Методические материалы. Русский язык. 4 класс. Неопределенная форма глагола
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

 На практическом материале дети приходят к выводу о том , какая форма глагола называется  неопределенной. Представлены  групповые формы работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметная область «Русский язык».

Тема: «Неопределенная форма глагола».

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 36

Веселова Наталья Владимировна

Цель:  Формирование образовательных компетенций учащихся через интерактивные формы деятельности в предметной области «Русский язык» по теме «Неопределенная форма глагола»

Задачи:

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1.  формирование  умения ориентироваться в своей системе знаний;
  2.  актуализация знаний о глаголе как части речи;
  3.  выявление признаков глаголов в неопределенной форме;
  4.  развитие умения распознавать глаголы в неопределенной форме и правильно  употреблять их в речи;
  5.  формирование  умения осознавать роль глаголов в речи;

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. формирование положительного отношения к познавательной деятельности;
  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  3. развитие способности к самооценке;
  4. формирование основ гражданской  идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее культуру
  5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  2. формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, давать оценку событиям;
  3. развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
  4. развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.

Оборудование:

  1. Учебник Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 4 класс ;
  2. компьютер, проектор, ноутбуки;
  1. презентация;
  2. лист самооценки,  фотографии достопримечательностей г.Владимир, рисунки (матрешка, горшок каши, книга), карточки-задания для работы в группах, карточки для игры «Разведка»;
  3. CD диск Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

формирование УУД

Организационно-мотивационный этап








Актуализация знаний и умений

























Выход на тему урока






Целеполагание

( в  сотвор-

честве  с учащимися











Этап построения проекта решения учебных задач









Этап изучения нового материала в ходе активного взаимодействия учителя и ученика

















































Этап первичного закрепления






































Работа в статичных парах




























Этап включения новых знаний в систему знаний





Работа в группах.

Планирование деятельности.
































































Этап рефлексии
























Самооценка участия в групповой работе.




Создаёт эмоциональный настрой.



Организует беседу, побуждает к высказыванию своего мнения




- О какой части речи мы вели разговор на предыдущих уроках?

- Что вы знаете о глаголе?

- Как изменяются глаголы




Организует интерактивную игру «Разведка»











Организует беседу по выявлению знаний, которые повторили в ходе игры «Разведка»

Выдвигает проблему по формулировке темы  урока


- Все ли слова оказались на доске?

- Прикрепите оставшиеся слова.

- Какое лишнее? Почему?

- Проверьте, нет ли среди этих слов  глаголов настоящего, прошедшего или будущего времени.

- А как вы проверяли?

- Смогли вы определить время у этих глаголов?

- Определите число.

- Можно ли определить кол-во участников действия?

- Мы не смогли определить ни время, ни число.

  -Как же можно назвать такую форму глагола?

Неопределенная форма глагола

Организует работу по постановке  учебных задач.  Уточняет понимание учащимися поставленных задач урока.

 - Можете ли вы сейчас отличить неопределенную форму от другой формы         глагола?

- Чему же должны будем научиться сегодня?

  1. Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм;
  2. Ставить вопросы;
  3. Образовывать неопределенную форму;
  4. Употреблять и находить глаголы в неопределенной форме в тексте;


Организует фронтальную  работу по классификации предложенных глаголов (по итогам игры «Разведка») и выявлению новой формы глагола


- Поставьте вопросы к глаголам.

- Какие вопросы прозвучали?

- Чем отличаются вопросы?

- Прочитайте те глаголы, которые отвечают на вопрос      Что делать? 

- Теперь те, которые отвечают на вопрос   Что сделать?

- Что заметили?

- У большинства глаголов, отвечающих на вопрос Что сделать?, есть приставка.

- Обратите внимание, на какие буквосочетания оканчиваются глаголы в н.ф.

- Иногда после них может стоять частица  - СЯ   или  - СЬ

- С какой формой глагола мы познакомились?

- Кто сможет рассказать о глаголах в неопределенной форме? (Пользуясь опорной схемой)

неопределенная           что делать?        -ть           время                                    форма                           что сделать?      -чь           число

                                                                 -ти

                 

Организует работу со словарями

- И еще одно серьезное дополнение:

- Найдите в словаре любой глагол

- Прочитайте

- Поставьте вопрос

- Посмотрите, на что оканчивается

- Сделайте вывод

- Почему так?

