«Кто в Алфавите живёт? Звуки и буквы. Гласные и согласные».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Баженова Светлана Валентиновна

Конспект занятия по подготовке к олимпиаде по русскому языку. 3-4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya._russkiy_yazyk_.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по проекту «Путь к Олимпу» (подготовка к олимпиаде по русскому языку)

Класс: 4 класс «а»

Тема: «Кто в Алфавите живёт? Звуки и буквы. Гласные и согласные».

Задачи:

- закрепить знания детей о звуках и буквах русского алфавита;

- познакомить с историей славянской азбуки;

- развивать память, внимание, логическое мышление;

- прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с Кириллицей, карточки с «бусинами», листы с тренировочными олимпиадными заданиями.

          Этапы

                                Содержание

   Примечание

1. Гимнастика мозга.

2. Разминка. Обобщение знаний об алфавите.

3. Презентация «От аза до ижицы». Знакомство с историей славянской азбуки.

4. Коррегиру-

ющая гимнастика

для глаз.

5. Выполнение тренировочных и олимпиадных заданий.

6. Итог занятия. Релаксация.

 1. Ленивые восьмерки.  Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной.  (Повторить 3 раза каждой рукой)

2.«Сова». Правая рука захватывает левую  мышцу между шеей и плечом. Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце. Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы.                 (Не менее 3 раз). Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую мышцу.

3. «Позитивные точки». Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации.

   - Отгадайте загадки:
Тридцать три сестрички                                                 Ростом невелички!                                                               Если знаешь их секрет,                                                       То на всё найдёшь ответ.       (буквы)   
Буквы-значки, как бойцы на парад,                                           В строгом порядке построены в ряд.                                  Каждый в условленном месте стоит                                         И называется строй…         (алфавит)  
   - Сейчас мы проверим, знаете ли вы алфавит:                               - Что такое алфавит?                                                                               - Сколько букв в русском алфавите?                                                    - Сколько гласных букв?                                                                                 - Сколько согласных?                                                                         - Сколько букв, не обозначающих звуков?                               - Назовите соседей буквы Д, М, Ш, Ю.   
Дидактическая игра «Бусы». Отгадайте слово. В каждую бусину впишите букву по инструкции.                                 – В первую «бусину» впишите букву М.                                        – В третью «бусину» слева впишите букву, стоящую в алфавите перед буквой М.                                                               – В последнюю «бусину» впишите первую букву алфавита.                                                                                 – В пятую «бусину» с начала и пятую «бусину» с конца впишите букву Д.                                                            – Во вторую «бусину» с конца впишите букву, стоящую в алфавите после первой буквы этого слова.   – В предыдущую «бусину» впишите букву И.                        – Вторая и четвёртая буквы – одинаковая буква гласного звука.                                                                            – Между Д и И – буква всегда мягкого согласного звука.
OOOOOOOOO – М О Л О Д Ч И Н А
                                                                                                    -  Расскажу я вам сейчас о святой Руси, о неведомых вам далёких временах.                                                          Жили-были тогда добры молодцы, красны девицы. И были у них добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да сеять, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, одежду шить, узоры на ней вышивать одинаковые. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать да письма писать.                                                                                             И явились на Русь из Греции, из города Солуни, два просветителя-монаха -  братья мудрые Кирилл да Мефодий. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого надо было придумать славянские буквы. Он много работал. И вот азбука готова. Старший брат Мефодий  стал помогать Кириллу переводить с греческого языка на славянский язык книги, чтобы славяне могли их читать.                           А произошло это более тысячи лет назад. С тех пор славянскую азбуку называют Кириллицей в честь её автора.                                                                                     Кирилл и Мефодий выполнили великое дело. Их роль как основателей славянской письменности оценена потомками по заслугам. 24 мая проводится праздник – День славянской письменности и культуры. Эта дата выбрана не случайно. Православная церковь причислила монахов Кирилла и Мефодия к лику святых, а 24 мая является днём их памяти.                  Русская азбука – совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В азбуке, и только в ней, есть содержание.                           Для начала рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди. Азъ – «я», Буки (букы) – «буквы», Веди (веде) – «познал». Объединяя названия первых трёх букв Азбуки, получаем следующую фразу: - Аз буки веди – «Я знаю буквы». Давайте рассмотрим, какие буквы были в старославянском алфавите, как они назывались.
- В любой стариной книжице                                                  Ты можешь прочитать:                                                  Жила на свете Ижица,                                                                       А с нею буква Ять.                                                                   Но время быстро движется.                                                                      И жизнь уж не та.                                                                        Где нынче буква Ижица?                                                          Где Ять? И где Фита?                                                                Без них правописание                                                          Сумело обойтись.                                                                         Новейшие издания                                                                        Без них вступают в жизнь.                                                        Уж так на свете водится,                                                                     Как говорил мудрец:                                                                          Когда без нас обходятся                                                               То, значит, нам конец.
- Время показало, что часть букв кириллицы оказались ненужными для славянского языка. Такие буквы постепенно отсеивались.                                                         29 января 1710 года Пётр I собственноручно написал на издании «Азбуки»: «Сими литеры печатать историческия книги. А которые почернены (т.е. зачёркнуты) тех в вышеписанных книгах не употреблять. Пётр I  своей властью попытался исключить из азбуки буквы «ижея» - И десятичная, «земля», «оук», «ферт», «от», «кси», «ижица», «пси». Посмотрите на таблицу и скажите, каких букв, используемых в кириллице, нет в современном алфавите?                                                                                
- От названий и написания букв славянского алфавита произошло много поговорок, крылатых выражений:             - Начертание буквы «Ферт», похожей на человека, поставившего руки на пояс, послужило возникновение выражения «Ходить фертом», т.е. быть самодовольным щеголем, очень нарядным человеком. – От И с точкой «Ижеи» осталось выражение «Поставить точку над И», что означает закончить работу, завершить дело.                                                                   – Буква «Ижица» похожа на перевёрнутый кнут. Поэтому осталось выражение «Прописать ижицу», т.е. наказать, высечь, проучить, как следует.                                     – «Дойти до Ижицы» - сделать всё до конца.                         – «Не знать ни Аза» - ничего не знать, не понимать.            – «Фита да Ижица – к ленивому плеть ближится».             – Современные школьники скажут, что знают азбуку        « От А до Я». А как бы сказали в Древней Руси?  («От Аза до Ижицы»)
  1. «Палец двоится» - вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. (Повторить 6 – 8 раз)
  2. «Зоркие глазки» - глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
  3. «Стрельба глазами» - двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз.  (Повторить 5 – 6 раз не спеша)

