Контрольно-измерительный материал по русскому языку в 3 классе "Будь умницей"
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Ганеева Лилия Хайдаровна

 

В данном пособии  представлен дидактический материал  с тематическими самостоятельными и итоговыми проверочными занятиями для 3 класса, составленные в соответствии с государственной программой основной общеобразовательной школы по русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prover._r._po_rus.docx517.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки  Республики Татарстан

Муниципальное общеобразовательное учреждение -  Арская гимназия №5 Арского муниципального района Республики Татарстан

Русский язык

3 класс

Проверочные занятия

 

Автор-составитель учитель начальных классоввысшей кв. категории

Ганеева Л.Х.


Объяснительная записка

Систематический учет знаний, умений и навыков по русскому языку является неотъемлемой частью всего учебного процесса в начальной школе. Он проводится в целях проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения, основательности усвоения знаний и прочности формирования навыков.

В процессе обучения  в начальной школе используются  различные формы проверки знаний, умений и навыков: индивидуальные и фронтальные опросы, групповые и парные работы, регулярная проверка текущих письменных и домашних работ учащихся. Помогают проследить за формированием навыков и усвоением знаний различного рода проверочные работы: тесты, разноуровневые карточки, дидактический материал по предмету, диктанты различного характера, письмо по памяти и т.д.

В данном пособии  представлен дидактический материал  с тематическими самостоятельными и итоговыми проверочными занятиями для 3 класса, составленные в соответствии с государственной программой основной общеобразовательной школы по русскому языку.

Материал  включает в себя следующие виды заданий:

  1. Традиционные задания (1-5);
  2. Нестандартные задания (на повышенном уровне сложности). Они помечены звездочкой (6*).

После каждого раздела предлагается контрольная работа, позволяющая оценить прочность формирования навыков в 100 бальной системе.

70 – 100 баллов – оценка «5»

55 – 60 баллов – оценка «4»

30 – 50 баллов – оценка «3»

10 – 25 баллов – оценка «2»

        Предлагаемые задания предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.

        Пособие можно порекомендовать и родителям, которые заинтересованы в грамотности  и успехах получения знаний по русскому языку своих детей.

Занятие 1

                                  Корень слова – значимая часть.

                                  Над словами родственными              

                                  Держит власть.

                                  Выясни умело линию родства –

                                  Однокоренные подбери слова.

                                                                     А. Косоговский.

  1. Обозначьте корни в словах.

     Чистота, чистый, чистенький;  гриб, грибок, грибной;  колит, колючий, укол;  светит, светлячок, светлеет.

  1. Вставьте пропущенные буквы в однокоренные слова.

    Молчаливый – молча, д…твора – д…ти, б…леет – б…лый, попр…сил – пр…сит, з…ленеет – з…лень, св…тлеет – св…т, сл…варь – сл…во, пот…емнел – т…мный, р…чной – р…чка, просл…влять – сл…вный, см…яться – см…х.

  1. Из каждой цепочки слов подчеркните лишнее слово. Выделите корень.

 Дело, делить, поделки, деловой;  перелёт, лётчик, лето, летучий;  золото, зола, позолотила, золотистый;  гористый, гора, горчица, горная.

  1. Подчеркните подлежащее и сказуемое в каждом предложении. Вставь пропущенные буквы.

   Кругом пышно рос малинник. Сочные душ…стые яг…ды малины быстр… зап…лняли кузовок. Послышался шум. Ок…ло кустов шла м…дведица с м…двежонком.

5*. «Весёлое зачёркивание». Зачеркните все буквы, которые встречаются в строке два или более раз, и соедините оставшиеся буквы. У вас должно появиться новое слово.

 Пример:   плед   дед   лето  печка = точка

1.    папа             кора            пень        (……..)

2.    суть             парта           седло         гусь        (……..)

3.    соты            сто               бусы          тыква        (……..)

4.    роза             ров               рука        (……..)

5.    мама            ум                яма             зуб           бык             (…….)

     

   

Занятие 2

                                      Часть слова, которая изменяется,

                                      Окончанием называется.

                                      Остальную же часть слова

                                      Именуем мы основой.

                                                                   А. Косоговский.

1. Обозначьте окончания в словах.

    Вода, (нет) воды, по воде, воду, водой, в воде; зима, зиме, зимой, зиму;

ветер, ветры, ветром, ветру, о ветре.

 

 

2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова, выдели корень и окончания.

    В…р…бей, в…рона, с…рока, л…сица, р…бота, п…суда, т…варищ, х…рош…й, дев…чка, капуст…, яг…да, М…сква.

  1. Подберите родственные слова, выделите корень.

Дождь - _____________________________________________________

_____________________________________________________________

Снег - _______________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Вставьте ча, ща, чу, щу, жи или ши вместо точек.

   В рощу забежал заяц.  Волки ры….т,  пи….   и….т.  Солнце зашло за ту…. .  В щи  поло…ли  ….вель.   Птенцы пи….т.  Это вода из клю…. .

Выру….й  товари…. . Вот ер…. , вари уху. Пи…. , не спе…. . Ука….  о….бки.  Иван  ….л  ….лом.

5*. Найдите «ошибки» в тексте и озаглавьте его.

                                     

                                  __________________________

   Какой он первый снек? Самый первый снек робок и тих. Ночю он медленно ложылся на землю. Зимля вся пропиталась осенней влагой. Снек заснул на склоне халма. Он замёл птичи слиды. Тишына. Всё кругом спит. А снек всё идёт и идёт. Пушыстым ковром он укрыл паля.

Занятие 3

                              Перед корнем есть приставка,

                              Слитно пишется она.

                              А при помощи приставок

                              Образуются слова.

                                                           В. Волина.

  1. Обозначьте приставки.

   Подъехать, поехать, заехать, въехать, уехать, объехать, приехать, переехать;  записать, выписать, списать, переписать, приписать, написать, надписать;  осмотреть, пересмотреть, присмотреть, досмотреть, посмотреть, высмотреть, усмотреть, подсмотреть.

2. Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вставьте, где нужно, двойные согласные.

   Алла,  ва….а,  ка….а,  кла….,  су….а,  гри….,  ра….ий,  осе….ий,  дли….ый, но дли….а,  Ро….ия,  ру….кий,  ра….каз,  су….ота,  а….ея.

  1. Выберите и подчеркните слова, которые в большей степени подходят к сказке. Выделите в этих словах приставку.

    Жил-был в одной деревне мужик Иван.  (Задумал, решил) он своего брата навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, утомился). (Присел, сел) он под берёзку, лапти свои (скинул, положил). Сидит Иван, (ест, закусывает) хлеб, водицей (запивает, прихлёбывает).

5*. Разгадайте ребусы и выделите приставку в словах (если она есть).

1._____________________

2._____________________

3._____________________

Занятие 4

                    За корнем суффикс             Река большая

                    Обогрел местечко.              Превратилась в речку,

                    Не словом угодил,               Лес - в лесника,

                    А лишь словечком.             А печь – всего лишь в печку.

                                                      А. Косоговский.

1.Выделите суффиксы, при помощи которых образованы новые слова.

   Синий – синенький, рыжий – рыженький, трава – травка, поляна – полянка, конь – конёк, стебель – стебелёк, осень – осенний, рано – ранний, длина – длинный, лимон – лимонный, воз – возчик, карман – карманчик.

2.  «Случай с ____ёнком». К суффиксам подберите подходящие корни. Если не получатся слова с этими суффиксами, замените их другими.                                                

Жил-был ____ёнок. Его очень любили в семье, особенно ____онки и

____ишки. Однажды этот бесстрашный _____ишка отправился в тёмный- претёмный  ____ок. Долго шёл он, встречая по ___ке много разных смешных ____ушек. Как вдруг страшный  _____ище вырос на его пути.

Задрожал _____ёнок, испугался. Но в это время навстречу вышел   ____ник с ружьём. Только и видели злого   ____ару! Сбежал, ____ник. А ___ёнок побежал домой к маме ___ке, помахивая радостно ____иком.


3. Разберите слова по составу.

Весенний,  походка,  рассказ,  тропинка,  подснежники.

4. В предложениях подчеркните главные члены. В словах  разделительный мягкий знак подчеркните одной чертой, а мягкий знак, обозначающий мягкость согласной, - двумя чертами.

     Ночью был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот она прыгнула в прорубь и там стала искать пищу. Это оляпка. Перья её покрыты жиром. Вскоре птичка выскочила на лёд и запела.

5*. Рифмованные шарады.

1) Корень извлечь из начинки несложно,     Суффикс в гудении явно услышишь,

    Вместе -  на темы различные пишешь.       Приставка в сосуде хранится надёжно,

                                                                                                                                   _______________

2) Корень мой находится в цене,                       Суффикс мой в тетрадке все встречали,  

    В очерке найди приставку мне,             Вся же -  в дневнике я и в журнале.

                                                                                                                                                                                        ___________________

Контрольная работа 1

        

Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка впереди.

                                                  В. Волина.                                           

  1. Разбери слова по составу. (10 баллов)

Грустный, тащил, разъезд, заморозки, погода, полёт, грибник, вырубка, побледнел.

  1. Подбери однокоренные слова, выдели корень и вставь пропущенную букву. (10 баллов)

Л…сица -  _______________________________________________________________

р…бота -   _______________________________________________________________

п…суда -  _______________________________________________________________

к…пуста - _______________________________________________________________

  1. Подбери нужную приставку.   (10 баллов)

…ведчик                          …цветающий                     …править

…кипеть                          …мерить                             …пахать

…порядок                        …жигать                             …дельник

…бираться                       …вестия                             …ложение

  1. Запишите несколько слов с суффиксами: -очк-, -ник-, -тель-  (20 баллов)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вставьте безударные гласные в корни слов.  Напишите три предложения, используя данные слова. Подчеркните главные члены предложения.  (20 баллов)

 Г. лодать,  в . твях, л . тали, п . рнатые, д . ревьях, в . тра, к . рмушки.