(Анимированный слайд)

Неопределенная форма глагола  не несет на себе отпечатка времени, числа, рода, поэтому ее выбрали как начальную форму. От нее образуются другие глагольные формы



Организует фронтальную проверку по классификации глаголов

- Запишите глаголы в два столбика (с  комментированием)

- Подчеркните    -ТЬ,  -ЧЬ,  -ТИ

- Придумайте свои глаголы в неопределенной

форме


Проводит диалог и на основе принятого решения, строит основы нового способа действия (алгоритм).

- А как же отличить глаголы в н. ф. от других глаголов

- Составим алгоритм


1.  Поставить вопрос

2.  Посмотреть, на что оканчивается глагол

3.  Сделать вывод


- Прочитайте глаголы в составленном алгоритме.

-Что вы можете о них сказать?




Предлагает поучаствовать в игре  «Узнай меня»

Игра:  (выбрать среди появляющихся на экране слов глаголы в неопределенной форме, пользуясь составленным алгоритмом)

   Слайд (см. приложение)

- В какой форме стоят выбранные нами глаголы?

- На какие вопросы отвечают?

- На что оканчиваются?

- Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока

1.Отличать неопределенную форму глагола от других глагольных форм

2.Ставить вопросы

3.Образовывать неопределенную форму

4.Употреблять и находить глаголы в неопределенной форме в тексте.


- Какие уже выполнили?

- Над какой задачей будем работать?

(Будем учиться образовывать неопределенную форму)


Предлагает выполнить упражнение из учебника, пользуясь составленным алгоритмом


Организует работу в статичных парах, выступает в  качестве помощника – фасилитатора  наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.


Упр. 419  (задание скорректировано, т.е. добавлены глаголы совершенного вида)

- Будьте внимательны, следите за вопросом  (если исходный глагол отвечает на вопрос Что делать?, значит,  все образованные от него формы будут отвечать на вопросы Что д….?)






Выдвигает проблему для групповой работы.


- На адрес школы пришло письмо для нашего класса

Слайд.


Здравствовать, ученики 4-а класса!

       Писать вам письмо жители далекой планеты. Мы хотеть рассказать вам о нашей жизни. Мы очень любить свою планету. Она красива. Мы беречь природу, уважать традиции нашего народа, изучать историю. Наш народ хотеть знать о вашем городе, об особенностях языка, о ваших национальных блюдах. Мы хотеть приехать в ваш город на экскурсию.

До свидания.


- Понятно ли вам содержание этого письма?

- Какая часть речи употреблена в тексте с нарушением норм русского языка?

- В какой форме стоят глаголы?

- Как вы думаете, почему?

( Видимо, это является  особенностью языка жителей той планеты).

- Кто сможет перевести текст этого письма на русский язык?


- Давайте приготовимся к встрече гостей.

- А как?

( Можно приготовить подарки).


Организует работу в группах

Задание для работы в группах:


-  Инопланетяне хотят посетить наш город.

- Составим путеводитель по центру нашего города – это будет задание для 1 группы.

- Им интересны особенности нашего языка. Русский язык богат крылатыми выражениями и пословицами. Над этим будут работать другие ребята, они выберут из словаря фразеологизмов несколько фраз и найдут в сборнике пословицы.

- Самым распространенным сувениром в России является матрешка. Но купить для всех мы не сможем, поэтому составим инструкцию по ее изготовлению из картона.

- А еще инопланетным гостям интересны наши национальные блюда. Издавна на Руси говорили: «Щи да каша – пища наша.» Вот мы и составим рецепт пшенной каши с грибами.


- Но, надо помнить об особенностях языка жителей той планеты - все глаголы должны быть употреблены в неопределенной форме!


Выступает в  качестве помощника – фасилитатора  наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.


Организует презентацию каждой группы, обобщает и резюмирует результаты работы.

Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.


Строит диалог с учащимися.

Подводит итог урока по ключевым вопросам. Побуждает к высказыванию своего мнения.


-Все справились с работой. Инопланетянам тексты будут понятны. Но и мы с вами не нарушили норм русского языка.

- Что нового узнали на уроке о глаголе?

- Обобщение по опорной схеме

- Вспомним задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока.

- Со всеми ли мы справились?



- Наш урок подошёл к концу. Оцените свою работу.


- Поделитесь своими мыслями.






Ученик читает стихотворение-приветствие

Прозвенел и смолк звонок,

Значит, начался урок.

Мы зря время не теряем,

Сейчас глагол мы изучаем.

Пишем правильно, читаем,

На вопросы отвечаем.