1. Назовите по-старославянски:

Глаза -            (очи)

Губы -             (уста)

Лоб -               (чело)

Живот -          (чрево)

Пальцы -       (персты).

2. Какие буквы Кириллицы называли «немыми братьями»? Почему?     (Ь – ерь, Ъ – ер, т.к. не обозначают звуков)

                                                                                                     3. В стихотворении Владимира Маяковского «Приказ по армии искусства» читаем:

Есть ещё хорошие буквы:

Эр,

Ша,

Ща.

Какие буквы названы в стихотворении неправильно?

(А) только р;      (Б) только ш;        (В) только щ;       (Г) ш и щ;

(Д) все буквы названы правильно.

4. Какой вопрос может помочь в изучении русского алфавита?

(А) Что ешь?          (Б) Где ёж?          (В) Как уж?  

(Г) Куда идёшь?          (Д) Когда встаёшь?

5.С какой буквы не могут начинаться слова?

(А) Й;      (Б) Ё;       (В) Щ;       (Г) Ь;       (Д) Э.

6.Даны фрагменты стихотворения Юлиана Тувима «Азбука» в переводе  Сергея Михалкова. Вместо некоторых букв стоят звёздочки. Вместо каких?

               АЗБУКА

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Ф, бедняжку, так раздуло —

Не прочесть её никак!

Букву * перевернуло —

Превратило в мягкий знак!

Буква * совсем сомкнулась —

Превратилась в букву *.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого!

(А) Р, С, О;        (Б) Ь, С, О;        (В) Р, Б, В;                              (Г) Ъ, Э, О;        (Д) Р, М, И.  

7.  Каким бывает только знак?

(А) твёрдым;        (Б) мягким;         (В) вопросительным;

(Г) восклицательным;         (Д) препинания.

       

8. Дано предложение в орфографии, которая была принята в России до 1918 года:

По дорогѣ не случилось никакихъ событій .

Сколько вы видите отличий от того, как пишется это предложение сегодня?

(А) одно;       (Б) два;      (В) три;       (Г) четыре;       (Д) пять.

9. Какой знак препинания в «Российской грамматике»             М. В. Ломоносова   носит название «вместительный»?

(А) скобки;                 (Б) вопросительный знак;

(В) точка с запятой;            (Г) запятая;            (Д) двоеточие.

10.В юности А. С. Пушкин иногда подписывал свои стихи псевдонимом «Александр Н.к.ш._.». Какая буква стояла на месте пропуска?

(А) щ;         (Б) в;          (В) н;           (Г) п;            (Д) а.

11.Какое из этих литературных произведений — не сказка?

(А) “Кот в сапогах” Шарля Перро;

(Б) “Стрекоза и муравей” Ивана Крылова;

(В) “Гадкий утёнок” Ганса Христиана Андерсена;

(Г) “Малыш и Карлсон” Астрид Линдгрен;

          (Д) “Лягушка-путешественница” Всеволода Гаршина

 Подведём итог нашего занятия.

- Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука, алфавит)

- Из названий каких букв появилось слово «АЗБУКА»?

- Для чего нам нужно знать  алфавит? (слова в словарях располагаются в алфавитном порядке, в библиотеке книги стоят по алфавиту и т.д.)

Творческая работа «Волшебный алфавит». Придумайте и запишите предложение, в котором все слова начинались бы на одну и ту же букву.

Литература:

       

  1. Бесова М., Познавательные игры для младших школьников от А до Я.; Ярославль,      

      Академия развития, 2004 г.

  1. Цыпленкова О., Гимнастика мозга.; журналы «Здоровье школьника».
  2. Скуратова О.Б., История русского алфавита.; М.,Чистые пруды, 2010г.
  3. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И., И учёба, и игра: русский язык.; Ярославль, Академия развития, 2006г.
  4. www.rm.kirov.ru – «Русский медвежонок – языкознание для всех».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звуки и буквы гласные, согласные,твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.

Дидактические игры развивающие  у детей  умение различать буквы гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, гласные, обозначающие один звук и два звука, парн...

Тест к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 1 класс. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

Данный тест поможет педагогам организовать работу на уроке, а  первоклассникам оценить уровень знаний по теме....

Гласные звуки и буквы гласных звуков

Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...

конспект логопедического занятия по теме" Звуки и буквы. Гласные и согласные", 1класс

конспект группового логопедического занятия с учащимися с ОНР, 1 класс...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

План - конспект "Звуки и буквы. Гласные звуки. Безударные гласные в корне слова"

План - конспект"Звуки и буквы. Гласные звуки. Безударные гласные в корне слова"Цели урока:1.Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне.2.Развивать письмен...