6*. Головоломка «Ходом шахматного коня». (30 баллов)

Прочитайте две строчки из стихотворения С. Маршака «Школьнику на память». В каждой клетке помещена какая-либо часть слова – приставка, корень, суффикс или окончание. Запишите эти строки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 5

                             Если слышишь парный звук,

                             Будь внимательным, мой друг.

                             Парный сразу проверяй,

                             Слово сразу изменяй:

                             Зуб – на зубы, лёд – на льды,

                             Будешь грамотным и ты.

                                      В. Волина.

  1. Вместо точек вставьте нужные согласные.

   Снега – снег,  фла…и – фла…,  кула…и – кула…,   ко…оток – ко…ти,  мя…ок – мя…кий,  шу…а – шу…ка,  ша…очка – ша…ка,  верё…очка – верё…ка.

  1. Вставьте звонкие и глухие согласные.

  Яблоко – плод. – По реке плыл плот. Дети пошли в ле… . – Миша на гору ле… . Николай надел тулу… . Дым валит из тру… . Уло… был хороший. В шка… повесили пальто. Моро… трещит. Арбу…  сладкий.

3.  Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

                                     

     П…суда, т…варищ,  капуст…, яг…да, М…сква, п…тух, д…журные, с…бака, ф…милия, вес…ло, п…мидор, дер…во,  д…ревня, су(б, бб)ота, вет…р, с…пог, п…года, б…рёза, а(л, лл)ея,  гор…д, м…л…ко, х…р…шо.

4.  Образуйте от данных слов новые при помощи суффиксов.

   Лимон – лимончик,  суп – суп…..,  дождь – дожд….,   длина – длин….ый,  осень – осен….ий,  дуб – дуб….,  рыба – рыб….а.

5. Здесь ошибки отыщите, в чём причина их скажите. Исправьте ошибки в словах.

                                                      Лес.

       Лес – горо… с тысячами ж…телей. Д…ма в этом гор…де – глубокие норки, тёплые гнёзда. Вот пробилась первая ро…кая тра…ка. Бьёт ключ из-под з…мли. Бежит ручей. На самом б…регу ручья густо цветут незабудки. Приятно смотреть на голубой к…вёр разросшихся у ручья незабудок. Лес – это чудо природы. Сбереги это чудо!

Занятие 6

                                  Если буква гласная

                                  Вызвала сомнение,

                                  Ты её немедленно

                                  Поставь под ударение.

                                   В. Волина.

  1. Вместо точек вставьте нужную гласную букву.

На берегу растёт с..сна,                                    Гр..да, ц..на, ск.ла, в..сна,

       А рядом с нею -  сосны,                                             К..за, стр..ла, ст..на, д..сна,

       Горит прекрасная зв..зда,                                          М..ста, з..мля, ст..ляр, с..сна -

       А рядом с нею звёзды.                                               Проверить надо все слова.

                                  Стр..на, з..мля, стр..ла, с..сна,

                                  Гр..да, игла, зв..зда, в..сна,

                                  Р..са, з..рно, сл..ды, л..сток,

                                  К..рмушка, оз..ро, цв..ток.

                                 Диктанту нашему конец,

                                 Кто не ошибся – молодец!

2. Вставьте пропущенные буквы в однокоренные слова.

     Др..зды (др..зд) – большие любители р..бины (р..бчик). Осенью, когда т..жёлые (т..жесть) гроздья покрывают д..ревца (д..рево) и сг..бают (сг..б) их ветки, др..зды огромными нал..тают (л..тчик) на р..бину. Кроме р..бины, др..зды поедают можжевельник, ч..рнику (ч..рный) Живут др..зды-р.бинники в берёзовых рощах и в л..су (л..с).

3. Вставьте звонкие и глухие согласные и поделите слова для переноса.

     Кру..ка,  тру..ка,  лоша..ка, сосе..ка,  варе..ка,  доро..ка,  сторо..ка, но..ти, лё..кий, тра..ка,  дож..ь,  морко..ка,  ска..ка,  моро..,  стару..ка.

4. В конце каждого предложения поставьте нужный знак препинания. В первом предложении подчеркните главные члены.

     У одного хозяина жила кошка звали её Маруська она была тощая её плохо кормили однажды кошка убежала в лес там Маруська потолстела и похорошела много она в лесу поела мышей вот так кошка

5*.Загадки. Выпишите слова-отгадки и разберите их по составу.