Вступают в диалог с учителем, приветствуют улыбкой одноклассников











Игра «Разведка»

«Дети-разведчики» выбирают, согласно карточкам-помощницам, детей с глаголами в разных временных формах и приглашают к доске.

Карточки с глаголами прикрепляют на доску.

«Дети-разведчики» обосновывают свой выбор (н.вр., б.вр. (простая форма), пр.вр.






Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения












Формулируют тему урока





Определяют задачи урока, обосновывают свою точку зрения

Отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения

 









Вступают в диалог с учителем.




Ставят вопросы к глаголам.







Анализируют, сопоставляют, делают выводы

Рассказывают о неопределенной форме глагола с помощью символически-условной модели





Находят в различных словарях  глаголы,

анализируя форму.

Формулируют вывод наблюдения.














 Распределяют глаголы на группы. Записывают слова в 2 столбика







Составляют алгоритм отличия глагола в неопределенной форме от других глагольных форм

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение










Игра «Узнай меня»

Следуя алгоритму, выбирают среди появляющихся на экране слов глаголы в неопределенной форме









Восстанавливают задачи урока, анализируют степень выполнения








Работают в статичных парах

Работа с учебником.









Образуют от данных глаголов глаголы в неопределенной форме и записывают их в тетрадь




Проверяют работу, оценивают свои действия


























Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.












Объединяются в группы,

распределяют роли, осуществляют поиск, сбор и анализ информации, составляют ответы на поставленные вопросы. По мере необходимости консультируются с учителем.

























Представляют выполненные задания по группам.


Участвуют в коллективной проверке




Участвуют в диалоге



















Заполняют листы самооценки.


Участвуют в диалоге с учителем

Регулятивные

Умение оценить своё эмоциональное состояние 


Коммуникативные 

Умение оформлять свои мысли в устной речи;

умение включаться в диалог


Познавательные

Умение ориентироваться в своей системе знаний по изучаемой теме





Познавательные УУД

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание


Познавательные

умение анализировать, проводить аналогии; узнавать части речи по их существенным признакам;

Коммуникативные

умение сотрудничать со сверстниками, управлять поведением партнёра







Регулятивные УУД

умение контролировать  и оценивать учебные действия, выявлять причины неудач




Коммуникативные

Умение включаться в диалог и коллективно обсуждать проблему

с учителем и сверстниками;

умение высказывать мотивированное, аргументированное суждение






Регулятивные УУД

умение отличать новое знание от уже известного

Познавательные УУД

умение ориентироваться в своей системе знаний;

выдвигать гипотезы;

умение прогнозировать


Регулятивные

Умение проявлять инициативу в постановке учебной задачи





Коммуникативные

Умение задавать вопросы










Познавательные

Умение выделить нужную информацию, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

использовать знаково-символические средства для решения учебных задач






Познавательные

Умение выделять существенную информацию из справочной литературы;

использовать логические операции при сравнении фактов











Регулятивные

Умение выявлять признаки глаголов в неопределенной форме , приводить примеры для раскрытия темы;

оценивать правильность выполнения работы, используя критерии, заданные учителем




Познавательные

Умение осуществлять анализ при составлении алгоритма















Регулятивные

Умение соотносить выполнение работы с алгоритмом





Познавательные

Умение строить рассуждения по теме урока;

анализировать, сравнивать


Регулятивные

Умение сохранять учебную задачу, воспроизводить её на разных этапах урока;

планировать свои действия в течение урока







Коммуникативные

Умение владеть диалоговой речью,

Задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании собеседника;

соблюдать правила речевого этикета;

договариваться и приходить к общему решению;

планировать,  контролировать, корректировать действия партнера

Личностные

Умение осознавать ответственность за будущий результат;

сотрудничать со сверстниками

Познавательные

Умение образовывать неопределенную форму глагола;

анализировать;

определять умения, которые будут сформированы  на основе выполнения данного вида работы  
























Коммуникативные

Умение включаться в диалог и коллективно обсуждать проблему

с учителем и сверстниками;

принимать и понимать задачу совместной работы;

распределять роли при выполнении заданий;

умение слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с поставленной задачей;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Регулятивные

Умение принимать и понимать

учебно-познавательную задачу;

проявлять инициативу при выполнении задания;

предлагать собственные способы решения поставленной задачи;

действовать согласно инструкциям;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

адекватно оценивать свои достижения и трудности

Познавательные

Распознавать глаголы в неопределенной форме, образовывать неопределенную форму и употреблять в речи глаголы в неопределенной форме;

воспроизводить информацию для решения учебной задачи;

анализировать результаты исследования и фиксировать его результаты;

;

Личностные

Овладение основами гражданской  идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее культуру;

проявление чувства гордости за свою Родину;

формирование эстетических чувств через знакомство с достопримечательностями родного города 
























Предварительный просмотр:

  1. Группа

  1. Образуйте от данных глаголов неопределенную форму.

