Сценарий урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Дмитриева   Елена Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Как еще изменяются слова. Изменение по падежам»

УМК «Гармония» 3 класс

Цели:

-познакомить учащихся с названиями остальных падежей и их вопросами;

-научить различать и совмещать падежи их вопросы;

- развивать  мыслительных способностей и речи учащихся;

- воспитывать интерес к предмету.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Вот и позвенел звонок,

Начинается урок –

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь!

  1. Проверка домашнего задания

Учитель называет слово из домашнего  задания, а ученики подбирают вопрос к нему.

-Сколько падежей в русском языке вы узнали?(Шесть)

-Как называется первый из падежей? (Именительный)

- На какие вопросы отвечает существительное в Именительном падеже (Кто? Что?)

3. Сообщение новой темы урока.

-Действительно, падежей шесть, но мы знаем только название самого главного. Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на этом уроке. (узнаем название остальных падежей).

- Ребята послушайте сказку.

        Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительным. Родился- стал Родительным. Пока был малышом, ему давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал  Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали Предложным.

        -Ребята, какие названия падежей вы услышали?  (учитель вывешивает на доске названия падежей)

        -Чтобы запомнить правильное расположение падежей послушайте стишок.

Иван  Родил  Девчонку

Велел  Тащить  Пеленку.

-Ребята, посмотрите, кто прилетел к нам в гости? (картинка на ней воробей с письмом)

-Да еще письмо в клювике. Давайте прочитаем.

Помогите собрать

правильно падежи и вопросы к ним.

(Падежи и вопросы написаны на отдельных карточках и «рассыпаны» на доске. Собираются вместе с учителем в порядке следования падежей).

-Чтобы хорошо знать названия падежей, их вопросы сделаем табличку подсказку. Открываем тетрадь-задачник на с 58 упр 198

                ПАДЕЖИ


                                                                       


______________________

Им.п                                                Слова-подсказки

Вопросы                                 Вопросы            

                                                          Предлоги

 - И так для каждого из падежей.

-Ребята давайте закончим предложения в этом тексте.

В именительном падеже никогда не бывает предлогов. А вот…, наоборот никогда не употребляется без предлогов, за что и получил свое название. Другие падежи: …- разрешают словам быть как с предлогами, так и без них.

4.Закрепление

-Давайте, составим несколько  предложений со словом воробей и  определим  падежи.

Серый воробей стучал клювом в окно. Ребята насыпали в кормушку воробью корма. Ребята написали сочинение о воробье.

Но прежде чем определить падежи  существительного давайте поработаем с памяткой, которая находится в учебнике. ( с.69)

1)Найти слово, которое командует существительным

2)Задать от слова-командира нужный вопрос.

3) Узнать и назвать падеж

- А теперь определите падежи в предложениях, которые мы с вами составили.

– Как запомнили падежи и вопросы к ним?

– Давайте проверим, выполнив упр. 198.

– Каким местоимением можно заменить слово «воробей»? (Он.)

– Может ли местоимение изменяться по падежам? Проверим это.

Им.

кто?

он

Р.

кого?

его

Д.

к кому?

к нему

В.

кого?

его

Т.

кем?

им

П.

о ком?

о нем

– Посмотрите, как изменяются местоимения 1-го и 2-го лица в упражнении 201.

– Что заметили? (У личных местоимений в именительном падеже нет предлогов, как и у существительных.)

Самостоятельная работа.

– Найдите существительные и определите падеж. Поставьте над словом-командиром «×».

Ж..вет в лесу белоч..ка. Гн..здо у неё (на) с..сне в дупле. Настала х..лодная зима. Сн..жком зам..ло п..ля. А белоч..ка в т..пле с..дит.

– У всех ли существительных и местоимений определили падеж?

– Что вызвало затруднение?

(Проверка при помощи сигнальных карточек с названием падежей.)

5. Итог урока.

– Какие новые названия падежей вы узнали?

– Как правильно определить падеж?

  6. Домашнее задание: стр 71 упр. 205.

– В этом упражнении авторы учебника уже помогли определить слово командир. Вам осталось подобрать правильно вопрос и определить падеж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Изменение имен существительных по падежам" 3 класс, 5 страниц

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Изменение имен существительных по падежам" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку «Изменение существительных по падежам», УМК " (3 класс)

Цель деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён суще...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж" УМК "Перспектива"

Цель: расширение знаний об именах существительных; формирование умения находить в предложении имена существительные в родительном падеже; формирование умения верно употреблять окончания существительны...

урок по русскому языку " изменение существительных по падежам"

урок по русскому языку " изменение существительных по падежам"...

Конспект по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" . Тема " Падеж имен существительных. Дательный падеж"

Цели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, предлоги.Планируемые результаты:Предметные:Знать: как распознавать имя существ...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Падежи имен существительных. Именительный падеж».

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.Задачи урока:развивать умение определять падеж по вопросу и вспомог...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное. Склонение имени существительного по падежам" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).Задачи урока: Дидактические:1. Обобщить и систематизировать...