 

  1)   Не спорю, не белый -

        Я, братцы, попроще…

        Расту я обычно

        В берёзовой роще._________________  

                 

2)    Из-под снега расцветает,

       Раньше всех весну встречает._______________

                                                                                       

Занятие 7

                                 

                                      Иногда согласные

                                      Играют с нами в прятки.

                                      Они не произносятся

                                      Но пишутся в тетрадке.

                                     В. Волина.

                                                                             

  1. Вставьте пропущенные согласные.

      Грусть – грустный,  известие – изве…ный,  капуста – капу…ный,  место – ме…ный, свист – сви…нул,  счастье – сча…ливый,  сердечный – сер…це, дети – де…тво,   вкус – вку…ный,  интерес – интере…ный,  солнышко – со…нце.

  1. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите корни, подчеркните безударные гласные, поставьте ударение.

     Д…ждливый (______),  пл...довый (________),  р…гатый (_______),  пр…мой (________),  ч…рвивый(________),  д…лить (________),  зап…сать (_______),  пр…мой(_______),  к…рмовой (_______),  м…стерить (______),  в…рить (______).

  1. Запишите по 3 слова в каждую группу.

Корень+окончание  ____________________________________________________

Корень+суффикс+окончание  ___________________________________________

Приставка+корень+суффикс+окончание  _________________________________

Приставка+корень+суффикс+окончание  _________________________________

  1. Подбери для каждого предложения подходящие по смыслу слова с непроизносимой согласной.

        Была тихая_____________ночь.  Много _______________ у ребят в каникулы.  Мы _________________ встречаем Новый год.  Весной много ________________ дней.

5*. Здесь ошибки отыщите, в чём причина их скажите. Исправьте ошибки в словах.

                         

                Буран.

     Сниговая белая тучя обтянула всю месность. Вдруг настала ночь. Буран яросно наступал со всех сторон.  Всё слилось, всё смешалось. Зимля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снега. Серце падало, кровь стыла. Так ужасен был вид зимней природы. Буран свирепел чяс от чясу.        

      Занятие 8

Приставка – это часть слова, она пишется со словом слитно: приходит,                          уходит, входит.

Предлог – это слово. Предлог с другими словами пишется раздельно. Между словом и предлогом можно вставить вопрос или другое слово: с (кем?) другом.

                               

  1. Обозначьте приставки, подчеркните предлоги.

        Поехали по дороге,  добрались до опушки,  запустил за дом,  зашёл за товари-щем,  спустились с горы,  побежал по аллее, оттолкнул от берега,  потекут по оврагам,  пошёл по лесу,  отстал от товарища,  поплыл по реке,  вбежал в дом.

  1. Вставьте пропущенные согласные в словарные слова.

 

      К…ньки,  су…(б, бб)ота,  кла…(с,сс),  к…пуста,  гор…д,  з…мляника, …днажды, м…рковь,  ко…(л,лл)екция,  ст…лица,  д…ревня,  (до)свидания,  лес…ница,  опас…ный, ужас…ный,  здра…ствуй,  праз…ник,  вдру…,  яг…да.

3.  Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова между предлогом и словом, к которому он относится. Обозначьте приставки, подчер-кните предлоги.

     Воробей забился под _________крышу.  Ваза сделана из ___________стекла.  Машина подъехала к ________дому.  Лось спрятался за_____________дерево.

4.  Вставьте звонкие и глухие согласные.

       

    Заяц  робкий.  Грубая оши…ка.  Матро… натянул пару… .  Шка…чик висит на стене.  В коро…ке лежит тру…ка.  Тра…ка зеленеет.  Ну и пого…ка !

  1. Составьте из слов предложения, изменяя окончания. В любом одном предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

Мы, в, лодке, плыл. _______________________________________________________

Есть, брат, у, книга, интересный.____________________________________________

Срывал, с, жёлтый, деревья, лист, ветер.______________________________________

6*.  В этом задании в результате перестановки букв получаются названия представителей растительного мира.   

                             Куб._______  Лье.________ Пила.________ Насос.________

Занятие 9

                                                                           Было сели, стало съели.

                                                        Догадаться вы сумели,

                                                                           Почему случилось так?

                                                      Кто виновник?

                                                   Твёрдый знак.

        В. Волина

  1. Обозначьте приставки. Укажите чертой место куда нужно вставить раздели-тельный твёрдый знак.

        ъ

            От/езд,  сёжился, разяснение,  подём,  сёмка,  обём,  обяснение,  обявление.

  1. Перепишите слова в два столбика (в 1 столбик – с ъ, во 2 столбик – с ь знаком), вставьте пропущенные буквы.

          С_едобные,  сем_я,  в_юга, с_ехал, чут_ё,  под_ёмный,  л_ёт,  варен_е.

                      __________________     _________________

                      __________________     _________________

                      __________________     _________________

                      __________________     _________________

  1. Допишите приставки и вставьте предлоги.

С                        Свернула с дорожки.

     Ото,   от             ….шёл    ….  станции.

     На                       ….  небо  ….бежали  тучи.

     В                          ....   ульи  ….летели  пчёлы.

     До                        ….шли   ….  леса.

  1. Напишите предложения со словами.

Объявление,  подъехал,  воскресенье,  подъезд,  съёмки,  осенью.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5*. Расшифруйте слова.  

                                                               Шесть ос.

ОС_ _А                                      На этой осе в октябре позолота

ОС_ _А                                      А эта растёт на лугу у болота.

_ОС _ _ _ А_ _                          Эта оса на Луну улетает.

_ОС_ _ _ _ А                             Эта на солнце худеет и тает.

_ОС_А                                       С этою спит в колыбели малыш.

_О_С_ _ _ _ _ А                        Эта по классу крадётся как мышь.  

Контрольная работа №2

Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Всё в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы показать знания,

Понадобятся терпенье и старание.

  1. Вставьте в слова нужную парную согласную.   (10 баллов)

  Тра…ка,  ре…кий,  варе…ка,  ука…ка,  голу…ка,  подви…,  моло…ьба, бума…ка,  морко…ка.

  1. Напишите проверочные слова, вставьте пропущенную букву.  (10 баллов)

С…естра - ____________,  зв…езда - ______________,  м…ха - ____________, стр…на - _____________,  н…чной - ______________,  ст…лбы - ______________,

цв…ты - ______________,  т…жёлый - ____________,  л…са - _________________.

  1. Выпишите слова с непроизносимыми согласными, напишите проверочные слова.  10 баллов)

      Солнце,  дерево,  устный,  шоссе,  пастбище,  ужасный,  грустный,  цветы,  окрестность,  звёздный,  белый.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вставьте, где нужно твёрдый или мягкий знак. (20 баллов)

        Дарья  шьёт  бельё.   Ил…я  отложил  свой  от…езд  на  два  дня.  Летом  мы жив…м  на  даче.  Волка  поймали  жив…ём.  Под…ём  на  гору  крут.  Лёша  с…л  на  скамейку  и с…ел  грушу.   В  нашем  доме  гост…ю  всегда  рады.  Саша,  встречай  гост…ю!  Я  бел…ю стены.  К бел..ю  пришили  пуговицы.  Сеня об…едает.  Хомяк  об…едает  капустный  лист.  

  1. В конце каждого предложения поставьте нужный знак препинания, исправьте ошибки в словах. (20 баллов)

        Стало  совсем  типло  птицы  вют  гнозда  надиревях  уже  по  явились  листя  необятные  колхосные  паля  в спаханы.

6. Замени устойчивое выражение близким по значению словом.  (30 баллов)

         Прикусить язык. ___________________

          Как снег на голову.  _________________

          Мозолить глаза. _____________________

Занятие 10

    Давно живу я в мире этом,        

       Даю названия предметам.

        Я – Имя существительное.

                                      В. Волина.  

  1. Укажите, какие слова относятся к существительным какие к -  прилага-тельным, а какие – к глаголам.

Волк (сущ.)                             петух(……)                        крякает(……)

серый (……)                            зелёный (……)                   ключ (……)  

лежит (……)                            сапог (……)        летает (……)

каркает (……)                          гусь (……)                          собака (……)

  1. Разделите слова на две группы.  Вставьте пропущенные буквы.

       Б…рёза,  с…бака,  во…зал,  в…р…бей,  д…журный,  завтр…к,  кв…ртира,  л…пата,  р…бочий,  м…дведь,  п…суда,  ф…милия,  …гурец,  ур…жай.

                  Кто?                                                                          Что?

_____________________________                    ____________________________

_____________________________                    ____________________________

_____________________________                    ____________________________

_____________________________                    ____________________________

  1. Вставьте твёрдый или мягкий знак.

Объедки,  под…ём,  руж…ё,  об…яснение,  от…езд,  ноч…ю,  солов…и,  с…ёжился,  об…ём,  ул…и,  под…езд,  раз…яснение,  с…езд,  осен…ю,  с…ёмка,  с…едобный,  дерев…я.

  1. Сделайте фонетический разбор слова:  пирог                                               

                           ______________________________________________

                           ______________________________________________

                           ______________________________________________

                           ______________________________________________

                           ______________________________________________

                          _______________________________________________

                          _______________________________________________

  1. Подчеркните среди однокоренных слов только имена существительные.

Весёлый, веселье, весело,  веселился,  весельчак.

Бег, бегать,  бегун,  беготня,  побег,  беги.

    Занятие 11

                 Род мужской, конечно,  мой:                       

                 Мой сад, мой брат, стул мой.

                 Женский род, помню я,

                 То, про что скажу -  моя:

                 Моя ручка, моя тучка

                 И тетрадь моя.

                 Средний род -  оно, моё:

                 Моё окно, село моё.      

                В. Волина.

  1. Укажите род имён существительных.