Следите за вопросом!

глагол в неопределённой форме

гуляют

вошли

познакомились

узнают

полюбоваться

дойдут

рассматривал

кормила

отдыхают

слушали

2.  Прочитайте текст.

3.  Вставьте подходящие по смыслу глаголы из таблицы,  употребив их в неопределенной форме.

Владимир — один из самых древних городов России.

Основатель города — князь Владимир Красное Солнышко.

Владимир богат архитектурными памятниками.

Хорошо ________________ по центру нашего города,

___________________ в Золотые ворота,

_________________ с панорамой о нашествии хана Батыя,

______________________ о земляках-Героях Советского Союза, о космонавтах.

___________________ до Соборной площади и

____________________  Дмитриевским и Успенским соборами.

___________________ звон колоколов.

___________________ в парке у фонтана.

_________________ голубей — птиц мира и дружбы.

___________________ сувениры в сувенирной лавке.

Пронумеруйте фотографии достопримечательностей города в порядке их упоминания в тексте.



Предварительный просмотр:

2 группа

  1. Объясните фразеологизм одним глаголом, употребив его в неопределенной форме

Следите за вопросом!

Держать язык за зубами - ________________________

Зарубить на носу - _______________________________

Повесить нос - __________________________________

Показать, где раки зимуют - _______________________

Пускать пыль в глаза - ____________________________

Слова для справок: радовался, похвалить, запомнили, грустил, голодал, молчал, обманывали, кричали, наказал.

  1. Запишите глаголы в две группы

Что делать?

Что сделать?



Предварительный просмотр:

3 группа

  1. Прочитайте инструкцию. Образуйте от глаголов в скобках неопределённую форму

Внимательно следите за вопросом! 

(Взяли)_________шаблон и лист плотной бумаги.

(Вырезали)______________ матрёшку по контуру.

(Обвели)________________ его простым карандашом.

(Рассмотрели)____________________ образец.

(Вырезали) __________________ и (наклеили) _____________ их.

(Расположили)_____________ шаблон в центре листа.

(Нарисовали)___________________ лицо.

(Украсили)___________________ матрешку росписью.

(Разметили)___________________ детали косынки и фартука.

  1. Пронумеруйте предложения в том порядке, в котором следует выполнять работу

  1. Распредели глаголы из инструкции в две группы

Что делать?

Что сделать?



Предварительный просмотр:

4 группа

  1. Прочитайте рецепт каши. 
  2. Поставьте глаголы из скобок в неопределённую форму

Внимательно следите за вопросом!

Каша пшённая с грибами.

(Промыли)_______________ сушёные грибы. (Замочили)________________ их на два часа в теплой воде. Затем в этой же воде (отварили)_______________. (Откинули)_________________ готовые грибы на дуршлаг и мелко (порезали)_______________. В кипящий грибной бульон (засыпали)________________ пшено, (посолили)___________________________,(покрыли)______________________________ крышкой и (доведем)_________________ до готовности на медленном огне. В готовую кашу (добавим)________________ жареный лук, грибы. (Перемешаем)__________________и (подадим)_______________ к столу.

  1. Распредели глаголы из рецепта в  2 группы

Что делать?

Что сделать?



Предварительный просмотр:

Лист самооценки

Фамилия Имя____________________________________

Я умею определять тему урока

Я умею определять цель и задачи урока

Мне нравится работать в паре и в группе

Я знаю, что такое «Неопределенная форма глагола»

Выбери правильный ответ

1. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?, оканчиваются на –ть, -чь, -ти, у глаголов в неопределенной форме нельзя определить время и число.

2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы Что делают? Что сделают, у глаголов в неопределенной форме нельзя определить время и число.

3. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?, оканчиваются на –ть, -чь, -ти.

Я умею находить глаголы в неопределенной форме в тексте

Подчеркни  глаголы в неопределенной форме

Выходной день мы всегда проводим на свежем воздухе.

Хорошо проводить выходной день на свежем воздухе!

Я умею образовывать неопределенную форму глагола.

Поставь данные глаголы в неопределенную форму.

Встречал-_________________

Везу -  ___________________

Сберегу -_________________

У меня _________________настроение