Трек 9-глаголы: прийдёшь, поищешь, найдёшь- Буд.вр.

Трек 15 –подъехал, уступили – прош.вр.

Трек 2 – хожу, живу, грызу - наст.вр.

Трек 17 –колочу – наст.вр.

Трек 6 –люблю, бегаю, прыгаю – наст.вр.

Трек 4 – живу, ношу – наст.вр.

Кубик Блума (одна группа отвечает, из другой группы при помощи кубика задают вопрос для доказательства)

6. Закрепление полученного знания.

Кто очень хорошо понял тему? Кому ещё трудно – пользуйтесь таблицей –помощницей.

(Разноуровневые  карточки.  Если не останется время на уроке – это будет домашним заданием)

У вас на парте лежат карточки №1 и №2 : №1 –задание  не очень сложное, а  №2 – потруднее. Определитесь и выберите нужную для себя. Внимательно прочитайте задание и выполните. Кому необходима помощь?

Проверка (ключ на интер.доске). Поставьте себе оценку.

7. Рефлексия. Постановка учебной задачи на следующий урок.

Пришло время подвести итог.

(слайд 9)

Вам сегодня пришлось:

-навострить уши;

- зарубить на носу;

Как называются в русском языке эти фразы? Что они означают? Найдите глаголы и попробуйте определить время. Не получается? Обратиться к интервью глагола в начале урока (времени могу вообще не иметь). Это будет тема нашего урока завтра.

Мне сегодня было очень приятно с вами работать. Если у кого-то не всё получилось –НЕ ВЕШАТЬ НОС!

Пустой  кубик дети передают друг другу. На ком остановился –отвечает на мой вопрос:

Что нового узнал?

За что бы ты себя похвалил?

Была ли польза от урока?

Что особенно понравилось?

Что-то изменить, чтобы на следующем уроке работали лучше?

(слайд 10)

Дети заполняют таблицу:

Фамилия, имя___________________________________

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

7.Теперь я могу………..

8.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным
интересным/ не интересным

Приложение.

Карточки для домашней работы.

Карточка №1.

Спиши, подчерки глаголы и укажи время.

   Тысячи звуков рождаются  весною в ожившем лесу. От пенька к пеньку пробежала и тоненько пискнула мышь. На макушке берёзы скоро закукует кукушка. На самой вершине дуба заворкует дикий голубь. На закате солнца страшно  ухнет в лесу филин.

Карточка №2.

  Напиши небольшой рассказ о том, какой школа была раньше, какая она сейчас и какой она будет через 100лет.

Карточка для заполнения при актуализации знаний в начале урока.

Фамилия, имя___________________________________

 1) - Я занимаю второе место по частоте употребления в речи. Впереди меня только имена существительные.  

Знаю  

Хочу   узнать

  2) - В предложении я являюсь сказуемым.

Знаю  

Хочу   узнать

3) -Я называю слово, которое обозначает действие предмета.

Знаю  

Хочу   узнать

4) - В предложении меня подчёркивают двумя чертами.

Знаю  

Хочу   узнать

5) - Не люблю предлоги.

Знаю  

Хочу   узнать

6)-У меня есть число, род, спряжение, наклонение.

Знаю  

Хочу   узнать

7) -Имею время: у меня их целых три.

Знаю  

Хочу   узнать

8) -Могу времени совсем не иметь.

Знаю  

Хочу   узнать

9) -С частицей  не меня пишут раздельно.

Знаю  

Хочу   узнать

Таблица для составления таблицы-помощницы.

Таблица для заполнения на последнем этапе урока. Рефлексия.

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

7.Теперь я могу………..

8.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным
интересным/ не интересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий "Понятие о временных формах глагола". 3 класс.

В данном материале представлено использование здровьесберегающих технологий на примере урока руского языка....

Открытый урок русского языка по теме "Понятие о временных формах глагола"

Сформировать понятие «время глагола»; развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой; развивать грамотность учащихся.формировать универсальные учебные действия: интерес к новому учеб...

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Урок русского языка 2 класс по теме " Понятие о родственных словах"

Урок русского языка по теме "Понятие о родственных словах" Цели данного урока: познакомить с понятием родственные слова, развивать умение находить родственные слова в тексте, развивать словарный запас...

Техкарта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"

Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов на стоящего времени" УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему: "Правописание частицы НЕ с глаголами"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИЦели деятельности учителя: знакомство с ролью частицы не,’ формирование умения писать частицу не с глаголами раздел...

Конспект к уроку русского языка 2 класс по теме «Единственное и множественное число глаголов»

Этот конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме «Единственное и множественное число глаголов». Он расскрывает такие понятия, как: числа глаголов, единственное число глагола...