      Пристань (ж. р.),  мяч (…..),  скамейка(…..),  приключение(…..),  крышка (….),  конь(…..),  вещь(…...),  окно(…..),  дядя(…..),  пилюля(…..),  стекло(…..).

  1. Вставьте двойные согласные.

Оконное стекло,  положить дро…..и,  тёмная а…..ея,  сложная програ…..а,  праздничная су…..ота,  сплочё…..ый ко…..ектив,  сложная програ…..а,  один килогра….,  большое ра…..тояние,  крапива …..ёт.

  1. Вставьте проверяемые согласные.  В последнем предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

       Сторожка лесника стояла на опушке. Девочка поднялась за подру…кой на второй эта… .  Волк не заходит за красные фла…ки .  Ко…ка сбросила со стола кни…ки.  Мы…ка проела дыру в старой руба…ке.

  1. Разберите слова по составу.

Боль,   больной                       мазь,   замазка                     стрела,   выстрел

зонт,   зонтик                          дело,   проделка                  воз, перевозчик

5*. Забавная рыба.

        Эта рыба, изображённая на рисунке, «нафарширована» названиями различных пород рыб. Расположены они так, что слева находятся слова мужского рода, а справа – женского.

       

Занятие 12

     Имя существительное                                      Имя существительное        

      в единственном числе        во множественном числе

                                 

           заяц        зайцы

  1. Поставьте существительные во множественном числе.

Народ – народы                                                     дом – дом…

голос – голос…                                                      пассажир – пассажир…

скатерть – скатерт…        класс – класс…

огурец – огур……                                                  здание – здани…

  1. Укажите род и число имён существительных.

Марш  (м.р.,  ед.ч.)        деревни (…..р., …..ч.)

мощь  (…..р.,  ….. ч.)        телеграмма  (….. р.,  …..ч.)

обруч  (…..р.,  ….. ч.)        кони  (….. р.,  ….. ч.)

  1. Вставьте проверяемые гласные и подчеркните существительные.

         В  дремучем  лесу  растут  грибы.  Ч…совщик починил ч…сы.  Т…жёлый самолёт л…етит над м…рским  заливом. Тихий зв…нок  наст…рожил  ч…сового.  Осиновый  л…сток  др…жал  на  в…тру. Уч…ник  ж…лел,  что  оп…здал  на урок.

  1. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

В летнюю ночь поют соловьи.

На  синем  небе ярко светит  солнце.     К  вечеру  зелёные  лягушки  громко  заквакали  на  болоте.    

5*.  Хитрые слова.

Найдите правильную форму множественного числа существительных.

    Человек – люди,  судно - ……,  курица - ……,   лист (бумаги) - ……,  лист (дерева) - ……,  зуб (кота) - …….,  зуб (бороны) - ……,   мех (лисицы) - ……,  мех (кузнечный) - ……,  зелень - ……, порт - ……, фронт - ……,  якорь - ……,  шинель - ……,  ясень - …… .

Занятие 13

Он очень вежлив, Мягкий Знак,

Не любит споров он и драк.

Он в слове рожь и в слове дочь,

И в тихом лунном слове ночь.

                              В. Волина.

  1. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.

(Мой)  нож      (моя)  рож…          (мой)  ёрш               (моя)  реч…

лещ…        вещ…                   сыч…                       тиш…

ковш…               молодёж…           выигрыш…             печ…

трубач…             полноч…             плющ…        упряжь…

        сторож…            пустош…             мяч…                       ноч…

силач…               помощ…        стриж…                  мелоч…

  1. Вставьте, где нужно твёрдый или мягкий знак.

Костю позвали домой. Волк подавился кост…ю.  На стене висело об…явление.

Я пол… грядки от сорняков, а вечером пол…ю её. Туристы с…ели завтрак, а об…едки  оставили Шарику. К под…езду под…ехала машина. Ден… был жаркий. Дружная сем…я собралась за столом.  Лист…я на дерев…ях растут летом.

  1. Образуйте новые слова при помощи суффиксов –ик-, -ок-, -еньк-.

Рот – ротик          толстый – толст……..ий

нос – нос……..        милый – мил……..ий

терем – терем……..               жёлтый – жёлт……..ий

4. Сделайте фонетический разбор слова: молодёжь.

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

 5. Здесь ошибки отыщите, в чём причина их скажите. Исправьте ошибки в словах.

        Стаяла  ненасная  погода.  Сонце  скрыто  затучами.  Шол дождик.  Вкомнате было  тимно. Я праспал.  Встал  позно.  Я  всё  делал  быстра  и  вшколу  не  опоздал.

