"Падежные окончания существительных 1, 2, 3 склонения" - 3 класс.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Очкасова Светлана Ивановна

Урок русского языка проведен по УМК "Начальная школа XXI века"с использованием компетентностного подхода в обучении. Перед учащимися возникает необходимость правильного выбора падежного окончания существительного для подписи открытки.Использованы методы работы в парах и в группе, игровые приемы. Алгоритм выбора окончания существительного отрабатывается по карточкам-сорбонкам. К уроку прилагается призентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3f7b71.doc93 КБ
Office presentation icon urok_russkogo.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в обучении на уроке русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Учитель: Очкасова Светлана Ивановна,

МОУ сош №3 г. Красный Кут

Саратовской области

        Компетентностный подход в обучении предполагает:

  1. Учёт индивидуальных особенностей;
  2. Деятельностный характер обучения;
  3. Активность ребёнка как субъекта образовательного процесса;
  4. Сотрудничество в коллективной работе;
  5. Результативность обучения.

Я остановлюсь на технологиях, которые применяю в своей практике.

Первая, это технология активного обучения.

Использую такие методы как

  • дидактические игры
  • проблемные ситуации
  • мозговая атака
  • обучение по алгоритму

Вторая технология – это технология интерактивного обучения.

В основе её лежит погружение учащихся в общение и взаимодействие, что способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся. Использую метод работы в парах, группах.

.Для формирования ключевых компетенций необходим соответствующий уровень мотивации у школьников. Для активизации познавательного процесса применяю технологию личностно-ориентированного обучения.

Кроме выше упомянутых, использую ещё такие приёмы, как

  • создание ситуации успеха
  • оценка собственной деятельности и деятельности других
  • разноуровневые и дозированные задания
  • практическая направленность (связь с конкретной жизненной ситуацией)

           УМК «Начальная школа XXI в.» позволяет реализовать все эти методы и приёмы.  

Тема: «Падежные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения».   

Задачи урока: отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных, орфографический тренинг; развитие у   ключевых компетенций у учащихся.

Слайды 1-2.

Ход урока.

I.   Организация.

Игровое приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

      Прозвенел звонок –

Начинается урок!

II.        Повторение пройденного.

        - Выполним задания по рядам:

Слайд 3.

1 ряд.   Объясни выбор букв ы/и  после звука [ц] в словах каждого столбика:

Ц…ркач                        зайц…                        милиц…я                                                                                            

Ц…фровой                        птиц…                станц…я

Ц…тата                        огурц…                традиц…я

2 ряд.   Поставьте существительные помидоры, яблоки,   носки, килограммы в форму родительного падежа множественного числа.

3 ряд.   Назови слова, в которых пропущена буква е, объясни свой выбор.

Кирпич…м, туч…й, крыш…й, лапш…й, кольц…м, певиц…й.

         - Поднимите глазки вверх, опустите вниз, посмотрите влево, посмотрите вправо, посмотрите назад. А теперь посмотрите на меня.

  1. Интеллектуальная разминка.

- Отвечаем очень быстро!

  1. К I склонению относятся существительные …
  2. Значение слова «помидор» … (золотое яблоко – см. стр.78 учебника)
  3. Вопросы родительного падежа …
  4. Предлоги к, по относятся …
  5. Что значит поставить существительное в начальную форму?
  6. О ком? о чём? – это вопросы …
  7. У существительных какого склонения не бывает падежного окончания –е?
  8. Назовите опорные слова I склонения.
  9. Вопросы творительного падежа …
  10. Чему равна сумма склонений существительных зима и лето?
  11. В каком склонении не бывает падежного окончания –и?
  12. Чтобы выделить окончание, нужно …
  13. Назовите весенние месяцы …  Что общего в этих словах?
  14. В каком из этих слов все согласные твёрдые?

  1. Чистописание.

- Прописываем буквы  л,  м , отрабатывая:  1) соединительный штрих; 2)начало буквы; 3) «уголок» буквы.

л м л м л м л м л м л м

ел  ем  ал  ам  лл  мм

март  апрель  май

 - Какой праздник отмечает наша страна в мае?

- Сколько лет прошло со дня победы? (Несколько слов об этом светлом празднике.)

V .   Постановка проблемы.

