Урок русского языка 1 классТема: «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Озарко Галина  Владимировна

Урок построен в режиме двигательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_1_klass.docx44.57 КБ

Предварительный просмотр:

                            Урок  русского  языка       1  класс

Тема:  «Обозначение   мягкости  согласных  звуков   гласными   буквами»                        

ЦЕЛИ:  -закрепление   знаний  обучающихся   о   мягкости  согласных;

 -формирование  умений  обозначать   на  письме  мягкость   согласных    гласными    буквами;

-формирование  умения   работать  в   группах,  воспитание   доброжелательного  отношения  друг   к   другу.

- предупредить нарушение осанки и нарушение зрения.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки  с  элементами  букв, вырезанные  из  бумаги  шары  с  буквами: е,  е, и, и, ю,  письмо  со  стихотворением, карточки  со  словами  ( по  количеству  обучающихся  или  больше),  карточки  для работы  в парах в игру  в  прятки,  чистые  листочки  и  фломастер,  карточки  с  разными  гласными  буквами  у  каждого  обучающегося.  

                              ХОД   УРОКА

1.. Организационный  момент (виброгимнастика)

РАЗМИНКА   ДЛЯ   УМА  ( обучающиеся  стоят  и  отвечают) 

  1. Какое   сегодня  число?
  2. Какой  день  недели?
  3. Какой   месяц?
  4. Какое   время  года?
  5. Какой   сейчас  урок?
  6. Буквы,  расположенные  друг  за  другом   в  определённом  порядке   это       (алфавит)
  7. Сколько  букв   в  русском  алфавите?        (33)
  8. Буквы   мы                   (пишем)
  9. Звуки    мы                   (произносим)
  10.  Какие  буквы  не  обозначают   звуков?
  11. Сколько  гласных  букв?
  12. Сколько  гласных   звуков?
  13. Какие  гласные  обозначают   твёрдость  согласных?
         Дыхательная гимнастика"Радуга, обними меня"

 И.п. - стоя или в движении.

Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Растягивая губы в улыбке, произносить звук "с", выдыхая воздух и втя гивая в себя живот и грудную клетку. Руки вперед, скрестить перед грудью (обнимая), одна рука идет под мышку, другая - на плечо.

Повторить 3-4 раза.

Одна группа обучающихся садится за парты, вторая - стоит за конторками.

2. Подготовка   к  изучению   нового   материала (обучающиеся опускают голову на сложенные на парте или конторке руки, закрывают глаза и слушают учителя)

-Учитель  читает  сказку    «Хвастун»

     Живёт  в   стране  Грамматики  известный  фокусник.  Стоит  ему  подойти   к  какому-нибудь  слову,  и  оно  делается  совершенно   неузнаваемым:  слово   ЕЛ   превратилось  в  слово   ЕЛЬ,  а  консервная   БАНКА   стала  тёплой   БАНЬКОЙ.    Кто  этот   фокусник?    Расхвастался  мягкий  знак:   я  дескать,  самый  волшебный.   Но  некоторые   жители  страны   Грамматики    стали   смеяться:  «Мы  тоже  умеем  показывать   фокусы»   Смотрите   ЛУК  стал  ЛЮК,  был   МАЛ   стал   МЯЛ.    

Обучающиеся открывают глаза, поднимают голову.

Беседа по прочитанному тексту:

 -  Кто  поставил   хвастунишку  на  место?

 -  Почему  согласные   и  без  него  стали  мягкими?    

 -   Какая   тема   урока?

Постановка целей урока учителем.

Пальчиковая гимнастика   «ТРАВА-МУРАВА»

               Травка- муравка

              Со сна поднялась, (1)

              Птица-синица

               За зерно взялась, (2)

               Зайки - за капустку, (3)

                         Мышки - за корку, (4)

          Детки - за молоко. (5)

                               

 - Работа  в  тетрадях:

      Запись  числа,  классная  работа.

       Каллиграфическая   минутка      «Узнай  букву».  Учитель  показывает  карточку  с  элементами  букв  Ю. (-  О  I ),  Я ( о I /  ),  Е  (_ _ _  I ). Учащиеся  узнают  её,   вспоминают,  как  правильно  её  писать, учитель показывает  правильное  написание    на  доске,  обучающиеся   выполняют коррекционное  упражнение    «Письмо  носом»   буквы,     затем  записывают  её  в  тетради.

Зрительная  пауза    Упражнение «Большие повороты»

 Смена поз (кто стоял за конторкой  – садится, кто сидел за партой – становится за конторку)

3.Организация  восприятия и   осмысления новой информации:

Игра  «Буквы   рассыпались»  (восстановить  слова)

е Л н а     Л ё а ш       Л  д а и    д а Л ю     ялО   - записано на доске

Запись  в  тетрадях  и  на  доске       (смена зрительной дистанции)

Лена   Лёша     Лида    Люда    Оля

-Что  общего  в  этих  словах?            (Имена,    имеют  букву  л)  

-Какое   слово  лишнее?   Почему?

Подчеркните    согласную   букву,    у   которой   мягкий   звук.

Проверка:   -Почему   согл.  Л   мягкий?    (буква  е)

                     -Какую  функцию  выполняет  буква  Е ?    (Обозначает  мягкость    .                    согласного     и  превращается  в  звук  Э)

                   Аналогично    характеризуются остальные   буквы  

     Вывод:    Выпишем     буквы,  которые   обозначают  мягкость  согласных.

