Урок-обобщение "Части речи"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему

На уроке обобщаются знания полученные по разделу " Части речи" за период обучения учащихся в начальной школе.

Работа проводится в группах и индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_4_kl..doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка в 4 классе.

( учебник В. П. Канакина, В. Г Горецкий )

Урок- обобщение по теме: «Части речи.»

Цели: обобщить знания о частях речи; развивать умения определять части речи и их признаки, определять род, число, падеж имён существительных и прилагательных, времена глагола, выделять в предложении  словосочетания, склонять имена существительные и прилагательные; повторить орфограммы правописания корня; воспитывать аккуратность, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: сигнальные карточки, карточки с текстом и заданиями для самостоятельной работы, карточки для индивидуальной работы,

словарные слова, таблицы: «Падежи», «Грамматические признаки частей речи.»

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

II      Минутка чистописания.  

Слон, лев, шакал и бегемот

С утра отправились в поход.

-   Какой звук вы слышите   4 раза ? (звук [т] )

  • В каком слове звук [т] не соответствует написанию?(поход)
  • Дайте характеристику звуку [т] в словах.(согласный, твёрдый, глухой, парный.)
  • Запишите красиво цепочку строчных парных согласных букв.

( б-п, в-ф, г-к, д-т,  з-с, ж-ш)

  1. Словарная работа.

беседовать, газета, гореть, инженер, жёлтый, пассажирский, прекрасный, одиннадцать, пейзаж, двадцать, сверкать, шестнадцать.

  • Разделить слова на группы. По какому признаку составили группы? ( по частям речи)
  •  Записать по группам. ( Дети выбирают карточки с названием  частей речи.

существительное

прилагательное

числительное

глагол

  1. Обобщение о частях речи.
  1. Сообщение целей урока.

  1. Дать характеристику по грамматическим признакам всем изученным частям речи.
  • Какие части речи мы знаем? (самостоятельные и служебные)
  •  Назовите все самостоятельные части речи и дайте им характеристику.
  • Назовите все служебные части речи.  Что вы о них знаете?
  • Какими членами предложения являются?

  1. Работа с предложением. (у доски)

Ветер поиграл с золотой листвой липы и подобрался к туче.4

  • Указать части речи над всеми словами в предложении.
  • Сделать грамматический разбор предложения.
  • Сколько грамматических основ в предложении?
  • Почему в предложении 2 сказуемых?
  • Как называется такое предложение?

4.Самостоятельная работа

  (текст  с заданиями дан на карточках каждому ученику)

-   Прочитайте.

На  лесной3 вырубке пахнет3  мёдом от цветов, смолой от сосен.

В зелёной  травке стрекочет кузнечик3. Ребята пришли на вырубку за земляникой. Мама нашла гриб. О своей находке она крикнула детям.

-   Определить части речи по своим группам.

-   Выписать из 1 и 2 предложений словосочетания

     существительное + прилагательное, определить род, число,            

     падеж

-   Выписать  глаголы, определить число, время, (род- пр. вр., ед. ч )                        -   Выполнить морфологический разбор.

V.  Физкультминутка.

5.  Индивидуальная работа по карточкам.

-  Просклонять словосочетания

Просклонять словосочетание

И. п.      соснов…         лес

Р.п.        соснов…         лес…                                                                                                         Д. п.       соснов…         лес…                                                                                                            В. п.       соснов…         лес…                                                                                                                    Т.п         соснов…         лес…                                                                                                         П. п.      соснов…         лес…

 Просклонять словосочетание

И. п.      зелёная        трава                                                                                                            Р.п.       зелён…        трав…                                                                                                            Д. п.      зелён…        трав…                                                                                                           В. п.      зелён…        трав…                                                                                                              Т.п.       зелён…        трав…                                                                                                           П. п.     зелён…        трав…                                                                                                      

Просклонять словосочетание

И. п.    раннее    утро

Р. п.     ранн…    утр…

Д.п.      ранн…    утр…

В. п.     ранн…    утр…

Т. п.     ранн…    утр…

П. п.    ранн…    утр…

(карточки даются по мере выполнения предыдущей работы первым 6 ученикам)

6.Работа с учебником. Упражнение 115 стр. 66

  • Прочитайте.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

  • Подберите к каждому наречию антоним.

  • Назовите имена прилагательные, от которых образовались выделенные наречия.

  1. Итог урока. Оценивание.
  2. Домашнее задание.  Упражнение  114 стр. 66.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Речь!Речь!Речь!

О важности речевого общения....

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель:  познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы...