Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.
олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) на тему

Шитцылова Нина Николаевна

Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiadnye_zadaniya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.

1. Соедини слова левого и правого столбика так, чтобы получились новые слова.

Сено                                Овод

Стол                                Ежи

Зал                                Ода

Газ                                Вал

Гриб                                Очки

Хор                                Он

Бор                                Яр

2. Спиши предложение, укажи части речи.

В саду с ветки на ветку перепрыгивает шустрая птичка.

3. Найди лишнюю пару слов и подчеркни её.

Робкий – смелый; тёмный – светлый; широкий – узкий; глубокий – мелкий; громкий – сильный; умный – глупый.

4. Какие слова в каждой группе лишние? Подчеркни их.

Сорняк                                Голубка                                Поле

Соринка                                Голубятня                                Полевой

Сорвал                                Голубь                                Полочка

Насорил                                Голыш (камень)                        Полянка

5. Запиши слова по группам: а) слова, родственные слову «нос», б) слова, родственные слову «носить».

Поднос, носорог, носилки, носик, утконос, носильщик, переносица, носитель, вынос, носатый.

6. К данным существительным подбери прилагательные.

Рояль, шампунь, тюль, фамилия пюре, картофель.

7. Замени данные фразеологические обороты словами – синонимами.

Семи пядей во лбу - …

Совать нос - …

Как снег на голову - …

Без сучка, без задоринки - …

Кот наплакал - …

8. Прочитай загадки, вставь пропущенные буквы. Запиши отгадки.

а) Через поле и л…сок                                        б) В Полотняной стране,

    Подается г…л…сок,                                           По реке Простыне

    Он б…жит по пр…в…дам                                   Плывет парохо…

    Скажешь здесь,                                                   То наза…, то впере…,

    А слышно там.                                                   А за ним такая гла…ь,

                                                                   Что и зыби не видать.

9. Что это?

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

10. Запиши слово, в котором корень тот же, что и в слове «безумный», суффикс взяли из слова «голова», приставку – из слова «разведчик», окончание – из слова «сирень».

11. Разбери по составу слова.

Салфеточка, вазочка, ласточка.

12. Выпиши пару слов, которая не является словосочетанием.

Крикливые галки, галки проснулись, проснулись на березах.

13. Выпиши слова с мягкими согласными звуками.

Цирк, луч, маяк, машина, чайка, лужица, сможешь, сцена, шелк, юнга, лошадь.

14. Злой волшебник перепутал звуки и буквы в словах. Наведи порядок, запиши слова правильно.

Агарот, райа, йула, марос, дуп.

15. Определи, что общего у данных слов, по какому(им) признаку(ам) можно разделить их на две группы.

Оно, лакал, или, Сорос, дед, как, шалаш.

16. Найди синоним устойчивого словосочетания «попасть впросак».

Сесть в калошу, отбиться от рук, заблудиться в трёх соснах, повесить нос, уйти в свою скорлупу.

17. Сколько существительных женского рода представлено в списке?

Туфли, ботинки, овации, тюль, вуаль, рояль.

18. Из букв каждой пары слов составь название животного.

Лик + рок =                                                 Шаль + до =

Поле + дар =                                                 Лов + буй =

19. Поставь слова во множественное число.

Человек - …; лист (бумаги) - …; лист (дерева) - …; зуб (волка) - …; зуб (пилы) - ….

20. Замени  слова устойчивыми словосочетаниями (фразеологическими оборотами). Например: (работать) плохо – (работать) спустя рукава.

Важничать - …                                        Вести себя скромно - …                

Обманывать - …                                        Обидеться - …

21. Составь с каждым из данных слов по два словосочетания так, чтобы в одном из них слово было употреблено в прямом значении, а в другом в переносном.

Тепло - …,…; металл - …,…; черный - …,…; хлебнуть - …,… .

22. Запиши данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например: сложить голову – погибнуть).

Развесить уши -                                 Пускать пыль в глаза –

Рвать на себе волосы -                         Смотреть в оба –

23. Запиши 10 имен существительных с безударной гласной в корне на тему «Школа».

24. Составь словосочетания, в которых слова «седой», «бархатный», «прямой» употреблены в переносном значении.

25. Выпиши из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

26. Соедини части пословиц, запиши получившиеся предложения.

На словах и так и сяк…                        покажи делом.

На словах и города берет…                        да скупа на дела.

Не храбрись словом…                        а на деле ни шагу вперед.

Щедра на слова…                                а на деле никак.

27. Составь словесный портрет знакомого человека, используя как можно больше прилагательных к данным именам существительным.

Лицо - …, лоб  - …, нос - …, волосы - …, взгляд - …, улыбка - ….

28. Подчеркни слова, у которых корень совпадает с основой.

Хлеб, радуга, загар, ромашка, улов, страна, подъем, скала, орел.

29. Найди слова с приставками, выпиши их.

Принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться, рассмеяться, помогать, научиться, отбежать, скользкий.

30. Найди слова с приставками, выпиши их.

(За)брать, (у)летать, (за)грибами, (до)ехать, (до)дороги, (с)правиться, (с)другом, (в)окно, (на)правлять.

31. Сгруппируй слова в три столбика по общему признаку. Укажи этот признак.

Ключ, арбуз, река, тыква, учитель, родник, папоротник, шофер, озеро, горох, балерина, водоросли, биолог.



 

Комментарии

Пушкова Нина Николаевна

Нина Николаевна! Большое спасибо Вам за очень интересные задания по русскому языку. Я их обязательно использую для подготовки к олимпиаде. Желаю Вам дальнейших успехов.
Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо, коллега, за труд!