                   Е   ё      и     ю    я          

Это  буквы  второго  ряда

-Когда  после  согласных   пишутся  данные   буквы?   (Когда  согл.     слышится  мягко)

Первичная проверка понимания

1.  Игра  «БУДЬ   ВНИМАТЕЛЕН»

Если  первый  согласный звук  твёрдый  -  хлопаем в ладоши,  если  мягкий  -  топаем ногами

     Рукав,   рюкзак,  заяц,  зяблик,  рис,  рысь,  сыпать,   сито,   билет,  балет.

Смена поз (кто стоял за конторкой  – садится, кто сидел за партой – становится за конторку)

5. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении

Режим поиска

1.  Игра   «ШАРЫ   РАЗЛЕТЕЛИСЬ»

На  доске   записано   разными   по  величине  буквами:

  Р…чка,  м…шка,   б…лка,   ф…кус,  л…стра,  

ЗАДАНИЕ:   Отыскать   улетевшие  на  воздушных шарах  буквы,   зная,  что   впереди  стоящий     согласный  звук  мягкий  и  записать   полученные  слова в  тетрадь.   Самостоятельная  работа.

   Проверка: дети  называют  слово, учитель  вставляет  шар с  нужной  буквой в  слово.

  Зрительная  пауза.   Моргание.

2.  ЗАДАНИЕ  БУКВЫ  Ю     (Письмо  от  буквы  Ю)                              

Найди  в  стихотворении    ошибку, которую  сделал  ученик

          Почта  мне  письмо  доставила,

          На  конверте  в  уголке

          Нацарапано :  «Писателу»

          А  пониже     «Маршаку»

                                     С  этим  адресом  мудрёным

                                     Добрело  письмо  ко  мне…

                                     Слава  нашим  почтальонам

                                     С   толстой  сумкой  на  ремне.

     Буква  Ю   приготовила  вам  испытание.  Она  хочет  посмотреть,   не  допустите    ли  вы  таких  же  ошибок.

     Запись  под  диктовку  с  комментированием  в  тетрадях  и  на  доске  предложения:

  ЛЮСЯ   ЛЮБИТ  СВОЮ   СЕСТРУ   ТАНЮ.

Буква  Ю  благодарит  всех  за  внимательность  и  просит  ответить  на  вопрос:  Какие  гласные   указывают на  мягкость  согласных?

Вывод:  

Коррекционная  физминутка

Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,   (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Режим поиска

3.  ПОИСК   СЛОВ,  разложенных   на подоконниках,  полочках  шкафов,  имеющихся  в  классе,  столах,   подвесках с  мягким  согласным.

   Задание:    Гласные  второго  ряда  разбежались  по  словам   и  просят,  чтобы  вы  их   отыскали     и   указали  мягкость   каких  согласных   они   обозначают. (учащиеся  находят  слова,  подходят  к  учителю  и  объясняют  правильность  выбора)

4.  ПОИСК   глазами   на  задней  стене   слов,   в  которых  все  согласные  звуки  мягкие.  Слова:  петух,  друг,  нельзя,  люди,  слоны,  лебеди,  кастрюля,  зима,  город,  

Смена поз (кто стоял за конторкой  – садится, кто сидел за партой – становится за конторку)

6. Творческое применение знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач:

Работа  в  парах   ( У каждой  пары  за  партой    лист  с  заданием)      

ИГРА    В   ПРЯТКИ

Читает учитель:             Лучшей   умственной   зарядки

                                        Нет   для   взрослых   и   детей.

                                        Кто   играет   с   нами   в   прятки,

                                        Тот  становится  умней.

 Найдите  между  строк  название   животного,  птицы   или  насекомого.

  1. Вдали   сарай,   за  ним   забор,

Он  окружает   птичий  двор.

  1. Как   хорошо  после  дождя,

телята  рады,   рад  и  я!

  1. Промчались   летние   деньки,

Увянут  скоро   васильки.

Проверка:  Какие  слова  нашли?

7. Контроль за результатами учебной деятельности:

Задания обучающимся:

-  На  листочках   фломастерами    запишите   гласные  буквы,  которые  обозначают   мягкость   согласного.

 -Возьмите  на парте карточки   с  гласными    буквами и выполняйте задания по тексту:

  Была  хорошая  погода,  все  гласные  вышли    погулять.  ( Обучающиеся  встают и  ходят    по  классу).         Вдруг  небо  потемнело.   Солнышко  спряталось  за  тучи,  начался  проливной  дождь.    Буквы  увидели   домики   и    гласные,   которые   обозначают   твёрдость  согласных,   спрятались   в  домик  слева,   а   гласные,  обозначающие  мягкость   согласных  -  в  домик   справа. (Обучающиеся  занимают соответствующие места)

  1. Обобщение  изучаемого на уроке и введение  его в систему ранее усвоенных знаний:

 ВЫВОД:   Какие   гласные,  обозначают   мягкость  согласных?  

9.Подведение итогов урока

Рефлексия:

- Кто запомнил, какие гласные указывают на мягкость согласного звука,  улыбнётся мне и посмеётся.

Кто ещё не запомнил, тот – подойдёт ко мне после урока и  шепнёт мне об этом на ушко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёры по написанию букв. Гласные буквы

В материале представлены тренажёры по написанию гласных букв. Данный тренажёр может быть полезен  учителям, родителям и детям,  позволяет учащимся запомнить написание прописных букв....

Звуки буквы. Гласные буквы е, ё, ю,я

Проверка знаний: чем отличаются звуки от букв?Минутка чистописания, объяснение нового словарного слова и т.д.Определение в словах букв и звукв....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"

1В класс  Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных.  Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой б...

Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука

Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в ра...

Чего больше: гласных звуков или гласных букв?

Данный проект используется на уроках русского языка в 1 классе....

Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".

Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...