- Настя сделала ко Дню Победы открытку и стала её подписывать  (слайд 4.), но у нее возникли  затруднения. Что-то она знала как правильно написать ,а в чем-то сомневалась.

Дорогому  дедушк… Ван…

От любимой внучкНаст… .

- Какие орфограммы Настя написала правильно?

- Какие орфограммы она пропустила?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно выбрать окончание существительного?

    VI.             Сообщение темы. 

- Сегодня на уроке будем отрабатывать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений.

     VII.       Релаксация (физминутка).

- Для начала настроимся на серьёзную и важную работу.

- Встаньте.

- Наши воины одержали победу над врагом ещё и потому, что всегда неукоснительно, без пререканий выполняли приказы и команды командиров.

- Не обращая внимания на мои движения, выполняем приказы:

1. – Руки на пояс! (Я опускаю руки вниз.)

2. – Наклоны вправо! (Хлопаю справа.)

    - Наклоны влево! (Хлопаю слева.)

3.-  Круговые вращения головой! (Вращаю кистями рук.)

4.- Приседаем! (Делаю рывки руками.)

5. – Ровно встали, правильно сели.

  1.  Работа по теме.
  1. Групповое задание (сильным, 3-4 человека):

- У нас в классе есть Знатоки русского языка, которые составят порядок определения окончания е/и у имён существительных единственного числа

 Алгоритм предлагаю на карточках, которые после коллективного обсуждения ребята в нужном порядке прикрепляют  на магнитную доску и готовят устное выступление с примерами:

Определи, подчиняется ли слово общему правилу

Если нет

Если да

слова на – -ий, -ие: 

в предложном падеже –  

 Вспомни опорные слова

1-е склонение (весна, земля)

в родительном падеже –  

слова на – -ия:

в родительном падеже –

в дательном падеже     –

в предложном падеже –  

3-е склонение (рожь):

в родительном падеже –

в дательном падеже     –

в предложном падеже –  

Примеры: без щедрост…, на вертолёт…, к Австрали…, из матрёшк… .

2. Работа в парах.

- Посмотрите на экран. Что изобразила Настя?  Слайд 5.

- А кто из вас принял участие в конкурсе рисунка «65-летие Победы»?

Задание: найдите на рисунке как можно больше имён существительных 1-го, 2-го, 1-го склонения. Запишите их в три столбика.

- Проверим.

А я нашла вот такие слова (Слайд 6):

        1склонение                2 склонение                3 склонение

        награда                орден                        медаль

        звезда                         парад                        высь        

        победа                 календарь                сирень

        ласточка                внук                        ветвь

Обобщение: как же определить 1 (2, 3) склонение существительных?

                                                                                                                       

3. Определение падежа.

Задание-эстафета. Игра  «Собери падеж».

 Встаньте в колонки друг за другом между партами и  по очереди выходя к доске, прикрепите  карточки к нужному падежу.

Родительный:                        Дательный:                        Предложный:

            из кружки                        по котлете                        на травке                                                                             

        без ручки                        к девочке                        о лекарстве

        с ёлки                                по обочине                        в задаче

        для жизни                         к кошке                        на опушке

        около беседки                к печке                        о сигнале

        от нитки                        по области                        в тетради 

- Проверим:

Как вы определили существительные родительного падежа? (по вопросу и предлогу) и т.д.

 - Почему в дательном и предложном падежах встретилось окончание и? 

     4. Заслушивание Знатоков русского языка:

Как выбрать   ,   в окончаниях имён существительных?

Что нас выручит, если мы забудем падежное окончание? (Слова с ударным окончанием.)

Напомните эти слова-помощники.(Конь, огонь, земля, вода меня выручат всегда в степи.)

     VII.  Закрепление.

       1. - Выполняем упражнение №4 на странице 93. Пользуемся при затруднении  таблицей на странице 92.

     2. Применение алгоритма в практической деятельности. Работа в парах по карточкам-сорбонкам.  Образец карточки: 

Вставить пропущенные буквы, объясняя свой выбор.                                                                                      

 Около стенк…

На крыш…

Из-за пазух…

В серединк…

 К газел…

По област…                                                                           

А) Устно: учитель (красная сторона, с объяснением), ученик ( зелёная сторона, с пробелами). Переворачивают карточки – меняется цвет и соответственно роли.