Контрольная работа №3

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, знания и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

  1. Выпиши существительные, разбери их по составу.  (10 баллов)

      Пригрело,  холода,  облака, говорит,  добрый,  кошка,  рисовал,  белка,  золотой, чистота, честь,  утро.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напиши, что обозначает, на какие вопросы отвечает и как изменяется имя существительное. (10 баллов)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напиши пять имён существительных, обозначающих явления природы. (10 баллов)

________________________________________________________________________

  1. Напиши по три существительных, выдели окончания.   (20 баллов)

М. р.____________________________________________________________________

Ж. р.____________________________________________________________________

Ср. р.___________________________________________________________________

  1. Напиши слова в скобках в единственном числе.    (20 баллов)

Интересная (задачи)_____________,      железный (обручи)_____________________,

второй (этажи)_________________,       новая (вещи)___________________________,

яркий (лучи)___________________,       тихая (ночи)___________________________.

6*.  Подчеркните те существительные, от которых можно образовать множественное число.    (30 баллов)

      Бельё,  большинство,  равенство,  гвардия,  ботва,  рожь,  овёс,  клюква,  морковь, боб, бег, радость,  горе,  скука,  чистота,  красота,  ход.  

Занятие 14

Определяю я предметы,

 Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

                                      В. Волина.

  1. Укажите часть речи.

Большой ( прил.)                        курица (…..)                     смеётся (……)

рисует (…….)        синий (…..)                      пищит (…..)

платок (…..)                                   дверь (…..)                       золотой (……)

караулит (…..)                              плывёт (…..)                     щенок (…..)

  1. От слов-названий предметов образуйте признаки предметов с суффиксами –н-, ов-, -ев-, -ск- .

Стол – столовый                                            берёза - ……    

вертолёт - …….                                              январь - ……..

груша - ………                                               ёж - ……..

  1. Вставь в словарные слова пропущенные буквы, подчеркни имена прилагательные.

         К.пуста,  п.судный,  д.ревня,  .зык,  .годный,  м.г.зин,  п.мидор,  учит.льский,  уч.ник,  а.ея,  кр.стьяне,  п.чтальон,  б.рёзовый,  к.ртофель,  д.рожный, н.род, ч.рный.

  1. Вставьте, где нужно мягкий знак.  

       Товарищ,  полноч…,  грач…,  мыш…,  рож…, плащ…,  помощ…,  врач…,  борщ…,  лещ…,  реч…,  кирпич…, вещ… .

5*. Знаете ли вы дорожные знаки?  Возьмите карандаш и соедините существи-тельные с прилагательными так, чтобы получились названия дорожных знаков.

опасный                                   спуск

железнодорожный            дорога

подземный                              поворот

велосипедная                          переход

скользкая                                дорожка

пешеходный                           шлагбаум

крутой                                     переезд      

Занятие 15

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Она и с существительным живёт на редкость дружно:

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Стоит в одном с ним роде и в одном числе.

                В. Волина.

  1. Определи род имени прилагательного, в скобках поставь вопрос.

м.р.

Кленовый лист (какой?),  тёплое молоко (…….),  хороший друг (…….),  звёздная ночь (…….),  ранняя весна (…….),  широкий двор (…….),  овощное рагу (…….),  далёкий путь (…….),  яркое солнце (…….),  субботний вечер (…….).

  1. Напишите антонимы к прилагательным.

Тихая езда - __________________                       верный ответ - _______________

светлая комната - _____________        крепкая верёвка - ____________

высокие деревья - _____________                       ранняя весна - _______________

  1. Вставьте мягкий или твёрдый знак.

Весной на деревьях появляются листья. В конце мая начинают петь солов…и.  В начале лета кое-где на дерев…ях можно видет…  птич…и  гнёзда.  С…едобные ягоды земляники, малины можно собирать в начале лета. Ближе к осени появляются с…едобные грибы.

4.  Сделайте фонетический разбор слова: ягода.

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

        ____________________________________________________

____________________________________________________

5*. Продолжи игру «Куры спят в курятнике».  

     Куры спят в курятнике, муравьи – в муравейнике, скворцы в скворечнике. Продолжите…

1. Свиньи – в _____________                    5. Пчёлы – в _______________

2. Собаки – в _____________                    6. Медведи – в _____________

3. Лошади – в _____________                   7. Лисы – в ________________

4. Коровы – в _____________

Занятие 16

Котята (какие?) – маленькие, пушистые.

Ручьи (какие?) – прохладные, серебристые.

 Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие?и имеют окончания –ие, -ые.

  1. Поставь вопросы к именам прилагательным и допишите окончания.

Зори (какие?) ясные                                                леса  (как…?)  хвойн…

гуси (как…?)  сер…                                                 цветы  (как…?)  свеж…

дома  (как…?)  нов…                                               дожди  (как…?)  летн…

тени (как…?)  тёмн…                                               кусты  (как…?)  густ…

  1. Подберите к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные. Выделите окончания прилагательных, укажите род.

        Шерстяная кофта  (ж.р.),  деревянная  ………  (…),  старинная …….(…),  комнатное …….. (…),  вечерняя ……… (…),  счастливый …………. (…),  яркое  ……… (…).

