Дидактический материал по развитию речи.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Дидактический материал представляет собой серию карточек с заданиями по темам:"Фразеология", "Виды речевых ошибок", "Пословицы", "Работа с текстом", "Синонимы. Антонимы", "Типы текста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка № 1

1.Выбери  из слов для справок и вставь нужные слова так, чтобы получились фразеологизмы.

Перемывать_______________________;

 ____________________________услуга;

______________________________доля;

втирать___________________________;

на душе____________________скребут;

________________________не доходят;

потерять_________________________;

мокрая___________________________;

точить___________________________;

снять____________________________.

Слова для справок: куры, львиная, лясы, кошки, руки, курица, стружку, голову, медвежья, крокодиловы, косточки, очки.

2.Определи границы предложений.

Витя подошел к отцу. И попросил карандаш.

________________________________________________________________________

У нашей кошки шесть котят они живут на кухне.

________________________________________________________________________

Однажды осенью мы пошли в лес в густом лесу было холодно.

________________________________________________________________________

На высокой яблоне. В нашем саду висит скворечник.

________________________________________________________________________

3.Отредактируй (обрати внимание на однокоренные слова).

Он взглянул на меня сероглазыми глазами.

________________________________________________________________________

В лагере просигналил сигнал.

________________________________________________________________________

Я зацепился за ветвистую ветку.

________________________________________________________________________

4. Поставь ударения в словах (пользуйся «Словарем ударений» ).

Хвоя ,каталог, щавель ,столяр , документ ,торты ,каталог.


Карточка № 2

1.Замени одним словом.(Пользуйся «Фразеологическим словарем»)

  • Как снег на голову______________________________________
  • Не вешать нос        ______________________________________
  • В час по чайной ложке __________________________________
  • Во весь дух  ___________________________________________
  • Клевать носом__________________________________________
  • Пускать пыль в глаза____________________________________

2.Подбери к словам антонимы.

Богач-   ________________________,

любить- _______________________,

военный- ______________________,

симпатичный- __________________.

3.Объедини в пары пословицы, похожие по смыслу.

  • На чужой стороне и весна не красна.
  • Без терпенья нет ученья.
  • Дым Отечества ярче огня чужбины.
  • Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым.
  • Умный любит учиться, а глупый  - учить.
  • Мудрец, чьи знания бездонны,

Незнанья своего боится,

Глупец, тупой и неученый,

Своей ученостью гордиться.

4.Подбери синонимы.

Угрюмый- ________________________;

смеркаться-_______________________;

охранять- ________________________;

жадный-  _________________________.

5.Раздели текст на части, озаглавь их, составь план.

Молодцы.

Наступило лето. Июнь выдался дождливый. Посреди двора образовалась большая лужа. Она мешала жильцам выходить из подъезда. Особенно трудно было пожилым людям. Но Толя и Витя нашли выход. Мальчики положили  поперек лужи доски. Жители подъезда ходят по этому мосту и благодарят мальчиков.

План.

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________    

Карточка № 3

  1. Где фразеологизм , а где свободное  словосочетание? ( Подчеркни фразеологизмы.)

Я намылил голову над тазом. За двойку по литературе папа мне намылит голову.

Расстояние мы определили на глаз. На глаз больного наложили повязку.

  1. Расположи фразеологизмы по мере нарастания признака.

приводить в ярость

 действовать на нервы

 выводить из равновесия

 доводить до белого каления

  1. Раздели текст на предложения.

Выпал первый снег как хорош лес пеньки нахлобучили снежные шапки веточки берез стали ажурными ели и сосны кажутся еще зеленее

  1. Подбери к словосочетанию антоним.

Пустое занятие –

Пустая бутылка –

  1. Подбери синонимы.

Верный –

Старый –

Задира –

Расставание –

  1. Отредактируй. ( Обрати внимание на однокоренные слова.)

В его окне засветился свет.________________________________

Василий был храбрым храбрецом.__________________________________

На столе было много соленых солений.________________________________

  1. Раздели текст на части. Составь план.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все завтракали, а Витя стоял в стороне. Коля спросил у товарища, почему он не ест. Витя объяснил, что случилось. Коля пожалел Витю: до обеда далеко. Миша спросил, где Витя потерял завтрак и посоветовал в другой раз класть его не в карман , а в сумку.

А Володя ничего не спросил. Он разломал пополам  кусок хлеба с маслом и протянул товарищу.

План.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 4

1.Отредактируй. Употреби слова в правильном значении.

У них была очень сильная/крепкая дружба.

Он покраснел от сильной/крепкой натуги.

У Кати были коричневые/темно-русые косы.

Под дубом лежали коричневые/темно-русые желуди.

Войти/зайти в историю.(прославиться)

Войти/зайти в комнату.

Именитый/именуемый гость.

Именитый/именуемый Степаном.

2.Прочитай.Определи тип текста.

Старый пруд.

Рядом с нашим домом есть старый пруд. Он весь зарос водорослями. Его поверхность затянута ряской. Среди зелени белеют крупные кувшинки. По берегам пруда высятся заросли камыша.

рассуждение

повествование

описание

3.Отредактируй.Замени повторяющиеся слова синонимами.

Сегодня с утра поднялся сильный ветер.Сильные порывы раскачивали деревья.

Потом хлынул сильный дождь с градом. Слышались сильные удары крупных градин

по стеклам домов. К вечеру сильное ненастье сменилось хорошей погодой.

4.Замени фразеологизм словами, которые отвечают на вопрос как?

Капля в море____________________________

Без сучка и задоринки____________________

День за днем____________________________

Как снег на голову_______________________

В одну минуту___________________________

Всей душой______________________________

Битый час________________________________

Рука об руку______________________________

Как по маслу______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по развитию речи. Тема: "Предложение. Текст."

Работа над связной речью в начальной школе требует отдельного внимания. Важную роль в этом процессе играют тренировочные упражнения. Цель представленных заданий: формирование умения отличать текст от ...

Дидактический материал по развитию речи.

Дидактический материал по развитию речи для обучающихся 4 класса. Программа "Школа России"...

Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка

Творческие задания на развитие речи. Задания на сравнение Группировка    Задания на обобщение Задания на исключение лишнегоЗадания по аналогиюЗадания по словообразованию....

Дидактический материал по развитию речи для 2 класса.

Данный материал представляет раздаточный материал по развитию речи в виде деформированных текстов.Задания следующего характера:1. Раздели текст на предложения.2. Из слов каждой строчки составь и запиш...

Дидактический материал по развитию речи. Карточки для 2-4 класса

В данном разделе предлагается материал для различного рода занятий по развитию устной и письменной речи учащихся. Задания помогут им увидеть предложение и текст, правильно их прочесть, лучше разобрать...

Дидактический материал по развитию речи.

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.Систематичность выполнения работы &ndash...

Дидактический материал по развитию речи по теме "Зима"

Развитие речи по опорным картинкам по теме "Зима"...


 

Комментарии

Пушкова Нина Николаевна

Наталья Анатольевна, огромное спасибо! Отличный материал!