Б) Меняемся карточками. Слова с зелёной карточки  самостоятельно запишите в тетрадь, указывая склонение, падеж и выделяя окончание

2.  Самостоятельная работа для Знатоков русского языка у доски:

- Исправь ошибки в окончаниях имён существительных и дай объяснение.

На доске текст:

        Многие ребята в нашем классе

     3. - Работу в парах мы заканчиваем и давайте обратимся снова к нашим Знатокам русского языка.

(проверка исправленных ошибок в тексте на доске)

 

VIII.   Рефлексия.

Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок!

1. Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если соглашаешься с высказыванием, поставь плюс, если не соглашаешься, поставь минус.  

1.

У имён существительных третьего склонения во всех падежах пишется окончание  – -и. 

2.

У имён существительных третьего склонения  окончание    пишется в родительном, дательном и предложном падежах.

3.

У имён существительных второго склонения никогда не пишется окончание   -и.

4.

В окончаниях имён существительных после шипящих и  ц  под ударением пишется буква  о. без ударения  – е.

5.

В окончаниях имён существительных после шипящих и ц всегда пишется буква  о. 

6.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется  окончание   .

7.

У имён существительных первого склонения в предложном падеже пишется  окончание   .

8.

Словом-подсказкой  для имён существительных  первого склонения с безударными окончаниями может быть слово весна.

9.

У существительных на  –ия  окончание –   бывает только в предложном падеже.  

10.

Вставьте нужные окончания:

Дорогому дедушк…  Ван …

от внучк… Наст…

        - Проверьте правильность своих ответов (слайд 7).

  1. Карточка самоанализа и самооценки (на обратной стороне теста) – слайд 8.

Активен ли ты был на уроке? Отметь знаком  + или -

1.

Интеллектуальная разминка.

2.

Склонение существительных (по картинке).

3.

Игра «Собери падеж».

4.

Работа в паре (по карточкам-сорбонкам).

5.

Тест.

Какую оценку ты себе поставишь?

X.       Итог урока.

– Подвести итог урока помогут наши пальчики. Показываем палец на руке и заканчиваем моё предложение:

  • БОЛЬШОЙ – для меня было важным и интересным …
  • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию …
  • СРЕДНИЙ -  мне было трудно (мне не понравилось) …
  • БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы …
  • МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно …

Моё заключение.

        - Я постаралась показать как формирую ключевые компетенции учащихся, а именно:

1. Познавательную – определяли порядок работы; применяли освоенные способы в новых ситуациях; осуществляли самоконтроль.

2. Коммуникативную – сотрудничали; участвовали в работе команды; обменивались информацией.

3. Информационную – самостоятельно анализировали предложенную информацию; упорядочивали, сохраняли и передавали её.

4. Социальную – анализировали свои достижения и ошибки; осуществляли взаимную помощь и поддержку; критически оценивали результаты своей деятельности.

- Используемые приёмы помогают налаживать контакт с детьми, делают работу яркой и интересной, оставляют у ребят только положительные эмоции. Рефлексия в завершении урока даёт учителю обратную связь, показывает уровень заинтересованности детей предложенным изложением учебного материала.

Притчей «Всё в твоих руках».

        Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу.  Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»

           В наших же учительских руках есть огромная возможность помочь учащимся освоить различного рода умения, позволяющие им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Падежные окончания существительных 1-3 склонений.

Предлагаю детям потренироваться в выборе окончаний существительных 1, 2 , 3 склонений....

Проверочная работа по русскому языку по теме "Падежные окончания существительных 1 склонения" 3 класс

Проверочная работа по русскому языку "Падежные окончания существительных 1 склонения" 3 класс...

Правописание падежных окончаний существительных трех склонений имен существительных

Урок по русскому языку в 4 классе. УМК "Перспектива"Тип урока: Комбинированный.Элементы содержания: Падежные окончания имен существительных Требования к уровню подготовки учащихся: Уметь правильн...

Памятка определения склонения имени существительного и выбора безударной гласной в падежных окончаниях существительных.

Материал содержит памятку: 3  склонения существительных, алгоритм их определения и особые случаи,  удобные формы запоминания и проверки безударных гласных в окончаниях родительного, дательно...