  1. Вставьте пропущенные согласные.

Дети, став взрослыми, тепло вспоминают своё детство. Мес.ный лагерь располагался  в прекрасном мес.е.  Доклад вызвал большой интере.  . – Интере.ный рассказ скоро кончился.  Ненас.ье наступило неожиданно. – Ненас.ный день хмурился дождём.  Здра.ствуйте, товарищи солдаты! – Здравия желаем, товарищ командир!

  1. Разберите слова по составу.

Дворник                      выход                      замёрз                     избушка

ветерок                       цветник                  ранняя                    перегородка

северный                   вырубка                  дождь                      холодный

5*. Заполните клетки именами прилагательными,

образованными от данных слов с помощью суф-

фиксов и  прочтёте в выделенной вертикальной

строке важное в грамматике слово.

1. Скрипеть. 2. Январь. 3. Вчера. 4.Синий. 5. Перрон.

6. Группа. 7. Кость. 8. Техас. 9. Глаз. 10. Яблоня.

11. Глубина. 12. Греция.

Контрольная работа №4

Имя прилагательное, мы с тобой дружны.

Признаки предметов называешь ты.

Солнечное лето, праздничная ель,

Вкусные конфеты, Машенькин портфель.

А. Косоговский.

  1. Прочитайте родственные слова. Выделите прилагательные. Обозначьте окончания, определите род.   (10 баллов)

Счастье,  счастливый,  осчастливил.

Синий,  синеть,  синева.

Белеет,  белый, беленький.

Боль,  больной, заболел,  болел.

Смелость,  смелый,  осмелел, смеленький.

  1. Напишите по три имени прилагательных, выдели окончания.    (10 баллов)

М. р. ______________________________________________________________

Ж. р. ______________________________________________________________

Ср. р. ______________________________________________________________

  1. Напишите синонимы к прилагательным.   (20 баллов)

Честный - _____________________________________,

ловкий - _______________________________________,

прекрасный -  __________________________________,

мужественный -  ________________________________.

4. Измените слова по вопросам какой?  какая? какое? какие?  (20 баллов)

Веселье - ___________________________________________________________

здоровье - ___________________________________________________________

счастье - ____________________________________________________________

5. К существительным подберите прилагательные, укажите род и число. (10б.)              

Сад - _______________________________________________________________

Облако - ____________________________________________________________

Книга -______________________________________________________________

Друзья - _____________________________________________________________

6. Укажи, какой частью речи являются подчеркнутые слова.  (30 баллов)

                                                            Шурка.

Я смотрю -  в избе мой брат,

У него шинель до пят.

Он с запиской отпускной

К нам пришел на выходной.

Шурка слесарь в мастерской,

Он такой степенный,

Представительный такой,

Прямо как военный

Занятие 17

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

                                   В. Волина

  1. Выпишите глаголы.

Бежал,  лень,  молчание,  пить,  гуляет,  бег, несли,  читал,  цветной,  бережли-вый,  хлопья.

  1. Напишите, что обозначает и на какие вопросы отвечает и как изменяется глагол.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напишите шесть глаголов, которые отвечают на вопрос что делать?

____________________________________________________________________

  1. Напишите глаголы во множественном числе.

Бросать - _________________,                     оберегать - ______________________,

хвалить - _________________,                     горевать - _______________________,

смотреть - ________________,                     ругать - _________________________.

  1. Напишите по три глагола в единственном числе.

Н.в. ___________________________________________________________________

П.в.____________________________________________________________________

Б.в.____________________________________________________________________

6. Здесь ошибки отыщите, в чём причина их скажите. Исправьте ошибки в словах.

Береги книги?  Вовремя еды нечитай.  Неперегибай книгу!   Непишы и нерисуй в

ней. Незагибай угалков страниц.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольно-измерительный материал по русскому языку 3 класс 2 четверть

задания тестового характера по русскому языку 3 класс 2 четверть...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку программа "Планета знаний"

В материале содержится входной тест по русскому языку 3 класс по  программе "Планета знаний". К тесту прилагается ключ ответов и критерии оценивания работы. Материал очень хороший, скачивайте!!!...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку 1 класс

Итоговый контрольно-измерительный материал по русскому языку (1 класс)...

Контрольно-измерительные материалы(тесты) по русскому языку за 2, 3, 4 классы в 4-х вариантах

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой форму объективной оценки качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета «Русский язык» за учебный год, с исполь...

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Русский язык» во 2-ых классах УМК «Школа России»

Контрольно-измерительные материалыпо предмету«Русский язык»во 2-ых классахУМК «Школа России»...

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Русский язык» В 1 классе

Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.  В первом классе учимся писать диктанты начиная с нескольких слов постеп...

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Русский язык» в 3-их классах

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Русский язык» в 3-их классах необходим для лучшего усвоения отдельных тем. Данный материал предназначен для изучения темы "Правописание...